Крещение

См. раздел ТАИН­СТВО КРЕ­ЩЕ­НИЯ

***

Креще́ние

1) одно из семи Таинств Церкви – духов­ное рож­де­ние (Ин.3:5). После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится членом Церкви, и может при­ни­мать уча­стие в Цер­ков­ных Таин­ствах
Участ­вуя в Таин­стве Свя­того Кре­ще­ния чело­век через трое­крат­ное погру­же­ние в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына и Свя­того Духа очи­ща­ется от грехов, уми­рает для жизни гре­хов­ной, духовно рож­да­ется для жизни во Христе, усы­нов­ля­ется Богу, вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью;

2) Кре­ще­ние Гос­подне – собы­тие Еван­гель­ской исто­рии, смысл кото­рого состоит в том, что Гос­подь Иисус Хри­стос, не имев­ший личной необ­хо­ди­мо­сти в пока­я­нии (Иоан­но­вом кре­ще­нии пока­я­ния), кре­стив­шись в Иор­дане, уста­но­вил Таин­ство Кре­ще­ния, низвел бла­го­сло­ве­ние на воду, чтобы впо­след­ствии она могла слу­жить сред­ством для совер­ше­ния этого Таин­ства в Церкви;

3) дву­на­де­ся­тый Празд­ник, посвя­щен­ный вос­по­ми­на­нию и чество­ва­нию дан­ного собы­тия.

kreshhenie - Крещение

***

Кре­стил ли Сам Иисус Хри­стос?

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: “Слыша, что Он кре­стил, не поду­май, что Он Сам кре­стил: кре­стили уче­ники Его, но дело уче­ни­ков еван­ге­лист отно­сит к Учи­телю. Далее сей же самый еван­ге­лист гово­рит, что «Иисус не кре­стил, а уче­ники Его» (Ин.4:2). Спро­сишь ли «почему Он Сам не кре­стил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет кре­стить вас Духом Святым» (Мф.3:11). А Духа Свя­того Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он кре­стил, то или кре­стил бы без Духа (и чем бы тогда раз­нился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде вре­мени, а это недо­стойно Бога, дела­ю­щего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после воз­не­се­ния”.
Источ­ник

Было ли Кре­ще­ние, кото­рое совер­шали уче­ники Христа (Ин.4:2) ана­ло­гом совре­мен­ного Таин­ства Кре­ще­ния?

До Пяти­де­сят­ницы (схож­де­ния Свя­того Духа на Апо­сто­лов, дня рож­де­ния Церкви), их кре­ще­ние ещё не имело бла­го­дат­ной силы и было кре­ще­нием пока­я­ния (Мк.1:4), как и у Иоанна.

Сам Иоанн Пред­теча, ука­зы­вая на Мессию, гово­рит: «Я крещу вас в воде в пока­я­ние, но Идущий за мною силь­нее меня… Он будет кре­стить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Как пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, «при­со­еди­не­нием слов «и огнем» [Иоанн Пред­теча] еще более выра­жает силу и могу­ще­ствен­ное дей­ствие бла­го­дати».

Кре­ще­ние пока­я­ния не заме­няло собой Кре­ще­ния во имя Хри­стово (Деян.19:1–5).

Доста­точно ли Кре­ще­ния для спа­се­ния?

Как известно, с рож­де­нием жизнь чело­века не закан­чи­ва­ется, а только начи­на­ется. В духов­ной обла­сти ана­ло­гич­ная после­до­ва­тель­ность: Кре­ще­ние само по себе, без даль­ней­шей духов­ной жизни, не спа­си­тельно. 

Кто Кре­стил Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника?

«…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин).

«Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь  ли  ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп  кре­стил  во время пути, Павел – в узах; Хри­стос  кре­стил   раз­бой­ника  на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст).
Подроб­нее см. Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник.

Кто Кре­стил апо­сто­лов и Бого­ро­дицу?

- Иоанн Мосх запе­чат­лел в Луге Духов­ном: «Ведь, не писано об апо­сто­лах, что они кре­щены. Ужели они не войдут в цар­ствие небес­ное? — Нет! — отве­чали на это. — Апо­столы кре­щены, как гово­рит об этом Кли­мент Стро­ма­тевт в пятом томе своих “Гипо­ти­поз”. Изъ­яс­няя слово апо­стола: “Бла­го­дарю Бога, что никого из вас не кре­стил”, — он гово­рит: “Хри­стос, гово­рят, кре­стил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — осталь­ных”» (блаж.Иоанн Мосх. Луг Духовный.176)
— Свя­ти­тель Софро­ний Иеру­са­лим­ский и на основе Пре­да­ния, хра­нив­ше­гося в Иеру­са­лим­ской Церкви, сви­де­тель­ствует: «Гос­подь наш Иисус Хри­стос Своими руками кре­стил Петра, а Петр, в свою оче­редь, кре­стил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн кре­стили прочих Апо­сто­лов. Божию же Матерь кре­стили вместе Апо­столы Петр и Иоанн» (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. PG.87/3, col.3372).
— Синак­сарь Цвет­ной Триоди на Воз­не­се­ние Гос­подне: “Епи­фа­ний Кипр­ский повест­вова: яко Бого­слов убо Иоанн Бого­ро­дицу крести, Петр же и той и прочия апо­стол» (Триодь Цвет­ная, изд. в 6‑е лето патр. Иосифа, л.451 об.).
— Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Как наиме­но­вать мне Тебя?… Назову ли Тебя Жени­хом или Гос­по­дом, Родив­шим Матерь Свою новым Рож­де­нием в водах». И здесь же отве­чает от Лица Бого­ро­дицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и кре­стил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рож­де­нием во плоти, так и Он родил Меня вторым Рож­де­нием» (Преп. Ефрем Сирин. Пес­но­пе­ния на Рож­де­ство Хри­стово, п. 10 // Тво­ре­ния, т. 5, п. 151, с. 148).
Тер­тул­лиан в слове “О кре­ще­нии”: «Если они (т. е. Апо­столы) при­няли чело­ве­че­ское кре­ще­ние Иоанна, то желали и Гос­под­него Кре­ще­ния, почему Сам Гос­подь при­звал единое Кре­ще­ние, говоря Петру, не жела­ю­щему быть измо­вен­ным: “кто одна­жды измо­вен, не имеет вновь в этом нужды” (Ин. 13, 6), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некре­щен».

Плоды Таин­ства Кре­ще­ния

В Таин­стве Кре­ще­ния чело­век полу­чает осво­бож­де­ние от без­услов­ной власти пер­во­род­ного греха. Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­ще­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить. Кре­ще­ние дарует чело­веку сво­боду от тира­нии дья­вола, кото­рый не сможет больше власт­во­вать над нами без нашей воли. Кре­ще­ние не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, без нашей веры и пока­я­ния, без соблю­де­ния запо­ве­дей семя вечной жизни не взой­дёт, а погиб­нет в нас. Не веду­щий духов­ную жизнь кре­щё­ный чело­век име­ну­ется отпав­шим.

Кре­ще­ние в случае смерт­ной опас­но­сти может совер­шить и миря­нин

В случае смерт­ной опас­но­сти и невоз­мож­но­сти доста­вить к чело­веку пра­во­слав­ного свя­щен­но­слу­жи­теля, Таин­ство Кре­ще­ния может совер­шить миря­нин, кото­рый не отре­кался от веры и не был двое­брач­ным. В таком случае этот пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен взять воду (жела­тельно святую) и трижды воз­лить на кре­ща­е­мого со сло­вами: «Кре­ща­ется раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Свя­таго Духа. Аминь». Если чело­век оста­нется в живых, то Кре­ще­ние должен довер­шить свя­щен­но­слу­жи­тель.
См. подроб­нее: О воз­мож­но­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния миря­нами в случае смерт­ной опас­но­сти

Можно ли Кре­ститься во второй раз?

Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть только одно. В Пра­во­слав­ном Сим­воле веры четко ска­зано: «Испо­ве­дую едино (одно)  кре­ще­ние…».

Грехи, совер­шён­ные после Кре­ще­ния, омы­ва­ются в Таин­стве Пока­я­ния (испо­веди). Это Таин­ство образно назы­вают вторым Кре­ще­нием, так как при сер­деч­ном рас­ка­я­нии в своих грехах, чело­век полу­чает про­ще­ние от самого Бога.

Можно ли Кре­ститься, если неиз­вестно был ли крещён ранее?

«Если о мла­денце неиз­вестно, был ли он крещён (т. е. нет сви­де­те­лей, кото­рые могли бы точно сооб­щить об этом), он может быть крещён обыч­ным чином без каких-либо огра­ни­че­ний (Карф. 72; Трул. 84). Опи­ра­ясь на это же пра­вило, раз­ре­ша­ется кре­стить под­ки­ды­шей». 
Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Том 38. М., 2015. С. 656.

«Если взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­ститься, не знает, был ли он крещен в мла­ден­че­стве, и нет воз­мож­но­сти наве­сти справку об этом, то свя­щен­нику сле­дует кре­стить его, так как второе Кре­ще­ние по неве­де­нию не вме­ня­ется в вину кре­ща­е­мому. Так же сле­дует посту­пать и в тех слу­чаях, когда мла­де­нец был якобы крещен миря­ни­ном, но не уда­лось уста­но­вить, пра­вильно ли было совер­шено Таин­ство.
В неко­то­рых обла­стях России в подоб­ных сомни­тель­ных слу­чаях совер­шают так назы­ва­е­мое “услов­ное Кре­ще­ние”, при кото­ром в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­мулу добав­ляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Кре­ще­ния пред­ла­гает Треб­ник мит­ро­по­лита Петра Могилы. Однако, по мнению спе­ци­а­ли­стов в обла­сти литур­ги­че­ского бого­сло­вия, древ­няя Цер­ковь не знала услов­ного Кре­ще­ния. У като­ли­ков услов­ное Кре­ще­ние вошло в обычай с древ­них времен».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. М., 1983. С. 236.

О страхе Кре­ститься

Еще в чет­вер­том веке многие жители Визан­тии отка­зы­ва­лись при­ни­мать Кре­ще­ние, моти­ви­руя это тем, что не смогут отка­заться от при­выч­ного образа жизни, люби­мых дел и увле­че­ний. И в том, что хри­сти­ан­ская жизнь по Еван­ге­лию вовсе не потре­бует от них столь ради­каль­ного отказа, убеж­дал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «…Зачем ты убе­га­ешь? Так, ска­жешь; я не могу соблю­сти запо­ве­дей. Но разве Бог запо­ве­дал невоз­мож­ное? <…> Разве не поз­во­ля­ется тебе зани­маться делами? Разве я отвле­каю тебя от жены? Удер­жи­ваю тебя только от пре­лю­бо­де­я­ния. Разве от поль­зо­ва­ния иму­ще­ством? От любо­с­тя­жа­ния только и хище­ния. Разве при­нуж­даю раз­дать все? Только немно­гое, по мере воз­мож­но­сти, уде­лять нуж­да­ю­щимся. <…> Разве при­нуж­даем поститься? Запре­щаем только пре­да­ваться опья­не­нию и пре­сы­ще­нию. Устра­няем то, что при­чи­няет тебе бес­че­стие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже при­зна­ешь постыд­ным и нена­вист­ным. Разве запре­щаем весе­литься и радо­ваться? Только бы это было не постыдно и не бес­честно».

Нужны ли крёст­ные взрос­лому чело­веку?

Крест­ные, или вос­при­ем­ники, обя­за­тельно нужны только для детей (до 14-ти лет), для взрос­лого нали­чие крест­ных не обя­за­тельно. Когда кре­стится взрос­лый, он сам может испо­ве­до­вать свою веру в Иисуса Христа и хочет при­нять Святое Кре­ще­ние для жизни по Его воле. Но поскольку боль­шин­ство людей кре­стят в мла­ден­че­стве, когда ребе­нок ещё не имеет созна­тель­ной веры, не может её гласно испо­ве­до­вать, за него это делают крест­ные. Таким обра­зом, детей кре­стят по вере вос­при­ем­ни­ков и по вере роди­те­лей.

Можно ли кре­стить чело­века не на его мир­ское имя? Напри­мер, чело­века зовут Геор­гий, а кре­ститься хочет с именем Павел

Самый про­стой и, вместе с тем, самый иде­аль­ный случай – это Кре­ще­ние с тем именем, кото­рое напи­сано в сви­де­тель­стве о рож­де­нии. Однако нали­чие несколь­ких имен у чело­века с древ­них времен было явле­нием обыч­ным, напри­мер: Иаков – Изра­иль; Даниил – Вал­та­сар; Симон – Петр. У многих рус­ских святых тоже было два имени: вел. кн. Ольга (в св. Кре­ще­нии Елена), вел. кн. Вла­ди­мир (в св. Кре­ще­нии Васи­лий), а дети его: св. Борис (Роман) и Глеба (Давид). У мона­хов почти всегда не сов­па­дает имя мир­ское и то, кото­рое дается при постриге. А так как в пас­порте имя оста­ется преж­ним, то при оформ­ле­нии какого-нибудь доку­мента при­хо­дится назы­вать преж­нее имя.

Глав­ное, чтобы жела­ние иметь иное имя в Кре­ще­нии не было обу­слов­лено оккульт­ными при­чи­нами. Напри­мер, скры­вать имя, данное в Кре­ще­нии — явное про­яв­ле­ние оккуль­тизма, жизни по воле падших духов.

Что делать, если чело­века кре­стили не на его мир­ское имя, а он не может при­вык­нуть к новому имени, дан­ному в Кре­ще­нии? Напри­мер, чело­века Максим, кре­стили его с именем Сергий, но к этому имени он не может при­вык­нуть и чув­ствует дис­ком­форт

Если чело­веку не уда­ется при­вык­нуть к новому имени, то можно посту­пить так. Пойти в храм, объ­яс­нить свя­щен­нику ситу­а­цию и попро­сить про­честь «Молитву, во еже назна­ме­нати отроча, при­ем­лю­щее имя во осмый день рож­де­ния своего» (име­ется в Треб­нике). Тогда его имя в Кре­ще­нии будет Алек­сандр. При этом кре­стить заново такого чело­века не будут. Опре­де­лить небес­ного покро­ви­теля нужно по кален­дарю: бли­жай­шее после дня рож­де­ния празд­но­ва­ние памяти свя­того Алек­сандра. 

Как быть, если имени кре­ща­е­мого нет в свят­цах?

Если имени кре­ща­е­мого нет в свят­цах, во время Кре­ще­ния чело­века пере­име­нуют с целью обре­те­ния пра­во­слав­ного небес­ного покро­ви­теля. В таком случае имя чело­века может быть двой­ным: одно – для всех и общего поль­зо­ва­ния, а другое – для рели­ги­оз­ной жизни. При Кре­ще­нии выби­ра­ется имя, наи­бо­лее близ­кое по зву­ча­нию. Так, Яну чаще всего кре­стят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Неко­то­рые имена в цер­ков­ной тра­ди­ции имеют иное зву­ча­ние, напри­мер Свет­лана – это Фоти­ния (от гре­че­ского photos – «свет»), а Вик­то­рия – Ника, оба имени в латин­ском и гре­че­ском озна­чают «победа». Тем не менее, можно выбрать себе имя, кото­рое необя­за­тельно будет созвуч­ным мир­скому имени кре­ща­е­мого.

Обя­за­тельно ли назы­вать ребенка по свят­цам?

На Руси суще­ство­вала бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция — назы­вать детей по свят­цам, то есть в честь святых, память кото­рых выпа­дает на бли­жай­шие даты ко дню рож­де­ния ребенка. Полезно при­дер­жи­ваться этой тра­ди­ции.

Почему Цер­ковь не поми­нает некре­ще­ных?

Архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин): «Во-первых, надо осо­знать и понять, почему Цер­ковь в своих молит­вах не поми­нает некре­ще­ных, почему в этом отно­ше­нии она так кате­го­рична. Ответ один: из-за любви. Бла­го­дать цер­ков­ной молитвы, кото­рую не может вос­при­нять некре­ще­ный, только усу­губ­ляет его стра­да­ния. Не вос­при­ня­тая бла­го­дать как бы обра­ща­ется против чело­века. Чув­ство потери ста­но­вится для него осо­бенно ощу­ти­тель­ным и острым. Молитва должна соот­вет­ство­вать духов­ному состо­я­нию чело­века и сте­пени его вос­при­им­чи­во­сти. Есть еще мета­фи­зи­че­ская сто­рона вопроса, кото­рой мы не каса­емся здесь, а именно, некре­ще­ные в загроб­ной жизни оста­ются под вла­стью демона и в узах пер­во­род­ного греха как про­кля­тия. Они — то темное сокро­вище вави­лон­ского царя, о кото­ром гово­рится в Библии. Слу­жить погре­бе­ние над некре­ще­ными и петь «со свя­тыми упокой» — это значит лгать, и ложью рас­ши­рять власть демона над ними.»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки