Источник

История появления ересей и расколов в христианстве

О значении изучения этой истории

Вопрос об истории ересей очень важный и очень трудный вопрос; важен он прежде всего потому, что непрерывно продолжающееся появление ересей показывает движение христианской мысли, движение часто неправильное, подвергающее истину опасности; но все-таки это движение, жизнь, а всякий процесс исторического развития и очень интересен и важен. Во-вторых, изучение истории ересей важно в том отношении, что появление ересей представляется сложным соприкосновением христианства с другими началами, с философией, с иудейством, язычеством и др. Большая часть древних ересей являлась чтобы примирить христианские воззрения с философией или с другими религиями. В особенности ереси первых двух веков представляют желание соединить христианство с другими религиями или с философскими системами. Это всего лучше показывает существенное отличие христианства от всех других религиозных или философских идей. Некоторые элементы из этих религий или философских систем не могли быть приняты в христианство, и потому возникла борьба.

Изучение этой борьбы всего лучше уясняет, чем отличается христианское учение от других учений, и в чем состоит преимущество православного учения пред учениями нехристианскими и еретическими. Для наших убеждений, для понимания дела это очень важно.

Борьба православия с ересями занимает видное место и во внешней жизни церковной. Ее изучение важно не только для понимания развития жизни церковной, но и для понимания жизни политической. С IV до IX века эта борьба наполняет историю Византийской империи. Эта борьба часто служила причиной государственных переворотов. Далее она имела влияние и на жизнь других, варварских народов, сокрушивших Западную Римскую империю, т.е. на историю готов, лонгобардов, вандалов. Эти народы сначала были большей частью сектанты – ариане, и вопрос о борьбе церкви с арианством имеет очень важное значение для истории поселения этих народов в Западной Европе. Таким образом, эта борьба представляет интерес и с точки зрения общей истории.

Затем эта борьба имеет значение для раскрытия христианского богословия. Различные ереси были попытками исказить христианское учение. Но эти попытки встречали противодействие и наводили церковную мысль на более правильный путь. Бывало так, что в какой-нибудь секте затрагивалась какая-нибудь новая идея, какой-нибудь новый богословский вопрос, и этот вопрос или эта идея получали там неправильную постановку и неправильное или одностороннее понимание. Это вызывало учителей церкви на рассмотрение этих вопросов, и они давали им более правильное толкование. Таким образом, развивалось христианское православное богословие.

Влияние древних сектантских доктрин не ограничивается законченной церковной и политической историей, оно сказывается и в позднейшие века. Появлявшиеся секты были отвергаемы, скрывались, а потом через много веков мы видим их опять у новых народов. Для примера укажем на гностические секты II и III веков. С IV века они как будто совершенно исчезают, но их влияние возбуждается вновь в VIII, в IX веке, в Средние века в павликианстве и богомильстве. Эти секты распространились в Византийской империи, в Сербии, Болгарии, появились в северо-восточной Италии под именем кафаров. Затем их же влиянием объясняется появление новых сект: вальденсов, альбигойцев, лоллардов и т.д. Это влияние отразилось потом в протестантских сектах. Таким образом, постоянно появляется в разное время известная традиция идей. Влияние древних сект отражается на новых; поэтому чтобы оценить какую-нибудь новую ересь, достаточно хорошенько познакомиться с древними сектами.

Наконец влияние борьбы церкви с ересями отражается и в других сферах, кроме религиозной и политической. Влияние сектантства отражается в поэзии, в развитии европейской литературы иногда во времена гораздо позднейшие. В Средние века на Востоке, на Западе и у нас распространилось очень много легенд, фабул, мифов, суеверий. Историки литературы обыкновенно придают им внешний смысл, за источниками этой народной литературы обращаются к самым отдаленным временам, ходят очень далеко: в Персию, в Индию, Тибет; а через какие посредства эти идеи дальнего Востока перешли в Европу, – это у них остается невыясненным. Они очень мало внимания обращают на ту среду, сквозь которую прошли эти сказания; а этой средой и является большей частью древняя сектантская среда. Например, болгарские басни – это большей частью остатки богомильских легенд, вторгшихся к ним из Сербии и Болгарии. А эти легенды становятся нам понятны только из связи их с другими гностическими сектами.

Итак, изучение истории борьбы православной церкви с ересями имеет очень важное значение для жизни религиозной и политической, и для некоторых других научных областей: для истории литературы, народной жизни и т.д.

Источники

Что касается источников для изучения этой истории, то большая часть их названа в курсе историографии. Для истории древнейших сект источниками служат писатели, которые сами боролись с ересями: Ириней Лионский, Ипполит, Тертуллиан – это писатели почти современные самого возникновения древнейших ересей. Из писателей IV и V веков сюда примыкают: Феодорит Кирский, Епифаний. До нас дошли некоторые подлинные сектантские сочинения, например, Πίστις Σοφία, Климентины. Кроме того отрывки встречаются у Оригена, Климента Александрийского и др. Сочинения этих писателей для нас очень важны, так как в них излагаются самые учения сектантов, хотя иной писатель излагал их полемически, пристрастно. Но они не только опровергают, но при этом приводят большие отрывки и даже целые сочинения сектантских писателей. А это очень важно, так как подлинные произведения сектантских писателей или пропали или были истреблены, и понятие об их сочинениях мы имеем только по этим отрывкам. Что касается ересей от IV до IX века, то мы имеем здесь громадную литературу: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский – против ариан; Феодорит Кирский, Кирилл Александрийский – против несториан и монофизитов; Софроний Иерусалимский и Максим Исповедник – против монофелитов; в VIII и IX веках против иконоборцев сочинения: Иоанна Дамаскина, патриархов Константинопольских: Германа, Тарасия, Никифора. Затем: Феодора Студита и Мефодия. Это источники.

Что касается новых сочинений по истории древних сект, то серьезное изучение их началось с конца XVII века, начиная с Готфрида Арнольда; но это изучение все-таки было пристрастное. В прошлом столетии Вальх написал многотомную историю ересей – сочинение, недостаточное по методу и изложению, но для своего времени представлявшее самое подробное собрание всего, что до тех пор было сделано по этому предмету. В нынешнем столетии изучение истории ересей далеко подвинулось вперед. По истории самых первых сект есть специальное сочинение Гана, Маттера – по истории гностицизма, Гильгенфельда – по истории ересей первых двух веков. По истории ересей с IV по IX век существует очень много большею частью специальных сочинений. Из общих церковных историй лучшие по этому предмету – Неандера и Шаффа.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle