О соотношении человеческой и Божественной воли

отве­чает свя­щен­ник Олег Корытко


Вопросы:

  1. Зачем Богом была создана земля, если Он уже знал ее буду­щее, гре­хо­па­де­ние людей и т.д.
  2. Зачем Гос­подь «поса­дил» в раю древо позна­ния добра и зла. Ведь если бы Он не сделал этого, люди до сих пор жили бы в раю?

Татьяна

Ответ:

Оба Ваших вопроса, по сути, сво­димы к одному: «Каким обра­зом чело­ве­че­ская воля соот­но­сится с волей Боже­ствен­ной?». Давайте попро­буем посмот­реть на про­блему в кон­тек­сте учения Пра­во­слав­ной Церкви о гре­хо­па­де­нии. Дей­стви­тельно, хри­сти­ане испо­ве­дуют нали­чие в Боге таких свойств, как все­мо­гу­ще­ство и все­ве­де­ние (знание всего).

Однако Боже­ствен­ное все­ве­де­ние отнюдь не под­ра­зу­ме­вает нали­чия абсо­лют­ного пред­опре­де­ле­ния – в том смысле, что Бог прежде тво­ре­ния мира обрек его во главе с чело­ве­ком на гре­хо­па­де­ние и после­ду­ю­щие затем скорби.

Напри­мер, я знаю, что чело­век, сто­я­щий в окне пят­на­дца­того этажа, если сде­лает шаг вперед, неми­ну­емо разо­бьется (понятно, что мои знания, в отли­чие от знания Боже­ствен­ного, имеют отно­си­тель­ный харак­тер). Тем не менее, это отнюдь не значит, что своим зна­нием я под­тал­ки­ваю чело­века сде­лать реша­ю­щий шаг. Чело­век сам может при­ни­мать реше­ние, как ему посту­пить: данная спо­соб­ность обычно назы­ва­ется сво­бо­дой.

Творец, явля­ясь Сам в высшей сте­пени сво­бод­ным Суще­ством, создал нас по Своему образу и подо­бию. Именно поэтому при­нято гово­рить, что одной из черт образа Божия явля­ется нали­чие у нас сво­боды. Гос­подь хочет от нас сво­бод­ной любви к Нему. Невоз­можно силой заста­вить чело­века любить кого бы то ни было. Именно поэтому Бог, зная о гря­ду­щем гре­хо­па­де­нии, тем не менее все равно творит мир и чело­века, чтобы дать ему воз­мож­ность сво­бодно осу­ще­ствить свое при­зва­ние к бого­упо­доб­ле­нию в любви, или же, отверг­нув даро­ван­ную ему сво­боду, впасть в раб­ство греху. Впро­чем, нельзя рас­суж­дать в том смысле, что Боже­ствен­ный замы­сел был от века обре­чен на неудачу; про­изо­шед­шее паде­ние Адама было исце­лено Хри­стом, бла­го­даря чему те, кто после­дует за Ним, полу­чают воз­мож­ность достичь состо­я­ния выше того, в кото­ром нахо­дился Адам.

Древо позна­ния добра и зла было неко­то­рым сред­ством к дости­же­нию бого­по­до­бия. Пре­одо­ле­вая иску­ше­ние вку­сить плодов этого древа, чело­век мог посто­янно пре­успе­вать в послу­ша­нии Богу и таким обра­зом дости­гать тес­ней­шего един­ства со своим Твор­цом. Это была воз­мож­ность для чело­века реа­ли­зо­вать свою любовь по отно­ше­нию к Гос­поду. Непо­ви­но­ве­ние при­вело к тому, что было уте­ряно внут­рен­нее состо­я­ние рай­ского бла­жен­ства, а потеря внеш­него бла­го­по­лу­чия было лишь зако­но­мер­ным след­ствием. Утеряв рай внутри себя, наши пра­отцы стали несчастны, вне зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния. Поэтому наивно пола­гать, что если бы Бог поз­во­лил Адаму и Еве остаться в раю после гре­хо­па­де­ния, они про­дол­жали бы пре­бы­вать в состо­я­нии бла­жен­ства.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки