Онтология

Онтоло́гия (от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что суще­ствует + λόγος — учение, наука) — учение о бытии.

Согласно пра­во­слав­ной онто­ло­гии, источ­ни­ком бытия и осно­вой бытий­ствен­но­сти явля­ется Бог. Он не просто вла­деет бытием, Он есть Само­бы­тие (по-гре­че­ски – αὐτουσία).

Истоки хри­сти­ан­ского пред­став­ле­ния о Боге как источ­нике бытия свя­заны с откро­ве­нием Моисею на горе Хорив: (Исх. 3:13–14).

Святой Иоанн Дамас­кин, учил: «Из всех имен, кото­рые даются Богу, глав­ное есть – Сущий (ὁ ὢν), как и Сам Бог, говоря с Мои­сеем на горе, сказал: “Скажи сынам Изра­и­ле­вым: Сущий послал меня” (Исх. 3:14). Ибо Бог содер­жит в Себе Самом пол­ноту (или: целост­ность, цело­куп­ность) бытия (ὃλον του εἴναι) как некое бес­край­нее и без­гра­нич­ное море сущ­но­сти».

Говоря о море сущ­но­сти, пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин цити­рует 38‑ю гомилию свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова, в кото­рой гово­рится сле­ду­ю­щее: «Бог обла­дает все­це­лым бытием и объ­еди­няет его в Себе, не име­ю­щее ни начала, ни конца. Как некий океан сущ­но­сти (πέλαγος οὐσίας), бес­пре­дель­ный и неогра­ни­чен­ный, пре­вос­хо­дя­щий всякую идею вре­мени и при­роды, одним умом Он может быть очер­чен, и то весьма неясно и неполно и не Он Сам, но то, что вокруг Него».

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, один из самых «онто­ло­гич­ных» отцов Церкви, счи­тает имя Сущий по пре­иму­ще­ству именем Божием – «не потому, что Бог Сам дал Себе это имя, но потому, что оно наи­бо­лее свой­ственно Богу. Мы ищем имя, кото­рым бы выра­жа­лась при­рода Божия или Его само­быт­ность (букв.: бытие само по себе – τὸ καθ’ ἑαυτὸ) и неза­ви­си­мость от чего-либо дру­гого. Сый и есть в самой сущ­но­сти соб­ственно имя Божие, кото­рое пол­но­стью соот­вет­ствует именно Ему, а не кому-нибудь дру­гому».

У свя­того Афа­на­сия Бог назы­ва­ется нерож­ден­ной само­сущ­но­стью (αὐτοουσία ἀγέννητος); он пояс­няет это, говоря, что если Бог имеет при­су­щее Ему каче­ство само по себе более силь­ное, нежели ста­нов­ле­ние (или твар­ное бытие) – γένεσις, то Он есть «нерож­ден­ная само­сущ­ность».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки