О понятии греха

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Что такое грех? Каково его про­ис­хож­де­ние?

Если мы посмот­рим на гре­че­ское слово, кото­рым обо­зна­ча­ется грех в Свя­щен­ном Писа­нии, то слово ἁμαρτία (амар­тиа) бук­вально озна­чает непо­па­да­ние в цель, промах. То есть это стрела, кото­рую лучник пустил в мишень и не попал. На этот выстрел была затра­чена какая-то энер­гия, но изна­чаль­ная цель не была пора­жена. Говоря о грехе, мы гово­рим о том, что у каж­дого чело­века в жизни есть опре­де­лен­ная цель, причем, цель, кото­рую ставит не только он. Каждый чело­век при­об­рел жизнь не само­сто­я­тельно, не по своей воле. Жизнь – это дар Божий, поэтому каждый чело­век явля­ется обра­зом Божиим. Он носит в себе опре­де­лен­ный потен­циал, кото­рый и явля­ется целью его жизни, поэтому, совер­шая грех, – в каче­стве отдель­ного поступка или в каче­стве опре­де­лен­ной гре­хов­ной склон­но­сти, неко­его каче­ства своего чело­ве­че­ского бытия – чело­век не попа­дает в цель, кото­рую пред­на­зна­чил для него Бог. Поэтому грех в Свя­щен­ном Писа­нии неод­но­кратно назы­ва­ется «без­за­ко­нием». Есть некий закон, некая система правил, нрав­ствен­ных пред­пи­са­ний, кото­рые мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии и в жизни Церкви. Соот­вет­ственно, совер­шая грех, чело­век нару­шает опре­де­лен­ные нормы своего бытия и из-за этого нару­ше­ния он нано­сит вред, прежде всего, себе. Он затра­чи­вает энер­гию на выстрел из лука своей жизни, но стрела попа­дает не туда. Если мы честно и искренне посмот­рим на свою жизнь, может быть, даже немного само­устра­нив­шись, то увидим, что грех связан еще с такой важной кате­го­рией как сво­бода. Перед нами посто­янно воз­ни­кает выбор: еже­дневно, еже­часно. Мы выби­раем из двух или несколь­ких воз­мож­но­стей. Нередко бывает так, что совесть, а совесть, согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, – это голос Божий в чело­веке, гово­рит, что мы должны посту­пить так, а наш житей­ский разум, обсто­я­тель­ства, некие пове­ден­че­ские схемы, в кото­рых мы вос­пи­таны или кото­рые извне нам насильно навя­зы­ва­ются, – они гово­рят нам о том, что мы должны посту­пить по-дру­гому. Совер­шая грех, пре­сту­пая закон, – закон, кото­рый мы осо­знаем, может быть, даже если мы не зна­комы с пол­но­той цер­ков­ного учения, но осо­знаем, поскольку этот закон в душе каж­дого из нас зафик­си­ро­ван, в нашей сове­сти, – мы совер­шаем сво­бод­ный выбор и сво­бод­ный посту­пок. Соот­вет­ственно, грех не явля­ется еди­нич­ной точеч­ной состав­ля­ю­щей нашей жизни, но из этих точек выстра­и­ва­ется некая прямая, некий вектор, кото­рый уже через неко­то­рое время начи­нает опре­де­лять очень часто наше пове­де­ние. Самый яркий пример – это какие-то зави­си­мо­сти. Напри­мер, от алко­голя, от нар­ко­ти­ков, когда все начи­на­ется в каче­стве невин­ного раз­вле­че­ния, может быть, чело­век нахо­дится в какой-то ком­па­нии, где он не может посту­пить не так, как посту­пают все осталь­ные. Затем, через какое-то время, он начи­нает осо­зна­вать, что он уже не кон­тро­ли­рует ситу­а­цию. В этом отно­ше­нии Свя­щен­ное Писа­ние нам гово­рит о том, что «чело­век, кото­рый творит грех, ста­но­вится рабом греха».

Можно ли бороться с гре­хами?

Конечно, грех – это болезнь и для того чтобы болезнь пре­одо­леть, во-первых, эту болезнь нужно уви­деть. Нужно немножко отойти на какое-то рас­сто­я­ние и посмот­реть, оце­нить: а где же я нахо­жусь, и как выгля­дит моя жизнь. Здесь, на этой под­го­то­ви­тель­ной стадии, очень важную роль играют ори­ен­тиры. Очень часто мы задаем себе непра­виль­ные ори­ен­тиры и срав­ни­ваем себя с кем-то, кто нахо­дится с мораль­ной точки зрения на более низком уровне. Тем самым мы кажемся себе намного лучше, чем есть на самом деле. Конечно, очень просто и при­ятно срав­ни­вать себя с каким-то тира­ном, напри­мер, с Гит­ле­ром. Взяв его в каче­стве системы отсчета коор­ди­нат, мы, соот­вет­ственно, пока­жемся себе чуть ли не анге­лами. Но если мы возь­мем в каче­стве этой системы коор­ди­нат Еван­ге­лие и тех людей, кото­рые реа­ли­зо­вали его в своей жизни, тех людей, кото­рых мы назы­ваем свя­тыми, если мы взгля­нем на свою жизнь с точки зрения того учения, кото­рое принес людям Хри­стос, мы увидим не просто какое-то несо­от­вет­ствие, но, нередко, глу­бо­кую про­пасть. Осо­зна­ние суще­ству­ю­щей про­блемы – это первый шаг, но осо­знать эту про­блему – мало. Я бы привел такой пример. Эска­ла­тор, идущий вниз, по кото­рому чело­веку нужно под­няться наверх, то есть идти против дви­же­ния эска­ла­тора. Если чело­век будет просто стоять на месте, то он с тече­нием вре­мени будет просто опус­каться вниз. Для того чтобы под­няться вверх, нужно при­кла­ды­вать усилия. И усилия довольно боль­шие, поскольку повре­жден­ная гре­хов­ная чело­ве­че­ская при­рода неумо­лимо влечет нас вниз. Нужны усилия самого чело­века. Для того чтобы выле­чить болезнь, нужен про­фес­си­о­наль­ный врач и нужны усилия самого боль­ного, поскольку ни один самый лучший врач ничего не может сде­лать, если чело­век не захо­чет изме­нить образ жизни. Те же самые законы дей­ствуют и в духов­ной жизни. Хри­сти­ан­ство гово­рит, что Бог спа­сает чело­века, но не без чело­века.

Святые отцы неод­но­кратно исполь­зуют такой термин как «синер­гия», бук­вально – сора­бот­ни­че­ство, сотруд­ни­че­ство Бога и чело­века в деле спа­се­ния. Из уроков физики нам изве­стен опыт, когда две волны накла­ды­ва­ются друг на друга в оди­на­ко­вой фазе, и тем самым их ампли­туда сразу уси­ли­ва­ется. Соот­вет­ственно, если чело­век дви­жется в том направ­ле­нии, кото­рое ука­зы­вает ему Бог, кото­рое ука­зы­вает Еван­ге­лие, то и чело­ве­че­ские усилия будут воз­рас­тать в несколько раз. Соот­вет­ственно, если эти фазы разные, то ника­кая Боже­ствен­ная бла­го­дать, ника­кая помощь Божья не помо­жет чело­веку и резуль­тат будет равен нулю, если чело­век выби­рает сво­бод­ное направ­ле­ние дви­же­ния прямо про­ти­во­по­лож­ное тому, о чем гово­рит нам Хри­стос и Еван­ге­лие. В про­цессе пре­одо­ле­ния и исце­ле­ния греха очень важную состав­ля­ю­щую играет именно Таин­ство Испо­веди. Цер­ков­ное Таин­ство, кото­рое помо­гает чело­веку уве­ли­чить свои усилия и достичь необ­хо­ди­мого резуль­тата.

Если Гос­подь всех про­щает, то полу­ча­ется, что нет непро­сти­тель­ного греха?

Когда мы гово­рим об испо­веди и о про­ще­нии грехов, то очень важно понять, что испо­ведь – не просто какой-то боже­ствен­ный ластик. Вот у нас есть наши грехи, и Бог эти грехи просто сти­рает. Мы согре­шили, Бог их опять стер, мы можем еще согре­шить и так далее. Цель испо­веди, цель борьбы с грехом – это то, что Цер­ковь назы­вает пока­я­нием. Опять же гре­че­ское слово, кото­рое исполь­зу­ется в Свя­щен­ном Писа­нии, – μετάνοια (мета­нойя), бук­вально «изме­не­ние ума». Изме­не­ние взгляда на окру­жа­ю­щий мир, изме­не­ние и пере­смотр своей системы цен­но­стей. Если посмот­реть на то, что стояло для нас на первом месте гла­зами Еван­ге­лия, то мы увидим, что неко­то­рые при­о­ри­теты отой­дут на задний план, спу­стятся на более незна­чи­тель­ные пози­ции. Наобо­рот, то, на что нам не хва­тало вре­мени, оно обя­за­тельно под­ни­мется вперед. Этот пере­смотр – это и есть цель пока­я­ния и исце­ле­ния. Цель испо­веди, цель борьбы с грехом – не просто отказ от греха, но изме­не­ние и пре­об­ра­же­ние жизни. Чело­век должен стать другим и тогда про­ще­ный грех обя­за­тельно при­ве­дет к тому, что каче­ство жизни будет меняться. Меняться на прин­ци­пи­аль­ном, глу­бин­ном, онто­ло­ги­че­ском уровне.

Что бы Вы могли посо­ве­то­вать тем, кто хочет пойти в Цер­ковь на испо­ведь, но не реша­ется это сде­лать из-за стес­ни­тель­но­сти или страха?

Ситу­а­ция здесь похожа на визит к врачу. Очень часто мы этот визит откла­ды­ваем, мы его боимся. Дей­стви­тельно, про­де­мон­стри­ро­вать свою болезнь дру­гому чело­веку, про­де­мон­стри­ро­вать свою сла­бость, свои раны – это знак очень глу­бо­кого дове­рия. Я могу открыться только тому чело­веку, кото­рому я дове­ряю. Здесь начи­на­ется раз­ница между Таин­ством Испо­веди и, напри­мер, пси­хо­ло­ги­че­ской кон­суль­та­цией или какими-то пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скими прак­ти­ками, поскольку испо­ведь – это именно Таин­ство. Это место встречи Бога и чело­века. Чело­век при­хо­дит к Богу для того, чтобы при­не­сти Богу анализ своей жизни, анализ всех нега­тив­ных ее качеств. Опять же, не для того чтобы зани­маться само­би­че­ва­нием или ввести себя в состо­я­ние депрес­сии, уныния, но, наобо­рот, для того чтобы полу­чить помощь для выхода из этой про­блемы. Заме­ча­тельно мы это видим на иконе Вос­кре­се­ния Христа, когда во мраке ада, в тем­ноте, Хри­стос про­тя­ги­вает свою боже­ствен­ную дес­ницу Адаму и Еве и в этом мраке зажи­га­ется свет. О том же самом идет речь в Таин­стве Испо­веди. Свя­щен­ник во время Таин­ства Испо­веди – это просто сви­де­тель. Перед нача­лом испо­веди он обра­ща­ется ко всем, кто на испо­ведь пришел со сло­вами: «Ты пришел во вра­чеб­ницу, – то есть, ты пришел в боль­ницу, – да не оты­дешь неис­це­лен­ным». Ты пришел сюда за исце­ле­нием, поэтому только от тебя зави­сит то, каков будет резуль­тат твоей испо­веди. На самом деле свя­щен­ник слышит на испо­веди то, что люди не гово­рят самым близ­ким людям. Они не гово­рят это супру­гам, они не гово­рят это врачам, пси­хо­ло­гам и пси­хо­те­ра­пев­там, поэтому здесь, конечно, какого-то стес­не­ния быть не должно. Свя­щен­ник – это тоже не идеал. Свя­щен­ник тоже ведет свою пока­ян­ную жизнь, поэтому вместе с каю­щимся он ста­но­вится на эту дорогу пока­я­ния и пыта­ется ему помочь, пыта­ется наста­вить его на тот путь, кото­рый при­не­сет види­мый, ощу­ти­мый резуль­тат. Тем самым, испо­ведь – это не какое-то нега­тив­ное Таин­ство, а, наобо­рот, очень пози­тив­ное. Это Таин­ство нового начала. Мы посто­янно хотим начать новую жизнь с поне­дель­ника, с пер­вого числа, с нового года, но своих сил нам очень часто не хва­тает. Цер­ковь гово­рит нам: «Пожа­луй­ста. Во время Таин­ства Испо­веди ты можешь начать прямо сейчас, не дожи­да­ясь зав­траш­него дня и каких-то бла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств. Приди и начни». Это при­гла­ше­ние, кото­рое Цер­ковь обра­щает к окру­жа­ю­щему миру, ко всем тем, кто назы­вает себя хри­сти­а­нами.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки