святитель Афанасий Великий

57

Пс.57:1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание.

Настоящий псалом имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше же сказать, с ясностью излагает, какой был конец восставших на Спасителя.

Пс.57:2. Аще воистинну убо правду глаголете.

Поелику собрались против Спасителя, как защитники Закона, то пророческий Дух справедливо повелевает им, если только заботятся о правде, судить право, т.е. справедливо. Но они не судили справедливо, намереваясь предать смерти неповинного и праведного.

Пс.57:3. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли.

Хотя слова хороши и показывают, что стоите за Закон, но сердце исполнено горечи, а подобно сему и дела исполнены беззакония.

Пс.57:4. Очуждишася грешницы от ложесн.

Показывает, что они совершенно не имели никакой причины ожидать себе спасения. Ибо чрез пророка Исаию говорил Бог иудеям: «ведех... яко отвергая отринеши, и беззаконник еще от чрева прозовешися» (Ис. 48,8), под «чревом» разумея святое крещение.

Пс.57:5. Ярость их по подобию змиину.

Яростью называет душу, о которой говорит, что она подобна змию в раю, под личиною дружелюбных слов внесшему смерть. А поелику иудеи, подобно сему говоря: "Равви", и: "Учителю", и: "вемы, яко от Бога пришел еси (Ин.3:2), и произнося подобные тому слова, совещались предать Христа на распятие, то по сему самому изображены в подобии змия.

Яко аспида глуха и затыкающаго уши своя.

Не змию только можно уподобить их, но аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей и потом отложить свою ярость. Говорит же это, потому что иудеи, по слову Исаии, «отягчили слух свой», чтобы не слышать им словес Господних (Ис. 6, 10).

Пс.57:7. Бог сокрушит зубы их во устех их.

Зубами называет здесь клеветы, сложенные ими на Господа и особенно на Его воскресение, или зубами именует силу, потому что сила львов в зубах их.

Пс.57:8. Уничижатся, яко вода мимотекущая.

Достойны будут презрения, подобно воде разлитой и совершенно негодной.

Напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут.

Луком называет здесь определение, какое дано будет на Божественном судилище. А "дондеже" поставлено в таком значении, чтобы выходил следующий смысл: «и изнемогут».

Пс.57:9. Паде огнь на них, и не видеша солнца.

Вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: «да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Ис. 26, 10).

Пс.57:10. Прежде еже разумети терния вашего рамна.

Рамна6 есть растение колючее. Пророк же разумеет терновый венец. Прежде, нежели возрастут терния ваши, т.е. грехи, и соделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет вас Божественный гнев.

Пс.57:11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение...

Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут этим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же "умыет" должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: «умыю в неповинных руце мои» (Пс. 25, 6).

Пс.57:12. Убо есть Бог судия им на земли.

Речение "убо" употреблено вместо речения «подлинно». «Убо есть Бог судия им». Исповедуют, что подлинно праведен произнесенный на них Божий суд.

* * *

6

Растение, называемое иначе «жестер» или «придорожная игла» (род терновника).


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 57 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толковая Псалтирь – Псалом 57 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 57-го. блаженный Феодорит Кирский

4. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 57 протоиерей Григорий Разумовский

5. Толкование на Псалмы – Псалом 57 епископ Палладий (Пьянков)

6. Беседы на Псалмы – Беседа 15 на псалом 46 святитель Иоанн Златоуст

7. Послания к Серапиону, Епископу Тмуисскому святитель Афанасий Великий

8. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 57 архиепископ Ириней (Клементьевский)

9. Книга пророка Исаии – Глава 10 преподобный Ефрем Сирин

10. Беседы на псалмы святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle