Азбука веры Православная библиотека профессор Александр Александрович Некрасов Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины пророка Даниила

Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины пророка Даниила

Источник

От автора

Если определение истинного года Рождества Христова имеет большое значение для науки исторической, то определение истинного года крестных страданий Спасителя имеет еще большее значение для науки богословской. С особенною силою раскрывается это последнее значение при точном определении начала и конца седмин св. пророка Даниила. Это древнее чудо, при означенных двух условиях, выступает из ряда других чудес как бы новым, современным нам чудом. Пророчество о седминах начинается ясным указанием на такое событие с народом Божиим в плену вавилонском, которое долженствовало послужить прообразом искупления Мессиею рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и говорит, что со времени этого события пройдет семь лет и избранный народ вообразит, что настояло уже царство Мессии, и вообразит тщетно; до наступления царства Мессии пройдет еще 483 года. И действительно ровно, день в день чрез 490 (7 + 483) лет началось царство Мессии и началось оно разрушением твердынь ада в день смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: и гроби отверзошася и много, телеса усопших святых восташа (Мф. 27:52).

Казань.

1892 года января 28 дня.

Если от определения истинного года Рождества Христова вполне зависит определение года страданий Спасителя, то и наоборот от точного определения года страданий также вполне зависит и определение года Рождества Христова. Последний принято определять годом смерти Ирода великого. В наше время ученые исследователи пришли к единодушному заключению, что смерть Ирода последовала или в 750-м году или не далее 751 года от основания Рима. Если некоторые из них и склоняются к мненно, что смерть его последовала в 752-м году; то лишь вследствие поспешности и неосмотрительности при простых вычитаниях и сложениях. Впрочем, для очищения совести, обратим внимание и на этот год.

Обыкновенно полагают, что смерть Ирода последовала спустя менее полугода после Рождества Христова. Между тем слова евангелиста Матфея (2:16): «увидев, себя осмеянным волхвами, Ирод весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлеем и во всех окрестностях его, от двух лет и ниже», наводят на мысль, что, во время поклонения волхвов, Господу Иисусу Христу могло быть уже около двух лет (Чтение греческого текста св. Евангелий. Казань. 1888). С другой стороны тот же св. евангелист, повествуя о бегстве св. семейства в Египет, не определяет сколько времени продолжалось пребывание его там, а замечает только, что Иосиф оставался там до смерти Ирода (2:15) и что по смерти Ирода Ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: „встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца“ (2:19:20). И в Египте пребывание св. семейства могло продлиться около двух лет. В том и другом случае повествование св. евангелиста не подает ни малейшего повода заключать, что смерть Ирода последовала вскоре (через 3–4 месяца) после рождения Спасителя. Поэтому для точного определения года Рождества Христова необходимо отыскать иной путь. Наша эра начинается с 754 года от основания Рима: между тем с несомненностию доказано уже, что смерть Ирода не могла последовать позднее 751, положим даже 752 года от основания Рима и что, следовательно, Рождество Христово не могло последовать позднее 750, допустим 751-го года. Совершенно новым путем мы пришли к той мысли, что год Рождества Христова не мог падать не только на 751 или 750-й годы, но даже и на 749-й; он падает на конец 748-го года от основания Рима. Путь этот идет через год страданий Спасителя и через день субботний.

Дни недели у разных народов носили и носят различные названия; но названия субботнего дня субботою принято было не только греками и римлянами, но и другими народами задолго до Рождества Христова; так что не подлежит ни малейшему сомнению, что этот день занимал одно и тоже с евреями место в неделе едва ли не у всех цивилизованных народов. Мы, впрочем, будем иметь дело исключительно с греко-римлянами; так как руководительной ариадниной нитью послужит нам с одной стороны метонов 19-летний цикл, с другой – юлианское летоисчисление. Цель наша – определить истинный год (месяц и день означены св. евангелистами) страданий Спасителя и доказать чудесно-точное указание на эти год и день св. пророку Даниилу Архангелом Гавриилом. Достижение цели считаем вполне возможным при современных успехах математических и астрономических наук.

Со времени исхода из Египта и именно в воспоминание этого события народ Божий ежегодно праздновал Пасху 15-го числа месяца нисана. Во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа у евреев календаря еще не было. Евреи того времени просто – напросто наблюдали появление новолуний на горизонте. Если со времени появления луны отсчитать 14 дней, то 15-й всегда совпадет с полнолунием. Так как у евреев месяцы один в 30, другой в 29 дней постоянно чередовались, то они имели полную возможность с точностию определять фазы луны, по крайней мере, за два месяца вперед. Это – на случай ненастья в новолуние. Еще легче было для них определить день появления луны за один месяц: стоило только отсчитать от времени появления новой луны 29 дней и тридцатый будет непременно днем следующего новолуния или первым днем следующего месяца. При таком непосредственном наблюдении за появлением новой луны 15 день месяца всегда и непременно совпадать будет с днем полнолуния. На какой день недели падало 15-е нисана или полнолуние этого месяца в год страданий Спасителя? 15-е нисана – еврейская пасха. Евреи праздновали ее в том году в субботу (Мф. 27:62, 28:1; Иоан. 18:28,39, 19:14), а св. евангелисты единогласно первым днем опресночным называют пятницу; Господь совершил Пасху вечером в четверток, или, по еврейскому счету, в первую четверть пятницы, так как еврейские дни начинались с вечера. Повествуя об этом евангелист Матфей (26:17) пишет: «в первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: «где хощеши уготоваем Tu ясти пасху». Евангелист Марк (14:12) начинает повествование об этом теми же словами, как и евангелист Матфей: «в первый день опресноков». А евангелист Лука выражается еще определеннее: «настал (ἦλϑε –пришел, несколько более, нежели подошел, наступил, только что начался) день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:7:8). Евангелист Иоанн (19:14) называет эту пятницу пятницею ПасхѻΠαρασκεβὴ τοῦ πάυχα – пятница пасхи, или пятница пасхальная, а не обыкновенная и не пятница перед пасхою.. Итак, по свидетельству св. евангелистов, иудеи праздновали Пасху или 15-е нисана в субботу; между тем те же св. евангелисты первым днем опресноков, а это и есть день Пасхи, единогласно, как сейчас видели, называют пятницу. Решение этого недоумения есть вместе с тем и решение вопроса о годе страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а, следовательно, и о годе Его рождения; так как из повествования тех же св. евангелистов видно, что в год смерти Спасителю исполнилось 33 года с половиною почти.

* * *

Движение небесных светил совершается постоянно по одним и тем же неизменным законам. Законы этих движений и взаимоотношения последних не недоступны уму человеческому. В наше время эти взаимоотношения определены с математической точностью. С неменьшею точностью, много ранее нашей эры, начали и продолжают чередоваться и дни недели, а среди избранного народа Божия точность эта сохраняется от начала мира. Поэтому, зная время полнолуний в наши дни, мы не имеем никакого права утверждать, что нет возможности определить, на какой день недели падали полнолуния за тысячу, две и более лет до наших дней. Каждый из нас в отдельности может допускать ошибки в вычислениях и тем более, как не специалист, может допустить их пишущий эти строки; но из этого далеко еще не следует, чтобы эти вычисления были вовсе недоступны нашим силам. Иудеи праздновали пасху в то полнолуние, которое следовало не ранее недели после весеннего равноденствия; а в две недели (разумеем неделю до и неделю после равноденствия) даже по солнечной тени возможно определить, прошло или еще нет равноденствие. В год страданий Спасителя, по свидетельству, как уже видели, всех евангелистов, полнолуние это могло падать только или на пятницу или на субботу, значит, падать на другие дни недели в том году оно никак уже не могло. Поэтому, если при точном вычислении полнолуние падет на один из прочих пяти дней недели; так это будет означать, что Господь вкусил смерть не в том году, который имелся в виду при вычислении. Начинаем вычисление с 751 года от основания Рима, то есть, с предположения, что Ирод умер в 752 году от основания Рима и что, следовательно, Спаситель родился в 751 году.

Фазы луны через 19 лет повторяются, т. е. вступают в прежнее положение в отнотении к солнцу. Небольшую неточность в наше время есть возможность вычислить со всею точностью. На этом основании строится и самое вычисление. Прежде всего, следует от года, по которому делается вычисление, отнять 33 года земной жизни Господа до Его воскресения, чтобы прямо уже иметь дело с месяцем Пасхи предполагаемого года страданий. Но так как начало нашей эры мы отодвинули на три года (вместо 754 года от основания Рима началом оной приняли 751-й), то из любого нынешнего года следует только вычесть тридцать лет и посмотреть, делится ли остаток на 19 без остатка. Если деление дает остаток, то вычесть и его, и получится год, соответствующий, в отношении положения луны к солнцу, году страданий Спасителя. Берем 1891-й год, так как настоящий 1892-й год только что начался и, следовательно, в счет идти не можем, вычитаем 30 лет и имеем 1861-й год. Деление на 19 дает остаток в 18 лет. Вычитая 18 из 1891, имеем 1873-й год, соответствующий, в отношении положения луны к солнцу, году страданий Спасителя, полагая оный на три года ранее принятого нами летосчисления; потому что 1873 – 30=1843, число, делимое на 19 без остатка. Итак, 1873-й год будет соответствовать году страданий, если мы предположим смерть Ирода в 752 году от основания Рима, а рождение Господа нашего Иисуса Христа в 751-м. Юлианский календарь введен за 46 лет до Рождества Христова и за 79 лет до года страданий. Недели были, как замечено выше, семидневные и суббота занимала одно и тоже место в неделе у всех народов, среди которых распространялось потом христианство, много ранее нашей эры. Поэтому делать вычисление всего лучше по юлианскому календарю. Но предварительно следует определить, какому числу и какого месяца (марта или апреля) 1878 года соответствовало пасхальное полнолуние в год страданий Спасителя; так как юлианский год не вполне совпадает с солнечным: через каждые 128 12 , лет мы в своем счислении на один день опаздываем, то есть, оставляем один день (без 8 минут) нового по солнцу года в прежнем году, или, яснее сказать, через каждые 128 12 лет излишне вставляем 29-й день февраля, вследствие чего следующий год (1-е января) начинается на один день позднее солнечного года. Поэтому для точного соответствия чисел 1878 года числам года страданий Спасителя мы должны все оставшиеся против солнечного года дни или все эти, неправильно вставленные, по одному через каждые 128½, лет, 29-е число февраля перенести на 1873-й год. Число таких дней определится через деление 1848 на 128 12 , лет. Самое точное вычисление (1843/1:257/2=14⅓) дает 14 дней и 8 часов. В 1873 году пасхальное полнолуние падало на первое апреля и на воскресенье. С прибавкою 14 дней будем иметь 15-е апреля и также воскресенье. Но и Метонов цикл также не вполне точен. Как ни мала эта неточность (0,06 суток), однакоже через каждые 312½ лет фазы луны на один день предваряют солнечный год. В продолжение 1843-х лет предваряющих солнечный год полнолуние будет (1843/1:625/2=3686/625=6 64/625 почти ровно на 6 дней. Таким образом, выходит: если в течение 1843-х лет солнечный год предупредил наш календарь на 14 дней, то с другой стороны полнолуния за этот период времени на 6 дней предупредили самый солнечный год; так что неточность календаря, по отношению к полнолуниям, на 6 дней исправилась вследствие не вполне точного совпадения с солнечным годом (через 19 лет) самих полнолуний. Поэтому для определения числа пасхального полнолуния года страданий мы должны или отнять от 15-го апреля 6 дней, или к первому апреля вместо 14 дней прибавить только восемь. В том и другом случае вычисление падет на 9-е апреля. Это будет означать, что в год страданий Спасителя, если оный предположить за 1843 года до 1873 года, пасхальное полнолуние должно было падать на 9-е апреля, и это не трудно проверить. Следует только от 9-го апреля отнять 14 дней, на которые юлианский календарь, в продолжение 1843-х лет должен был отстать от солнечного года, и тогда вычисление падет на 26-е марта, а к этому числу прибавить 6 дней, чтобы полнолуния за этот период времени могли на это число дней предупредить солнечный год. Тогда и получится первое апреля по юлианскому календарю, то есть, то самое число, на которое падало пасхальное полнолуние в 1873 году. После отыскания числа пасхального полнолуния в предполагаемый год страданий Спасителя легко уже определить и день недели, на который в том году падало это полнолуние. Так как юлианский год простой равняется 52-м неделям полным и одному дню, а высокосный 52 неделям и двум дням; то для определения дня недели, в который приходилось пасхальное полнолуние за 1843 года до 1873 года, мы можем игнорировать полные недели, потому что они исключают одна другую, а иметь дело только с лишними днями. В 1843-ри года, сверх полных недель, имеем еще 1843 лишних дня, да 460 дней высокосных, всего 2303 дня, сверх полных недель. Деление 2303 дней на число дней недели не дает остатка. Это значит, что через 1843 юлианских года числа месяцев начинают падать на одни и теже дни недели. В 1873-м году 9-е апреля было в понедельник; значит и в предполагаемый год страданий Господа нашего Иисуса Христа оно было также в понедельник, или, если взять во внимание еще 8 дополнительных к 8-ми (14–6) дням часов, то оно могло перейти только на вторник, а никак уже не на воскресенье. Но мы знаем уже, что в году страданий пасхальное полнолуние могло быть только или в пятницу или в субботу. Следовательно, предположенный нами год смерти Спасителя не истинный год Его смерти.

Отодвигаем начало нашей эры или годы рождества и смерти Господа нашего Иисуса Христа еще на один год. Тогда году страданий Спасителя соответствовать будет уже 1872-й год. Числа при вычислении останутся те же самые; потому что если на один год уменьшаем мы число лет нашей эры, так зато на один год отодвигаем ее начало еще далее: смерть Ирода вместо 752 года от основания Рима предполагаем в 751, а Рождество Христово в 750-м. Поэтому переходим прямо к определению пасхального полнолуния года страданий по такому же полнолунию 1872 года. В этом году пасхальное полнолуние и еврейская пасха были 11 апреля. Прибавляя к этому числу 8 дней (14–6), имеем 19-е апреля, среду; значит и в предполагаемый год страданий Господа оно было также в среду или, если взять во внимание 8 дополнительных к 8-ми (14–6) дням часов, то оно могло перейти только на четверток. Но оно могло быть только или в пятницу или в субботу. Следовательно, и этот, предположенный нами, год смерти Спасителя не истинный год Его смерти.

Отодвигаем начало нашей эры еще на год. Тогда году страданий Спасителя, в отношении положения луны к солнцу, соответствовать будет 1871-й год. Числа при вычислении снова останутся те же самые; потому что если мы еще на один год уменьшаем при этом число лет нашей эры, так за то также еще на один год отодвигаем ее начало; смерть Ирода предполагаем уже в 750-м году от основания Рима, а Рождество Христово в 749-м. Поэтому снова прямо переходим к определению пасхального полнолуния года смерти Господней по такому же полнолунию 1871 года. В этом году пасхальное полнолуние и еврейская пасха были 25-го марта. Прибавляя к этому числу 8 дней, имеем 2-е апреля, пятницу; значит, и в предположенный теперь год страданий Спасителя оно было также в пятницу. На этот раз оно даже не могло перейти на субботу; так как последовало накануне 25-го марта, ранее пяти часов вечера, так что и с прибавкою 8-ти дополнительных часов оно падет лишь на час утра 2-го апреля. По-нашему мнению это и есть истинный год страданий Господа нашего Иисуса Христа; так как все четыре евангелиста, как на пасхальный день того года или на первый день опресноков, указывают на пятницу. Почему же иудеи-то праздновали тогда пасху в субботу? Некоторые из ученых исследователей утверждают, что пасха еврейская никогда не случается ни в пятницу, ни в среду, ни в понедельник. В пятницу пасху не праздновали евреи или потому, чтобы пасху и субботу, как два большие праздника, праздновать вместѻВремясчисление христианского и языческого мира М. Лалоша, изд. 2-е 1867 г. § 25. Времясчисл. у древн. и нов. народов Г. М. Казань. 1884. Стр. 35, примечание., или потому, что они и начало нового года, то есть, первое нисана переносили с пятницы на субботу; так как человек сотворен вечером в пятницу и потому им казалось, что начало нового года, когда оно падало на пятницу, приличнее вести с субботы.

Далее в вычислении идти нельзя: потому что если несомненно, что смерть Ирода не могла последовать позднее 752-го года, то также несомненно, что она не могла последовать и ранее 1850 года от основания Рима.

Начало нашей эры совпадает с 754-м годом от основания Рима или со второй половиной первого года 195-й олимпиады. Научными исследованиями, как замечено и ранее, доказано уже, что смерть Ирода не могла последовать позднее 751-го, в крайнем уже случае позднее 752-го года от основания Рима или позднее второй половины второго и в крайнем уже случае второй половины третьего года 194-й олимпиады. В настоящий раз, надеюсь, доказано нами, что год страданий Господа нашего Иисуса Христа следует отодвинуть еще ранее на три года, и того ранее принятаго летоисчисления на пять лет. Следовательно, и пасху первого года земной жизни Господа также необходимо отодвинуть на пять лет. Тогда эта первая пасха падет на конец третьего года 193-й олимпиады или на 749-й (754–5=749) год от основания Рима. Но Господь Иисус Христос родился по крайней мере на три с половиною месяца ранее первой пасхи Своей земной жизни. Значит, не смотря на то, что смерть Ирода не могла последовать ранее 750 года, Спаситель родился не в 749-м году, а в самом конце (25-го декабря) 748-го года от основания Рима или в конце первой половины третьего года 193-й олимпиады. Дело в том, что Ирод умер не через три-четыре месяца после рождения Христа Спасителя, а через два года после Его зачатия и, следовательно, через 15 месяцев после Его рождения; потому-то он и велел избивать младенцев от двух лет (подробнее в „Чтениях греческого текста св. евангелия, стр. 12–20. Казань. 1888).

Итак, Господь Иисус Христос родился в конце 748 года от основания Рима или в конце первой половины 3-го года 193-й олимпиады, а пострадал и умер в 782-м году от основания Рима или в самом конце 201-й олимпиады.

Как ни важно для исторической науки точное определение года Рождества Христова, а для богословской года крестной смерти Богочеловека, мы едва ли решились бы утруждать внимание читателей решением этого вопроса, если бы решения его не ставили в самую тесную связ с промыслительным указанием устами Архангела Гавриила св. пророку Даниилу на время страданий, смерти и воскресения Господа и Спаса нашего. Указание это заключается в седминах пророка, но оно затемнялось и затемняется неверностью чтения или понимания самих седмин.

Уже самое начало их понималось не одинаково. LXX, а за ними и славянский текст читают его (начало седмин) так: седмъдесятъ седмин сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем, яко да обетшает согрешение (βδομήκοκτα βδομάδες συνετμήϑησαν π τὸν λαόν σου σραλ κα π τὴν πόλαν τὴν γίαν σου, τοῦ συντελέσαι μαρτίαν). Между тем в русском, французском и немецком переводах читаем: „семьдесятъ седмин определены для народа твоего и святаго города твоего (т. е. народа и города св. пророка Даниила, так как седмины составляют собственно речь Архангела Гавриила, обращенную к пророку), чтобы покрыто (франц. и немецк. устранено) было преступление“.......Которое чтение или понимание вернее? Для решения недоумения остается единственное средство – обратиться к еврейскому тексту. Недоумение заключается в двух выражениях: окрашишася о (людех – συνετμήϑησαν π τν λαόν) с одной стороны, и: опредлены для (народа – sind bestimmet über, déterminées sur) с другой. Этими разноречивыми понятиями переданы следующие два слова еврейского текста: לע דתחץ. В еврейских словарях глаголу דתח действительно придается значение решать, определять, но сделано это кем-либо, кажется, просто по соображению, по догадке, потому что при этом всегда только и делается ссылка на одно это место. Собственное значение глагола דתח – резать, рубить, отсюда возможно значение решения, в смысле решения вопроса, задачи, дела – вообще в смысле разрешения чего-либо, но не в смысле назначения, определения. LXX, жившие гораздо ближе нас к тем древним временам, могли лучше понимать язык священных книг, чем даже евреи, современные нам. Значение этого глагола передали они сложным греческим словом συνετμήϑησαν. Греческий глагол τέμνω значит: режу, разрезаю, рублю, разрубаю, а с предлогом συν основное значение его будет: срубить, разрубленное или разрезанное скучить, собрать в одно место, откуда – сократить. Следующая за глаголом דתח частица לע не значит для; понятие это в священном тексте; выражается частицею ל, которая сейчас же потом повторяется шесть раз подряд: для устранения преступности, для запечатания грехов и для заглаждения беззаконий и т. д. Сию частицу LXX перевели посредством члена το с неопределенным наклонением и этим ясно дали понять, что все эти ל – для зависят от существительного седмин. Частица же לע значит: на с дат. – на народе, у – у народа, пред – пред народом. На основании этих соображений мы со своей стороны предложили бы начало пророчества читать так: «семьдесятъ седмин для устранения преступности, для запечатания грехов и заглаждения беззаконий, для приведения вечной правды, для запечатления видений и пророков и помазания Святаго святых сократились (скучились, слились) пред народом твоим и святым городом твоим в однһСлова: в одну, нет в тексте, но смысл несомненно таков; потому что весь период времени делится на единственные единицы – седмины. Подтверждением такого заключения служат также и следующие за тем слова: знай и разумей, что до Христа Владыки остается еще 69 седмин. Значит, время сокращено было до издания повеления о восстановлении Иерусалима. А ранее этого повеления могла быть только одна седмина, так как 69 следовали после повеления.. Но знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и 62 седмины». Ясно, как день, что этим 69 седминам предшествовала седмина, в которую одну избранный народ сократил (слил) все семьдесят. Действительпо ровно за семь лет до издания Артаксерксом указа о возобновлении Иерусалима с остававшимися еще, в громадном большинстве, в плену иудеями произошло поражающее событе, – событие, послужившее прообразом сокрушения исконного врага рода человеческого, диавола, и избавления людей ожидаемым Мессиею от вечной смерти.

В то время Артаксеркс приблизил к себе и превознес выше всех князей Амана, пред величием которого преклонялись все, кроме одного иудея, по имени Мардохея. Из мести к нему и как человек противной партии, Аман задумал истребить всех иудеев и испросил на это у Артаксеркса указ. Это было в тринадцатый день первого еврейского месяца нисана, на двенадцатом году (Есфирь 3:7) царствования Артаксеркса: «и призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано было, как приказал Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью, и к князьям у каждого народа, в каждую область письменами ея и к каждому народу на языке его: все было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем» (ст. 10 и 12). Но привести указ этот в исполнение решено было в тот день и месяц, на которые падет жребий. «И пал жребий на двенадцатый (последний) месяц, т. е. на месяц адар» (ст. 8). «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, т. е. месяца адара» (ст. 13). Мы не станем излагать подробно всю историю воистину чудесного избавления иудеев от неизбежной, казалось, смерти. Заметим только, что за два дня до смерти Амана и за девять почти месяцев (Есфирь 8:9) до времени, указанного жребием для приведения указа в исполнение, Артаксеркс не мог уснуть всю ночь и приказал читать дневник. Когда чтец дошел до того места, где говорилось о верно рассчитанном покушении на жизнь Артаксеркса и о предупреждении его Мардохеем, царь спросил: чем награжден за это Мардохей? И когда оказалось, что ничем, царь вдруг изменяет свои отношения к Мардохею и Аману, первого делает своим первым сановником, а последнего приказывает «повесить на дереве, которое тот приготовил для Мардохея» (гл. 6 и 7). Тогда Мардохей при содействии бывшей своей родственницы и питомицы, а теперь давно уже царицы Есфири испрашивает у Артаксеркса указ совершенно противоположного содержания, указ об избиении иудейских врагов в день, назначенный для избиения самих иудеев: «и собрались иудеи, находившиеся в царских областях, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей». «Это было в тринадцатый день месяца адара; а в четырнадцатый день они успокоились, и сделали его днем пиршества и веселия. Иудеи же, которые в Сузах, собирались в тринадцатый день его и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его успокоились, и сделали его днем пиршества и веселия. И постановили иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновали эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год» (гл. 9, ст. 16, 17 и 27). Это чудесное избавление иудеев от неизбежной, повидимому, смертѻСлучившееся ровно за семь лет до издания Артаксерксом указа о восстановлении Иерусалима. Указ об избиении иудеев последовал 13-го нисана 12-го года царствования Артаксеркса, а указ о восстановлении Иерусалима в нисане же 20-го года его царствования. Выходит 8 лет; но между изданием указа об избиении иудеев и торжеством последних над врагами протекло не менее 11-ти месяцев. Значит со времени избавлеия иудеев от неминуемой, повидимому, смерти до указа о восстановлении Иерусалима не могло быть более семи лет и одного месяца. Ниже доказано будет, что в год торжества иудеев над врагами должно было быть два адара; и если избавление их последовало во второй адар, или во второй двенадцатый месяц, то между этим событием и указом о возобновлении Иерусалима протекло ровно семь лет. – Не следует смущаться и тем, что в книге «Есфирь» Артаксеркс называется Ахашерош. Это не более, как перевод первой половины имени Артаксеркс на еврейский язык. Арта (от арийского корня ar – связывать, соединять; ср. греч. ἀρτὐς – связь, дружба, ἀρτὐω – связываю, соединяю, лат. arcio) = caнскритскому arata – товарищ, помощник, и означает товарища, помощника в смысле нашего: товарищ министра, помощник управляющего. В еврейском этому слову соответствует תא – брат, товарищ, союзник; так назывались, например священники по отношению друг к другу. И слово Ахашерош составилось таким образом из двух: еврейского ax и Шерош или Шерш = Ксеркс, и означает то же, что и Артаксеркс: товарищ, помощник Ксеркса; так как Артаксеркс в продолжение десяти лет был соправителем отца своего Ксеркса. не могло не перенести их мыслей и сердец к ожидаемому ими Избавителю – Мессии; они, кажется нам, не иначе могли смотреть на такое чудесное и спасительное событие, как на предвестии о скором пришествии Мессии – Царя; а последовавший через сем лет указ о возобновлении Иерусалима должен был еще более укрепить их в этом их уповании. Что иудеи на свое избавление от неминуемой, по-видимому, смерти смотрели, как на событие в высшей степени знаменательное, видно из того, что они тотчас же установили в память его ежегодный праздник 14 и 15 адара. Можно с уверенностью предполагать, что и самое название последнего месяца Адаром дано было ему в память этого именно важного для них события; потому что слово דדא значит: великий, важный, величественный. Ранее месяц этот, в необыкновенные годы (семь раз в девятнадцатилетний период) продолжавшийся два лунных месяца, носил другое какое-либо название.

Итак, семьдесят седмин срублены, сокращены, слиты были народом Божиим в одну, предшествовавшую изданию указа о восстановлении Иерусалима; потому что далее Архангел Гавриил говорит пророку ясно и определенно: «но знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос». Из 69-ти выделены семь первых седмин, можно предполагать, потому что конец этого перюда (49-летнего от издания повеления о восстановлении Иерусалима) падает на время смерти Неемии, после которой правительственная власть в Иудее перешла к первосвященникам. В пророчестве период этот выделен потому, что соединет в лице первосвященника с его первосвященническим служением и власти правительственной должно было также послужить прообразом соединения в лице Мессии-Царя власти царственной со служением первосвященническим. И по истечении шестидесяти двух седмин (после семи) предан будет смерти Христос, но не за Себя.1 Этими словами пророчество до такой степени ясно говорит, что со времени указа о восстановлении Иерусалима до смерти Христа Владыки или с нисана (так как указ издан был в нисане) двадцатого года царствования Артаксеркса до нисана смерти Спасителя пройдет семь седмин и шестьдесятъ две седмины, т. е. 69 седмин, что никакое толкование на эти слова не мыслимо. Если же начало седмин падает на дни (14 и 15 адара) избавления людей Божиих от предназначенной им Аманом смерти и торжества их вследствие победы над врагами (что было, как мы уже видели, ровно за семь лет до издания Артаксерксом указа о восстановлении Иерусалима) и если со времени этого указа оставалось, по указанию пророчества, до смерти Спасителя 69 седмин; то следующие слова пророчества: «ѻВернее:но. утвердит завет для многих одна седмина», должны указывать на последнюю от начала их, семидесятую, а от издания указа шестьдесятъ девятую, так как седмин ни более ни менее, как семьдесят. Что же в таком случае означать будут слова: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение»? Слова эти относят обыкновенно к крестной смерти Господа, как истинной жертве, отменившей собою ветхозаветные жертвы. Но, во-первых, жертвоприношение продолжалось и после крестной смерти Господа, до времени разрушения храма иерусалимского: во-вторых, слово: прекратится, поставлено в еврейском тексте в форме Гифил; в той же форме поставлено и слово: утвердить (и утвердит завет для многих одна седмина). Форма Гифил указывает не на совершение действия, а на побуждение, способствование, подготовление к совершению его. Поэтому это место пророчества следовало бы, по нашему мнению читать: «но основание завета для многих положиһתירץ ריץץרר. седмина одна и с половины седмины начнется отменение жертвоприношенияûДословно: и в половине своей седмина эта עךבשה начнет отменение жертвоприношения.. Тогда все будет ясно; потому что с половины последней седмины сначала Иоанн Креститель (я крещу водою, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святымъ и огнем… вот Агнец Божий, вземляй грехи мира!), а потом и сам Спаситель стали подготовлять отменение жертвоприношений.

Итак, началом седмин следует считать день избавления пленного народа Божия от угрожавшей ему и, по-видимому, неизбежной поголовной смерти вследствие козней Амана или 15-е адара тринадцатого годѻУказ об избиении издан в первый месяц, двенадцатого года царствования Артаксеркса, а избавление последовало в последний, да еще двойной, как видно будет ниже; значит, от одного события до другого прошел год или почти год. царствования Артаксеркса, а концем их 15-е нисана года крестных страданий Спасителя.

Тринадцатый год царствования Артаксеркса падаеһЧтение греч. текста св. Еванг. стр. 156–161. Казань 1888. на третий год 79-й олимпиады, значит, до этого года миновало 78½ олимпиад, а 20-й год его царствования (год дарования Неемии указа о возобновлении иерусалимской крепости) – на второй год 81-й олимпиады; значит, до этого года миновало 80 олимпиад и один год.

Господь наш Иисус Христос пострадал и умер, как, надеюсь, доказано нами, на пять лет ранее общепринятого летоисчисления и именно в самом конце 201-й олимпиады.

Вычитая из 201 олимпиады 78½ олимпиад, имеем 122½ олимпиады, или (122½× 4) равно 490 лет, семьдесят седмин; а вычитая из 201 олимпиады 80 олимпиад и один год, имеем 120 олимпиад и три года, или 483 года, т. е. седмин семь и седмин шестьдесятъ две: и по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос2.

Это не последнее слово. В пророчестве видят указание только на год страданий Господа нашего Иисуса Христа, причем смерть Господа полагают обыкновенно в половине последней седмины, считая начало седмин с издания Артаксерксом указа о восстановлении Иерусалима. Это – несомненная ошибка, так как и указ издан (Неем. 2:1) и Господь пострадал в одном и том же месяце нисане. Месяц этот может передвигаться только на 29 дней, с марта на апрель, но никак не на полгода, тогда как половина седмины равняется трем годам с половиною. Следовательно, от издания указа Артаксерксом до крестной смерти Господа протекло какое бы то ни было, но ровное число лет, а не с половиною. По вычислению же, предложенному нами, выходит точность лет поражающая. Но еще более поражающим является то, что период седмин, если началом их признать 15-е адара 13-го года царствования Артаксеркса, или день избавления народа Божия от угрожавшей ему гибели, продолжался ровно, день в день, 490 лет, или семьдесят седмин.

Мы уже видели, что годһЭтому году соответствовал и 1890-й год, но, во-первых, он не так удобен для определения дней недели, потому что число дней за весь период не делится на 7 без остатка, во-вторых, нам необходимо иметь в виду еще 16 лет впереди. страданий Спасителя, в отношении к фазам или видоизменениям луны, соответствовал 1871-й год, так как число лет за весь период времени делится на 19 (число Метонова цикла) без остатка. Но начало седмин не соответствует концу их; так как деление четырехсот девяноста (490) лет дает в остатке 15 лет. Если при этом взять во внимание, что седмины начались с половины последнего в то время еврейского месяца, а закончились половиною первого; то выйдет, что в период седмин должна была войти еще одна, т. е. 491-я пасха, которая и долженствовала закончить собою седмины; и тогда деление на 19 дает в остатке 16. Так как год крестной смерти соответствует 1871-му году, то отношения луны к солнцу в эти годы должны были быть одни и те же. В 1871 году еврейская пасха была 25 марта, а в 1870-м – 4 апреля. Если за начало солнечного года принять 26-е марта 1870 года, то он закончится 25-м марта 1871-го; и в него войдут две еврейских пасхи: 4-го апреля 1870-го и 25-го марта 1871 года. Тоже самое неизбежно должно было произойти и в последний солнечный год седмин. Но эта последняя пасха будет относиться уже к следующему 1872 году3 Поэтому, чтобы наглядно видеть отношение лунных видоизменений начала седмин к лунным явлениям в конце их, следует только к 1872 году прибавить 16 еврейских пасх. Получится пасха 1888 года. В этом году пасха у евреев была 15-го марта, а в 1872 году – 11 апреля. Но седмины начались не с 15-го нисана (день пасхи), а с 15-го адара (за месяц до пасхи), которое в 1872 году падало на 13-е марта. Неточность заключается только в двух днях: началу седмин соответствует 13-е, а концу их 15-е одного и того же месяца. За 490 лет фазы луны даже соответствующих по метонову циклу годов должны были предупредить солнечный год более чем на 1½ суток. Таким образом, и эта ничтожная неточность исчезает почти совершенно.

Все же, скажут нам, по отношению к солнечному, истинному году остается неточность в два или, по крайней мере, в полтора дня. Соглашаемся… прибавляем к пятнице крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа полтора, даже два дня и… имеем день Светлого Воскресения Христова!

* * *

1

Но не за Себя в славянском: и суд не будет в Нем. Это не вполне точный перевод текста 70-ти, где читаем: ϰα ϰριμα (суд – κρίσις, a ϰρίμα – приговор суда) οι’ϰ στιν (не есть; не будетου’ϰ σεται) ν αυ’τ. Более точный перевод текста 70-ти будет: и виновность не в Нем.

2

Или: Господь И. Христос вкусил крестную смерть в 782 году от основания Рима, а избавление иудеев от смерти или 13-й год царствования Артаксеркса падает на 292 (Чтение, 104). 782–292 = 490. Значит, издание указа об Иерусалиме последовало в 299 от Рима. 782–299 = 483.

3

И этот год соответствует началу седмин, так как годом смерти Спасителя, соответствующим 1871-му году, они закончились. 1872-й год был годом веадарным, т. е. с двумя адарами. Следовательно, и тот год, с конца которого начались седмины, был также годом веадарным.


Источник: Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины пророка Даниила / А. Некрасов. - Казань : Тип. Имп. Университета, 1892. - 39 с.

Комментарии для сайта Cackle