О православии в отношении к современности
Содержание
1. Двунадесятые церковные праздники 2.О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая 3. Об особенностях в образе воззрения и жизни ветхозаветного человека 1 часть 2 часть 3 часть 4. О божественном законодательстве чрез св. пророка и боговидца Моисея 1 часть 2 часть 3 часть 5.Об искушении Господа нашего Иисуса Христа диаволом в пустыне 1. (По Евангелию от Матфея). 2. (По Евангелию от Луки). 6. Учение апостола Павла об антихристе 7. О принципах или началах в делах житейских или гражданских 8. Евангелие, читаемое на благодарственных царских молебнах 9. Явление Христа миру. (Картина Иванова) 10. Слово, сказанное в один из дней великого поста, при погребении студента 11.О современности в отношении к православию. Статья третья 12. Педагогические заметки о приготовлении и образовании благонадежных деятелей для обращения заблуждающих, особенно в расколе Общие мысли о педагогическом приготовлении деятелей для обращения раскольников или о миссионерской противораскольнической педагогике Часть первая. Как устроить и утвердить в себе надлежащий образ рассуждения в миссионерском против раскола деле Часть вторая. Как устроять самые сношения с раскольниками для их обращения? Часть третья. Как, наконец, устроять, по делу миссионерства противураскольничьего, отношение к начальству церковному и гражданскому? 13. Вразумление раскольникам из Евангелия 14.О современности в отношении к православию. Статья четвертая и последняя 15. Неверие и уверение св. апостола Фомы 16. Заключение
Заглавие «о православии в отношении к современности», которое дается сборнику разных статей, так общо и неопределенно (а иным может показаться и так притязательным), что, в предотвращение недоразумений, сочинителю необходимо точнее объяснить значение сборника своих статей. Под «современностью» здесь разумеются собственно господствующие духовные стремления, потребности и опасности в наше время. Чего по этим стремлениям, потребностям и опасностям надо искать в православии, – это и раскрывается в разных предлагаемых здесь статьях, конечно – по мере разумения сочинителя. В таком именно значении и дано всем этим статьям одно общее заглавие: «о современности в отношении к православию» ...
Некоторые у нас поборники православия трактуют современность, как нечто враждебное православию; так как и наоборот, есть свои поборники и современности, подозрительно смотрящие на самые требования православия. Но в самом ли православии и в самой ли современности заключается причина такой несовместимости того и другой, в какой они являются иногда у их поборников? Этот вопрос был в особенном виду у сочинителя, когда он писал свои настоящие статьи.
Что касается до избрания разных частных предметов в статьях, для рассуждения вообще «о православии в отношении современности» (в объясненном уже значении этого заглавия), – и в этом нужно дать отчет пред читателем. Следя движение духовной мысли и письменности, особенно в соприкосновении и связи ее с светскою письменностью, неизбежно встречаешься с некоторыми грустными и затруднительными в разных отношениях явлениями, которые также соприкасаются к вопросу об отношении между православием и современностью. Иногда мысль, жизненная и светлая, но еще не зрелая, не развитая или даже только что рождающаяся, естественно представляет в себе разные стороны, которые не выдерживают испытания пред судом истины; и потому эта мысль, или ее литературное выражение неминуемо и справедливо задерживается, или возбуждает против себя сильные протесты. Иногда мысль, сама почти мертвая или направленная к смертельному поражению чего-нибудь безразличного (чтобы не сказать; даже прямо доброго), представляет в себе «общее место» той или другой неоспоримой истины; и потому самому эта мысль, только обессиливающая истину, уже не может быть законно остановлена. Предлагаемые статьи и касаются именно таких предметов, о которых всего обыкновеннее у нас – мысли первого и второго рода, как замечал сочинитель не только по наблюдениям со стороны, но и по служебным своим обязанностям. Порядок в расположении статей, по возможности, таков, что предыдущие статьи служат к уяснению последующих.
Если кому-нибудь эти статьи пособят, хоть сколько-нибудь, в разумении и раскрытии самой силы истины Христовой, или в охранении и развитии разных зародышей мысленного добра, если в сборнике этих статей окажется, хотя меньшее и горчичного зерна (Мф.8:31), семя мира относительно каких бы ни было мысленных борений в наше время: то и слава Богу!