Пророки

***

Проро́ки – святые вет­хо­за­вет­ных времен, пред­ви­дев­шие по Боже­ствен­ному Откро­ве­нию при­ше­ствие Христа  Спа­си­теля, пред­ска­зы­вав­шие буду­щие собы­тия и воз­ве­щав­шие изра­иль­скому народу волю Божию.

Про­роки, труды и изре­че­ния кото­рых известны из Свя­щен­ного Писа­ния, сле­ду­ю­щие: Енох, Ной, Авраам и другие пат­ри­архи, Моисей, Аарон, Мариам – сестра Моисея, Девора – про­ро­чица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соло­мон, Ахия, Иоиль-про­зор­ли­вец, чело­век Божий из Иуды, про­ро­чица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Авва­кум, Софо­ния, Иере­мия, Иезе­ки­иль, Даниил, Аггей, Варух, Заха­рия, Мала­хия, Заха­рия – отец Пред­течи, Симеон Бого­при­и­мец, Анна – про­ро­чица, Иоанн Кре­сти­тель, Агав и т.п.

По про­ро­че­ским книгам в Свя­щен­ном Писа­нии про­роки делятся на боль­ших и малых. Боль­шими назы­ва­ются: Исаия, Иере­мия, Иезе­ки­иль и Даниил по обшир­но­сти остав­лен­ных ими после себя про­ро­че­ских книг. Мень­ших про­ро­ков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Авва­кум, Софо­ния, Аггей, Заха­рия и Мала­хия.

Они назы­ва­ются мень­шими потому, что оста­вили после себя книги мень­шего объема срав­ни­тельно с кни­гами боль­ших про­ро­ков. Осо­бен­ный пред­мет пред­ска­за­ний вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков состав­лял Мессия – Хри­стос и судьбы веры и Церкви Хри­сто­вой и всего мира.

Про­роки охва­тили в своих про­ро­че­ствах все обсто­я­тель­ства земной жизни Гос­пода и глав­ней­шие судьбы веры и Церкви: рож­де­ние Гос­пода от Девы, место Его рож­де­ния, бег­ство Его в Египет, изби­е­ние виф­ле­ем­ских мла­ден­цев, явле­ние перед Ним Пред­течи, Его обще­ствен­ное слу­же­ние, святую жизнь и дела, пре­да­ние Его одним из уче­ни­ков за 30 среб­ре­ни­ков, Его осуж­де­ние на крест­ную смерть, Его стра­да­ния, прон­зе­ние рук и ног, рас­пя­тие между зло­де­ями, раз­де­ле­ние Его одежд, напо­е­ние оцетом, смерть и чудеса при смерти, про­бо­де­ние ребер, погре­бе­ние между бога­тыми, Его вос­кре­се­ние из мерт­вых, воз­не­се­ние на небо, сиде­ние одес­ную Бога Отца, нис­по­сла­ние Свя­того Духа, про­по­ведь апо­сто­лов, про­све­ще­ние языч­ни­ков и рас­про­стра­не­ние Церкви до пре­де­лов все­лен­ной, послед­ние вре­мена мира, при­ше­ствие Анти­хри­ста, второе при­ше­ствие Гос­пода, вос­кре­се­ние мерт­вых, Страш­ный суд и реше­ние участи всех людей, добрых и злых, пра­вед­ных и греш­ных, и, нако­нец, вечное цар­ство Хри­стово.

Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о том, что через про­ро­ков гово­рил Святой Дух и что книги, состав­лен­ные ими, писаны по вдох­но­ве­нию Духа Божьего. Так апо­стол Петр пишет: Нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые Божии чело­веки, будучи дви­жимы Духом Святым (2Пет.1:21).

***

Три черты отли­чают про­ро­ков от обыч­ных людей: Бог сам изби­рает себе про­ро­ков; про­роки вос­при­ни­мают и далее пере­дают людям рече­ния Божии; когда такое про­ис­хо­дит, они пре­бы­вают в состо­я­нии экс­таза, вдох­но­ве­ния, «вос­хи­ще­ния», то есть дей­ствуют под води­тель­ством Св. Духа (2Пет.1:21). От людей же ожи­да­ется, чтобы они верили словам про­ро­ков; так Хри­стос обли­чал совре­мен­ни­ков за то, что они не веруют про­ро­кам (Лк.24:25). Он вообще глу­боко почи­тал про­ро­ков и ставил про­ро­че­ские книги наравне с Мои­се­е­вым Зако­ном (Лк.16:16), да и его самого неко­то­рые счи­тали про­ро­ком.

Правда, веро­вать надо только истин­ным про­ро­кам, и в Ветхом Завете при­ве­дены ука­за­ния, как отли­чить «насто­я­щего» про­рока от само­званца (Втор.13:1–3, 18:22).

Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два изме­ре­ния.

Во-первых, Бог обра­ща­ется к поко­ле­нию совре­мен­ни­ков про­рока, настав­ляет и обли­чает их, руко­во­дит ими, таково презе́нтное (отне­сенное к насто­я­щему) изме­ре­ние. Помните, у М.Ю. Лер­мон­това:

С тех пор как вечный Судия
Мне дал все­ве­де­нье про­рока,

В очах людей читаю я
Стра­ницы злобы и порока.
Про­воз­гла­шать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближ­ние мои
Бро­сали бешено каме­нья.

Именно сопле­мен­ни­ков и совре­мен­ни­ков обли­чает пророк, а тем, есте­ственно, это не нра­вится.

Во-вторых, пророк от лица Бога пред­ска­зы­вает гря­ду­щие собы­тия, иногда близ­кие, иногда отда­лен­ные. Таково футу­раль­ное (отне­сен­ное к буду­щему) изме­ре­ние. Испол­не­ние про­ро­честв непре­ложно, и как раз у Исаии (Ис.46:10) Гос­подь Бог гово­рит об этом: «Я воз­ве­щаю от начала что будет в конце, и от древ­них времен то, что еще не сде­ла­лось, говорю: Мой совет состо­ится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Между прочим, мотив име­но­ва­ния в рус­ском слове пророк (от про­ре­кать, то есть «пред­ска­зы­вать буду­щее») не пол­но­стью покры­вает все функ­ции нави́, потому что иудей­ский пророк не только про­ри­ца­тель, но еще и настав­ник-вос­пи­та­тель-обли­чи­тель народа и его пра­ви­те­лей, в том числе царей.

Е. М. Вере­ща­гин

***

См. ЛЖЕ­ПРО­РОКИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки