Невеста Христова

Cм. также раздел: ЦЕР­КОВЬ

***

Под обра­зом Неве́сты Христо́вой пра­во­слав­ное бого­сло­вие почи­тает Цер­ковь.

Ана­ло­гия этого сим­вола известна с древ­но­сти. Ещё во вре­мена Вет­хого Завета союз между Богом и Изра­иль­ским наро­дом упо­доб­лялся брач­ному союзу: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя в Мне в правде и суде, в бла­го­сти и мило­сер­дии. И обручу тебя Мне в вер­но­сти, и ты позна­ешь Гос­пода» (Ос. 2:19–20).

Причем, такое упо­доб­ле­ние не огра­ни­чи­ва­лось только сло­вес­ными мета­фо­ри­че­скими парал­ле­лями. Так, напри­мер, пророк Осия самой своей жизнью отоб­ра­жал отно­ше­ния его народа с Богом через обще­ние с женой. И делал он это по непо­сред­ствен­ному вдох­но­ве­нию свыше: «И сказал Гос­подь Осии: иди, возьми себе жену блуд­ницу и детей блуда; ибо сильно блу­до­дей­ствует земля сия, отсту­пив от Гос­пода» (Ос. 1:2). Вер­ность про­рока супру­же­ским обя­за­тель­ствам сим­во­ли­зи­ро­вала вер­ность Завету со сто­роны Гос­пода Сава­офа. Любовь же Бога к Своему народу отоб­ра­жа­лась в любви Осии к жене.

Склон­ность евреев к нару­ше­ниям запо­ве­дей Божьих упо­доб­ля­лась склон­но­сти к пре­лю­бо­де­я­нию греш­ной жены: «Суди­тесь с вашей мате­рью, суди­тесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и пре­лю­бо­де­я­ние от грудей своих, дабы Я не раз­об­ла­чил ее донага» (Ос. 2:2–3).

Несмотря на измены народа Бог обещал забо­титься о нём, как и добрый супруг обе­щает забо­титься о жене. «Не бойся, — воз­ве­щает Исаия, — ибо не будешь посты­жена; не сму­щайся, ибо не будешь в пору­га­нии: ты забу­дешь посрам­ле­ние юности твоей и не будешь более вспо­ми­нать о бес­сла­вии вдов­ства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Гос­подь Саваоф — имя Его; и Иску­пи­тель твой — Святый Изра­и­лев: Богом всей земли назо­вется Он» (Ис. 54:4–5).

В Новом Завете образ отно­ше­ний Христа и Его Церкви в форме отно­ше­ний Жениха и Неве­сты был обо­зна­чен апо­сто­лом Павлом: «О, если бы вы несколько были снис­хо­ди­тельны к моему нера­зу­мию! Но вы и снис­хо­дите ко мне. Ибо я ревную о вас рев­но­стью Божиею; потому что я обру­чил вас еди­ному мужу, чтобы пред­ста­вить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1–2).

Кроме того, образ Церкви под сим­во­лом бла­го­че­сти­вой жены созер­цал Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов: «И яви­лось на небе вели­кое зна­ме­ние: жена, обле­чен­ная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из две­на­дцать звезд. Она имела во чреве, и кри­чала от болей и мук рож­де­ния» (Откр. 12:1–2).

Исходя из всего выше­ска­зан­ного понятно, что име­но­ва­ние Церкви Неве­стой Хри­сто­вой пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щее осмыс­ле­ние:

  • как союз жениха и неве­сты стро­ится на основе любви, так и союз Христа и Его Церкви имеет в основе любовь;
  • как любя­щий муж не лишает жену попе­че­ния и заботы, так и Хри­стос не оста­вит Своей Церкви: «и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:20).
  • как бла­го­ра­зум­ная неве­ста, всту­пая в брач­ный союз, осо­знанно и сво­бодно берёт на себя обя­за­тель­ства по испол­не­нию супру­же­ского долга, так и всту­па­ю­щий в Цер­ковь Хри­стову, берёт на себя обя­за­тель­ство жить по закону Божьему;
  • как жених и неве­ста, нало­жив на себя узы брака, ста­но­вятся плотью единой (Быт. 2:24), так и члены Все­лен­ской Кафо­ли­че­ской Церкви состав­ляют собой Тело Хри­стово: «И вы — Тело Хри­стово, а порознь — члены» (1Кор.12:27).
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки