Библиотеке требуются волонтёры

Алкоголизм

Аудио-версия статьи

***

Алкоголи́зм (пьян­ство) – про­яв­ле­ние стра­сти чре­во­уго­дия, попытка реше­ния духов­ных про­блем упо­треб­ле­нием неко­то­рых про­дук­тов в пищу.

Алко­го­лизм – с физи­че­ской точки зрения: хро­ни­че­ское забо­ле­ва­ние, обу­слов­лен­ное систе­ма­ти­че­ским потреб­ле­нием спирт­ного; про­яв­ля­е­мое в стой­кой пси­хо­ло­ги­че­ской и физио­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти от алко­голя; а с духов­ной – гре­хов­ная страсть.

В Свя­щен­ном Писа­нии пьян­ство стоит в одном ряду с муже­ло­же­ством и ско­то­ло­же­ством: 1Кор.6:10; Лк.21:34; Тов.4:15; Гал.5:21; 1Пет.4:3; Сир.31:30.

Изле­че­ние от алко­го­лизма тре­бует духов­ной дис­ци­плины: еже­днев­ной молитвы, еже­днев­ного чтения Свя­щен­ного Писа­ния, регу­ляр­ного уча­стия в Таин­ствах Испо­веди и Свя­того При­ча­ще­ния.

Все зави­си­мо­сти – это неудач­ная чело­ве­че­ская попытка обре­сти внут­рен­нее рав­но­ве­сие без помощи Бога, своего рода попытка обре­сти Цар­ствие Небес­ное в цар­ствии под­зем­ном. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что есть три вида капи­тала – денеж­ный, чинов­ный и духов­ный, и если для чело­века глав­ным явля­ется духов­ный капи­тал, то он не попа­дет в зави­си­мость ни от денег, ни от чинов, ни от нар­ко­ти­ков, ни от алко­голя. «Ищите же прежде Цар­ствия Божия и правды Его, и сия вся при­ло­жатся вам» (Мф.6:33).
иерей Гри­го­рий Гри­го­рьев

***

Почему, если алко­го­лизм — болезнь, он пре­пят­ствует вхож­де­нию в Цар­ство Небес­ное (1Кор.6:10); разве болезнь — грех?

По ряду кри­те­риев алко­го­лизм и дей­стви­тельно при­зна­ётся болез­нью, причём широко рас­про­стра­нен­ной, труд­но­из­ле­чи­мой.

В то же время в ряду болез­ней он зани­мает особое место. И дело здесь вот в чём. Многие болезни воз­ни­кают и про­грес­си­руют вне зави­си­мо­сти от жела­ния (вопреки жела­нию) чело­века.

Алко­го­лизм же во многом обу­слов­лен именно созна­тель­ным вле­че­нием к спирт­ному, особым рас­по­ло­же­нием его душев­ных сил. Можно ска­зать, что алко­го­лизм явля­ется болез­нью нрав­ствен­ного, духов­ного порядка. Соб­ственно говоря, и лечить её исклю­чи­тельно меди­цин­скими сред­ствами, игно­ри­руя духов­ные, крайне трудно, а иногда — почти невоз­можно.

В рамках Пра­во­слав­ного Нрав­ствен­ного Бого­сло­вия пьян­ство опре­де­ля­ется прежде всего как гре­хов­ная страсть. Стало быть, пре­одо­ле­ние алко­голь­ной зави­си­мо­сти глав­ным обра­зом под­ра­зу­ме­вает духов­ные, бла­го­дат­ные сред­ства.

Для чело­века, под­чи­нен­ного пьян­ству, алко­голь ста­но­вится одним из глав­ных (если не глав­ным) пред­ме­тов стрем­ле­ний. Бог, семья, твор­че­ство, работа, забота о нрав­ствен­ном само­вос­пи­та­нии, о хри­сти­ан­ском долге отсту­пают на задний план.

В слу­чаях край­ней зави­си­мо­сти от спирт­ного алко­голь фак­ти­че­ски пре­вра­ща­ется в идола. В этой связи пьян­ство постав­ля­ется в Свя­щен­ном Писа­нии в один ряд с идо­ло­по­клон­ством (1Кор.6:9-10).

Кроме того, по раз­ру­ши­тель­но­сти и пагуб­но­сти пьян­ства, оно сопо­став­ля­ется с блудом, муже­лож­ством, лихо­им­ством, хищ­ни­че­ством (1Кор.6:9-10).

Стало быть, чело­век, зло­упо­треб­ля­ю­щий спирт­ными напит­ками и не жела­ю­щий это заня­тие пре­кра­щать, сам пре­пят­ствует себе вхож­де­нию в Цар­ство Божие.

Можно ли побо­роть алко­го­лизм в оди­ночку?

В оди­ночку справ­ляться с пьян­ством трудно. Очень хорошо, приняв реше­ние бро­сить пить, обра­титься за помо­щью к гра­мот­ному, пра­во­слав­ному спе­ци­а­ли­сту. Весьма эффек­тивны все­воз­мож­ные пра­во­слав­ные общины, пра­во­слав­ные брат­ства трез­во­сти, где соби­ра­ются люди, объ­еди­нен­ные реши­мо­стью побе­дить пагуб­ную зави­си­мость и помочь другим. Там можно найти под­держку и совет, друзей, еди­но­мыш­лен­ни­ков в борьбе с пагуб­ной стра­стью. И глав­ное, помните, глав­ный наш Помощ­ник – Гос­подь Бог. Если чело­век искренне хочет изба­виться от зави­си­мо­сти и горячо просит Бога об исце­ле­нии, Гос­подь обя­за­тельно помо­жет. Беда в том, что многие не имеют реши­мо­сти сде­лать это или просто не хотят.

Как молиться, если осо­знал, что хочешь изба­виться от вино­пи­тия?

Борьбу с алко­го­лиз­мом будем начи­нать с молитвы. Не нужно стро­ить дале­ких планов, а просто настро­имся на еже­днев­ную борьбу с грехом. День прошел без алко­голя – и слава Богу. Проснув­шись утром, прочтя утрен­нее пра­вило, будем от всей души молиться Богу (можно своими сло­вами) об избав­ле­нии от алко­го­лизма: «Гос­поди, помоги этот день не пить, помоги справ­ляться с мыс­лями о выпивке, укрепи мои немощ­ные силы». Молясь так, мы, во-первых, просим у Бога помощи на гря­ду­щий день, а во-вторых, настра­и­ва­емся на жизнь без алко­голя. Так про­хо­дит день. На сле­ду­ю­щее утро опять молимся, опять гото­вимся про­жить день без выпивки. Потом второй, третий, неделю, а дальше уже легче: при­об­ре­та­ется навык борьбы с этим грехом. Самое глав­ное – не забы­вать каждое утро начи­нать с этой молитвы, и Гос­подь помо­жет. 

Какая икона помо­гает изба­виться от пьян­ства?

Помо­гает изба­виться от пьян­ства не икона, а Гос­подь Бог – мы покло­ня­емся Пер­во­об­разу через Его Образ (то есть не доске, не изоб­ра­же­нию на ней, а Богу, Бого­ро­дице, святым, изоб­ра­жен­ным на этой доске). Да, есть тра­ди­ция, согласно кото­рой веру­ю­щие в тех или иных ситу­а­циях молятся перед тем или иным обра­зом. Напри­мер, перед иконой Божией Матери «Неупи­ва­е­мая Чаша» при­нято молиться, чтобы полу­чить исце­ле­ние от болез­ней, в том числе от алко­го­лизма и нар­ко­ма­нии. Но если у вас нет такой иконы, ничего страш­ного, возь­мите другую. Если нет ника­кой иконы и нет воз­мож­но­сти ее при­об­ре­сти, моли­тесь без иконы. Бог слышит ваши молитвы и без иконы, самое глав­ное устре­миться к Богу всем серд­цем: «Всем серд­цем моим ищу Тебя» (Пс.118:10); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не гре­шить пред Тобою» (Пс.118:11). Слышат наши молитвы и Божия Матерь, и святые – они хода­тай­ствуют, молятся о нас пред Гос­по­дом.

Кроме первые шаги сле­дует сде­лать жела­ю­щему пре­одо­леть алко­голь­ную зави­си­мость?

  1. Уда­лите из дома все бутылки с алко­го­лем, и даже пустые, чтобы не было напо­ми­на­ния о пьян­стве. Доступ­ность алко­голя – первый фактор, про­во­ци­ру­ю­щий пьян­ство;
  2. Избе­гайте ком­па­ний, где пьют; на несколько меся­цев пре­кра­тите походы в гости и сами не устра­и­вайте засто­лий. Рас­ска­жите дру­зьям и родным, что бро­сили пить;
  3. Если вас тянет к алко­голю, про­ана­ли­зи­руйте, когда и почему (снять стресс, тоск­ливо на душе, про­блемы на работе и дома). Запи­шите, как пре­одо­лели тягу, как решили про­блемы без алко­голя; если был срыв – также про­ана­ли­зи­руйте ошибки, поду­майте, как не повто­рить их, как избе­жать ситу­а­ций, про­во­ци­ру­ю­щих пьян­ство;
  4. Не сидите без дела, но и не пере­утом­ляй­тесь; ста­рай­тесь, чтобы все сво­бод­ное время было чем-то запол­нено: моли­тесь, читайте, най­дите инте­рес­ное хобби;
  5. Больше общай­тесь с близ­кими, гуляйте, зай­ми­тесь физ­куль­ту­рой и спор­том;
  6. Зай­ми­тесь само­об­ра­зо­ва­нием в анти­ал­ко­голь­ной обла­сти, больше узна­вайте о вреде алко­голя и о том, как спра­виться с зави­си­мо­стью.

Допу­стимо ли с духов­ной точки зрения лечиться от алко­го­лизма мето­дом «коди­ро­ва­ния»?

В чем суть коди­ро­ва­ния? Во время довольно про­дол­жи­тель­ного сеанса гип­ноза боль­ному вну­ша­ется, что у него в мозгу сфор­ми­ро­ван некий код, кото­рый мгно­венно сра­бо­тает и при­ве­дет к смерти, если паци­ент про­дол­жит упо­треб­лять алко­голь. Иногда для уси­ле­ния дей­ствия коди­ро­ва­ния в орга­низм боль­ного еще и вво­дится опре­де­лен­ный пре­па­рат, кото­рый при вза­и­мо­дей­ствии с алко­го­лем вызы­вает очень болез­нен­ную реак­цию: тош­ноту, рвоту, повы­шен­ное серд­це­би­е­ние и прочее.

Почему коди­ро­ва­ние не стоит реко­мен­до­вать как метод лече­ния? Во-первых, коди­ро­ва­ние – это вме­ша­тель­ство, втор­же­ние в пси­хику, в мозг чело­века, что всегда чре­вато все­воз­мож­ными пси­хи­че­скими рас­строй­ствами. Во-вторых, лече­нием коди­ро­ва­ние не явля­ется. Просто чело­века под стра­хом смерти на опре­де­лен­ный срок про­грам­ми­руют на невоз­мож­ность упо­треб­ле­ния алко­голя; он не сам борется с болез­нью, а отдает свою волю во власть нар­ко­лога-коди­ров­щика. Еще одна опас­ность коди­ро­ва­ния в том, что алко­го­лик, не имея воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рить свою страсть, часто просто заме­няет ее на какую-нибудь другую.

Зави­си­мому и его срод­ни­кам сле­дует пом­нить, Еван­ге­лие гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти в каче­стве усло­вия исце­ле­ния пока­я­ние страж­ду­щего для про­ще­ния грехов. Однако лже-врачи, гип­но­логи и коди­ров­щики, о пока­я­нии не заду­мы­ва­ются и не при­дают этому ника­кого зна­че­ния. Пьян­ство, кото­рое воз­буж­да­ется бесами при соб­ствен­ном сла­бо­во­лии и без­от­вет­ствен­но­сти, не прой­дет без молитвы и поста, без сокру­ше­ния сер­деч­ного, без спа­си­тель­ных Таинств Церкви. Вывод одно­зна­чен. Коди­ро­ва­ние и иное ему подоб­ное воз­дей­ствие на душу чело­века – это бесов­щина. Сто­ро­ни­тесь такого «цели­тель­ства» и отго­ва­ри­вайте от него тех, кто будет с вами сове­то­ваться по этому поводу.

Правда ли что в вет­хо­за­вет­ные вре­мена было более лояль­ное отно­ше­ние к алко­голю, чем сейчас?

Упо­треб­ле­ние вина было необ­хо­ди­мой частью любого празд­ника (Ис.5:12), так как оно «весе­лит сердце чело­века» (Пс.103:15; Суд.9:13; Еккл.10:19; Сир.31:32). Однако чрез­мер­ное упо­треб­ле­ние алко­голя в Древ­нем Изра­иле одно­значно вос­при­ни­ма­лось как грех. Про­роки и муд­рецы настав­ляли против пьян­ства и под­чер­ки­вали его тяже­лые послед­ствия. Пророк Исаия обви­няет тех, кто зло­упо­треб­ляет как вином, так и креп­кими напит­ками (Ис.5:11-12), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опья­не­ния не пей, и пьян­ство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов.4:15). Слу­жа­щим свя­щен­ни­кам в вет­хо­за­вет­ные вре­мена было запре­щено пить вино под стра­хом смерти (Лев.10:8-11; Иез.44:21). В Свя­щен­ном Писа­нии даются при­меры постыд­ного пове­де­ния пьяных: опья­нев­ший шата­ется (Пс.106:27; Притч.23:34), его тошнит (Ис.28:8; Иер.25:27), он имеет «баг­ро­вые глаза» (Притч.23:29), над ним сме­ются (Ос.7:5), он лиша­ется при­ли­чия (Плач.4:21), ума (Ос.4:11), разо­ря­ется (Притч.23:21), а началь­ники-пья­ницы не спо­собны выпол­нять свои обя­зан­но­сти (Притч.31:4-5). При­во­дятся при­меры поступ­ков, свя­зан­ных с опья­не­нием Ноя (Быт.9:21), Лота (Быт.19:31-38), Навала (1Цар.25:36-39), Давида (2Цар.11:13), Аве­са­лома (2Цар.13:28), Илы (3Цар.16:9-10), Вели­а­зара (Дан.5:2), Оло­ферна (Иудиф.13:2).

В Свя­щен­ном Писа­нии среди алко­голь­ных напит­ков наряду с вином часто упо­ми­на­ется сикер (сикера). Что это?

Дей­стви­тельно, в Свя­щен­ном Писа­нии мы встре­чаем слово сикер (сикера), напри­мер, когда читаем об Иоанне Кре­сти­теле: «…ибо он будет велик пред Гос­по­дом; не будет пить вина и сикера…» (Лк.1:15). Сикер – это общее обо­зна­че­ние для любого алко­голь­ного напитка, помимо вино­град­ного вина, – пива, сидра, паль­мо­вого вина и т. п. Из пере­во­дов Библии сикера вошла в ста­ро­сла­вян­ский и древ­не­рус­ский языки. В рус­ском языке слово сикера в зна­че­нии «хмель­ной напи­ток вообще» вышло из упо­треб­ле­ния к XV веку, и в совре­мен­ном рус­ском языке исполь­зу­ется только в цер­ков­ном лек­си­коне. Наи­бо­лее извест­ное и яркое из биб­лей­ских предо­сте­ре­же­ний против пьян­ства (с упо­ми­на­нием сикера) из книги Притч Соло­мона звучит как: «Вино — глум­ливо, сикера — буйна; и всякий, увле­ка­ю­щийся ими, нера­зу­мен» (Притч.20:1).

Каково было отно­ше­ние к алко­голю в первые века хри­сти­ан­ства?

Апо­стол Павел пишет: «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство; но испол­няй­тесь Духом» (Еф.5:18), «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники —Цар­ства Божия не насле­дуют» (1Кор.6:9). При этом он реко­мен­до­вал Апо­столу Тимо­фею: «Впредь пей не одну воду, но упо­треб­ляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих неду­гов» (1Тим.5:23). Здесь сле­дует отме­тить, что в Рим­ской Импе­рии, а Апо­стол Павел являлся рим­ским граж­да­ни­ном, вино почти всегда сме­ши­ва­лось с водой. Счи­та­лось, что нераз­бав­лен­ный алко­голь­ный напи­ток упо­треб­ляют только «вар­вары» (в 13 вина обычно добав­ляли до 23 воды).

Святые Отцы, осуж­дая пьян­ство, защи­щали воз­мож­ность уме­рен­ного упо­треб­ле­ния алко­голя в обы­ден­ной жизни против совре­мен­ных им ере­ти­че­ских дви­же­ний (эбио­ни­тов, энкра­ти­тов, мани­хеев и проч.), счи­тав­ших сам напи­ток злом («На восемь­де­сят ересей Пана­рий, или Ковчег»). Согласно кано­ни­че­ским пра­ви­лам, епи­ско­пов, пре­сви­те­ров и диа­ко­нов сле­дует извер­гать из сана, а мирян отлу­чать от Церкви, если они отка­зы­ва­ются от вина не ради подвига воз­дер­жа­ния, а по при­чине гну­ше­ния (Ап. 51, 53). Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, спе­ци­ально рас­смат­ри­вав­ший вопрос о том, как сле­дует вести себя хри­сти­а­нам на пирах, реко­мен­до­вал только моло­дым людям совсем воз­дер­жи­ваться от В., прочим же сове­то­вал упо­треб­лять его уме­ренно по вече­рам, при наступ­ле­нии холо­дов и для улуч­ше­ния пище­ва­ре­ния («Педа­гог»). Пожи­лым же людям, по мнению Кли­мента, можно пить в боль­ших коли­че­ствах, но не дово­дить себя до помут­не­ния рас­судка и паде­ний. Как отме­чал свт. Иоанн Зла­то­уст, «не вино — зло, а пьян­ство» (Беседы о ста­туях). Про­блеме пьян­ства посвя­щена беседа свт. Васи­лия Вели­кого «На упи­ва­ю­щихся». Пьян­ство в отли­чие от уме­рен­ного упо­треб­ле­ния алко­голя счи­та­ется тяже­лым грехом. Воз­дер­жа­ние от вино­пи­тия может исполь­зо­ваться как епи­ти­мья.

Алко­го­лизм как духов­ная болезнь 

НЕ В ВИНЕ ВИНА

“Диавол ничего так не любит, как рос­кошь и пьян­ство,
поскольку никто так не испол­няет его воли, как пья­ница”
св. Иоанн Зла­то­уст

В «Древ­нем Пате­рике» есть харак­тер­ный рас­сказ о том, как неко­ему еги­пет­скому пустын­но­жи­телю бес обещал, что не будет его больше угне­тать ника­кими иску­ше­ни­ями только бы он совер­шил какой-нибудь грех.

Он пред­ло­жил сле­ду­ю­щие три греха: убий­ство, блуд и пьян­ство. Пустын­ник же тот поду­мал про себя так: «Чело­века убить – страшно, ибо это есть само по себе боль­шое зло и заслу­жи­вает смерт­ной казни, как по Божьему суду, так и по граж­дан­скому. Блуд совер­шить – стыдно, погу­бить хра­ни­мую до того чистоту тела – жаль, и гнусно осквер­ниться не познав­шему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, неболь­шой грех, ибо чело­век скоро про­трезв­ля­ется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угне­тал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое руко­де­лие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По дей­ствию сата­нин­скому слу­чи­лось ему бесе­до­вать с некоей бес­стыд­ной и пре­лю­бо­дей­ной жен­щи­ной. Будучи пре­льщен, он пал с ней. Когда он совер­шал с нею грех, пришел муж той жен­щины и застал гре­ша­щего с женой, начал его бить. А он, опра­вив­шись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким обра­зом, тот пустын­ник совер­шил все три греха, каких он трез­вый боялся и гну­шался, и через это погу­бил мно­го­лет­ние труды свои. Разве только истин­ным пока­я­нием он смог снова найти их, ибо мило­сер­дием Божиим чело­веку, истинно каю­ще­муся, воз­вра­ща­ются его преж­ние заслуги, кото­рые он погу­бил гре­хо­па­де­нием.

Вот как вино­пи­тие тол­кает на все грехи и лишает спа­се­ния, погуб­ляя доб­ро­де­тели. Истину гово­рит апо­стол: «Не упи­вай­тесь вином, в нем же есть блуд» (Eф.5:18). (Тво­ре­ния св. Димит­рия Ростов­ского. СПб., С.455–456)

Страсть пьян­ства – телес­ная, а «дви­же­ние плот­ских стра­стей пре­се­кает воз­дер­жа­ние» (Доб­ро­лю­бие, т.1, с.600). Поэтому святые подвиж­ники пред­по­чи­тали даже совер­шенно не упо­треб­лять вина. Вот напи­сано об этом в зна­ме­на­тель­ном памят­нике аске­ти­че­ской лите­ра­туры – «Луге Духов­ном»:

«В два­дцати милях от Алек­сан­дрии есть Лавра… Туда мы при­были к авве Фео­дору и спро­сили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь и мы раз­ре­шили на вино?» «Нет!”- отве­чал старец. А как же раз­ре­шали древ­ние отцы?» «Древ­ние отцы были велики и сильны – они могли раз­ре­шать и опять запре­щать. А наш род, чада, не может раз­ре­шать и запре­щать. Если мы раз­ре­шим, то уже не выдер­жим стро­гого подвиж­ни­че­ства» (Луг Духов­ный. Сер­гиев Посад. 1915 с. 192–193).

Или еще такой пример из древ­но­сти. «Одна­жды в скиту сде­лано было уго­ще­ние для братии. Одному из при­сут­ству­ю­щих стар­цев подали чашу вина. Он отка­зался выпить ее, сказав подав­шему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, участ­во­вав­шие в тра­пезе, увидев это, также не стали пить вина”(Св. Игна­тий Бря­ча­ни­нов. Отеч­ник. Пб. 1903 с. 482).

И, нако­нец, при­ве­дем рас­сказ о несколько ином случае воз­дер­жа­ния, кото­рый иллю­стри­рует рас­су­ди­тель­ность святых подвиж­ни­ков. «Один из стар­цев, налив вино в чашу, поднес ее авве Сисою, тот выпил; потом поднес вторую, он принял и вторую. Когда же старец пред­ло­жил ему третью, авва не принял и сказал: «Пере­стань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных отцов. М. 1845 с. 289)

Важно понять, что алко­го­лизм это без сомне­ния болезнь, но в то же время, с точки зрения рели­ги­оз­ной антро­по­ло­гии, алко­го­лизм – это страсть, от кото­рой ни один чело­век не спо­со­бен изба­виться без­бо­лез­ненно, не изме­нив ничего в своей душе и созна­нии. Что такое страсть? Страсть – это зло­ка­че­ствен­ный недуг души, пагуб­ный навык, обра­зу­ю­щийся при мно­го­крат­ном испол­не­нии каких-либо пороч­ных вле­че­ний, кото­рые ста­но­вятся потреб­но­стью чело­века, входят в его при­вычку, влияют на его образ жизни, власт­вуют над ним – вся даль­ней­шая жизнь чело­века стро­ится в зави­си­мо­сти от дан­ного при­стра­стия. «Пьян­ство про­ис­хо­дит не от вина – и вино создано Богом… но пороч­ная воля про­из­во­дит пьян­ство» (Иоанн Зла­то­уст) и, сле­до­ва­тельно, необ­хо­димо вна­чале изме­нить свою волю – отка­заться от само­оправ­да­ния, при­знать свою страсть и свое бес­си­лие перед ней и попро­сить помощи. В этом случае помощь меди­цины ока­жется намного эффек­тив­ней, поскольку боль­ной сам будет искать исце­ле­ния. Но именно это самое слож­ное.

В Пра­во­сла­вии давно известно, что при­чи­ной алко­го­лизма явля­ется духов­ное забо­ле­ва­ние – гор­дость. Одним из ее про­яв­ле­ний в чело­ве­че­ской при­роде счи­та­ется такое каче­ство как свое­во­лие. Люди с алко­голь­ной зави­си­мо­стью – свое­воль­ные люди. Это мнение осно­вано не на догадке, а на твер­дом дока­за­тель­стве и иссле­до­ва­нии. Хими­че­ски зави­си­мые люди послед­ними видят свои про­блемы. Они не могут видеть себя со сто­роны. Внут­ренне, в душе алко­го­лик не выно­сит (не терпит) кон­троля людей и Бога. Он, алко­го­лик, «есть и будет хозя­и­ном своей судьбы». Ум его закрыт для вос­при­я­тия других идей, утвер­жде­ний, знаний.

Под­водя итог выше­ска­зан­ному можно утвер­ждать два момента, необ­хо­ди­мых для пре­одо­ле­ния алко­голь­ной зави­си­мо­сти. В первую оче­редь это жела­ние самого страж­ду­щего бро­сить пить и готов­ность вести трез­вую жизнь, причем не какой-то огра­ни­чен­ный срок (год, два, пять лет — это все пустые отго­ворки, не дающие необ­хо­ди­мого эффекта), а посто­янно. Во-вторых, для этого необ­хо­димо отка­заться от свое­во­лия и попро­сить помощи ничего не скры­вая и не тая от врачей и близ­ких.

Что же каса­ется хри­стиан страж­ду­щих этим неду­гом, то для них реша­ю­щими могут стать эти слова апо­стола Павла: «Пья­ницы Цар­ствия Божия не насле­дуют» (1Кор.6:10).

Пра­во­слав­ный меди­цин­ский сервер



ЛЕКАР­СТВО ОТ АЛКО­ГО­ЛИЗМА 

Страсть вино­пи­тия, — источ­ник многих зол и бед­ствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудер­жимо, вопреки логике и здра­вому смыслу, влечет чело­века к бутылке? Что же такое алко­го­лизм: болезнь, страсть, образ жизни? И глав­ное — можно ли изба­вить чело­века от алко­голь­ной зави­си­мо­сти?

С этими вопро­сами я обра­ти­лась к о. Алек­сию Бабу­рину, насто­я­телю храма Св. Нико­лая в под­мос­ков­ном селе Ромаш­ково, где с 1992 года дей­ствует первый в России клуб трез­во­сти при пра­во­слав­ном при­ходе. О. Алек­сий — врач-пси­хи­атр по обра­зо­ва­нию, долгое время зани­мался про­бле­мами алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии, таба­ко­ку­ре­ния во Все­со­юз­ном кар­дио­ло­ги­че­ском науч­ном центре. Рабо­тал над дис­сер­та­цией, кото­рую закон­чить не успел — ушел слу­жить в Цер­ковь. Но, как он гово­рит, не для того, чтобы рас­ста­ваться с вра­че­ва­нием, а, напро­тив, чтобы заняться под­лин­ным исце­ле­нием — духов­ным. Сейчас, в сане пра­во­слав­ного свя­щен­ника, о. Алек­сий участ­вует в меж­ду­на­род­ных съез­дах нар­ко­ло­гов, пишет науч­ные труды, рабо­тает над про­грам­мой помощи людям с алко­голь­ной зави­си­мо­стью и их семьям.

— О. Алек­сий, алко­голь — это зло. Почему же Пра­во­слав­ная Цер­ковь раз­ре­шает упо­треб­ле­ние спирт­ных напит­ков, более того, исполь­зует вино в бого­слу­жеб­ных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в непра­виль­ном, точнее, неуме­рен­ном его упо­треб­ле­нии. В неболь­ших дозах вино не вредно, даже ока­зы­вает неко­то­рый тера­пев­ти­че­ский эффект. В одном из посла­ний апо­стола Павла Тимо­фею содер­жится совет послед­нему упо­треб­лять вино с водой ради боль­ного желудка (1Тим.5:23). К тому же вино — про­дукт сози­да­тель­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти чело­века и поэтому исполь­зу­ется в каче­стве бого­угод­ной жертвы в таин­стве Евха­ри­стии. В таин­стве брака испи­ва­е­мая супру­гами общая чаша сим­во­ли­зи­рует особое еди­не­ние – в любви и согла­сии пере­но­сить все испы­та­ния буду­щей сов­мест­ной жизни, и радо­сти, и горе.

— Как же полу­ча­ется, что чаша эта из сим­вола любви пре­вра­ща­ется иной раз в источ­ник стра­да­ния для всей семьи? Дру­гими сло­вами, в чем корни пьян­ства?

— При­чины кро­ются в гедо­ни­сти­че­ской фило­со­фии. Чело­век ищет насла­жде­ний, сию­ми­нут­ных удо­воль­ствий. Не слу­чайно грех вино­пи­тия по свя­то­оте­че­ской клас­си­фи­ка­ции грехов входит в страсть чре­во­уго­дия.

— Батюшка, суще­ствует ли пред­рас­по­ло­жен­ность к алко­го­лизму? Пьют-то ведь многие, но не все ста­но­вятся алко­го­ли­ками.

— Дей­стви­тельно, по данным науки, из десяти регу­лярно упо­треб­ля­ю­щих спирт­ное людей лишь шесть при­об­ре­тают алко­голь­ную зави­си­мость. Дело в том, что в жизни чело­века боль­шое зна­че­ние имеет его родо­слов­ная: грехи роди­те­лей часто ска­зы­ва­ются на детях. Так что если в роду у чело­века были, скажем, бабушки, зло­упо­треб­ляв­шие спирт­ным, то уже есть осно­ва­ния для бес­по­кой­ства.

— Раз уж мы заго­во­рили о жен­ском пьян­стве… Почему на женщин алко­голь ока­зы­вает осо­бенно силь­ное воз­дей­ствие?

— В самом деле, жен­ский орга­низм более раним по отно­ше­нию к алко­голю. И это есте­ственно. Срав­ните, что легче повре­дить: хруп­кий цветок или грубое рас­те­ние?

— Батюшка, суще­ствует такое выра­же­ние «напиться до чер­ти­ков». Не сле­дует ли пони­мать его бук­вально?

— Напи­ва­ясь, чело­век откры­вает в свою душу доступ силам зла, ста­но­вится седа­ли­щем темных сил. Он может даже общаться с ними в состо­я­нии алко­голь­ной горячки, видеть их.

— Как это — видеть?

— Так, обычно… С рогами и про­чими атри­бу­тами. Впро­чем, мне не хоте­лось бы об этом рас­про­стра­няться.

— Рас­ска­жите, пожа­луй­ста, о том, как побе­дить зеле­ного змия. Как изле­читься от алко­го­лизма?

— Алко­го­лизм прак­ти­че­ски неиз­ле­чим. Зави­си­мость, если уж она сфор­ми­ро­ва­лась, оста­нется у чело­века навсе­гда.

— Как же так? Ведь суще­ствует столько спо­со­бов, мето­дов. Неужели все они без­ре­зуль­татны?

— Я объ­ясню. Дело в том, что в орга­низме чело­века, посто­янно отрав­ля­ю­щего себя алко­го­лем, воз­ни­кают необ­ра­ти­мые изме­не­ния на био­хи­ми­че­ском уровне. В част­но­сти, пере­стает в нужном коли­че­стве выра­ба­ты­ваться спе­ци­аль­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий спирт — алко­голь­ре­дук­таза. И это — на всю жизнь. Чело­век может меся­цами, годами не при­ка­саться к бутылке и счи­тать себя вполне здо­ро­вым, но стоит ему вновь потя­нуться к спирт­ному, как тут же, после первой рюмки, он впа­дает в состо­я­ние тяже­лей­шего запоя. Но выход есть. И очень про­стой. Нужно научиться жить без алко­голя. Ведь алко­го­лизм не только болезнь, это и образ жизни. И чело­век должен сам твердо решить изба­виться от пагуб­ного при­стра­стия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близ­кие люди, семья. Своей любо­вью, вни­ма­нием, тер­пе­нием. К сожа­ле­нию, так бывает редко. Знаете, как раз­ви­ва­ются отно­ше­ния в семье, где есть пьющий чело­век? Вна­чале ищутся все­воз­мож­ные спо­собы изле­че­ния, затем накап­ли­ва­ется уста­лость, раз­дра­же­ние и, в конце концов, воз­ни­кает жела­ние изба­виться от этого чело­века любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

— Нести свой крест — это значит тер­петь все выходки пья­ного чело­века?

— Нет. Я гово­рил о любви, но о любви дея­тель­ной. Той, кото­рая помо­гает чело­веку пре­одо­леть страсть. Прежде всего нужно изба­виться от тра­ди­ции так назы­ва­е­мого куль­тур­ного пития, вообще не дер­жать в доме спирт­ного. В начале нашей беседы я гово­рил, что в огра­ни­чен­ных коли­че­ствах спирт­ное не вредно. Но это выска­зы­ва­ние спра­вед­ливо только в отно­ше­нии здо­ро­вых людей, тех, у кого не сфор­ми­ро­ва­лась алко­голь­ная зави­си­мость.

— Отец Алек­сий, сего­дня, чтобы помочь чело­веку бро­сить пить, суще­ствуют такие методы, как гипноз, коди­ро­ва­ние…

— Пользы они не при­не­сут, а навре­дить могут. Непри­ем­лем и такой способ, когда чело­веку гово­рят, что най­дено уни­каль­ное лекар­ство от его болезни, а вводят ему в кро­вя­ное русло, ну, скажем, хло­ри­стый каль­ций. Это самый насто­я­щий обман. Под­лин­ного исце­ле­ния он не при­не­сет. Бог ждет от нас дея­тель­ного, актив­ного уча­стия в соб­ствен­ном спа­се­нии. Ждет пока­я­ния. Бывает, чело­век при­хо­дит за помо­щью в храм Божий, поку­пает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без пока­я­ния. Он ждет мгно­вен­ного исце­ле­ния без всяких усилий со своей сто­роны. И его ожи­да­ния не всегда оправ­ды­ва­ются.

Беседу вела Галина Семе­нова




АЛКО­ГО­ЛИЗМ

из книги «Духов­ность как ответ­ствен­ность» 

Как и любая форма зави­си­мо­сти, алко­го­лизм – след­ствие поиска слиш­ком лег­кого выхода из жиз­нен­ных затруд­не­ний и поис­ков. То, что не уда­лось обре­сти в обыч­ной жизни, ком­пен­си­ру­ется потреб­ле­нием алко­голя. Спа­са­ясь от реаль­но­сти, чело­век пыта­ется найти сред­ство пере­но­сить боль жизни. Это помо­гает на время забыться, но про­блемы так и оста­ются нере­шен­ными. Неже­ла­ние брать на себя ответ­ствен­ность за соб­ствен­ную жизнь и судьбу тех, кто рядом, под­тал­ки­вает чело­века к уходу из мира реаль­но­сти в мир иллю­зий.

Уходом от реаль­но­сти может быть не только алко­го­лизм. Сего­дня все громче и страш­нее о себе заяв­ляет нар­ко­ма­ния, осо­бенно среди моло­дежи. Чело­век может ухо­дить от реаль­ной жизни, от ответ­ствен­но­сти, погру­жа­ясь в какое-то хобби или в работу. Неда­ром суще­ствует термин «тру­до­го­лик». Неважно, куда уходит чело­век, важно, что он уходит от реаль­но­сти, от ответ­ствен­но­сти за то, как он строит свою жизнь, свои отно­ше­ния с дру­гими людьми. И этот уход чреват послед­стви­ями. За это потом при­хо­дится рас­пла­чи­ваться. Насту­пает момент, когда этот уход начи­нает про­яв­ляться на орга­ни­че­ском уровне. Конечно, нар­ко­ма­ния, алко­го­лизм – самые страш­ные формы ухода от реаль­но­сти.

Сле­дует отме­тить и пом­нить о том, что не мень­шую ответ­ствен­ность за это несут и те, кто живет рядом с подоб­ными людьми. Очень часто при­хо­дится слы­шать рас­сказы женщин, кото­рые жалу­ются на своих мужей, что они пьют. И чаще всего это и закан­чи­ва­ются только жало­бами. Речь не идет о том, как помочь алко­го­лику, ведь перед вами не он, а его ближ­ний. Чаще всего алко­го­лизм воз­ни­кает не на пустом месте, но тогда, когда в окру­же­нии, в семье не все бла­го­по­лучно.

Свя­щен­ник может спро­сить жен­щину:

– Когда Вы выхо­дили замуж, Ваш муж был алко­го­ли­ком?

– Нет, не был.

– Значит, он стал алко­го­ли­ком на Ваших глазах. Почему? Как стро­и­лись ваши отно­ше­ния, ваша жизнь? От чего, от какой реаль­но­сти сбежал муж в эту страш­ную зави­си­мость?

Здесь есть над чем думать. Конечно, с чело­века, стра­да­ю­щего этой зави­си­мо­стью, ответ­ствен­ность не сни­ма­ется. Но хочется еще раз под­черк­нуть, что не менее важно осо­знать свою ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее с тем чело­ве­ком, кото­рый стал когда-то вашим ближ­ним.

Первым шагом к выходу из любой зави­си­мо­сти явля­ется осо­зна­ние того, что нераз­ре­ши­мых про­блем не суще­ствует. Боже­ствен­ный Про­мысл посы­лает нам ровно столько испы­та­ний и труд­но­стей, сколько мы спо­собны выне­сти. Нема­ло­важно также осо­знать, от чего убе­гает чело­век. Это поз­во­лит выде­лить под­лин­ную про­блему. После этого необ­хо­димо воз­ло­жить упо­ва­ние на Бога и в Его руки вве­рить соб­ствен­ное бес­си­лие.

Довольно успешно с этой про­бле­мой справ­ля­ются группы, рабо­та­ю­щие по Две­на­дца­ти­ша­го­вой Про­грамме. К лите­ра­туре 12 Шагов мне бы хоте­лось напра­вить чита­те­лей, кото­рые хотели бы более углуб­ленно изу­чить формы и методы пре­одо­ле­ния алко­голь­ной зави­си­мо­сти с упо­ва­нием на помощь Божию.

Святые отцы гово­рят, что пьян­ство есть мать всех постыд­ных дел, сестра любо­стра­стия и кораб­ле­кру­ше­ние цело­муд­рия. Пьян­ство – начало без­бо­жия, ибо оно омра­чает разум, кото­рым обык­но­венно наи­бо­лее позна­ется Бог.

Пре­муд­рый Соло­мон пишет: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без при­чины? у кого баг­ро­вые глаза? У тех, кото­рые долго сидят за вином, кото­рые при­хо­дят отыс­ки­вать вина при­прав­лен­ного. Не смотри на вино, как оно крас­неет, как оно искрится в чаше, как оно уха­жи­ва­ется ровно; впо­след­ствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смот­реть на чужих жен, и сердце твое заго­во­рит раз­врат­ное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И ска­жешь: «Били меня, мне не было больно; тол­кали меня, я не чув­ство­вал. Когда проснусь, опять буду искать того же”» (Притч.23:29-35).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки