Из экзегетических комментариев свт. Афанасия Великого наиболее известно «Толкование на Псалмы» (366-373 гг.), представляющее собой краткие комментарии на каждый псалом. Всего святителем истолковано 148 псалмов. В объяснении текста, в противоположность догматико-полемическим сочинениям, используется аллегорический метод толкования.
Свт. Афанасий раскрывает как историческую, так и духовно-нравственную сторону каждого псалма. В частности, объясняется, почему некоторые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого святитель видит в самом царе-псалмопевце: «Он избрал певцов; и потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду» («Предуведомление о псалмах»).
В толкованиях также содержатся наставления, утешения и советы применительно к внешнему и внутреннему состоянию христианина: «В псалмах познаем движения души нашей, и все они как бы о нас изречены и суть как бы собственные наши слова, служащие... к исправлению собственного нашего жития» («Послание к Маркеллину об истолковании псалмов», гл. 12).
116
Аллилуия.
Пс.116:1. Хвалите Господа вси язы́цы.
Пс.116:2. Яко утвердися милость Его на нас.
Язычники, говорит, никогда не испытали бы таковой перемены, если бы милость Божия превозмогла наших грехов.
И истина Господня пребывает во век.
Ибо Господь даровал спасение, какое обещал чрез святых пророков. Этим и блаженный Павел начинает послание к Римлянам: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избра́н в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых» (Рим. 1, 1–2). И еще говорит: «глаголю... Христа Иисуса служителя бывша обре́зания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а язы́ком по милости, прославити Бога» (Рим. 15, 8–9). Итак, поскольку Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, какое обещал, и всем отверз источники милости, то и вы, приступившие из иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, составив согласное песнопение, воздайте должное Благодетелю.