святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

75

Пс.75:1. В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину.

И этот псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд.

Пс.75:2. Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.

Иудеею и Израилем называет здесь душу, познавшую Бога; потому что она есть истинная Иудея и истинный Израиль.

Пс.75:3. Бысть в мире место Его,

то есть в душе Святых. В еврейском читается: "в Салиме", и другие переводчики истолковали: то есть «в мире»******. Поэтому в мире, то есть в душе́, или в Церкви, сокрушатся разжженные стрелы лукавого. А если написано это о горней Иудее и о вышнем Иерусалиме, откуда «отбеже́ болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35, 10); то очевидно, там будет место мира.

И жилище Его в Сионе,

разумеется в мысленном, то есть в горнем, или в душе Святых.

Пс.75:4. Тамо сокруши крепости луков.

Разумеет под этим сопротивные силы, которые сокрушатся, когда Святые достигнут того, что вселятся в тамошние обители.

Пс.75:5. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.

«Горами вечными» именует небеса, просвещает же нас Бог свыше, с небес ниспослав нам Духа.

Пс.75:6. Смятошася вси неразумнии сердцем.

Которые не примут просвещения, подаваемого Духом, те будут в смятении и волнении, когда откроется суд Божий.

Уснуша сном своим, и ничтоже обретоша.

Предавшись нерадению и беспечности в жизни, во время Божественного суда окажутся ничего не имеющими в руках своих, хотя и были богаты прежде в смертной жизни. Ибо как обрести им то, чего не делали?

Вси мужие богатства в руках своих.

Симмах же переводить так: «все мужи крепкие руками своими». Не послужила им в пользу сила рук, которою надеялись восхитить у всех богатство. И научив, что ничего не приобрели чрез это, присовокупил:

Пс.75:7. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони.

По произнесении справедливого над ними приговора, предались они как бы сну и оцепенению, то есть, не в силах были поднять главу. Кто же это, как не «вседшии на кони»? Конями божественное Писание, обыкновенно, называет безмерно склонных к удовольствиям, по сказанному: «кони женонеистовни сотворишася, кийждо ко жене искренняго своего ржаше» (Иер. 5, 8).

Пс.75:8. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе?

Ибо если, по словам Исайи, «затворит» человеку, кто отверзет? (Ис. 22, 22)

Пс.75:9. С небесе слышан сотворил еси суд.

Наказываемые, говорит, не будут иметь никакого оправдания; потому что предвозвестил им о Божественном суде.

Земля убояся, и умолча.

«Землею» называет здесь все естество человеческое, которое и придет тогда в боязнь; поскольку в то время, по наступлении дня оного, не будет никого, кто не убоялся бы. Ибо Ты, небесный Бог, изрек и явным соделал суд Свой, предав наказанию врагов Иерусалима.

Пс.75:10. Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли.

Божественный суд кротким воздаст спасением, равно как грешникам воздаст казнями.

Пс.75:11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе.

Предстанем мы тому страшному престолу дать отчет не только в том, что делали, но и в том, что имели в намерении. Всякое слово, всякий помысл, всякое движение ума исповеданы будут Господу во время суда, когда изведется на позор и сокровенное.

И останок помышления празднует Ти.

«Останок помышления» есть помысл, доведенный до чистоты, сообразно с останком благодати избрания. Поэтому, ежели в то время помысл окажется чистым, то соделается тогда причастником Твоего празднества.

Пс.75:12. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.

Речь переходить к увещанию. Поскольку на Божественном суде будет сказанное выше; то, пока вы в настоящей жизни, «помолитеся... Господеви», – чтобы вам быть рачителями добрых дел, и не медлите совершить за это воздаяние.

"Принесут же дары",

устрашившись содеянных чудес.

Пс.75:13. Страшному и отъемлющему духи князей.

Обещайтесь, говорит, делать добро, зная, что вам, когда будете там, должно как бы в дар Богу принести дела свои. Бог же столько страшен, что и у тех, которые были прежде князьями, но стали лукавы, отъимет дух; потому что в оном Божественном и страшном судилище у каждого из согрешивших опять будет Дух, данный ему в крещении. И в этом-то смысле сказал Господь: "растешет" раба лукавого пришедши господин его, «и часть его с неверными положит» (Лк. 12, 46).


Комментарии для сайта Cackle