Наталья Ярасова, прот. Дионисий Свечников
Обида: истоки, признание, прощение

Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков,
руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела Бакин­ско-
Азер­бай­джан­ской епар­хии, и
Ната­лья Яра­сова,
пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ского
отдела Туль­ской епар­хии 

«Про­ще­ние обид – самый корот­кий и надеж­ный путь к спа­се­нию. <…> Утвер­див­ший навык не сму­щаться оби­дами при­об­ре­тает покой, а покой пере­ро­дится в мир, пре­вос­хо­дя­щий всякий разум» (Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник)

Обида часто отрав­ляет нашу жизнь. Обиду несем мы с собой долгие годы, помня о том, как кто-то сказал или сделал нам что-то непри­ят­ное, и тогда она кро­во­жад­ным чер­вяч­ком разъ­едает душу. Порой обида словно накры­вает волной, застав­ляя отторг­нуть чело­века, при­чи­нив­шего боль. Мы живем в хро­ни­че­ском состо­я­нии оби­жен­но­сти – на близ­ких, на коллег, на врачей, пра­ви­те­лей, на жизнь и судьбу, на Самого Бога!

Обида рож­да­ется неспра­вед­ли­во­стью. Причем речь идет, в первую оче­редь, о взбу­до­ра­жен­ном чув­стве, ощу­ще­нии неспра­вед­ли­во­сти – неважно, было ли для него реаль­ное осно­ва­ние или же обида наду­мана. Есть даже шутка: «сама при­ду­мала – сама оби­де­лась».

В нашем обще­стве при­нято очень тре­пет­ное отно­ше­ние к обиде: посто­янно звучат изви­не­ния, слова: «Про­стите, если я вас обидел», «Я не хотел вас оби­деть». Все боятся задеть чужое досто­ин­ство, нето­ле­рант­ность подчас нака­зы­ва­ется ост­ра­киз­мом.

Но при этом соб­ствен­ное досто­ин­ство люди отста­и­вают не менее тре­петно, на малей­шее подо­зре­ние в пре­не­бре­жи­тель­ном отно­ше­нии реа­ги­руя пре­дельно агрес­сивно.

Когда нам кажется, что задето наше досто­ин­ство, нам угро­жают, нас оскорб­ляют, уни­жают, нами пре­не­бре­гают, нам делают больно, по отно­ше­нию к нам посту­пают нехо­рошо, в нас появ­ля­ется гнев, а вслед за ним жела­ние про­ти­во­сто­ять обид­чику (инстинкт борьбы в угро­жа­ю­щей ситу­а­ции). То есть в ответ на угрозу (реаль­ную или кажу­щу­юся) сна­чала вспы­хи­вает гнев, кото­рый про­яв­ля­ется как злость, ярость, нега­тив­ные чув­ства, направ­лен­ные на дру­гого чело­века, на обсто­я­тель­ства, на судьбу, даже на Самого Бога. Когда чело­век не может или не хочет про­явить свою злость, он подав­ляет гнев, ста­ра­ется удер­жать его внутри себя.

Делает он это по разным при­чи­нам. Это может быть:

  1. нрав­ствен­ный запрет на про­яв­ле­ние агрес­сии в чей-то адрес;
  2. усво­ен­ное в дет­стве табу на агрес­сию вообще;
  3. неуме­ние адек­ватно реа­ги­ро­вать на чужую агрес­сию;
  4. про­стое огра­ни­че­ние эти­кета (то есть лишь внеш­нее удер­жи­ва­ние гнева);
  5. пони­ма­ние неумест­но­сти про­яв­ле­ния гнева в какой-то ситу­а­ции (напри­мер, чтобы не раз­бу­дить спя­щего рядом ребенка или не поме­шать людям в театре);
  6. него­тов­ность пока­зать свой гнев тому или иному чело­веку – из-за ува­же­ния и неже­ла­ния рас­стро­ить;
  7. опа­се­ние нега­тив­ных послед­ствий (если у чело­века важный соци­аль­ный статус);
  8. страх – за себя, своё поло­же­ние, здо­ро­вье и жизнь.

Зна­чи­тельно реже, увы, гнев одо­ле­вают сми­ре­нием и любо­вью ради Христа, испол­няя запо­веди.

Гнев – это очень силь­ная и яркая страсть, поэтому удер­жать в узде его очень непро­сто, порой болез­ненно. Само стрем­ле­ние его удер­жать, борьба с гневом, при­во­дит к тому, что гнев словно изво­ра­чи­ва­ется, рас­сла­и­ва­ясь и про­ни­кая в те зоны души, кото­рые чело­век не сумел защи­тить. Словно мно­го­го­ло­вая гидра он пыта­ется одо­леть чело­века – не мытьем, так ката­ньем.

И обида – одна из таких голов гидры, это как раз подав­лен­ный, скры­тый гнев, желан­ный, но удер­жан­ный порыв сде­лать больно в ответ, при­чи­нить зло.

Обиду так и назы­вают латент­ной (скры­той) формой гнева, зло­па­мят­ством, памя­то­зло­бием.

Жела­ние мщения «если устрем­ля­ется наружу, есть гнев, а если оста­ется внутри и строит зло, есть зло­па­мят­ство» (свт. Гри­го­рий Бого­слов).

Иногда люди гово­рят, что не желают зла своему обид­чику, и леле­е­мая ими обида – это всего лишь душев­ная боль, огор­че­ние из-за неспра­вед­ли­во­сти. Но это – само­об­ман. Для пони­ма­ния этого нужно четче разо­браться с тер­ми­ном.

Обще­сла­вян­ское слово «обида», веро­ят­нее всего, про­ис­хо­дит от *ob-viděti. Пред­по­ла­га­ется, что буква «в» позже выпала, а изна­чально так и гово­ри­лось: обвида. «Обви­деть» – то есть обойти взгля­дом, пока­за­тельно не заме­тить, тем самым под­черк­нув незна­чи­тель­ность чело­века, уще­мить его, обо­зна­чить, что он недо­стоин вни­ма­ния. Наро­чи­тое пре­не­бре­же­ние – это оскор­би­тель­ное дей­ствие («обизо́р» – позор, стыд, поно­ше­ние, пору­га­ние, срам; «оби­зор­ный» – обид­ный, оскор­би­тель­ный, позор­ный, постыд­ный, бес­чест­ный).

Позже зна­че­ние слова рас­ши­ри­лось, обидой стали назы­вать пре­ступ­ле­ние против чести, оскорб­ле­ние, бес­че­стие и позор, иногда вообще любой ущерб, нане­сен­ный лично чело­веку. В древ­ней­шем памят­нике сла­вян­ского права «Рус­ской правде» XI–XII вв. поня­тие «обида» озна­чает при­чи­не­ние мораль­ного или мате­ри­аль­ного вреда кон­крет­ному лицу. Что инте­ресно, в этом доку­менте слово «обида» исполь­зо­ва­лось и для опре­де­ле­ния умыш­лен­ного «в обиду» убий­ства, в отли­чие от убий­ства во время ссоры или раз­бой­ного напа­де­ния. Также обидой назы­вали лише­ние девицы чести. То есть под обидой име­лось в виду зло­умыш­ле­ние против чело­века.

И до сей поры мы исполь­зуем выра­же­ние «нане­сти обиду», «оби­деть» именно чтобы обо­зна­чить при­чи­не­ние чело­веку вреда, хотя теперь обычно под­ра­зу­ме­ва­ется именно мораль­ный вред, и далеко не всегда он позо­рит оби­жен­ного.

В народе обидой вообще назы­вали любую житей­скую непри­ят­ность («Какая обида слу­чи­лась!»), и нередко мы по-преж­нему гово­рим «обидно», если у нас сорва­лись какие-то планы или что-то не полу­чи­лось.

Но есть и еще одно зна­че­ние слова «обида» – куда более важное в плане духов­ной жизни.

Пси­хо­ло­ги­че­ские истоки обиды

Обида – это чув­ство, кото­рое появ­ля­ется от того самого при­чи­нен­ного кон­крет­ному чело­веку мораль­ного или мате­ри­аль­ного вреда, спо­соб­ное вызвать раз­лич­ные пове­ден­че­ские реак­ции (напри­мер, месть или отказ от обще­ния).

Чув­ство обиды двух­ком­по­нентно: оно состоит из жало­сти к себе и гнева (злости, нена­ви­сти, мсти­тель­но­сти) по отно­ше­нию к обид­чику. В зави­си­мо­сти от интен­сив­но­сти каж­дого из этих чувств обида может при­ни­мать разный вид.

Оби­жают чело­века не всегда умыш­ленно. Осно­ва­нием обиды могут стать даже самые добрые наме­ре­ния и дей­ствия. Поэтому и гово­рят, что неспра­вед­ли­вость, вызы­ва­ю­щая обиду, не обя­за­тельно насто­я­щая и объ­ек­тив­ная; для появ­ле­ния обиды важно, чтобы сам чело­век ощущал про­изо­шед­шее как непра­виль­ное, нечест­ное, неспра­вед­ли­вое по отно­ше­нию к нему. Оби­деться чело­век может и без види­мой при­чины в пове­де­нии дру­гого чело­века – если у него самого есть жела­ние оби­деться и услов­ная выгода от обиды. В любом случае, у чело­века всегда есть реаль­ная или при­ду­ман­ная, гнез­дя­ща­яся внутри него самого, при­чина для злости, жела­ния мести.

Пси­хо­логи гово­рят, что обида – это эмо­ци­о­наль­ная реак­ция на нере­а­ли­зо­ван­ные пси­хо­ло­ги­че­ские потреб­но­сти во вни­ма­нии, пони­ма­нии, ува­же­нии, любви и т. д., свой­ствен­ная, в первую оче­редь, детям и инфан­тиль­ным взрос­лым.

Чув­ство обиды появ­ля­ется, когда не оправ­ды­ва­ются ожи­да­ния одного чело­века (оби­жен­ного) отно­си­тельно пове­де­ния, отно­ше­ния к нему дру­гого чело­века (обид­чика). Сна­чала чело­век ожи­дает от дру­гого опре­де­лен­ного пове­де­ния (тут совер­ша­ется умствен­ная опе­ра­ция «постро­е­ние ожи­да­ний»), затем стал­ки­ва­ются ожи­да­ния и дей­стви­тель­ность (в уме мол­ние­носно про­из­во­дятся наблю­де­ние и срав­не­ние), и если реаль­ное ока­зы­ва­ется хуже пред­став­ля­е­мого, это заде­вает чело­века, и тот испы­ты­вает разо­ча­ро­ва­ние и злость, направ­лен­ную на источ­ник этого разо­ча­ро­ва­ния, то есть на обид­чика.

Обида, в отли­чие от гнева, не явля­ется врож­ден­ной эмо­цией чело­века. Для совсем малень­ких детей харак­терно врож­ден­ное, пове­ден­че­ски про­стое чув­ство гнева, злости. Обида же явля­ется слож­ным пове­де­нием, осно­ван­ным на умствен­ных опе­ра­циях. Для обиды чело­век должен быть спо­со­бен оце­ни­вать отно­ше­ние к нему других людей и при­ни­мать реше­ние о том, как ему реа­ги­ро­вать на свою интер­пре­та­цию чужого пове­де­ния.

Такие слож­ные мыс­лен­ные опе­ра­ции усва­и­ва­ются при­мерно в воз­расте от 2 до 5 лет, а осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния обид­чи­во­сти явля­ется опыт осо­знан­ной мани­пу­ля­ции. При­ме­ром для науче­ния обычно высту­пают другие дети или взрос­лые, от кото­рых ребе­нок напря­мую, шаб­лонно, или твор­че­ски пере­ни­мает манеру пове­де­ния, при­но­ся­щую опре­де­лен­ную выгоду в отно­ше­ниях.

Изна­чально дети поль­зу­ются обидой наме­ренно как мани­пу­ля­тив­ным сред­ством. Самой про­стой фор­му­лой при этом явля­ется: «Если ты этого не сде­ла­ешь (или, наобо­рот, сде­ла­ешь это), я на тебя оби­жусь».

При­мерно к под­рост­ко­вому воз­расту обида ста­но­вится во многом непро­из­воль­ной реак­цией, обид­чи­вость закреп­ля­ется как каче­ство лич­но­сти.

Обидой часто реа­ги­руют и взрос­лые, не обла­да­ю­щие доста­точ­ной пси­хи­че­ской и духов­ной зре­ло­стью для про­ще­ния. Многие люди, не справ­ля­ясь с огром­ным коли­че­ством стрес­сов, при­бе­гают к инфан­тиль­ным защи­там, а обида, несмотря на свою пове­ден­че­скую слож­ность, явля­ется именно инфан­тиль­ной защит­ной реак­цией.

У многих взрос­лых людей обида, как и в дет­стве, явля­ется спо­со­бом при­ми­тив­ного мани­пу­ли­ро­ва­ния, чув­ствен­ного шан­тажа. Чело­век пыта­ется управ­лять дру­гими ради своей пользы, угро­жая обидой или сразу оби­жа­ясь в ответ на дей­ствия, кото­рые его не удо­вле­тво­ряют. Иногда обида изоб­ра­жа­ется наро­чито, чтобы другой осо­знал, что был не прав, и испра­вил свое пове­де­ние. Но порой чело­век свою обиду скры­вает, пыта­ется ее кон­тро­ли­ро­вать (пси­хо­логи гово­рят – подав­ляет), в глу­бине души наде­ясь, что рано или поздно спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ствует. При этом обида никуда не уходит, она таится в ожи­да­нии воз­мез­дия. Такая реак­ция весьма харак­терна для пра­во­слав­ных людей, зна­ю­щих, что обида – это плохо, но при этом не уме­ю­щих сми­риться с неспра­вед­ли­во­стью в свой адрес и от всего сердца про­стить обид­чика. Они не пере­стают оби­жаться, но при этом кате­го­ри­че­ски отри­цают, что оби­жены. Успешно пода­вив­ший (с точки зрения пси­хо­ло­гии – вытес­нив­ший обиду вглубь созна­ния) чело­век реа­ги­рует на раз­го­воры об обиде сло­вами: «Я не оби­жа­юсь, я не обижен». При этом по инто­на­ции, позе, пове­де­нию чело­века понятно, что он как раз обижен, и сильно.

Боль­шин­ство взрос­лых людей не осо­знают свою обиду, а значит и то, что порой они мани­пу­ли­руют дру­гими с ее помо­щью. Однако окру­жа­ю­щие обычно довольно ярко ощу­щают нега­тив­ную реак­цию оби­жен­ного, и неза­ви­симо от того, при­знает ли чело­век свою обиду даже перед самим собой, зата­ён­ный гнев нака­ляет пси­хо­ло­ги­че­скую атмо­сферу. И пусть среди взрос­лых пси­хо­ло­ги­че­ское вымо­га­тель­ство далеко не всегда при­во­дит к жела­е­мому резуль­тату, однако сами попытки эмо­ци­о­наль­ного шан­тажа путем обиды услож­няют отно­ше­ния между людьми.

Обида и гор­дыня

Оби­жен­ный, даже если на словах гово­рит иное, на самом деле всегда внут­ренне уверен в пра­во­моч­но­сти своей обиды. Ведь ему реально больно и обидно, он стра­дает. Личная обида вспы­хи­вает у чело­века, когда спе­ци­ально или неча­янно задеты его «боль­ные точки», еще их назы­вают «клю­чами обиды».

У слова «обид­чи­вый» в сло­ва­рях есть сино­нимы: рани­мый, уяз­ви­мый, чув­стви­тель­ный, щепе­тиль­ный. Не лишним будет пом­нить о том, что «очень рани­мый в духов­ной жизни озна­чает очень тще­слав­ный» (монах Симеон Афон­ский).

В отно­ше­нии обиды важно пом­нить одну про­стую вещь, кото­рую игно­ри­руют очень многие люди, но кото­рая явля­ется ключом к пре­одо­ле­нию обиды: оби­деть чело­века извне нельзя, каждый оби­жа­ется по соб­ствен­ному выбору (фор­маль­ные при­чины для обиды у каж­дого свои). Есть даже притча, срав­ни­ва­ю­щая обиду с подар­ком, кото­рый при­над­ле­жит дари­телю до тех пор, пока чело­век не принял его в дар. Так и обида – пока чело­век не принял про­ис­хо­дя­щее «на свой счет», пока не счел чужое пове­де­ние неспра­вед­ли­вым по отно­ше­нию к себе, то есть «не принял обиду в дар», он не оби­дится.

«Уни­жать нас может кто угодно, но уни­зить – никто, кроме нас самих, наших дел и поступ­ков» (Свя­тей­ший Пат­ри­арх Серб­ский Павел).

Не стоит путать обиду с огор­че­нием и душев­ной болью от тво­ря­щейся неспра­вед­ли­во­сти. Надо четко раз­ли­чать гнев пра­вед­ный (то есть гнев против греха, в первую оче­редь, своего соб­ствен­ного) и гре­хов­ную страсть – гнев­ли­вость. Сло­вами писа­тель­ницы Ольги Гро­мыко: «Когда сер­дятся, то хотят что-то испра­вить. А когда злятся – кого-то уда­рить». Стоит еще раз вспом­нить, что обида состоит из злости в адрес обид­чика и жало­сти к себе.

С точки зрения Пра­во­сла­вия, при­чи­ной обиды явля­ется гор­дыня: «Обид­чи­вость от само­цена, по коему при­знают и чув­ствуют себя сто­ю­щими немало; почему, когда кто дер­зает не воз­дать нам долж­ного, кипя­тимся и замыш­ляем отмще­ние» (свя­ти­тель Феофан, затвор­ник Вышен­ский). Именно гор­дыня порож­дает целый ряд сопут­ству­ю­щих обиде грехов – осуж­де­ние, гнев, уныние, зло­па­мят­ность. Каждый из этих грехов спо­со­бен «жить» само­сто­я­тельно или в сово­куп­но­сти с дру­гими, обра­зуя в при­чуд­ли­вых соче­та­ниях раз­лич­ные формы выра­же­ния обиды. Поэтому важно загля­ды­вать в себя, ана­ли­зи­ро­вать, дока­пы­ваться до самой сути обиды и, обре­тая её, ста­раться испра­вить, иско­ре­нить. Такое духов­ное дела­ние крайне необ­хо­димо в борьбе с грехом, поскольку, не найдя при­чины духов­ной болезни, нельзя успешно бороться со след­стви­ями, кото­рыми обрас­тает грех. Бес­смыс­ленно бороться с осуж­де­нием обид­чика, не приняв тот факт, что суд дик­тует уязв­лен­ная гор­дыня. Нельзя иско­ре­нить из души зло­па­мят­ство, не вывер­нув наружу соб­ствен­ное «Я» – ведь это я помню зло и буду его пом­нить ровно столько, сколько поз­во­лит само­лю­бие.

Таким обра­зом, обида явля­ется ком­плекс­ным и мно­го­ас­пект­ным состо­я­нием души, и реша­ю­щий вклад в него вносит гор­дыня. Обида и гор­дыня тесно свя­заны друг с другом. Если пустить обиду в душу, то она, пита­ясь гор­ды­ней, будет грызть изнутри, станет чув­ством, подав­ля­ю­щим другие, осо­бенно добрые чув­ства. Гор­дыня – это прямой анта­го­нист многим доб­ро­де­те­лям, в первую оче­редь сми­ре­нию и любви. Обида, взра­щен­ная из гор­дыни гневом и раз­дра­же­нием на обид­чика, лишает чело­века воз­мож­но­сти любить его; в обиде своей чело­век может дойти даже до нена­ви­сти. Апо­стол Иоанн пишет: «не любя­щий брата пре­бы­вает в смерти. Всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца; а вы знаете, что ника­кой чело­ве­ко­убийца не имеет жизни вечной, в нём пре­бы­ва­ю­щей» (1Ин.3:14-15). Отсут­ствие любви есть смерть, а нена­висть есть убий­ство – к таким фаталь­ным след­ствиям может при­ве­сти чело­века обида.

Одного старца спро­сили:
– Что такое грусть?
– Быть груст­ным – это значит, все время думать о самом себе, – отве­тил он кратко.

Обида – чув­ство болез­нен­ное. Уязв­лен­ная душа ноет, стра­дает. Оби­жен­ный, при­няв­ший обиду чело­век лишает себя радо­сти. Многие хотели бы изба­виться от обиды, но у них это не полу­ча­ется. Дело в том, что для избав­ле­ния от обиды нужно сме­стить центр вни­ма­ния с себя самого, пере­смот­реть свои отно­ше­ния с самим собой, с дру­гими людьми, с Богом сквозь призму веры, Еван­гель­ского учения.

Если чело­век посто­янно думает только о себе, холит и лелеет обиду, посе­лив­шу­юся в нём, пожи­нает ее плоды, то ему сложно будет бороться с этим состо­я­нием, коль скоро не при­бег­нет к само­уко­ре­нию и укро­ще­нию своего «Я». Само­уко­ре­ние – основа иско­ре­не­ния своей обид­чи­во­сти, полная про­ти­во­по­лож­ность само­оправ­да­нию, кото­рое почти всегда сопро­вож­дает обиду. Чело­век, убеж­ден­ный в своей правоте, видит всех вокруг вино­ва­тыми. Своих грехов он не видит, но с успе­хом заме­чает чужие. В таких «теп­лич­ных» усло­виях обида дает обиль­ные всходы. И, напро­тив, укоряя себя в про­ис­хо­дя­щем, чело­век не дает воз­мож­но­сти обиде питаться гор­ды­ней, лишает обиду бла­го­дат­ной почвы, и она, поте­ряв силу, исся­кает как засох­ший ручей. Вот что пишет о само­уко­ре­нии Авва Доро­фей: «Если мы во всем, что с нами не слу­ча­ется, счи­таем винов­ными самих себя, а не других, то это при­но­сит нам много добра и достав­ляет вели­кое спо­кой­ствие и пре­успе­я­ние».

При­зна­ние обиды и про­ще­ние

«Не воз­да­вай зла за зло, уко­ризны за уко­ризну. Напи­сано негде: «Если ты не сми­ришь сам себя, то Я смирю тебя, сказал Гос­подь» (Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий).

Если «вас оби­дели», то есть, вы чув­ству­ете себя оби­жен­ным, нужно понять, какие именно убеж­де­ния при­вели вас к обиде. Для этого надо про­ана­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию, выну­див­шую вас оби­деться, и выде­лить три ком­по­нента обиды:

  1. ваши ожи­да­ния;
  2. фак­ти­че­ское отно­ше­ние дру­гого чело­века;
  3. ваша реак­ция, сама суть обви­не­ния дру­гого чело­века.

С каждым ком­по­нен­том нужно про­ве­сти сле­ду­ю­щую работу:

  1. Про­ана­ли­зи­ро­вать реа­ли­стич­ность своих ожи­да­ний. Спро­сите себя: «Настолько уместны мои ожи­да­ния? Адек­ватны ли они ситу­а­ции и нашим отно­ше­ниям?», «Знает ли другой чело­век, может ли знать о моих ожи­да­ниях?», «С чего я решил, что кто-то обязан реа­ли­зо­вы­вать мои ожи­да­ния?». Если есть воз­мож­ность, про­го­во­рить с обид­чи­ком свои ожи­да­ния и узнать, что он думает по этому поводу.
  2. Отде­лить реально наблю­да­е­мые факты (слова, отно­ше­ние, пове­де­ние) от вашей интер­пре­та­ции поступ­ков дру­гого чело­века. Часто люди при­пи­сы­вают дру­гому мотивы и наме­ре­ния, исходя из своих соб­ствен­ных фан­та­зий.
  3. Отка­заться срав­ни­вать пове­де­ние чело­века с соб­ствен­ными ожи­да­ни­ями и сте­рео­ти­пами «иде­аль­ного пове­де­ния» – то есть отка­заться судить.

 «Не суди и не оби­жайся на людей. Что бы они тебе ни сде­лали, не воз­не­на­видь никого. Каждый посту­пает согласно тому, как научен, какой имеет харак­тер. Не многие обла­дают доб­ро­той и рас­суж­де­нием (старец Иеро­ним Эгин­ский). 

Подоб­ный анализ пока­зы­вает, что во многих слу­чаях обиды наду­маны, и чело­век спо­со­бен был вообще не оби­деться. Осо­знав свои «пус­ко­вые кнопки» для обиды, стоит каждый раз при соблазне оби­деться ана­ли­зи­ро­вать про­ис­хо­дя­щее внутри себя и направ­лять свои внут­рен­ние порывы к Богу, уповая на Его помощь в сми­ре­нии гор­дыни.

Если же вы убе­ди­лись, что вам зло­на­ме­ренно нанесли обиду, то сле­дует руко­вод­ство­ваться сове­тами святых отцов.

«Для успо­ко­е­ния себя при нане­се­нии нам обид известно одно только верное сред­ство: когда тебя кто обидел или оскор­бил, ты не обра­щай своего вни­ма­ния на злость оскор­би­теля, но обра­тись к пра­во­суд­ному Богу, попу­стив­шему оби­деть тебя твоему про­тив­нику, и не воз­да­вай ему злом за сде­лан­ное тебе зло: ибо оно попу­щено Богом для дости­же­ния целей добрых и спра­вед­ли­вых, хотя и неиз­вест­ных тебе до вре­мени. Этого обычая дер­жа­лись все святые угод­ники Божии: они не разыс­ки­вали, кто и за что их оскор­бил, но всегда обра­щали сердца свои к Богу, сми­ренно при­зна­вая спра­вед­ли­вость Божия попу­ще­ния; и потому они счи­тали нане­сен­ные им обиды за бла­го­де­я­ния для себя, а своих про­тив­ни­ков за бла­го­де­те­лей, говоря: вот наши истин­ные бла­го­де­тели, ибо они не льстят нам; те же, кото­рые хвалят и вели­чают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внут­рен­нему усо­вер­шен­ство­ва­нию. Поэтому святые всегда мыс­лен­ный взор свой обра­щали к Богу, во всяком деле пола­га­лись на Про­мысл Божий и всего доб­рого ожи­дали от Бога» (свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич)).

Если же, несмотря на все душев­ные усилия, вам не уда­лось отсечь от себя обиду, то чтобы с ней совла­дать, необ­хо­димо про­стить обид­чика.

Серьез­ным пре­пят­ствием на пути про­ще­ния явля­ется неуме­ние при­знать свою обиду.

Люди, кото­рые сумели стя­жать любовь к ближ­нему, не сер­дятся, не оби­жа­ются, не гне­ва­ются на людей за их нера­зум­ные или злые поступки. Такую хри­сти­ан­скую любовь при­об­ре­тали святые подвиж­ники.

Но если обыч­ный отя­го­щен­ный мир­скими забо­тами чело­век гово­рит, что не оби­жа­ется, с боль­шой веро­ят­но­стью, обида у него есть, просто отри­ца­ется по разным при­чи­нам. Поэтому, поймав себя на том, что непри­ят­ный осадок в душе есть, а вы уве­рены в том, что не оби­де­лись, необ­хо­димо при­знать само­об­ман.

Ведь про­ще­ние невоз­можно без при­зна­ния самого факта обиды, то есть без при­зна­ния того, что вы внут­ренне (или открыто) обви­нили кого-то в неспра­вед­ли­вом отно­ше­нии к вам. Ведь если нет вины – нечего и про­щать.

Дру­гими сло­вами, для того чтобы про­стить кого-то, вам необ­хо­димо при­знать, что вы счи­та­ете его в чем-то перед вами вино­ва­тым, что вы его обви­нили.

Помочь в этом может упраж­не­ние «Внут­рен­ний суд».

Упраж­не­ние «Внут­рен­ний суд»

Пред­ло­жен­ное упраж­не­ние под­хо­дит для работы с обидой, кото­рая неод­но­значно осо­зна­ется самим оби­жен­ным чело­ве­ком: если чело­век вообще не при­знает, что обижен, но при этом испы­ты­вает стра­да­ния и нега­тив в адрес обид­чика, либо при­знает обиду, но при этом уве­ряет, что никого ни в чем не обви­няет (то есть не пони­мает, что обида обя­за­тельно осно­вана на обви­не­нии). Осо­зна­ние обиды необ­хо­димо для про­ще­ния этой обиды.

Для выпол­не­ния упраж­не­ния жела­тельно исполь­зо­вать бумагу и ручку (или каран­даши). Можно делать его при помощи ком­пью­тера, теле­фон­ных заме­ток, дик­то­фона или просто в уме, но именно при руко­пис­ном вари­анте эффек­тив­ность упраж­не­ния будет выше, так как при этом задей­ство­ваны разные зоны мозга, поз­во­ля­ю­щие более про­дук­тивно про­ве­сти работу по осо­зна­нию своих внут­рен­них пере­жи­ва­ний.

Выбе­рите любую форму суда. Можно исполь­зо­вать про­стую, где есть только судья, истец и обви­ня­е­мый, можно задей­ство­вать про­ку­рора и адво­ката, сви­де­те­лей с обеих сторон, при­сяж­ных.

Набро­сайте список дей­ству­ю­щих лиц, как это делают в раз­лич­ных дра­ма­ти­че­ских пьесах. Для каж­дого дей­ству­ю­щего лица выбе­рите испол­ни­теля роли – реаль­ного чело­века, име­ю­щего какое-то отно­ше­ние к ситу­а­ции обиды. Истцом высту­па­ете вы сами, обви­ня­е­мым – ваш обид­чик (чело­век, по отно­ше­нию к кото­рому вы чув­ству­ете злость, непро­хо­дя­щую душев­ную боль, чье неспра­вед­ли­вое отно­ше­ние вы ощу­ща­ете). Судья, обви­ни­тель, защит­ник, сви­де­тели, при­сяж­ные – набор пер­со­на­жей зави­сит от вашей ситу­а­ции. Это могут быть реаль­ные люди (в том числе те, кого давно нет рядом) или выду­ман­ные пер­со­нажи. И они, и вы сами можете быть в несколь­ких ролях сразу.

После того как все дей­ству­ю­щие лица рас­пи­саны, разыг­райте в уме сцену суда, запи­сы­вая клю­че­вые фор­мулы обви­не­ния, защиты, сви­де­тельств.

То есть жела­тельно сфор­му­ли­ро­вать, в чем вы чело­века обви­ня­ете (что он сделал не так). Если вы утвер­жда­ете, что ни в чем чело­века не обви­ня­ете, просто опи­сы­вайте то его пове­де­ние, кото­рое достав­ляет вам внут­рен­ний дис­ком­форт. Далее изла­гайте от лица обви­ни­теля и адво­ката отяг­ча­ю­щие или смяг­ча­ю­щие вину обсто­я­тель­ства, мнение сви­де­те­лей защиты и обви­не­ния.

Воз­можно, уже в ходе выпол­не­ния этого этапа упраж­не­ния вам станет понятно, что обида у вас есть. Или же вы пой­мете, что ваша обида – лишь реак­ция уязв­лен­ной гор­дыни, и вы обра­тите свое вни­ма­ние на соб­ствен­ные стра­сти, отка­зав­шись от нега­тив­ного отно­ше­ния к обид­чику.

Ваша задача в ходе выпол­не­ния упраж­не­ния – не осу­дить чело­века, а понять, в чем вы его УЖЕ осу­дили, чтобы отка­заться от обви­не­ний, про­стить его.

То есть, несмотря на то, что разыг­ры­ва­ется суд, вам надо не обви­нить чело­века, а вскрыть свою соб­ствен­ную обиду. Неважно, вино­ват ли чело­век перед вами в реаль­но­сти – именно вы реша­ете, оби­жаться на него или про­стить. Именно для при­ня­тия реше­ния о про­ще­нии необ­хо­димо осо­знать, что именно вам надо про­стить. До тех пор, пока вы таите своё ощу­ще­ние неспра­вед­ли­во­сти даже от себя самого, не при­зна­ете свою обиду (то, что вы обви­ня­ете дру­гого в плохом отно­ше­нии к себе), вы не смо­жете про­стить чело­века. Ведь если нет обиды – что же про­щать?

В конце разыг­ры­ва­е­мого суда судьей выно­сится реше­ние (вер­дикт). Очень важно, что в данном упраж­не­нии заклю­че­ние судьи, даже если оно не в пользу обид­чика, пред­став­ляет собой просто при­зна­ние поступка без при­го­вора и нака­за­ния, без осуж­де­ния. «Да, он сделал то-то и то-то», или же: «Он ни в чем не вино­ват». В реаль­ном суде в самом начале чело­века в чем-то обви­няют, а в конце раз­би­ра­тельств его либо осуж­дают, либо сни­мают с него обви­не­ния. Даже если при­зна­ётся вина чело­века, то есть его посту­пок оце­ни­ва­ется как плохой (гре­хов­ный), суд вполне может оправ­дать чело­века, не нака­зы­вать его. Тем более это нужно сде­лать на своем «внут­рен­нем суде», следуя уроку Христа: «Иисус сказал ей: и Я не осуж­даю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11).

***

Выше­из­ло­жен­ное упраж­не­ние помо­гает спра­виться с обидой, если его соче­тать с духов­ным устрем­ле­нием к Богу, стрем­ле­нием иско­ре­нить в себе начала гре­хов­ных стра­стей. Иде­а­лом духов­ного состо­я­ния чело­века, уме­ю­щего не оби­жаться, явля­ется изна­чаль­ный внут­рен­ний отказ от жела­ния зла дру­гому чело­веку, несмотря на любые обиды с его сто­роны: «воль­ные и неволь­ные».

Зачем про­щать зло?

«Если вы будете про­щать людям согре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный; а если не будете про­щать людям согре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам согре­ше­ний ваших» (Мф.6:14-15).

Для многих людей пре­пят­ствием к про­ще­нию обид явля­ется неже­ла­ние про­щать, свя­зан­ное со слиш­ком боль­шим коли­че­ством накоп­лен­ной душев­ной боли и недо­ста­точ­ным пони­ма­нием того, почему это они должны про­щать. У многих неже­ла­ние про­щать в зна­чи­тель­ной сте­пени обу­слов­лено чрез­мер­ной кон­цен­тра­цией на своем «Я», их внут­рен­няя боль взра­щи­ва­ется уязв­лен­ным само­мне­нием. Но порой чело­веку реально нано­сят много обид, напри­мер, он ста­но­вится жерт­вой наси­лия, посто­ян­ных изде­ва­тельств и т. п., отчего он уто­пает в боли и дер­жится за свою обиду как за послед­нее сред­ство удер­жаться на плаву. Обида, раз­бав­лен­ная зло­стью, может дать силы физи­че­ски выжить, но душу не спа­сает. А именно спа­се­ние души – смысл чело­ве­че­ской жизни.

«Ибо какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мк.8:36).

Спа­се­ние земной жизни ценой отказа жить по заве­там Христа – это то самое пред­по­чте­ние мир­ского, отре­че­ние от Бога. Увы, изму­чен­ный чело­век за пеле­ной боли обычно не спо­со­бен уви­деть этого, осо­знать, что он застрял в своих мучи­тель­ных и душе­па­губ­ных пере­жи­ва­ниях. Как неспо­со­бен понять и то, что про­ще­ние (осмыс­лен­ное про­ще­ние, а не бес­смыс­лен­ная тер­пе­ли­вость и попу­сти­тель­ство!) даёт гораздо больше душев­ных сил, чем обида – в том числе для выжи­ва­ния.

Для того, чтобы захо­теть про­стить своих обид­чи­ков, необ­хо­димо осо­знать смысл про­ще­ния в пер­спек­тиве бес­смер­тия души.

«Отказ от какого-либо пере­жи­ва­ния (обиды – Н.Я.), когда чело­век уси­лием воли, молит­вой или дру­гими духов­ными сред­ствами не допус­кает раз­виться в душе неугод­ному, гре­хов­ному пере­жи­ва­нию, есть гене­ра­ция смысла. А поскольку в боль­шин­стве слу­чаев эти «жертвы» (назо­вём их так) не несут сию­ми­нут­ной прак­ти­че­ской пользы, это озна­чает, что их смысл в другой плос­ко­сти, он рас­кро­ется свою пол­ноту в Веч­но­сти. Впро­чем, уже в этой жизни чело­век полу­чит неоспо­ри­мую прак­ти­че­скую пользу. Его стра­сти будут сла­беть, а навыки свя­то­сти совер­шен­ство­ваться.

Но глав­ным моти­вом спе­ци­фи­че­ского образа жизни и отно­ше­ния к ближ­нему для хри­сти­а­нина явля­ется надежда на бла­жен­ную жизнь с Богом в веч­но­сти. Если я сдер­жи­ваю гнев и него­до­ва­ние на под­чи­нен­ного, когда ника­кие внеш­ние обсто­я­тель­ства не пре­пят­ствуют мне в этом, то это только оттого, что я знаю, что гнев­ли­вые Цар­ства Божия не насле­дуют (ср. Гал.5:21). Если я не теряю воли от настой­чи­вых при­ста­ва­ний кра­сотки, то это потому, что сла­сто­любцы Цар­ства Божия не насле­дуют (ср. 1Кор.6:9). Если я тор­можу злую иронию в адрес чело­века, на мой взгляд, тупо­ва­того и неуме­лого, то это из-за того, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Если я застав­ляю себя на молитве про­сить мира душев­ного и избав­ле­ния от иску­ше­ний, то это только потому, что чистые серд­цем Бога узрят (Мф.5:8)» (Боча­ров А.С. Чер­ны­шев А.В. Хри­сти­ан­ство и пси­хо­ло­гия).

Поэтому, когда вы чув­ству­ете обиду:

«Оставьте Ваш гнев на оскорб­ля­ю­щего Вас, и вместо зла запла­тите ему благим делом; помя­ните его о здра­вии и обедню попро­сите отслу­жить, тогда полу­чите уже защиту не чело­ве­че­скую, но от пра­во­суд­ного Суда Божия» (старец Геор­гий, затвор­ник Задон­ский).

Также важно пом­нить, что иско­ре­не­ние обиды, кото­рая пита­ется гор­ды­ней и гневом, невоз­можно без искрен­него пока­я­ния и усерд­ной молитвы. Одними только своими уси­ли­ями чело­век не может успешно бороться со своими гре­хами и стра­стями. «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пре­бы­вает во Мне, и Я в нём, тот при­но­сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», гово­рит Гос­подь (Ин.15:5). Поэтому крайне важно при­бе­гать к спа­си­тель­ным цер­ков­ным Таин­ствам – Испо­веди и При­ча­стию. Даже самая давняя обида, засев­шая в глу­бине души, может быть побеж­дена с Божьей помо­щью, ведь «невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­можно Богу» (Лк.18:27). 

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки