святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

131

Песнь степеней.

Тринадцатая песнь содержит в себе молитву о Давиде. Поскольку очищением уготовляется всем отпущение грехов; то, вследствие сего, пророчественный Дух говорит с прочими спасаемыми: помяни Господи и Давида, воздав ему по кротости его. Ибо как Давид, будучи кроток, за сделанный ему обиды прощал Саулу; так прости прегрешения и Давиду.

Пс.131:1. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его.

Пс.131:2. Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю, и т. д.

Наученный Духом Святым, что к человекам приидет Господь и даст отпущение многих грехов, а потому, уповая спастись и сам, поспешает известиться, когда это будет, где совершится, и как Господь приидет. Желая же узнать об этом, подверг он себя таким изнурениям, отказался от всякого употребления постели, оставил дом свой, и на землю повергся пред Богом в виду святилища, подтвердив клятвою, что не восстанет, пока не будет извещен об этом. Бог, умилосердившись, склоняется на это усильное желание, и обещает, что, однажды дав клятву, Он не солжет. Потому Давид и присовокупил:

Пс.131:6. се слышахом я во Евфрафе,

а это есть Вифлеем. О чем же слышали, как не о том, что там будет пришествие Господне?

Обрето́хом я в полях дубравы,

потому что на равнине, или в полях, вертеп, в котором родился Христос.

Пс.131:7. Внидем в селения Его.

Означает Церкви, которые будут по времени.

Поклони́мся на место, иде́же стоя́сте но́зе Его.

Разумеет гору масличную, где покланяется всякий проходящий.

Пс.131:8. Воскресни Господи в покой Твой.

Просить ускорить вознесете Его на небеса.

Ты и кивот святыни Твоея.

«Кивотом святыни» называет плоть Его святую.

Пс.131:9. Священницы Твои облекутся правдою,

то есть, не в одежды предписанные Законом, но в самую правду; а правда есть Христос.

Пс.131:10. Давида ради раба Твоего не отврати лице Помазанного Твоего.

Вместе с благодеянием, простирающимся на всех людей, вспомни и о Давиде Ты, Господи, заставивший его обратиться к Тебе благодаря греху. Ибо от него произошел по плоти Тот, Кто принял зрак раба.

Пс.131:11. Клятся Господь Давиду истиною.

Когда же клялся? – когда сказал: «и будет, егда исполнятся дние твои, и у́снеши со отцы твоими», восстанет от семени твоего Иной, «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его» во век. «Той созиждет дом имени Моему, и упра́влю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в сына» (2Цар. 7, 12 – 14).

Пс.131:12. Аще сохранят сынове твои завет Мой.

Ясно возвещает завет будущий, сохраняя который, сыны Давидовы по плоти не отпали бы от уготованного царства.

Пс.131:14. Сей покой Мой во век.

Ибо, если и опустошен древний храм за безумие иудеев; то снова сподобились там Божественной благодати места распятия, воскресения и вознесения.

Пс.131:15. Ловитву его благословляяй благословлю.

Ибо каждый из таковых, как семя праведного, не оскудевает хлебами. Пишется же: «и вдову его», то есть лишенную покровительства.

Нищыя его насыщу хлебы,

то есть, обнищавших по Богу насыщу хлебами духовными.

Пс.131:16. Священники его облеку во спасение.

Сам опять Христос есть спасенье, и Сам именуемый в вышних есть правда.

Пс.131:17. Тамо возращу рог Давидова.

В то именно время, когда явится спасение, воссияет слава Давидова.

Уготовах светильник помазанному Моему.

Это говорит об Иоанне, по изреченному Господом: «он бе светильник горя́ и светя́» (Ин. 5, 35).


Комментарии для сайта Cackle