Воздержа́ние (греч. ἐγκράτεια – энкратея, от ἐν (en, «в») + κράτος (krátos, «сила») –
1) форма христианского (аскетического) делания, состоящая в самоограничении от излишеств, направленная на духовно-нравственное совершенствование христианина через обуздание плоти, сосредоточение сил души на деятельном стремлении к Богу;
2) христианская добродетель, проявляемая в самоограничении верующего от излишеств в рамках осуществления им христианского делания;
3) отказ от чего-либо (пример: воздержаться от высказывания, от мясной пищи и пр.).
Апостол Павел считает воздержание общеобязательным требованием для христианина: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:25-27). Невоздержность апостол причисляет к порокам (2Тим.3:1-3). Воздержание – одна из основ целомудрия.
Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании следующее: «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою». Как и прочие христианские добродетели, воздержание стяжается в процессе соработничества человека и Бога.
Воздержание является необходимым условием здоровой и качественной жизни. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь».
При этом следует иметь в виду, что воздерживаться следует не от всего того, что приносит радость, а от того, что препятствует реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, что калечит душу. Например, интимная жизнь в браке естественна и благословенна, а вне брака – гибельна; то же касается приобретения мирских знаний в ущерб богопознанию и т.п.
Каковы разумные границы воздержания?
Различают разные виды воздержания, в частности: воздержание от грехов и воздержание от удовлетворения чрезмерных «естественных» потребностей. Воздерживаться от грехов христианин должен стремиться всегда, а воздержание от удовлетворения тех или иных «естественных» потребностей, следует осуществлять в той мере, в какой это целесообразно, уместно. Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании: «Последний предел воздержания есть – не заходить за ту черту, за которой воздержание начинает расстраивать здоровье тела, и еще – не простирать воздержания до изнеможения, лишающего сил исполнять лежащие на ком обязанности. Соблюдая эту меру, воздержание может являться в очень сильной степени и не быть укорным. Укорным здесь может быть только то, если кто обратит в неотложный закон для всех одну меру воздержания; потому что по разной крепости телесной у людей это определение может оказаться для иных разрушительным. Почему оно оставлялось и оставляется всегда на свободу».
Согласно свт. Василию Великому, общая мера воздержания – это «совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию». При этом во всем должна быть умеренность и постепенность, которые определяются исходя из индивидуальных особенностей человека и обстоятельств.
О супружеском воздержании
Супружеское воздержание – добровольный временный отказ супругов от интимных отношений, например, ради предания подвигу поста и молитвы. Слово Божие говорит об этом следующее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в [посте и] молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:4-5). Следует иметь в виду, что во время написания апостольских посланий еще не существовало продолжительных постов, нормированных канонами Церкви. Сами каноны также не содержат предписаний о безусловной обязательности супружеского воздержания в период постов, но содержат отсылку к вышеуказанными словами апостола Павла. Итак, Церковь рекомендует супружеское воздержание по взаимному согласию супругов на доступное их нравственным силам время (например, Великим постом: первая, четвёртая (Крестопоклонная), Страстная седмицы; или Рождественским: первая и последняя; или как-либо иначе).
Какое воздержание не является богоугодным?
Гангрский Собор так определяет условия богоугодного воздержания: «...воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем...» (21-й канон). Воздержание не является богоугодным при следующих условиях.
- Если оно мотивировано ложным благочестием, нехристианскими учениями. Апостол Павел пишет, что «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:23).
- Если оно связано с превозношением. 10-й канон Гангрского собора гласит: «Если кто-то из девствующих ради Господа станет превозноситься над состоящими в браке, да будет анафема».
- «Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема» (15‑й канон Гангрского собора).
- Если оно осуществляется лишь формально, театрально, по-фарисейски, напоказ.
Цитаты о воздержании
«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Но что, скажешь, может быть тяжелее этой необходимости и угрозы? И я говорю то же самое. Для чего же ты подвергаешь себя такой необходимости? Это должно было обдумать до брака, а не после брака».
свт. Иоанн Златоуст
«Есть воздержание языка: не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше.
Есть воздержание и для глаз: владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть… на что-либо неприличное.
Есть воздержание и в слухе: владеть слухом и не поражаться пустою молвой.
Есть воздержание в раздражительности: владеть гневом и не вдруг воспламеняться.
Есть воздержание от славы: владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.
Есть воздержание в мыслях: не склоняться на помыслы обольстительные и не обольщаться ими.
Есть воздержание в еде: владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя…
Есть воздержание в питии: владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси».
преподобный Ефрем Сирин
«Воздержанием начинается духовная жизнь, подаются вечные блага, уничтожается жало сластолюбия...».
святитель Василий Великий
«Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
прп. Амвросий Оптинский
Литература по теме
- Воздержание Энциклопедия изречений Святых отцов
- Воздержание Н.Е. Пестов
- Путь чистоты иеросхимонах Сергий (Четвериков)
- Воздержание Г.И. Шиманский
- Пост и супружеские отношения свящ. Даниил Сысоев
- О воздержании Владимир Ковальджи
- Воздержание Игумен Марк (Лозинский)
- История одной христианской семьи
- Воздержание Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
- Какая мера воздержания? свт. Василий Великий
- Как следует питаться и о воздержании Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию»
- Воздержание свящ. Георгий Максимов
- Учение св. Василия Великого о воздержании игум. Дионисий (Шлёнов)
- Вредно ли воздержание: мнение психолога Наталья Ярасова
- О регламентации супружеских отношений свящ. Вадим Коржевский
Комментировать