О ладане

игумен Силуан (Тума­нов)


— «Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взвол­но­ванно жалу­ется жен­щина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обмо­рок падаю. Как до меня кадиль­ный дым дохо­дит — сразу плохо ста­но­вится!»

При­сут­ству­ю­щие при раз­го­воре жен­щины раз­ного воз­раста сочув­ственно кивают, и лишь одна, при­хо­жанка извест­ного в городе мона­стыр­ского подво­рья, тор­же­ственно про­из­но­сит, глядя куда-то в сто­рону с явным чув­ством пре­вос­ход­ства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!»

Но во всех ли ситу­а­циях подоб­ного рода тре­бу­ется отчитка (лат. экзор­цизм), т.е. слож­ная (и далеко не всегда одоб­ря­е­мая свя­щен­но­на­ча­лием Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви ввиду появ­ле­ния само­зва­ных экзор­ци­стов и цели­те­лей) про­це­дура изгна­ния из одер­жи­мого диа­во­лом чело­века муча­щего его злого духа?

Конечно, в Церкви хорошо известны случаи одер­жи­мо­сти чело­века бесами, ста­вя­щие в недо­уме­ние секу­ляр­ную пси­хи­ат­рию, но может быть, иногда при­чина пло­хого само­чув­ствия чело­века в храме кро­ется в чем-то другом? Напри­мер, это может быть про­стая реак­ция непри­вык­шего орга­низма на духоту и тяже­лый запах в храме…

***

Вос­ку­ре­ние ладана, фимиама — это древ­ней­шая форма жертвы Богу. Еще задолго до фор­ми­ро­ва­ния вет­хо­за­вет­ной обряд­но­сти прак­ти­че­ски все раз­ви­тые куль­туры древ­него мира исполь­зо­вали каж­де­ние бла­го­вон­ными смо­лами и сме­сями этих смол с бла­го­ухан­ными тра­вами и вет­вями особых дере­вьев как мирную жертву Богу, попытки снис­кать Его мило­сер­дие.

Бла­го­во­ния поме­ща­лись на рас­ка­лен­ных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с аро­ма­том каж­де­ния и все просьбы чело­века, слезы, мольбы и бла­го­дар­ность Богу.

Как наи­бо­лее про­стая и есте­ствен­ная форма жертвы, каж­де­ние орга­нично вошло и в ново­за­вет­ное бого­слу­же­ние. Помимо извест­ных целеб­ных свойств ладана, а также исполь­зо­ва­ния его на Востоке для при­вет­ствия гостей, вос­ку­ре­ние ладана имеет и глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Причем это не только символ сла­до­сти Рая и символ ответа Бога на наши немощ­ные молитвы.

«Дым каж­де­ния Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, как аромат бла­го­уха­ния духов­ного, приняв кото­рое в Свой Жерт­вен­ник, нахо­дя­щийся выше всех небес, нис­по­шли нам бла­го­дать Пре­свя­того Твоего Духа» — так, в пере­воде на рус­ский язык, звучит молитва, кото­рую любой свя­щен­ник обя­за­тельно читает перед каждым каж­де­нием в храме.

По древ­ней рус­ской тра­ди­ции свя­щен­ник, совер­шая каж­де­ние народа с помо­щью спе­ци­аль­ной метал­ли­че­ской кадиль­ницы на цепоч­ках, тихо про­из­но­сит: «Дух Святый найдет на вас и сила Выш­няго осенит вас», а миряне мыс­ленно отве­чают: «Той же Дух содей­ствует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)».

Здесь мы видим, сколь важное зна­че­ние при­дает Хри­стова Цер­ковь каж­де­нию, как сим­волу ожи­во­тво­ря­ю­щей нас и непре­станно помо­га­ю­щей нам силы Свя­того Духа, Одной из Ипо­ста­сей Святой Троицы.

***

Извест­ный свя­щен­ник, ученый и искус­ство­вед Павел Фло­рен­ский, назы­вал бого­слу­же­ние «син­те­зом искусств». Этим под­чер­ки­ва­ется важ­ного хра­мо­вого бого­слу­же­ния для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Под­чер­ки­ва­ется стрем­ле­ние чело­века, дви­жи­мого боже­ствен­ной любо­вью, при­не­сти в дар Богу всё самое лучшее, что окру­жает чело­века в жизни.

Чтобы понять это, можно при­ве­сти такое срав­не­ние.

В храме хри­сти­а­нин чув­ствует себя послом Цар­ства Небес­ного, при­шед­шим в свое посоль­ство. Да, храм — это часть окру­жа­ю­щего мира, поэтому в цер­ков­ной жизни многое несо­вер­шенно, много сим­во­лов, знаков и напо­ми­на­ний. Но несо­вер­шен­ство отно­сится не к Цар­ству Небес­ному, а к пре­сло­ву­тому «чело­ве­че­скому фак­тору». Мно­же­ство же непо­нят­ных на первый взгляд сим­во­ли­че­ских дей­ствий и знаков напо­ми­нает нам о реаль­но­сти нашей Небес­ной Родины, недо­ступ­ной нашим орга­нам вос­при­я­тия так же, как Россия недо­ступна для непо­сред­ствен­ного вос­при­я­тия сотруд­ни­ков рос­сий­ского посоль­ства где-нибудь в афри­кан­ских стра­нах.

И для чело­века родив­ше­гося, напри­мер, вне России и нико­гда не видев­шего её, будет дорого всё, что напо­ми­нает ему о своей дале­кой Родине. У него есть только фото­гра­фии, только видео и ауди­о­за­писи, суве­ниры и госу­дар­ствен­ная сим­во­лика.

Похо­жим обра­зом обстоит дело и в храме. Для посто­рон­него смешно и странно. Для нас важно.

Для нас дороги те сим­волы и дей­ствия, кото­рые напо­ми­нают нам о посто­ян­ном и незри­мом при­сут­ствии Бога в нашей жизни. Для нас дороги аллю­зии на Свя­щен­ную исто­рию спа­се­ния чело­ве­че­ства от раб­ства своим ошиб­кам и поро­кам, от раб­ства диа­волу. Для нас нет в храме ничего несу­ще­ствен­ного. Только самое важное и необ­хо­ди­мое для пре­об­ра­же­ния души вно­сится в пра­во­слав­ный храм, совер­ша­ется и про­из­но­сится в нём.

Поэтому для хри­сти­а­нина есте­ственно для бого­слу­же­ния исполь­зо­вать самое лучшее из того, что выра­бо­тало чело­ве­че­ство. В том числе лучшие виды архи­тек­туры, музыки, тканей, метал­лов, бла­го­во­ний.

Здесь, кстати, ответ на вечный вопрос жела­ю­щих оправ­дать своё неже­ла­ние жить цер­ков­ной жизнью людей. «Почему в храмах хри­стиан, про­по­ве­ду­ю­щих о нес­тя­жа­нии, про­стоте и сми­ре­нии так много золота?»

Если бы среди наших при­хо­жан были только совер­шенно неиму­щие люди, бед­ность убран­ства храмов еще можно было бы понять. Но если наши свя­щен­но­слу­жи­тели и при­хо­жане поз­во­ляют себе в оби­ходе доро­го­сто­я­щую одежду, авто­мо­били, пред­меты быта (что само по себе еще ни хорошо, ни плохо), то нищета храма сви­де­тель­ство­вала бы только о готов­но­сти этих людей тра­титься только на суету, обли­чало лице­ме­рие. Если лучшее только в наших домах, а не в наших храмах, то это сви­де­тель­ство сла­бо­сти нашей веры.

Есте­ственно, что и для древ­него обряда каж­де­ния, то есть воз­жже­ния бла­го­вон­ной смолы в знак жертвы и покло­не­ния Богу, исполь­зу­ются по воз­мож­но­сти лучшие мате­ри­алы.

Но что значит «по воз­мож­но­сти» и как опре­де­лить, какие сорта ладана «лучшие»?

***

Конечно, во многом «худшее — лучшее» — это дело вкуса чело­века. Кому-то нра­вится цве­точ­ный запах, кому-то тягу­чий, суро­вый, баль­зам­ный, кто-то пред­по­чи­тает есте­ствен­ный аромат бла­го­вон­ных смол.

Глав­ное здесь в другом. Дей­стви­тельно ли мы готовы найти самое лучшее (и, как пра­вило, довольно доро­гое) веще­ство для каж­де­ния, или просто доволь­ству­ется деше­вым и доступ­ным?

Ведь подобно тому, как бывают под­делки в живо­писи и музыке, так бывает и недоб­ро­со­вестно сде­лан­ные сорта ладана.

Напри­мер, во многие цер­ков­ные анек­доты вошло низкое каче­ство совре­мен­ного оби­ход­ного ладана, при­го­тов­лен­ного из кани­фоли с добав­ле­нием неесте­ственно резко пах­ну­щих аро­ма­тов, как раньше гово­рили, «отхо­дов пар­фю­мер­ной про­мыш­лен­но­сти» и про­зван­ного неиз­вест­ными цер­ков­ными ост­ря­ками «смерть мухам и всем ста­ру­хам».

Дей­стви­тельно, при исполь­зо­ва­нии этого ладана недол­гое пер­во­на­чаль­ное бла­го­уха­ние сме­ня­ется едким и раз­дра­жа­ю­щим сли­зи­стую обо­лочку носа и гор­тани зло­во­нием, гарью, сопро­вож­да­ю­щейся силь­ным дымо­вы­де­ле­нием. У певцов «пере­хва­ты­вает горло», люди муча­ются, вынуж­денно вдыхая сомни­тель­ное «бла­го­уха­ние».

Хотя и это еще не самое страш­ное. Один мой зна­ко­мый архи­манд­рит рас­ска­зы­вал о первых годах своего свя­щен­но­слу­же­ния, и среди про­чего пове­дал о том, как на первом его при­ходе, в начале девя­но­стых годов, пред­ше­ству­ю­щий ему свя­щен­ник, эко­номя на ладане цер­ков­ные деньги, «кадил»… мелко наре­зан­ными огар­ками пара­фи­но­вых соф­рин­ских свечек!!! Надо ли гово­рить, что от такого зло­во­ния даже в том боль­шом сель­ском храме люди зады­ха­лись, а моло­дежь в цер­ковь даже и загля­нуть боя­лась?!! Впро­чем, такой вопи­ю­щий случай пре­не­бре­же­ния жад­ного свя­щен­ника своими пас­тыр­скими обя­зан­но­стями не остался без явного нака­за­ния Божия — спустя несколько лет этот недоб­ро­со­вест­ный насто­я­тель, довольно еще моло­дой чело­век, скон­чался от слож­ной формы рака и так и не смог «насла­диться» «сэко­ном­лен­ными» день­гами…

Может, подоб­ные сорта ладана и «каж­де­ние» тем, что не должно идти в жертву Богу, и пре­пят­ствует людям спо­койно молиться, вызы­вают у них голо­во­кру­же­ние и тош­ноту, вместе с гарью от деше­вых свечек и пло­хого лам­пад­ного масла «выго­няет» их из храма?

***

Конечно, слава Богу, что у при­хода сейчас есть воз­мож­ность полу­чить хотя бы такой ладан. Ведь каж­де­ние в пра­во­слав­ном храме совер­ша­ется посто­янно, несколько раз за бого­слу­же­нием, осо­бенно в пас­халь­ные дни, и очень трудно обес­пе­чить все мно­го­чис­лен­ные при­ходы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви доста­точ­ным коли­че­ством ладана.

Но в наши дни есть выбор, и свя­щен­ник, а то и бла­го­че­сти­вый при­хо­жа­нин, жела­ю­щий сде­лать пожерт­во­ва­ние для своего мона­стыря или при­ход­ского храма, вполне может поз­во­лить себе поис­кать что-нибудь получше.

Самый про­стой и есте­ствен­ный выход из поло­же­ния — пойти в хвой­ный лес и набрать смолы. Еловой, сос­но­вой, кед­ро­вой. Но тут есть загвоздка. Необ­хо­димо убрать из неё ски­пи­дар, при­да­ю­щий непри­ят­ный при­звук в запахе при каж­де­нии. Поэтому при­хо­дится смолу либо несколько лет выдер­жи­вать, ожидая пока вывет­рится ски­пи­дар, либо варить, очи­щать от при­ме­сей. Но это надо уметь делать. Если смолу пере­ва­рить, то она при этом теряет зна­чи­тель­ную часть своего пер­во­на­чаль­ного при­ят­ного запаха, и ста­но­вится близ­кой по аро­мату к кани­фоли. Кто зани­мался пая­нием, тот пред­став­ляет, как пахнет горя­щая кани­фоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запа­хов, пред­ла­га­е­мых в жертву Богу.

Желая улуч­шить аромат смолы, рус­ские люди с древ­но­сти стали при­ме­ши­вать к ней бла­го­вон­ные травы и другие аро­маты, напри­мер анис (ладан с ани­со­вым аро­ма­том нашли при рас­коп­ках Деся­тин­ной церкви в Киеве). А это уже тре­бует слож­ного тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса и извест­ного искус­ства — если просто наки­дать лепестки розы в сос­но­вую смолу, бла­го­уха­ния при каж­де­нии не полу­чишь.

До рево­лю­ции в России ладан варить умели, ска­зы­вался мно­го­ве­ко­вой опыт. На неко­то­рых при­хо­дах сохра­ни­лись еще в кол­лек­циях свя­щен­ни­ков эти уди­ви­тель­ные образцы доре­во­лю­ци­он­ного искус­ства лада­но­ва­ре­ния. Кра­си­вые, круп­ные слитки от темно-корич­не­вого и охри­стого до зеле­но­ва­того и сире­не­вого, они удив­ляют своим бла­го­уха­нием, пере­да­ю­щим свежую сла­дость рус­ского леса, сада, мёда, раз­но­тра­вья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную свет­скую пар­фю­ме­рию, а лишь напо­ми­нают о незем­ной сла­до­сти Рая…

К сожа­ле­нию, Рус­ская Цер­ковь, пройдя через лихо­ле­тье рево­лю­ци­он­ных потря­се­ний и годы без­бож­ной власти, уте­ряла многие уни­каль­ные тех­но­ло­гии, и рецепты изго­тов­ле­ния каче­ствен­ного ладана из нату­раль­ных рус­ских ком­по­нен­тов также ушли в небы­тие. И даже если и сохра­ни­лись где-то на Руси умельцы-лада­но­вары, то о них почти ничего неиз­вестно и достать их ладан прак­ти­че­ски невоз­можно.

До 70‑х годов в пат­ри­ар­ших мастер­ских еще изго­тов­ляли вполне при­лич­ный рус­ский ладан, но впо­след­ствии и он сильно изме­нился в худшую сто­рону. Рецеп­тура соф­рин­скими масте­рами часто меня­ется, даже стали делать довольно непло­хое подо­бие гре­че­ского ладана из мала­зий­ских бла­го­во­ний и смол (сорта «Пат­ри­ар­ший», «Архи­ерей­ский»), но ни ста­рин­ного, ни афон­ского (см. ниже) каче­ства пока им достиг­нуть не уда­ется.

Попытки сва­рить хоро­ший ладан, однако, пред­при­ни­ма­ются и по сей день умель­цами в мона­сты­рях на Урале и в неко­то­рых других местах.

Непло­хой ладан разных сортов (осо­бенно можно отме­тить «Дубо­вый мох», «Восточ­ный», «Золо­той», «Николь­ский», «Розу») дела­ется насто­я­те­лем мос­ков­ского храма св. вмч. Ирины. Но все ком­по­ненты, вхо­дя­щие в его про­дук­цию, импорт­ные, да и гарь ладана, его «после­вку­сие», довольно непри­ятна.

Неиз­вест­ный изго­то­ви­тель пред­ла­гает в цер­ков­ном мага­зине на Пят­ниц­кой в Москве акку­рат­ные кусочки ладана сортов «Хилан­дар», «Лесной», «Горный» с при­ят­ным, слегка кон­ди­тер­ским запа­хом и дли­тель­ной гарью, впро­чем, не зло­вон­ной.

Очень хоро­ший ладан афон­ского типа делает в мор­дов­ском Санак­сар­ском мона­стыре келей­ник извест­ного почив­шего старца схи­и­гу­мена Иеро­нима иеро­ди­а­кон Амвро­сий, и братия Рязан­ского скита Дани­лова мона­стыря г. Москвы.

Один зна­ко­мый иеро­ди­а­кон рас­ска­зы­вал мне об уди­ви­тельно кра­си­вом на вид и бла­го­ухан­ном сире­не­вом ладане, кото­рый варят до сего вре­мени риж­ские ста­ро­об­рядцы из хвой­ной смолы и трав. Но в про­даже он не появ­ля­ется — ста­ро­веры ведут довольно замкну­тый образ жизни.

Мне самому дово­ди­лось в сере­дине 80‑х годов при­об­ре­сти заме­ча­тель­ный ярко-желтый ладан с при­ят­ным тра­вя­ни­сто-розо­вым аро­ма­том в киев­ском Покров­ском жен­ском мона­стыре, но неиз­вестно, гото­вится ли он там до сих пор.

Пре­крас­ный ладан, темно-корич­не­вый с нежным бла­го­уха­нием и легким, шел­ко­ви­стым дымом, варила тайная мона­хиня, алтар­ница одного из под­мос­ков­ных храмов. Но уже много лет назад она почила в Бозе, и рецепт был без­воз­вратно утерян.

Теперь, думаю, понятно, что самому свя­щен­нику зани­маться этим про­цес­сом на обыч­ном рус­ском при­ходе, где батюшка еле успе­вает справ­ляться с пря­мыми своими обя­зан­но­стями, не говоря уже о семей­ных, крайне затруд­ни­тельно. Да и не каждый свя­щен­ник обла­дает для этого доста­точ­ным уме­нием.

Вот и полу­ча­ется, что жела­ние найти хоро­ший ладан для своего храма «гонит» нас из леса и сада в цер­ков­ный мага­зин.

***

Цер­ков­ные мага­зины — явле­ние довольно позд­нее.

В пра­во­слав­ном сре­ди­зем­но­мо­рье необ­хо­ди­мо­сти в цер­ков­ных лавках и мага­зи­нах прак­ти­че­ски не было. Издревле сами при­хо­жане достав­ляли в храм всё необ­хо­ди­мое для еже­днев­ного совер­ше­ния бого­слу­же­ний кроме книг, цер­ков­ной утвари и обла­че­ний, за кото­рыми и при­хо­ди­лось ехать в област­ные центры, в сто­лицы.

Миряне сами при­но­сили в жертву в храм соб­ствен­ные просфоры, вино, свечи, елей и ладан, а свя­щен­но­слу­жи­тели отби­рали для бого­слу­же­ния самое лучшее из при­не­сен­ного. Просфоры люди пекли сами или при­об­ре­тали их в булоч­ных, как и сейчас еще дела­ется в неко­то­рых обла­стях Греции и Балкан. Вино давили на соб­ствен­ных вино­град­ни­ках, масло добы­вали из плодов олив­ко­вого дерева. Свечи катали из соб­ствен­ного воска. Ладан — смолу спе­ци­аль­ных дере­вьев — соби­рали тоже сами.

Но в России не рос вино­град и оливки, просфоры пек­лись уже спе­ци­аль­ными «про­свир­нями» при храмах, а ладан по при­чине слож­но­сти исполь­зо­ва­ния смолы в чистом виде, варили из хвой­ной смолы и особых бла­го­вон­ных трав.

Поэтому о суще­ство­ва­нии особых цер­ков­ных лавок на Руси мы узнаем довольно рано. Спе­ци­аль­ные тор­говцы зани­ма­лись про­из­вод­ством и про­да­жей не только цер­ков­ной утвари, но и всего необ­хо­ди­мого для бого­слу­же­ния. Но купцы тор­го­вали не только рус­ским лада­ном, но и при­во­зили «замор­ский».

Особой ред­ко­стью был так назы­ва­е­мый «росный ладан», «ливан», при­во­зи­мый куп­цами из южных стран и дорого ценив­шийся.

Это затвер­дев­шая смола осо­бого дерева босве­лии (лат. boswellia), кото­рое у нас часто назы­вают ливан­ским кедром.

С древ­но­сти эта смола исполь­зу­ется не только для каж­де­ния, но и добав­ля­ется в мази, баль­замы и другие меди­цин­ские пре­па­раты. Егип­тяне часто сме­ши­вали ладан с маслом корич­ника и вти­рали эту смесь, чтобы облег­чить боли в конеч­но­стях, а также вклю­чали ладан в состав омо­ла­жи­ва­ю­щих масок, а китайцы счи­тали его эффек­тив­ным сред­ством от золо­тухи и лепры. Сейчас ладан также исполь­зу­ется при про­из­вод­стве духов как фик­си­ру­ю­щее веще­ство.

Впро­чем, и сам аромат вос­ку­ря­ю­ще­гося «ливана» имеет силь­ное лечеб­ное дей­ствие в аро­ма­те­ра­пии.

Эта смола — «ливан» (оли­ба­нум) до сих пор в боль­ших коли­че­ствах вво­зится в Россию и, пожа­луй, явля­ется лучшим нату­раль­ным лада­ном на Земле. Раз­ного раз­мера желтые полу­про­зрач­ные капли при сго­ра­нии дают при­ят­ный есте­ствен­ный слад­кий аромат с четким лимон­ным при­зву­ком.

Кстати ска­зать, то, что тогда назы­ва­лось «росным лада­ном» пред­став­ляет собой твёр­дые непро­зрач­ные желто-бурые куски редкой бен­зой­ной смолы, с при­ят­ным ваниль­ным аро­ма­том, при каж­де­нии очень быстро сго­ра­ю­щие и момен­тально вызы­ва­ю­щие… лёгкий спазм дыха­тель­ных путей. Поэтому в чистом виде росный ладан не исполь­зу­ется, а добав­ля­ется для улуч­ше­ния слож­но­со­став­ных аро­ма­тов.

Оли­ба­нум, растет в основ­ном на ара­вий­ском полу­ост­рове и северо-восточ­ной Африке и имеет много раз­но­вид­но­стей. Есть смолы разных цветов и оттен­ков запаха, незна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся друг от друга с бота­ни­че­ской точки зрения, но зна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся по про­из­во­ди­мому ими про­дукту, а именно тому, что назы­ва­ется лада­ном. Дерево Boswellia carteri про­из­во­дит «насто­я­щий», «чистый» или «ара­вий­ский ладан». К осталь­ным же видам и сортам ладана при­нято добав­лять опре­де­ле­ние: «индий­ский», «иеру­са­лим­ский», «афри­кан­ский» и т.д. Сле­ду­ю­щее и самое близ­кое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera, рас­ту­щая в Сомали и Эфи­о­пии, дает «Сома­лий­ский» или «Афри­кан­ский ладан» иногда его еще назы­вают «Абис­син­ский ладан». И, нако­нец, дерево, рас­ту­щее в Индии и Персии Boswellia Serrata — источ­ник «Индий­ского ладана».

Известна и смола более низ­кого каче­ства — индо­не­зий­ская «дам­мара» (agathis dammara), индий­ская «сан­да­рака». Они очень легкие по струк­туре, напо­ми­нают про­зрач­ные осколки стекла. Но при сго­ра­нии в кадиле при­ят­ный, кис­ло­вато-ваниль­ный запах этой смолы быстро сме­ня­ется запа­хом гари, поэтому она не поль­зу­ется боль­шим спро­сом, и тоже часто исполь­зу­ется в ладан­ных смесях.

Сейчас в Москве можно при­об­ре­сти оман­ский, сома­лий­ский, эфи­оп­ский ладаны с ясным хвой­ным аро­ма­том, вво­зи­мый мос­ков­ским храмом св. муче­ницы Ирины по заказу Троице-Сер­ги­е­вой Лавры.

Прак­ти­че­ски неиз­вестны в России тёмные смолы южно­аме­ри­кан­ских дере­вьев, не засты­ва­ю­щие до конца, с пряным корич­ным аро­ма­том. Только неко­то­рые виды их смесей — темно-корич­не­вый толу­ан­ский или перу­ан­ский баль­зам — можно найти в Москве. Однако в чистом виде кадить им, как и росным лада­ном, трудно — он не терпит силь­ного жара кадиль­ных углей, быстро сго­рает, выде­ляя сильно кон­цен­три­ро­ван­ный, почти уду­ша­ю­щий ванильно-корич­ный аромат, кото­рый достав­ляет при­ят­ные ощу­ще­ния, лишь доста­точно рас­про­стра­нив­шись по храму.

Из нату­раль­ных смол необ­хо­димо также упо­мя­нуть мирру — смолу темно-корич­не­вого цвета, кото­рая редко исполь­зу­ется в чистом виде (при сго­ра­нии она напо­ми­нает сли­во­вую камедь), а добав­ля­ется в слож­но­со­став­ные сорта ладана для улуч­ше­ния общего запаха.

***

Кто хоть раз посе­тил Грецию или другие страны Сре­ди­зем­но­мо­рья, тот не сможет забыть бла­го­ухан­ной при­роды тех мест и уди­ви­тель­ного раз­но­об­ра­зия бла­го­вон­ных рас­те­ний.

Аро­маты сре­ди­зем­но­мор­ских, ара­вий­ских и еги­пет­ских цветов, специй и трав, их изыс­кан­ный, есте­ствен­ный и силь­ный аромат с древ­но­сти наво­дил людей на мысль при­не­сти Богу в дар и бла­го­уха­ние этих рас­те­ний, добав­ляя его к смоле.

Как мы уже гово­рили, это тре­бует извест­ного мастер­ства, в кото­ром по общему при­зна­нию, больше всех пре­успели монахи-отшель­ники труд­но­до­ступ­ных скитов и келий Святой Горы Афон, на про­тя­же­нии сто­ле­тий отто­чив­шие искус­ство изго­тов­ле­ния аро­мат­ных, пах­ну­щих лесом и садами, сортов ладана, сов­ме­щая ручной труд с молит­вой.

Аро­ма­ти­зи­ро­ван­ный гре­че­ский ладан на основе ливан­ской смолы назы­ва­ется по-гре­че­ски «мос­хо­фи­миам», от слов «мосхос» — луг, и «фимиам» — ладан.

Опыт стар­цев ока­зался настолько удач­ным, что в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев изго­то­ви­тели ладана идут по афон­скому пути и таким обра­зом гото­вят ладан не только во многих мона­сты­рях Греции, но и по всему миру.

К сожа­ле­нию, сего­дня и в Греции и в России часто встре­ча­ются под­делки под афон­ский ладан, чьи раз­но­цвет­ные комочки в ярких упа­ков­ках, изго­тов­ле­нием кото­рого заняты заво­дики с куря­щими отнюдь не ладан, сквер­но­сло­вя­щими и неве­ру­ю­щими сотруд­ни­ками, имеют довольно мало общего с под­лин­ни­ком.

***

Итак, как же гото­вят ладан?

Про­цесс изго­тов­ле­ния мос­хо­фи­миама довольно прост тех­ни­че­ски. Оли­ба­нум измель­ча­ется в мелкий поро­шок, в него добав­ля­ется немного воды и бла­го­вон­ного масла. Полу­чен­ное «тесто» тща­тельно пере­ме­ши­ва­ется, рас­ка­ты­ва­ется на «кол­баски», кото­рые потом наре­за­ются на оди­на­ко­вые кусочки. Эти кусочки обсы­па­ются белым порош­ком маг­не­зии, чтобы они не при­ли­пали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно исполь­зо­вать.

Но у этого вида ладана при оче­вид­ных пре­иму­ще­ствах есть два недо­статка. Первый — для изго­тов­ле­ния надо исполь­зо­вать только высо­ко­ка­че­ствен­ное масло, а не пар­фю­мер­ную «хими­че­скую» ком­по­зи­цию, кото­рая при сго­ра­нии может выде­лять опас­ные для чело­века соеди­не­ния.

Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афо­ниты делали слож­ные, дер­жа­щи­еся в стро­гом сек­рете, смеси из доро­гих аро­ма­ти­че­ских нату­раль­ных масел и специй, куда вхо­дило до 50-ти ком­по­нен­тов (!), то сего­дня недоб­ро­со­вест­ные изго­то­ви­тели исполь­зуют за ред­чай­шими исклю­че­ни­ями более деше­вые пар­фю­мер­ные заме­ни­тели есте­ствен­ных аро­ма­тов из Фран­ции и Швей­ца­рии. Чем чре­вато для здо­ро­вья чело­века вды­ха­ние дыма этих хими­че­ских соеди­не­ний — Одному Богу известно! Поэтому опыт в этом вопросе дости­га­ется путем многих проб и ошибок.

К тому же аро­ма­ти­зи­ро­ван­ный хими­че­скими мас­лами ладан быст­рее теряет свой запах, выды­ха­ется. Коробки с ним надо заво­ра­чи­вать в поли­эти­лен.

Вторая про­блема — по мере того, как бла­го­во­ния при сго­ра­нии испа­ря­ются, оста­ется зло­вон­ная гарь, кото­рая тем хуже, чем хуже смолы и масла исполь­зу­ются при изго­тов­ле­нии мос­хо­фи­миама.

***

Как разо­браться в России в огром­ном выборе афон­ского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достой­ные его виды? И от имени мона­сты­рей, и от отдель­ных отшель­ни­ков пред­ла­га­ется широ­чай­ший выбор бла­го­во­ний. Все утвер­ждают высо­кое каче­ство и нату­раль­ность своей про­дук­ции. Но на прак­тике всё гораздо слож­нее.

Уходят в про­шлое ска­за­ния об уди­ви­тель­ных сортах мос­хо­фи­миама, сде­лан­ного по ста­рин­ным рецеп­там, при­ят­ный запах кото­рых дер­жался несколько дней в храме и келье после каж­де­ния.

Прак­ти­че­ски слу­чайно в 1997 году мне уда­лось при­об­ре­сти в Карьес, сто­лице Афона, в одной ста­рин­ной лавке у ста­рого гре­че­ского ворч­ли­вого монаха уди­ви­тель­ный акку­ратно сде­лан­ный вруч­ную розо­ва­тый ладан с бога­тым запа­хом, где чув­ство­ва­лась и сирень, и роза и ваниль одно­вре­менно. Мне потом гово­рили, что такой сорт дела­ется спе­ци­ально для Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­арха. Про­го­рая, этот мос­хо­фи­миам давал вполне бла­го­вон­ную (!) гарь. Но сейчас на этом месте ни той лавки, ни того фимиама, ни того старца уже нет.

Очень хоро­ший ладан делает братия быв­шего рус­ского, а ныне гре­че­ского скита Буе­зера (рус­ские лас­ково зовут его Бело­зерка), кото­рый нахо­дится непо­да­леку от Карьес. Этот неболь­шой, но очень кра­си­вый скит сла­вится своим госте­при­им­ством, ико­но­пис­цами и фан­та­сти­че­ской чисто­той и бла­го­устрой­ством тер­ри­то­рии. Но, судя по всему, за пре­де­лами скита мест­ный ладан не про­да­ется.

Выби­ва­ю­щийся из тра­ди­ций мос­хо­фи­миам, очень яркий, с четким при­зву­ком коко­со­вого масла во всех мно­го­чис­лен­ных сортах, изго­тав­ли­ва­ется и про­да­ется в гре­че­ском мона­стыре Вато­пед. Наи­бо­лее удач­ные сорта, на мой вкус, «Ночной цветок», «Фиалка», «Цветок пустыни». Меньше всего мне понра­ви­лась «Визан­тия» и «Роза», в аро­мате кото­рой чув­ству­ется запах каких-то других рас­те­ний.

В послед­нее время вато­пед­ский мос­хо­фи­миам втри­до­рога можно при­об­ре­сти и в Москве. Изящ­ные коробки с ним, красно-кир­пич­ного цвета с изоб­ра­же­нием сереб­ря­ной и золо­той кадиль­ницы, заметны на вит­рине изда­лека.

Тра­ди­ци­он­ный афон­ский ладан хоро­шего каче­ства с исполь­зо­ва­нием Швей­цар­ских бла­го­во­ний дела­ется также в скитах «Святая Анна» и «Неа скити». Но на про­дажу (как в мага­зи­нах на Афоне, так и в Сало­ни­ках, и в Москве), идут уже довольно выдох­ши­еся сорта.

При­хо­ди­лось по случаю при­об­ре­тать ано­ним­ные коробки с пре­крас­ным лада­ном, сде­лан­ным неиз­вест­ными отшель­ни­ками, в Карее, мона­сты­рях Дохиар, Хилан­дар, Зограф и др. Но год на год не при­хо­дится, и попытки при­об­ре­сти его снова в том же месте, как пра­вило, не уда­ются.

К сожа­ле­нию, в рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мона­стыре хоро­ший ладан не про­да­ется. Там тор­гуют лада­ном, напо­ми­на­ю­щим тра­ди­ци­он­ный афон­ский, сде­лан­ным на заво­ди­ках в Сало­ни­ках или… при­ве­зен­ным из России, позо­ло­чен­ным или покра­шен­ным в разные яркие цвета, что с точки зрения греков — дикость и без­вку­сица.

Если пове­зет — можно при­об­ре­сти вполне при­лич­ные сорта у само­сто­я­тельно тор­гу­ю­щих рус­ских мона­хов-отшель­ни­ков, но опять же это будет ладан с исполь­зо­ва­нием фран­цуз­ских и швей­цар­ских пар­фю­мер­ных ком­по­зи­ций, добав­ля­е­мых обычно в мыло, духи и сти­раль­ный поро­шок…

***

Попытки создать при недо­ро­гих ком­по­нен­тах хоро­ший ладан при­во­дят к тому, что и в Запад­ной Европе, и в Аме­рике многие мона­стыри и храмы изго­тав­ли­вают свой вид ладана, име­ю­щий те или иные недо­статки и пре­иму­ще­ства.

В Запад­ной Европе, помимо гре­че­ских мона­сты­рей, дела­ется хоро­ший ладан в пра­во­слав­ных мона­сты­рях Маке­до­нии (Острог) и Фран­ции (Лес­нин­ский).

Очень инте­рес­ный ладан афон­ского типа со свежим запа­хом фрук­тов и цветов изго­тав­ли­вают в като­ли­че­ском мона­стыре восточ­ного обряда Шеве­тонь, кото­рый нахо­дится в Бель­гии. Из девяти пред­ла­га­е­мых мона­сты­рем сортов наи­бо­лее инте­ресны «Семь тронов», со слож­ным, мисти­че­ским буке­том, в кото­ром заметна роза, «Святой Андрей» с гру­ше­вым при­зву­ком, «Соловки» с аро­ма­том полыни.

***

Много ладана высо­кого каче­ства про­из­во­дится в Соеди­нен­ных Штатах Аме­рики.

В пра­во­слав­ном англо-гре­че­ском мона­стыре Пре­об­ра­же­ния Гос­подня (Бруклин, Мас­са­чу­сетс), напри­мер, изго­тав­ли­вают более 30-ти уни­каль­ных сортов ладана. Братия утвер­ждает, что при этом исполь­зу­ются только нату­раль­ные ком­по­ненты.

Прак­ти­че­ски не засты­ва­ю­щие до конца, неболь­шие про­зрач­ные квад­рат­ные кусочки, при­сы­пан­ные боль­шим коли­че­ством аро­мат­ного порошка кре­мо­вого цвета, бла­го­ухают как цве­точ­ными аро­ма­тами (осо­бенно инте­ресны «Гар­де­ния», «Цар­ская фиалка», «Дамас­ская роза», «Нежный бази­лик», «Гвоз­дика» и «Акация»), так и слож­ными, не-цве­точ­ными ком­по­зи­ци­ями, с трудом под­да­ю­щи­мися опи­са­нию.

Осо­бенно стоит отме­тить пряные, празд­нич­ные запахи «Геф­си­ма­нии», «Виф­ле­ема», «Фавора», более слад­кий «Наза­рет», «Иеру­са­лим», «Миро», мас­ля­ни­сто-арха­ич­ный «Нард», «Гора Хорив» и, конечно, «Царица», сде­лан­ная по образцу ста­рин­ного фран­цуз­ского аро­мата XV века, быв­шего люби­мыми духами послед­ней рус­ской импе­ра­трицы, стра­сто­тер­пицы Алек­сан­дры Фео­до­ровны.

Самый доро­гой и инте­рес­ный аромат Пре­об­ра­жен­ского мона­стыря — «Синай», изго­тов­лен­ный, как ука­зано на интер­нет-сайте мона­стыря, из нату­раль­ных масел и специй Север­ной Африки. При каж­де­нии слад­кий баль­зам­ный аромат «Синая» с чет­кими нотами смирны рав­но­мерно напол­няет храм, созда­вая празд­нич­ное, воз­вы­шен­ное настро­е­ние.

Един­ствен­ный недо­ста­ток ладана этого мона­стыря помимо цены — кис­ло­вато-горь­кий запах гари, появ­ля­ю­щийся в конце горе­ния на рас­ка­лен­ном угле. Правда, его можно избе­жать, кладя ладан не на уголь, а рядом с ним, как и реко­мен­дуют на сайте мона­стыря. В таком случае зна­чи­тельно сни­жа­ется и коли­че­ство дыма, что нема­ло­важно для неболь­ших храмов или церк­вей с доро­гими фрес­ками.

Хоро­ший ладан делают и в джор­дан­вилль­ском ските Креста Гос­подня Рус­ской Зару­беж­ной Церкви («Холи Кросс Эрмит­эдж»).

Более 30-ти сортов, изго­тав­ли­ва­е­мых бра­тией, также делятся на цве­точ­ные аро­маты (из кото­рых, вне вся­кого сомне­ния, лучшие «Дамас­ская роза» и «Белая сирень») и не-цве­точ­ные (лучшие — «Янтарь», «Иверон», «Кассия» (напо­ми­нает смесь яблока и корицы), «Наза­рет», «Поле пас­туха» и «Свир» в честь прп. Алек­сандра Свир­ского). Круг­лые непро­зрач­ные серо­ва­тые кусочки ладана этого скита теперь можно при­об­ре­сти и в Москве. Этот ладан не боится жара угля и про­го­рает до конца без осо­бого зло­во­ния.

Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность ладана этих двух мона­сты­рей — их сугу­бая цер­ков­ность, потому что наи­бо­лее эффектно их аромат про­яв­ля­ется в поме­ще­нии храма, рав­но­мерно рас­про­стра­ня­ясь в воз­духе, а не в келье, при воз­жже­нии на лам­пад­ном «паучке». Также при­вле­кает и цело­муд­рен­ная осто­рож­ность изго­то­ви­те­лей при под­боре аро­ма­тов. Они доста­точно силь­ные, но не назой­ли­вые. Их при­ят­ный аромат не вызы­вает свет­ских ассо­ци­а­ций и не мешает цер­ков­ной молитве.

Непло­хой ладан при­бли­зи­тельно десяти сортов изго­тав­ли­вают и в аме­ри­кан­ском подво­рье горы Синай. Там же можно при­об­ре­сти уни­каль­ный черный ладан, кото­рый не стоит путать с афон­ским «мав­ро­ли­ва­ном», т. е. обыч­ным лада­ном, при­сы­пан­ным не белой маг­не­зией, а чёрным уголь­ным порош­ком.

***

Совер­шенно уни­каль­ный ладан, с ярким цветом, напо­ми­на­ю­щим брон­зо­вую краску, и слегка назой­ли­вым, долго не вывет­ри­ва­ю­щимся аро­ма­том 13 сортов, делают в одном уни­ат­ском мона­стыре Аме­рики под маркой «Мона­ст­эри инсэнс» (т.е. Мона­стыр­ский ладан). Акку­ратно упа­ко­ван­ный, сугу­бого каче­ства, напол­ня­ю­щий храм слад­ко­ва­тым и силь­ным аро­ма­том, не име­ю­щий зло­во­ния от про­го­ра­ния, он в России пока недо­сту­пен. Его при­во­зят из Аме­рики с ока­зией, либо зака­зы­вают по интер­нету в мага­зи­нах. Это впро­чем, можно сде­лать и на сайтах других аме­ри­кан­ских мона­сты­рей.

В Аме­рике и Запад­ной Европе более рас­про­стра­нен другой тип ладана, кото­рый пред­став­ляет собой смесь разных сортов бла­го­вон­ных смол, специй и суше­ных трав и цветов.

Как наи­бо­лее удач­ный ладан этого типа можно назвать смесь «F8» фирмы «Глория инсэнс» кар­пато-рос­ской пра­во­слав­ной епар­хии Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата в Аме­рике, куда входят восемь редких бла­го­вон­ных ингре­ди­ен­тов. Кра­си­вый по внеш­нему виду (про­зрач­ные и раз­но­цвет­ные кусочки смолы, дам­мары и мирры отда­ленно напо­ми­нают дра­го­цен­ные камни), этот ладан при каж­де­нии напол­няет храм боль­шим коли­че­ством дыма и силь­ным слад­ко­ва­тым ванильно-хвой­ным аро­ма­том с явным оттен­ком смирны.

Есть и экзо­ти­че­ские смеси аме­ри­кан­ских и запад­но­ев­ро­пей­ских мона­сты­рей, в основу кото­рых входят не смолы, а опилки сан­да­ло­вого и других аро­мат­ных дере­вьев, слегка смо­чен­ные бла­го­вон­ными мас­лами, напри­мер розо­вым, и специи, напо­до­бие корицы и пр. При сго­ра­нии на угле они дают при­ят­ный аромат бла­го­во­ний с лёгким оттен­ком дыма костра.

Но обыч­ный для като­ли­че­ских храмов ладан — это смеси смол и аро­ма­тов, назван­ные име­нами святых и апо­сто­лов, пред­став­ля­ю­щие собой мелкие раз­но­цвет­ные гра­нулы с неяр­ким запа­хом. Однако при каж­де­нии доми­ни­рует запах основы — ливан­ской смолы.

Есть у като­ли­ков и аро­ма­ти­зи­ро­ван­ный цве­точ­ными эссен­ци­ями ладан. Мелкие кусочки оли­ба­нума в таком случае покры­ва­ются слоем аро­мат­ного масла. Однако по своим аро­ма­ти­че­ским каче­ствам этот ладан настолько усту­пает пра­во­слав­ным образ­цам, что в круп­ных като­ли­че­ских мага­зи­нах наравне с запад­ными часто пред­ла­га­ется широ­кий выбор восточ­ного, пра­во­слав­ного ладана.

Исклю­че­ние состав­ляет, пожа­луй, так назы­ва­е­мый «архи­ерей­ский» ладан (иначе назы­ва­ется «пон­ти­фи­каль­ный», «оро нэро», т.е. в пере­воде с ита­льян­ского «золо­той и черный», «дары волх­вов»). В этом случае к позо­ло­чен­ным гра­ну­лам ливан­ской смолы добав­ля­ется черная смирна и мелкие кусочки про­пи­тан­ного аро­ма­том смирны дерева. При каж­де­нии храм напол­ня­ется древним и суро­вым, пряным аро­ма­том…

***

Доро­гой и не очень, пах­ну­щий цве­тами и древними биб­лей­скими спе­ци­ями, раз­но­цвет­ный, сде­лан­ный из разных ингре­ди­ен­тов и собран­ный с дерева ладан бывает самым разным.

Даже про­стое пере­чис­ле­ние всех извест­ных раз­но­вид­но­стей и сортов займёт довольно много места. Нелегко опи­сать запах, досто­ин­ства и недо­статки такого коли­че­ства бла­го­во­ний.

Но оче­видно, что в наше время жела­ю­щий вполне может найти себе в этом раз­но­об­ра­зии что-то по душе и при­не­сти этот аромат в жертву Богу, укра­сив бого­слу­же­ние и сохра­нив здо­ро­вье при­хо­жан.

Но будем пом­нить, что ладан — это символ духов­ных реаль­но­стей, кото­рый не может их заме­нить.

Вкла­ды­вая бла­го­вон­ные кусочки в горя­щее кадило, будем пом­нить, что глав­ная задача в жизни хри­сти­а­нина — при­не­сти в жертву Богу бла­го­уха­ние нашей жизни и жар нашей молитвы и любви.

Именно это и будет лучшим аро­ма­том, весе­ля­щим и Бога, и наших ближ­них.

Источ­ник: http://osiluan.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки