протоиерей Александр Горский

О девственниках христианских до монашества

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть (Мф.19:11). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.).

При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое.

Первый пример девственной жизни, после Преблагословенной Приснодевы Богородицы, еще под Законом предначавшей свой подвиг по духу Евангелия, представляют те из Апостолов, которые, до призвания Иисусом Христом, не вступали в жизнь брачную: Иаков, брат Господень, Иоанн и брат его Иаков, и Павел. О Св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский Писатель (2 стол.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его, от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других, покрыты были наростами1. Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство2. Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственником был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный Им Преблагословенной Деве со креста3. Св. Епифаний, Епископ Кипрский, называет девственником Св. Иакова, брата Иоаннова, также одного из ближайших учеников Господних4. Апостол Павел сам говорит безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз (1Кор.7:8); сам свидетельствует о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27).

Взирая на столь высокие примеры, и первые ученики Апостольские стремились подражать им. Ученики Апостола Павла и присные чада его в вере: Тимофей и Тит, подобно своему наставнику, отреклись от уз брачных, чтобы всецело посвятить себя на служение Господу5.– Апостольская история указывает нам еще четырех девиц, дщерей Филиппа, одного из семи диаконов Церкви Иерусалимской (Деян.21:8–9); о двух из них, почивших в Иераполе, свидетельствует Поликарп, Епископ Ефесский (2 стол.), что они пребыли в девстве до конца жизни6. Тот же образ жизни избрали сын и дщери другого диакона Иерусалимской Церкви, Николая, по свидетельству Евсевия Епископа Кесарийского7.

Христиане Коринфские письменно просили у Апостола Павла наставления о жизни безбрачной. Из ответа Апостола можно заключать, что некоторые почитали обязанностию не только всем безбрачным оставаться в таком состоянии, но и вступившим в брак разлучиться (1Кор.7:1)· Апостол, утверждая неразрывность брака поколением Господним, изъявлял желание, чтобы свободные от уз брачных подражали ему (ст. 8.), и указывал на превосходство жизни безбрачной пред супружескою, как в отношении к тесным обстоятельствам времени (ст. 26.), так и к совершенству Христианскому (ст. 32–34.): но вместе заповедал, чтобы каждый в выборе того или другого состояния сообразовался с своим духовным дарованием. Кийждо, писал Апостол, свое дарование имат от Бога: ов бо сице, ов же сице (ст. 7.). Между Христианами Коринфскими нашлись ревнители примера Павлова, как видим из послания Климента, Епископа Римского, писавшего вскоре после кончины Апостола8.

Тот же ученик Апостольский – Климент, по свидетельству Бл. Иеронима и Св. Епифания, писал окружные послания к девственницам, и в сих посланиях исчерпал все, что можно сказать о чистоте девства9.

Другой ученик Апостольский, Св. Игнатий, Епископ Антиохийский, писал к одному Пастырю: «не возлагай ни на кого ига девства: ибо не безопасно сие стяжание, и не легко сохранить его, когда бывает сие по принуждению»10. Но к Св. Поликарпу, Епископу Смирнскому, он же писал: «Если кто может пребывать в чистоте, во славу плоти Господней, да пребывает, но без тщеславия. Если же кто хвалится, то погиб; а если хочет быть уважаем более, нежели Епископ: то совершенно погиб»11.

Голос Апостольский можно слышать и в сих Постановлениях, преданных от имени Апостолов: «О девстве повеления мы не получили, но предоставляем его свободе желающих, как обет (ευχην). Об одном только напоминаем, чтобы не давали обета легкомысленно. Ибо Соломон говорит: благо еже не обещаватися, нежели обещавшуся не отдати (Еккл.5:4). Итак, дева да будет чиста телом и душею, как храм Божий, как дом Христов, как обиталище Духа Святого. Давши обет, надлежит творить дела, достойные обета, доказать, что обет сей есть истинный, дан по ревности к благочестию, а не в укоризну браку»12.

Так Церковь Христова с самого происхождения своего является украшенною не только правилами, но и примерами чистоты. В них открывалось новое торжество духа над плотию в чадах Церкви, новая победа над самою природою, и всегда достойная удивления, но особенно среди мира, погруженного в язычество.

После сего защитники Христианства, оправдывая учение и жизнь Христиан, пред народом и правительством языческим, смело указывали на девственников и девственниц Христианских, как на новое доказательство правил жизни Христианской, как на живые опыты Божественной силы, действовавшей в исповедниках веры Христовой. Св. Иустин Мученик в своей Апологии, раскрывая правила, данные Иисусом Христом Своим последователям, писал: «весьма многие у нас, того и другого пола, сделавшись учениками Христовыми еще в детстве, и достигши теперь шестидесяти или семидесяти лет, пребывают в девстве. И я готов указать таких людей повсюду»13. Афинагор, в своем защищении Христианства, также уверял язычников: «среди Христиан, между мущинами и женщинами, много можно найдти таких, которые до глубокой старости пребыли безбрачны, находя в сем состоянии более удобства угождать Богу»14. Минуций Феликс говорит язычнику: «весьма многие у нас соблюдают девство навсегда, не тщеславясь тем пред другими»15. Ориген в своем сочинении против Цельса, показав, как мудрецы языческие, за неверность собственному их ведению о Боге, преданы в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28), продолжает, «а презираемые ими за невежество, называемые глупыми, невольниками, как скоро примут учение Иисуса и предадут себя вполне Богу, столько становятся чужды всякого сладострастия, нечистоты и плотских похотей, что многие, как жрецы совершенные, пребывают в совершенной чистоте. У Афинян один первосвященник, и то по укреплении себя цикутою, считается чистым и способным совершать узаконенное богослужение; без того не верят ему, чтобы он мог господствовать над чувственными пожеланиями и удерживать их по своей воле. Но у Христиан можно найти людей, которые не имеют нужды в цикуте, для которых достаточно одного слова Божия, чтобы, отринув от сердца своего всякую похоть, служить Богу молитвами. У других мнимых богов есть девственницы, но в весьма ограниченном числе; и я не вхожу в розыскание, стерегут ли их, или не стерегут, чтобы они пребывали в чистоте, во славу какого-нибудь бога. У Христиан подвижницы соблюдают совершенное девство не для почестей людских, не для наград и денег, и не для пустой славы»16.

В самом обществе Христианском, посвятившие себя жизни девственной служили примером для прочих в отречении от земных удовольствий. Тертуллиан, убеждая супругу свою, по его смерти, не вступать во вторый брак, указывал ей на девственниц. «Посмотри на сестр наших, писал он, которых имена у Господа; не взирая ни на красоту, ни на возраст, они предпочитают святую чистоту супружеству, хотят лучше быть невестами Божиими, для Бога прекрасными, для Бога девами. С Ним живут они, с Ним беседуют; с Ним обращаются день и ночь. Приносят молитвы свои ко Господу, как вено; от Него удостоиваются милостей, когда ни захотят, как-бы от супруга. Таким образом навсегда они приобрели себе благого Господа, и на земле уже, по безбрачию, причисляются к лику Ангельскому. – Сколько таких, которые прямо после крещения, посвящают плоть свою чистоте! Сколько таких, которые, по взаимному согласию, пресекают супружеские отношения – произвольные скопцы ради царства небесного!»17

Такие подвижники и подвижницы не только в домашней жизни были образцами добродетелей Христианских, но и среди гонений. Свободные духом от всего земного, горя пламенною любовию к Господу Иисусу Христу, Которому обручили себя навсегда, они охотно претерпевши все для Господа и одушевляли других к страданиям. История первых веков Христианства представляет множество таких примеров, особенно во время последнего Диоклитианова гонения. Евсевий в своей истории упоминает о добровольных девственным подвижницах (ἀυτοπαρθένος ἀσκητριας) в Александрии, которых мучители предавали на поругание18. Из двух девственниц, явивших мужеское терпение в Газе, одна – Валентина попрала ногами жертвенник языческий и ниспровергла его вместе с огнем, на него возложенным19. В Кесарии предана была огню Еннафа, украшенная венцем девства 20. В истории страданий св. мученика Феодота Анкирского, описанных очевидцем, упоминаются семь девственниц. Преданные мучителем на поругание, они просили защиты у Господа Иисуса. «Доколе в нашей власти было, говорили они, сохранять девство в непорочности, Ты знаешь, как ревностно мы блюли его до сего дня», – и молитва веры соблюла для них нетленным венец девства и приготовила новый венец мученичества21. Другая подвижница Св. Иустина, для сохранения давно блюдомого сокровища, жертвуя своею красотою, просила покровительства у Пресвятой Девы Богородицы, и спасла с собою того, кто хотел прельстить ее22.

В последней половине третьего столетия Христианства, Св. Мефодий, Епископ Тирский, прославил девство своею книгою: пир десяти дев. На сем пиру, девы, собравшись у Ареты, говорят одна за другою о превосходстве девства пред брачною жизнию, рассуждают об истинном его достоинстве и заключают свою чистую беседу песнию к Богу. Заимствуем несколько слов из сей беседы23.

«Велико, выше природы, чудно и славно девство. Это питие, которое источается не землею, но небом. Господу предоставлено было преподать сие учение (о девстве) людям: поелику Он один, пришед на землю, научил человека возноситься к Богу. Архиерею и Главе Пророков и Ангелов прилично именоваться и главою девственников. Ветхозаветные еще не могли вместить девства».

«Сколь велико достоинство девства, можно видеть из того, что число девственников изначала определено сто сорока четырьмя тысячами (Откр.14:3–4): тогда как прочих Святых бесчисленное множество. И се народ мног, говорит Иоанн, егоже исчести никтоже может, от всякого языка и колена, и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их. (Откр.7:9)24.

«И Закон свидетельствует, что очиститися чистотою Господу есть великий обет, выше всех обетов. (Чис.6:2) – Что же значит совершенно посвятить себя Господу? Если уста мои буду отверзать для изъяснения Писания, или для того, чтобы православно и достоприлично воспевать по силе Бога, и буду заключать, полагая дверь и хранение устом, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу. Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать горе: то чисты и очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений и отверзать для слова Божия: то и слух я посвятила Господу... Если чиста я и сердцем, все помышления его посвящаю Господу, не помышляю ни о чем суетном, не живет в нем гордость и гнев, – помышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою – Сонм дев, по преданию, именуется бескровным жертвенником Божиим25. Сим хочет сказать Св. Мефодий, что в деве все должно быть посвящено Богу.

«Не только тело должно соблюдать нерастленным; нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностию. А сие достигается, когда душа часто внимает слову Божию, прилепляется к нему и дотоле не престает приходить к дверям мудрых, доколе не достигнет Того, Кто есть самая истина. Душа, не осоленная солию – словами Христовыми, по необходимости подвергается гниению26.

Указуя на славу небесную, ожидающую отрекшихся от мира, одна из девственниц говорит: «Вот наше таинственное торжество, прекрасные девственницы! Вот совершение (τελεταὶ) тайноводствуемых в девстве! Вот награда за чистый подвиг целомудрия! Обручаюсь Слову, и приемлю в дар вечный венец нетления и богатство от Отца; возложив венец на главу, украшаюсь светлыми и неувядающими цветами мудрости. Обхожу со Христом, воздающим награду на небеси, окрест безначального и бессмертного Царя; становлюсь свещеносицею неприступных светов и воспеваю новую песнь с ликом Ангелов, возвещая новую благодать Церкви»27.

В своей песни к небесному жениху Иисусу Христу девы воспевают:

«Забыла я родителей, возжелав Твоей благодати, Слове (Пс.44:11). Забыла лики сверстниц дев, забыла то, что мною хвалились бы матерь и сродники. Ты стал для меня всем, Христе, – Тебе посвящаю себя чистою и с светильником светоносным сретаю Тебя, Женише».

«Предтеча Твой, омывавший в струях очистительных множество земнородных, беззаконно ведется мужем нечестивым на заклание за чистоту. Окропляя же прах кровию своею, вопиет Тебе, Блаженный: Тебе посвящаю себя чистым и со светильником светоносным сретаю Тебя, Женише».

«И матерь Твоя, Родительница жизни, благодать нетленная, непорочная, нося в бессеменной утробе нескверно зачатый плод, будучи Девою, вопияла, Блаженный: Тебе посвящаю себя чистою и с светильником светоносным сретаю Тебя, Женише!»

«Блаженный, безначальный, живущий в чистых селениях небесных, все содержащий властию вечною! Се предстоим. Приими и нас, Отче, с Сыном Твоим во врата жизни. Тебе посвящаю себя чистою, и с светильником сретаю Тебя, Женише!»

Так восхвалял Св. Пастырь девство устами девственниц Христовых, и так поучал стремившихся к достижению венца небесного путем жизни ангелоподобной.

Чем выше достоинство сей жизни, чем труднее подвиг, чем более искушений от плоти и мира для отрекшихся плоти и мира: тем более заботились пастыри Церкви о предостережении ревнителей чистоты девственной от опасностей, им угрожающих. Памятником сей заботливости могут служить писания Св. Киприана, Епископа Карфагенского, в которых он внушал девственницам презирать украшения в одеждах, употреблять свое богатство на дела богоугодные, не выходить в публичные собрания, удаляться мирских удовольствий. В книге об одежде, приличной девственницам, показав необходимость всякому Христианину строго соблюдать правила жизни Христианской, Св. Епископ пишет: «Теперь обращаю слово мое к девственницам, о которых тем более забочусь, чем выше они славою. Они суть цвет на древе Церкви, красота и благолепие благодати духовной, лучшая часть стада Христова. Радуется о них Церковь, в них изобильно процветает славное плодоношение сей матери; чем более возрастает многочисленный сонм девственниц, тем более умножается радость матери. К ним-то я говорю, их увещаваю: потому что боюсь нападения диавола. Не напрасно сие опасение, не тщетен страх; он ведет к тому, чтобы девы, которые посвятили себя Христу, и отказавшись от плотских похотей, по плоти и духу обрекли себя Богу, надлежащим образом совершали дело свое, за которое назначена великая награда, и не старались бы украшать себя или быть кому угодными, кроме своего Господа... Что девам в земных нарядах и украшениях? – Ты называешь себя богатою и думаешь, что должно пользоваться тем, чем Бог благословил тебя? Пользуйся, но на дела спасительные. Пусть почувствуют бедные, что ты богата. Давай взаим Богу из твоего стяжания, питай Христа; своими благодеяниями располагай других молиться о тебе, чтобы приобрести тебе славу девства. – Некоторые не стыдятся быть в кругу девиц, выходящих замуж, и увлекаясь вольностию людей нецеломудренных, вести нескромные разговоры... Какая нужда до брака той, которая не хочет вступать в брак? И может ли находить там какое-нибудь удовольствие дева, у которой совсем другия занятия и обеты?

«Тесен и узок Путь, ведущий в живот. Убегайте широких и пространных путей утехи там гибельны, удовольствия смертоносны.» – И указывая на награды небесные, Св. Пастырь прибавляет: «первый, сторичный плод есть плод Мучеников, вторый в шестьдесят крат – ваш (Мф.13:8). Как Мученик не думает о плоти и мире, не имеет с ними ни малейшего общения: так и в вас, которые занимаете второе место по награде славы, добродетель должна быть близка к терпению мученическому».

«Хотите ли знать, от какой скорби свободно и каким благом обладает девство? Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезных родиши чада твоя, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет, сказал Бог жене (Быт.3:16). Вы свободны от сего приговора... Вы уже начали быть тем, чем мы будем. Вы уже имеете в сем веке славу воскресения.»

Заключая свои наставления, Св. Киприан говорит: «вы, старшие летами, учите младших; вы, юнейшие возрастом, возбуждайте равных себе, друг друга побуждайте взаимными советами.»

Так высказывалось в словах Пастыря Христова желание видеть девственниц, живущих обществами, в совершенном удалении от мира, вместе с обетом чистоты исполняющих и обет вольной нищеты, в послушании благочестивым руководительницам! – В то время, как писал сие Св. Киприан, Господь уже готовил в пустынях Египта мужей, чрез которых вскоре должно было исполниться сие желание для всей Церкви Христовой. Павел и Антоний, славою подвигов своих привлекши к себе сонмы учеников, положили начало правильному и благоустроенному житию девственному в Монашестве.

* * *

1

Ap. Evseb. Hist. Eccl. L. 2. с . 23.

2

Adv. Iovianum.

3

Contia Vigilantium L I c. 26.

4

Adv. Haeres. 58, 4. 78, 13. см . Procli Orat. 6.

5

Hieronym. ad Tit. 2, 7. Antiochi Monachi hom. 112.

6

Apud Evseb. Hist. Eccl. Lib. 3. c. 31.

7

Ibid c. 29

8

1 Ер . ав Corinth с . 39.

9

Hieronym. I. 1. contra lovianum. Epiphan He е res 30 с . 15

10

J . Damaseeni Ра r а ll е l а

11

Послан. к Св. Поликарпу, гл. 5

12

Constitut Apostol. L. IV с . 14.

13

Apolog. major. §18.

14

Legatio pro Christ. §33.

15

Octavius c.31.

16

Contt. Cels, 1. 7.

17

Ad Uxor. I. 1 с . 4. 6.

18

De martyr Palaest, с . 5

19

с . 8.

20

παρθενίυς στεμματι κεκοσμημένη (неразборчиво , возможно παρθενιος στεμματι κεκοσμημένη ) с 9.

21

Acta SS. 18 Mart.

22

Giegor. Naz Serm. XVIII.

23

Combefis. Bibliotheca Graccor. Patrum, auctuar. novissimum Pars 1. p. 64 et sequ.

24

Orat. 1.

25

Orat. 5. В Постановлениях Апостольских жертвенником Божиим именуются вдовицы, обрекшие себя на безбрачную жизнь. L. 3. с 6. Также в послании Св. Поликарпа, Еп. Смирнского, к Филiппийцам, у Тертуллиана ad uxor. I. 1. c7. Но из послания Св Поликарпа видно, что под именем вдовин иногда разумелись и девы. Он пишет приветствие к девам, именуемым вдовицами

26

Orat. 1

27

Orat. 6. В семь описании венценосного воздаяния девственным, обручившим себя Христу, нельзя невидеть применения к обрядам, с каким совершалось в Церкви таинство брака венец, обхождение, свещи, песнопения


Источник: О древних канонах святым Кириллу и Мефодию / Прибавления к Творениям св. Отцов 1856. Ч. 15. Кн. 1. С. 33-48 (1-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. У истоков культуры святости профессор Алексей Иванович Сидоров

2. О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви восточной протоиерей Александр Горский

3. Новые и старые источники первоначального монашества. [Рец. на:] Amélineau E. Histoire de Pakhôme et des ses communautés профессор Алексей Петрович Лебедев

4. Принятие монашества. Некоторые исторические аспекты архимандрит Макарий (Веретенников)

5. Благо высшее Александр Александрович Бронзов

6. Слово на вторую Пассию профессор Аким Алексеевич Олесницкий

7. О русском церковном управлении протоиерей Александр Иванцов-Платонов

8. Отзыв о сочинении П.Успенского "Восток христианский. История Афона. Ч.III. Афон монашеский" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской Андрей Николаевич Муравьёв

10. Об исхождении Св. Духа: по поводу старокатолического вопроса профессор Александр Львович Катанский

Комментарии для сайта Cackle