Источник

24

Псалом Давиду.

В предлагаемом псалме вводится лице каждого из званных, т. е. из всех тех, которые собраны для направления их к жизни духовной. И этот же псалом произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена. Слова псалма сего прилично произносить во время мученичества.

Пс.24:1. К Тебе, Господи, воздвигох душу мою.

Говорят это, как обратившиеся уже от идолослужения.

Ниже да посмеют ми ся врази мои»,

и именно враги мысленные.

Пс.24:2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся,

то есть, все возложившие уже упование на Бога и соделавшиеся славными. Поскольку возымел упование, то и утверждает смело, что получит испрашиваемое в молитве.

Пс.24:3. «Да постыдятся беззаконнующие вотще».

Это говорит о пребывающих еще в идолослужении.

Пс.24:4. Пути Твоя, Господи, скажи ми.

Разумеет евангельские догматы.

Пс.24:5. Настави мя на истину.

Говорит это, как не достигший еще истины.

И научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой.

Если так молится пророк, как бы не познавший еще путей Господних, не научившийся ходить стезями Господними, не наставленный на истину Божию и не наученный тому, что должно знать о Боге, как о Спасителе; то кого не устрашить сказанное: «го́ре, иже му́дри в себе самих и пред собою разумни» (Ис. 5, 21)?

Пс.24:7. Грех юности моея, и неведения моего не помяни.

Юностью именует безумие; а явным безумием было время их идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте; потому что и там служили идолам. Итак, не помяни ныне тех грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим.

Ради благости Твоея, Господи.

Умоляю сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.

Пс.24:8. Сего ради законоположит согрешающым на пути.

Просветит грешников, покажет согрешающим путь.

Пс.24:10. Вси путие Господни милость и истина.

Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.

Пс.24:13. И семя его наследит землю;

разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.

Пс.24:14. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им,

т. е. завет евангельский. Что же явит, как не путь спасения? Ибо все законоположение Божие направлено к тому, чтобы добрым доставить наслаждение тем, что вожделенно для них. Сие-то, говорит, «явит им», то есть: введет их в наслаждение вожделенным для них.

Пс.24:17. Скорби сердца моего умножишася.

Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов.

От нужд моих, угнетающих меня, изведи мя.

Пс.24:18. Виждь смирение мое, и труд мой.

Ибо не должно быть нам нерадивыми и недеятельными, полагаясь на милость Божию, но надлежит и от себя привнести труды дел.

Пс.24:19. Виждь враги моя, яко умножишася.

Преклоняет Бога к милости неправдами врагов.

Пс.24:21. Незлобивии и пpавии прилепляхуся мне.

И это свойственно добродетели – гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк (как говорит о себе), в той мысли, что чествует тем Владыку.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle