Обида

***

Оби́да (зло­па­мят­ность) – при­знак гор­до­сти и духов­ной сла­бо­сти – печаль и горечь в сердце от нане­сен­ного зла или несбыв­шихся надежд. Обида про­ис­хо­дит не от злобы оби­жа­ю­щих, но от сла­бо­сти духа оби­жа­е­мого. Про­ти­во­по­лож­ной обиде доб­ро­де­те­лью явля­ется кро­тость; лекар­ствами молитва за обид­чи­ков и вос­по­ми­на­ние  о том, когда сам обижал других.

***

Нужно ли бороться с обидой, если не ты обидел, а оби­дели тебя самого?

Дей­стви­тельно, не всем оче­видно, что с обидой надо бороться, ведь когда мы оби­жа­емся, то счи­таем постра­дав­шими себя. Нам кажется, если нас оби­дели, то у нас должны про­сить про­ще­ния, должен наш обид­чик каяться в своей гру­бо­сти и перед Богом, ведь это он обидел ближ­него своего. Если нас посе­тили такие мысли, стоит вспом­нить слова Иисуса Христа: «И когда стоите на молитве, про­щайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небес­ный про­стил вам согре­ше­ния ваши; если же не про­ща­ете, то и Отец ваш Небес­ный не про­стит вам согре­ше­ний ваших» (Мк.11:25–26). Полу­ча­ется, пока мы про­дол­жаем предъ­яв­лять счета обид­чику, нахо­димся в состо­я­нии упор­ству­ю­щей обиды, невоз­можно не то что при­ча­щаться, но даже гото­виться к При­ча­стию, читать молитвы к свя­тому При­ча­ще­нию. Ведь эти молитвы пред­ва­ряют слова: «Боже­ствен­ную же пия Кровь ко обще­нию, первее при­ми­рися тя опе­ча­лив­шим» (первое, что сделай перед При­ча­стием, – прости тем, кто тебя обидел).

Стоит ли пытаться что-то объ­яс­нять обид­чику?

Гово­рить о своей обиде чело­веку (не только обид­чику) сле­дует только тогда, когда мы успо­ко­и­лись. Если нас пере­пол­няет обида, раз­дра­жи­тель­ность, злость, мы неиз­бежно будем осуж­дать обид­чика, упре­кать его и ничего доб­рого такой раз­го­вор не при­не­сет. Успо­ко­ив­шись, помо­лив­шись, можно попы­таться пого­во­рить с чело­ве­ком. Он почув­ствует, что за нашими сло­вами стоят не злоба, не страст­ность, а смысл, и, воз­можно, при­слу­ша­ется к нашим словам. Но нужно быть гото­вым и к тому, что даже и теперь мы не будем поняты. Тогда лучше будет мирно рас­статься с тех, кто нас обидел, не держа на него зла. «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя…» (Притч.9:8).

Как бороться с обидой?

Бороться с обидой нужно, но это непро­сто. Обида закры­вает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только мы оби­де­лись, сле­дует помо­литься за обид­чика. «Зло­сло­вят нас, мы бла­го­слов­ляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим», – пишет апо­стол Павел (1Кор.4;12–13). Пусть даже наша молитва будет не от души, а только меха­ни­че­ской, но и это уже первый шаг к тому, чтобы про­стить обид­чика по-насто­я­щему, пре­одо­леть свою обиду. Это послу­жит нам уте­ше­нием, а Бог не замед­лит: теперь мы уже не одни в своем про­ше­нии, с нами Бог. Он начи­нает дей­ство­вать. При­хо­дит бла­го­дать Божия и смяг­чает сердце и наше, и, как это не пара­док­сально, «обид­чика».

Дей­стви­тельно ли молит­вой можно пога­сить обиду на нашего обид­чика?

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас…», – гово­рит Гос­подь (Мф.5:44). Если мы молимся за оби­дев­шего нас, то обя­за­тельно почув­ствуем раз­ницу между отно­ше­нием из состо­я­ния обиды и тем отно­ше­нием к чело­веку, кото­рое рож­дает молитва за него. Нам станет легче пере­но­сить воз­ник­ший кон­фликт. Да и сам чело­век, кото­рый нас обидел и за кото­рого мы молимся, может изме­ниться. Так дей­ствует запо­ведь – под­ставь вторую щеку (Мф.5:39), оста­нови зло на себе, не пере­да­вай по цепочке. Меня оби­дели, я молюсь за обид­чика, желаю ему добра, здра­вия и мира. А бла­го­дать Божия пода­ется нам обоим. Молитва меняет сам фокус вос­при­я­тия «обид». Появ­ля­ются вопросы и к себе: может быть, я тоже кого-то обидел в жизни? Может быть, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Какие другие грехи свя­заны с обид­чи­во­стью? И как им про­ти­во­сто­ять?

Обида цеп­ляет к себе, свя­зы­вая в тяже­лый узел, сразу несколько гре­хов­ных состо­я­ний: здесь и осуж­де­ние, и мсти­тель­ность, и зло­па­мят­ство, и само­оправ­да­ние. Нам кажется, что оби­жа­ю­щий нас, высту­пает против самих поня­тий правды и спра­вед­ли­во­сти. Но есть правда чело­ве­че­ская, а есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам пред­став­ля­ется. Ведь Богу, в отли­чие от нас, открыты все тайные мотивы, при­чины дел рук чело­ве­че­ских. Мы видим часть, а Он – все сразу. В этой ситу­а­ции стоит дове­риться Богу. Раз Он попу­стил в отно­ше­нии нас «неспра­вед­ли­вость», лучше при­нять ситу­а­цию сми­ренно, с упо­ва­нием на помощь Божию. Так мы сможем выстро­ить иерар­хию мнений: сна­чала Божьего, потом своего, и наши обиды тогда ста­но­вятся тише. Есть старый, но уте­ши­тель­ный свя­то­оте­че­ский совет: когда мы стра­даем от обид, причем именно неспра­вед­ли­вых, если примем это с миром, потер­пим, нам и наши грехи, о кото­рых мы и забыли, оста­вятся.

***

«Будьте друг к другу добры, состра­да­тельны, про­щайте друг друга, как и Бог во Христе про­стил вас» (Еф.4:32).

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Как скоро обида раз­жи­гает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, рас­суди, что пре­тер­пе­ва­е­мое тобою весьма мало­важно в срав­не­нии со стра­да­ни­ями Вла­дыки – и тогда, как водою, уга­сишь свою скорбь».

св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«Чело­век озлоб­лен­ный против нас есть чело­век боль­ной, надо при­ло­жить пла­стырь к сердцу его – любовь; надо при­лас­кать его, пого­во­рить с ним с лаской и любо­вью. Когда про вас гово­рят плохо, то гово­рят верно; вас хвалят – это сме­ются над вами».

про­то­и­е­рей Нико­лай Гурья­нов:
«Кто обидит – не сер­дись. Имя знаешь – помо­лись».

Сила обиды прямо про­пор­ци­о­нальна гор­до­сти.

***

См. ПРО­ЩЕ­НИЕ, МИЛО­СЕР­ДИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки