Воздержание

***

Воздержа́ние (греч. Ἐγκράτεια — энкра­тея, от ἐν (en, «в») + κράτος (krátos, «сила») – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель про­яв­ля­ю­ща­яся с отри­ца­тель­ной сто­роны в само­огра­ни­че­нии от изли­шеств, пре­пят­ству­ю­щих духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию, а в поло­жи­тель­ном — в обуз­да­нии плоти, сосре­до­то­че­нии сил души на дея­тель­ном стрем­ле­нии к Богу; 2) отказ от чего-либо (пример: воз­дер­жаться от выска­зы­ва­ния, от мясной пищи и пр.).

Можно ска­зать, что воз­дер­жа­ние про­яв­ля­ется в отчуж­де­нии от плот­ских стра­стей и при­ня­тия гре­хов­ных помыс­лов, т.е. удер­жи­ва­ние себя от испол­не­ния тех своих жела­ний, кото­рые не согла­су­ются с Божией волей, не дают пользы душе.

При этом сле­дует иметь в виду, что:

  • воз­дер­жи­ваться сле­дует не от всего, что при­но­сит радость, а от того, что кале­чит душу. Напри­мер, интим­ная жизнь в браке есте­ственна и бла­го­сло­венна, а вне брака — гибельна; то же каса­ется обще­ния с людьми бла­го­че­сти­выми или пороч­ными, при­об­ре­те­ния мир­ских знаний в ущерб бого­по­зна­нию и т.п.;
  • если чело­век сосре­до­то­чи­вает вни­ма­ние на телес­ной части своего суще­ства, то не может с такой же напря­жен­но­стью жить духов­ной жизнью; одно обя­за­тельно живет за счет дру­гого, в ущерб дру­гому. 

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин:
«Есть воз­дер­жа­ние языка: не гово­рить много и не гово­рить пустого, вла­деть языком и не зло­сло­вить, не празд­но­сло­вить, не кле­ве­тать одному на дру­гого, не пере­су­жи­вать брата, не откры­вать тайн, не зани­маться тем, что не наше.
Есть воз­дер­жа­ние и для глаз: вла­деть зре­нием, не устрем­лять взора или не смот­реть… на что-либо непри­лич­ное.
Есть воз­дер­жа­ние и в слухе: вла­деть слухом и не пора­жаться пустою молвой.
Есть воз­дер­жа­ние в раз­дра­жи­тель­но­сти: вла­деть гневом и не вдруг вос­пла­ме­няться.
Есть воз­дер­жа­ние от славы: вла­деть своим духом, не желая про­слав­ле­ния, не искать славы, не пре­воз­но­ситься, не искать чести и не над­ме­ваться, не меч­тать о похва­лах.
Есть воз­дер­жа­ние в мыслях: не скло­няться на помыслы обо­льсти­тель­ные и не обо­льщаться ими.
Есть воз­дер­жа­ние в еде: вла­деть собой и не выис­ки­вать пищи обиль­ной или доро­гих яств, не есть не вовремя…
Есть воз­дер­жа­ние в питии: вла­деть собою и не ходить на пиры, не услаж­даться при­ят­ным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выис­ки­вать разных напит­ков, не гоняться за удо­воль­ствием пить искусно при­го­тов­лен­ные смеси».

«Воз­дер­жа­нием начи­на­ется духов­ная жизнь, пода­ются вечные блага, уни­что­жа­ется жало сла­сто­лю­бия…»
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

***

Если постом потреб­ность в пище всё же удо­вле­тво­ря­ется упо­треб­ле­нием других про­дук­тов, то супру­же­ские отно­ше­ния ничем заме­нить невоз­можно. И в то же время, напри­мер, сорок-пять­де­сят дней далеко не все могут воз­дер­жи­ваться. Поэтому в данном случае необ­хо­димо выпол­нить основ­ное пра­вило поста — разум­ное, доб­ро­воль­ное, по вза­им­ному согла­сию и по сове­сти воз­дер­жа­ние супру­гов на доступ­ное их нрав­ствен­ным силам время (напри­мер, Вели­ким постом: первая, чет­вёр­тая (Кре­сто­по­клон­ная), Страст­ная сед­мицы; или Рож­де­ствен­ским: первая и послед­няя; или как-либо иначе) — одним словом, какое-то воз­дер­жа­ние обя­за­тельно нужно как выра­же­ние своего бла­го­го­ве­ния к тому послу­ша­нию, кото­рое дано Цер­ко­вью для нашей пользы.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки