Церкви села Измайлова

Источник

Содержание

I. Покровский собор II. Церковь св. Иоасафа Царевича Индийского и Всех Святых III. Церковь Рождества Христова  

 

I. Покровский собор

Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции1, 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г.

Покровский собор

Наружные ворота в Измайловскую богадельню

В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма2. Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов3, Ивашка Саадашный4, Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы7; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы8, а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса9. Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение10, а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие11. Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото)12. Живописцы – Сергей Рожков13, Лазарь Иванов14, Василий Познанский15 и живописного письма ученики Антошка Павлов16, Никита Иванов, Дмитрий Фирсов17 и иконописного дела ученик Ивашка Масюков18 «писали трое дверей деревянных с лица красками – аспидом красным да из алтаря и позади местных икон и деисусов, праздников, пророков и праотцов писали тем же зелёным аспидом». Кормовой иконописец из села Покровского Клим Макаров «написал царские двери, а на них Благовещение Пресвятой Богородицы, четыре евангелиста, около евангелистов травы по серебру, светы прописал и ризы пробелил красками; на сени написал образ Спаса Нерукотворного, по сторонам два ангела с рипидами, исподь у сени – по серебру травы разными красками»19. Кормовой иконописец Аникий Аникеев написал две иконы – страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каждая икона вышиною 2 ¼ аршина, шириной 1½ аршина20. Иконописцы, писавшие иконостас, разделены были на несколько групп, из которых каждая исполняла иконы в один или два определённые яруса. Так, четырнадцать праздничных икон были написаны иконописцами Троице-Сергиева монастыря, последние были – первой статьи: Григорий Григорьев, Семён Кузьмин, Лука Афанасьев, Артемий Иванов и Степан Васильев, второй: Степан Нестеров, Симон Кондратьев, Фёдор Ефремов, Яков Яковлев, Михаил Моисеев. С троицкими же иконописцами работали – кормовой иконописец Исай Ананьин и тёрщик Федька Кириллов, который тёр краски на Потешном дворе. Следующие ярославские иконописцы писали местные и деисусные иконы: бо́льшей статьи: Василий Ананьин, Фёдор Карпов и Дмитрий Семёнов, средней: Андреян Иванов, Иван Карпов, Иван Гордеев, Михайло Андроников, Фёдор Игнатов, меньшей: Семён Иванов, Тимофей Федотов, Иван Анофриев, Ермола Фёдоров, Иван Семёнов, Карп Михайлов, Василий Фёдоров и при них красочный тёрщик – Федька Иванов. Местная же и пророческие иконы писали костромские иконописцы: бо́льшей статьи Сила Савин, средней: Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, меньшей: Флор Леонтьев, Филипп Андреянов (эти два иконописца по одним росписям отнесены к третьей статье, а по другим ко второй), Степан Матвеев, Никифор Григорьев, Андрей Андреев; с ними же работал и городовой костромской иконописец Марк Назарьев. Праотцев писали московские кормовые иконописцы бо́льшей статьи – Аника Аникеев, средней: Иван Васильев, Никита Антипьев, Семен Михайлов и Иван Марков, меньшей: Максим Иванов, Никита Афанасьев, Григорий Никитин, Иван Петров, Потап Палчевский и при них тёрщик Леонтий Иванов. Образ же «Бога Саваофа в праотцы» писали два дня кормовые иконописцы средней статьи: Аника Аникеев (по другим росписям – 1‑ой статьи), Матфей Кондратьев, Иван Марков и при них тёрщик – Фёдор Иванов21. Живописец «Анбургской земли» Иван Андреев Валтырь написал «по полотну Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа живописным письмом в новопостроенную каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Измайлово»22. Ствольного дела кузнецы – Пронька Камаев, Андрюшка Трофимов, Ганька Семёнов и другие делали железные крюки к иконостасу23. Крюки и петли к северным и южным дверям делал загоромистр Софонка Яковлев24. Токарного дела мастер Алешка Васильев и резного и деревянного дела мастер Андрюшка Хилков делали к местными иконами деревянные подсвечники, первый – точёные, второй – резные25. Подсвечники эти золотили, серебрили и писали красками сусальщик Васька Васильев, живописец Лазарь Иванов, кормовой живописец ученик Пётр Трепарев и живописного же письма кормовые ученики Ивана Салтанова – первой статьи – Лазарка Иванов, второй Матюшка Рытков, Афонька Филиппов, третьей – Алешка Иванов26. На эти деревянные золоченые и расписанные подсвечники паяльщик Дмитрий Иванов делал жестяные лощатые подсвечники27.

В 1679 году в Измайловском Покровском соборе были расписаны стены, но эта стенопись до настоящего времени не сохранилась. Жалованные иконописцы Оружейной Палаты Сергей Рожков и его товарищи, читаем мы в архивном документе, писали над сторонними дверьми стенное письмо на стенах28.

В сентябре 1679 г. спешат в Измайлово с окончанием работ в соборе к его освящению. Столяры Стенька Максимов и Лукашка Афанасьевич делают деревянные наличники к окнам и патриаршее место29. Амвон и окна обиваются красным рижским сукном, а патриаршее место – зелёным, в алтаре обиты сукном все стены, покупаются войлоки под ноги; в церкви ставятся три липовых аналоя30. Паникадильщик Приказа Большого Дворца Ивашка Зиновьев посылается из Оружейной Палаты ставить в Покровском соборе паникадила медные31. К паникадилу привешиваются пять кистей шёлковых – белых и зелёных с золотом32. Сторож большого Успенского собора Афонька Семёнов привозит в Измайловский Покровский собор всякую церковную утварь33, а живописного письма ученик Евтюшка Богданов – 1-го октября – в день освящения собора – посылается сюда с хоругвями, крестами и древками34. Освящал собор патриарх Иоаким в присутствии царя Фёодора Алексеевича. В рукописи Московской Синодальной Патриаршей Библиотеки №425 (книга патриарших выходов) на л. 62-м под 1 октября 188-го года читаем: «Святейший Патриарх у всенощного был в соборе, а литургию служил в Государеве селе Измайлове и церкви святил. Великий Государь был у всего, а ходу не было».

Стены Покровского собора, напоминающего по своему плану и фасаду Московский Успенский собор, со всех четырёх сторон сведены тремя полукружиями, кокошники которых украшены прекрасными изразцами. Главы собора, крытые прежде чешуйчатым гонтом, в настоящее время обиты железом. У трех главных входов храма были сделаны три каменные (каждое об 11-ти ступенях) крыльца с теремчатыми верхами на кувшинообразных столпах; но в настоящее время северное и южное крыльца уничтожены, и церковь, раньше отдельно стоявшая на возвышении, теперь занимает середину Измайловской Николаевской богадельни. Внутри храма стрельчатые своды покоятся на четырёх четырёхгранных столбах, между которыми когда-то были деревянные хоры для певчих; у правого столба против иконостаса помещалось царское место.

Внутренние ворота в Измайловскую богадельню

В документе от 1687 года Покровская церковь описывается так: «В селе Измайлово на острове церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в ней восемь образов местных; перед местными образами восемь подсвечников писаны золотом и серебром резные деревянные; образы все в иконостасе. Иконостас писан золотом, и серебром, и красками. Царские двери и сени да двои двери, северные да южные, писаны на золоте, и на серебре, и на празелени. У царских дверей завес тафтяной красной. Шестьдесят один образ праздников да деисусов, пророков, праотцов. Паникадило медное на цепи железной, две хоругви, четыре образа окладных, два образа неокладных. На престоле Евангелие печатное, обложено бархатом золотым, Распятие и Евангелисты серебряные резные; крест благословенный обложен серебром золоченым. На престоле и на жертвеннике одежда золотная; поверх той одежды другая одежда камчатая; сосуды серебряные, два покрова атласных цветных травчатых. Горнее место обито камкою зелёною травчатою да сукном зелёным… Два кадила серебряных и в том числе одно позолочено. Два блюда оловянных, три укропника медных. Чаша водоосвященная, кунган, два ковша медных лужёных, четыре шандана медные, два подсвечника деревянных точёных позолочены, семь подсвечников жестяных, два стола – писаны золотом и красками; три налоя, на двух одеяние дорогильное полосатое, на третьем налое камчатое красное; другое одеяние такое же красное. Ризы изорбафные красные травчатые, оплечье бархатное золотное, опушка кружевная серебряная. Другие ризы камчатые белые; оплечье золотное; опушка кружевная золотная. Один подризник, дорогильной красной, оплечье камчатое цветное, опушка дорогильная жёлтая. Два подризника тафтяных брусничных, оплечья камчатые цветные, опушки атласные полосатые. Два же подризника дорогильные жёлтые… Перед царскими дверьми амбон писан красками, обит сукном красным. Среди церкви место патриаршее, писано красками, обито сукном зелёным. Хоры, на них всхожих две лестницы круглых, обиты досками и полотном, вылевкашены левкасом. Хоры забраны с одну сторону тёсом, с другую поставлены балясы, все вылевкашены. В церкви мост настлан кирпичом дубовым; трои двери, у них затворы дощатые, писаны красками на жиковинах железных. Семнадцать окошек, в них решётки железные кубчатые писаны красками да окончины слюдные клинчататые с поперечными прутьи железными. На двух окошках обито сукном красным, на четырёх окошках обито сукном зелёным. В шеях сорок окончин, в них окончины слюдные клинчатые с поперечными прутьи железными. У всех окончин станки и вставни липовые, писаны красками. Три рундука каменных, над ними покрыто бочками, бочки обиты чешуёю деревянною; главы обиты чешуёю деревянною; кресты и тульи и яблоки опаяны белым немецким железом. Церковь покрыта закомары и меж закомаров обито чешуёю деревянною».

В 1780 году архитектор Поляков сообщил, что в Покровской церкви села Измайлова «в иконостасе святые образа от сырости потемнели, у некоторых краска местами попортилась, и для того следует с тех образов олифу снять и, вычистя оные образа, некоторые поврежденные поновить»35. В 1785 году Покровская церковь была реставрирована36. К сожалению, последняя реставрация иконостаса, произведенная г. Чириковым, немало исказила надписи на иконах.

Иконостас Покровского собора села Измайлова состоит из пяти ярусов. Тело иконостаса и колонны (в нижнем ярусе большие, а в остальных маленькие) расписаны орнаментом. Ни резьбы, ни позолоты в иконостасе нет. Ниже первого яруса иконостаса расписано орнаментом – цветами.

На царских дверях (писаны иконописцем Климом Макаровым), орнаментированных цветами, – вверху изображено Благовещение. Архангел Гавриил, с тороками в волосах, в шуйце держит жезл, десницей благословляет. Богоматерь (надпись «Мр. Ѳу») с простёртой десницей и с шуйцей, приложенной к одежде, на которой три звёздочки. Ниже Благовещения на царских дверях представлены четыре Евангелиста. «С. Ап. ѵ҃. Иоанн Б.» – седой старец, лысый, с длинной бородою, в зелёной мантии, руками поддерживает стоящее на колене Евангелие, раскрытое на словах: «Въ началѣ бѣ слово и слово бѣ к Богу и Бгъ бѣ̀ слово сие бѣ искони оу… вся ес». «С. Ап. ѵ҃. Матфей» – старец седой, на голове шевелюра богатая, в руках держит Евангелие: «Книга родства Иисъ Хрта, сна Двдва, сна Авраамля. Авраамъ роди Исаака, Исаакъ же роди». «С. Ап. ѵ҃. Лука» – средовек, волосы на голове кудрявые, борода в зачатии, сверх зелёной мантии накинут розовый плащ, в руках книга: «Понеже оубо мнози начаша чинити повѣсти о извѣствованныхъ въ насъ ве». «С. Ап. ѵ҃. Марк» – средовек, борода небольшая, одет в нижнюю красную тунику и верхнюю мантию, в руках держит Евангелие: «Зачалѡ Евая» (?) «Іиса Хрста сна Бжія яко же есть писано во пророцѣхъ се кт».

По правую сторону царских врат находятся следующие иконы:

Великий Архиерей. Надписи: «Архиерей Великий прошедый небеса», «Иис. Хс», «Гдь Вседержитель». Господь восседает на троне, на подушке, ноги покоятся на ромбоидальном подножии, на голове митра, одежды архиерейские, десница, благословляющая именословно, в шуйце Евангелие, раскрытое на словах: «Вся елика аще молящеся просите вѣруите яко приемлете і будет вамъ егда стоите молящеся отпущаите что имате на кого да и ѡтцъ вамъ нбсный ѡтпу».

Покров Пресвятой Богородицы. Представлена пятиглавая церковь Московской архитектуры, в разрезе, с колокольнею и колоколами. На облаках Богоматерь с омофором в руках, окружённая ликом архангелов (с кругами «Ис.» «Хс.» – в руках и с тороками в волосах) и святителей (в фелонях и омофорах, с Евангелиями в руках) и одним апостолом – Петром. Внизу, направо, в углу, – под балдахином «Црь Лѣвъ» – в царских одеждах и короне, руки простёрты в изумлении; дальше – ряд архиереев в саккосах и омофорах, в митрах, у первого из них (патриарх?) высокая, у других – более низкие. У патриарха (?) в руках раскрытая книга, в которой читаем: «И и благѡоутробныи иже и висеои (?!!) живыи и на смиренныя вонзираяй (?) призри благѡоутробнымъ Сыномъ на вся люди твоя и сохрани ихъ и сподоби въся нынѣ осужден». Посредине церкви на амвоне новой формы (в виде двух кругов), окружённом высокими стенками, Св. Роман Сладкопевец в стихаре, с хартией в руках: «вая днесь предстѣ (?) въ цекви и с лики стыхъ невидимѡ за ны молится Бгу англи со тли (?) поклонятся. Апсли же съ пророки ликоствуютъ. Насъ бо ради Бца молитъ превѣчного Бга». За Романом стоят молящиеся мужчины, за святителями – женщины. Дальше – Св. Андрей своему ученику указует рукой на Богоматерь. В левом углу – под балдахином – царица (Зоя) в царских одеждах и в короне, руки простерты. На полях иконы надпись: «Лѣта ҂зр҃пн писалъ сіи образъ Өедоръ Еѵтихіевъ (Зубовъ) «съ товарыщи». Икона в серебряном золочёном окладе, венцы серебряные с камнями.

Свв. Московские Святители и Иоанн Предтеча. (См. рис.)

Свв. Московские Святители и Иоанн Предтеча.

Вверху на облаках представлен Спаситель (надпись: «Іис.Хс.») – в виде отрока, – обеими руками благословляет двуперстно. Внизу в молитвенной позе стоят: а) «Стыи Петръ Митро. Моск.» – в саккосе (орнаментированном травами) и омофоре, в руках на плате Евангелие в роскошном переплёте, – наугольники и средник с камнями; на голове святителя низкая митра с крестом. б) «Стыи Іоаннъ Пре.» – в одежде из волоса, сверху накинут плащ, ноги обуты в сандалии, руки простёрты. в) «Стыи Іона Митро. Моск.» и г) «Стыи Алексій Мит. Моск.», – оба святителя в саккосах, орнаментированных травами, и омофорах, в руках на платах держат Евангелия.

На южной двери иконостаса «Ангел Хранитель» с четвероконечным крестом в руках, в волосах тороки, ноги в золотых сапожках; на ангеле нижняя зелёная туника и сверху красный плащ.

На правом клиросе на иконе вверху изображено «Знамение Прстыя Бцы», Богомладенец (в недрах Богоматери) десницею благословляет, в шуйце держит свиток. Внизу представлены в молении «Стыи мчникъ Өеодоръ Стр.» в воинских доспехах, сверху одета красная мантия, руки простёрты, и «Стыи мученикъ Геѡріій Пб» – в латах и красной мантии, руки простёрты. перед ногами святых – палаты в виде крепости и мечи (с птичьей головой на рукояти), щиты и луки.

Налево от царских дверей помещены иконы:

Богоматерь (надпись: «Мр. Ѳу»), – восседает на троне на подушке, ноги покоятся на подножии, в руках на коленях Богомладенец, благословляющий обеими руками двуперстно.

Свв. Николай Чудотворец и Преподобный Сергий. «Стый Николае Чуд.» – представлен в фелони (крестами) и омофоре, десница у груди, в левой на плате Евангелие. «С. Прпбныи Сергіи Чуд. Рад.» – в преподобнических одеждах, – мантии, епитрахили, назади кукуль, правая рука с троеперстием, левая – у одежды. Вверху иконы, на облаках – Господь Вседержитель, благословляющий обеими руками.

Свв. Князья: Владимир, Борис, Глеб и Александр Невский.

«Стыи кнзь Борисъ» – с небольшой бородой, в богатоукрашенных великокняжеских одеждах (как и свв. Глеб и Владимир), на ногах сапожки красного цвета; «Стыи кнзь Владиміръ» – седой, на ногах сапожки лиловые; «Стыи кнз. Александр Н.» – в преподобнических одеждах, – мантии и кукуле (с крестом), сапожки черные; «Стый кнзь Глебъ» – без бороды, сапожки на ногах красные. Вверху иконы – Нерукотворный образ.

На сев. двери «Стый Стеөанъ архд.», юноша, без бороды, в стихаре (цветами), в правой руке держит кадило, в левой – круглый предмет.

Собор архангелов. Два архангела – с жезлами в одной руке, в другой держат медальон со Спасителем Еммануилом, Он в звезде, обеими руками благословляет. Сзади и по сторонам медальона стоят ещё пять архангелов: внизу и около архангелов херувимы; у каждого архангела жезл и круг «Іис» «Хс», в волосах тороки.

Во втором ярусе иконостаса находятся следующие иконы праздников, начиная справа, от левого клироса.

Рождество Богородицы. Палаты. Вверху – на ложе сидит Анна, перед ней на столе золотые сосуды, такие же сосуды подносят с двух сторон родильнице три женщины. Внизу две женщины совершают омовение младенца. Напротив, на табурете – сидит Иоаким, ноги его на подножии, правая рука простёрта в рассуждении, в левой жезл. Налево в углу Иоаким и Анна целуются (зачатие св. Анны).

Благовещение Пр. Богородицы. Палаты. Архангел Гавриил с жезлом в шуйце и благословляющей десницей. Богоматерь на подушке, положенной на скамейку, ноги на подножии в виде двух кругов, в одной руке пряжа, другая у ворота одежды.

Рождество Христово. Горы. В вертепе, в яслях спеленатый Спаситель, перед ним на одре сидит Богоматерь, около Неё стоит Иосиф. С другой стороны яслей – головы осла и вола. Вверху над Спасителем звезда, по сторонам два ангела с тороками в волосах. Налево от яслей – преклонили колена «волсви» – старец, средовик и юноша с дарами, – у одного в виде сосуда, у других в виде золотых четырёхугольных ящиков. Направо – два ангела, а за ними стадо овец и козлов, стоят два пастуха, один из них (старец) указывает другому (молодому) наверх.

Сретенье Господне. Палаты – храм Иерусалимский. Симеон стоит на возвышении, в руках держит Богомладенца над престолом. По другую сторону престола – перед Симеоном стоят Богоматерь, Анна пророчица с хартией в руках «Вся сія чающи…», и Иосиф с клеткой в руках.

Крещение Господне. В водах Иорданских стоит Господь, Креститель возлагает на Него руку. На другом берегу три ангела с пеленами в руках. Вверху стилизованное небо, из него ниспадают три луча; ниже – в восьмиугольной звезде Дух Святой в виде голубя.

Воскрешение Лазаря. Горы, из которых виднеются палаты. Сверху вниз смотрят фарисеи. Внизу – из пещеры выходит спеленатый Лазарь; один слуга стоит около Лазаря, другой нагнулся с плитой, отнятой от входа в пещеру, Спаситель в сопровождении апостолов приближается к пещере. У ног Христа Марфа и Мария.

Вход во Иерусалим. Горы. Иисус Христос едет на белом осле за Спасителем следуют апостолы. Впереди – дерево, на котором срывают ветви, сидящие на нём люди, внизу двое постилают на дороге одежды. На заднем плане палаты – город Иерусалим; перед ним стоят старцы-книжники и фарисеи.

Моление о чаше. Сад Гефсиманский – местность гористая с растущими на вершинах гор кудрявыми деревьями: на одном из возвышений горы – Спаситель стоит на коленях на молитве. Перед ним вверху, на облаках – ангел. Внизу три апостола сидя спят. Сзади в ворота входит толпа евреев с Иудой.

Биение Иисуса Христа у столба. Палаты – здание с колоннами; в нём пол в роде паркетного – устлан плитками. Спаситель привязан к столбу; около Него четыре мучителя, один из них бьёт Иисуса Христа пуком лоз; сзади стоят книжники и фарисеи.

Распятие Иисуса Христа. На верхней поперечной дощечке надпись: «І. Н. Ц. І». У подножия креста – голова и кости Адама. У креста стоят – Лонгин Сотник в латах, Иоанн Богослов (юноша), Богоматерь и Мария Магдалина. На заднем плане – город. На иконе видны закрашенные надписи.

Сошествие Иисуса Христа во ад. Вверху – два ангела держат крест. Направо, в углу, рай в виде ветрограда. Внизу – горы. Спаситель, в красном круге, стоит в вереях ада, десницею благословляет, шуйцею берет за руку стоящего во гробе (в виде четырёхугольного ящика) Адама, направо от зрителя стоит во гробе Ева; за Евою группа женщин (без нимбов) в белых саванах, по сторонам Спасителя стоят цари (Давид и Соломон), Предтеча с хартией в руках и др.

Вознесение Иисуса Христа. Возносящегося Господа в огненном круге несут четыре ангела; из них два верхние с трубами в одной руке, нижние же держат круг обеими руками. Внизу Богоматерь с двумя ангелами по сторонам, около два апостола пали ниц, дальше – направо и налево – стоят апостолы.

Ветхозаветная Троица. Посередине дуб, справа – палаты, налево – горы. В палатах за столом, уставленном яствами, сидят три ангела с жезлами в руках, ноги на подножиях, в волосах тороки.

Преображение Господня. Горы. Христос в красном круге, из которого исходят лучи, по сторонам круга – Илия и Енох; внизу три апостола – обычно.

Успение Богоматери. Богоматерь на одре, перед одром деревянный жёлтый подсвечник. Спаситель, в красном круге, в руках держит душу Своей Матери в виде младенца. По сторонам одра – апостолы.

Покров Пресвятой Богородицы. Вверху, в облаках благословляющий Спаситель. Ниже – пятиглавый храм, посредине которого вверху Богоматерь. Напротив, царица Зоя и ниже – царь Лев. Налево от Богоматери – апостолы. Внизу – на амвоне Роман, направо от него патриарх, налево – Андрей и его ученик Епифаний.

В третьем ярусе иконостаса находятся иконы:

Посредине – Господь Вседержитель восседает на троне, по углам трона символы Евангелистов, кругом – серафимы и херувимы; Господь десницею благословляет именнословно, в шуйце на коленях держит раскрытое Евангелие.

По правую сторону от этой иконы – икона Богоматери (надпись «Μρ. Θу»), на одежде Ее три звёздочки, десница у одежды, в левой руке хартия.

Архангел Михаил, с тороками в волосах, в правой руке держит жезл, в левой круг «Іис».

Апостол Пётр – средовек, плешивый, борода черная, правая рука у одежды, в левой ключ и свиток: «Ты еси Хсъ сын Бга жи».

Апостол Иоанн Богослов с Евангелием в руках.

Апостол Марк с Евангелием в руках.

Апостол Симеон – десницу держит у одежды, в шуйце свиток.

Апостол Фома – молодой, правая рука у одежды, в левой свиток.

По левую сторону от иконы Господа Вседержителя.

«Сты Иоанн Пре», – поверх власяницы накинут плащ, правая рука простёрта с троеперстием, в левой хартия: «Азъ видѣхъ и свидѣтельствова».

Архангел Гавриил с жезлом в шуйце и с кругом «Хс.» в деснице.

«Ап. Матфей» – старец, седой, кудрявый, в руках на плате Евангелие, ноги без обуви.

«Стый Ап. Лука» – средовек, кудрявый, борода маленькая, в руках Евангелие, ноги в сандалиях.

«Ап. Андрей» – седой, ноги в сандалиях, в руках свиток.

«Ап. Филипп» – юноша, без бороды, десница с троеперстием, шуйца у одежды.

В четвертом ярусе:

Посредине Богоматерь – оранта, Спаситель благословляет; сверху слетают два ангела.

Направо от иконы Богоматери:

«Царь Давид» в царских одеждах и короне, в правой руке хартия, в левой гусли.

«Пр. Моисей» – средовек, от головы сияние, в руках скрижали со славянскими цифрами: «А. В. Г.» и т.д., ноги без обуви.

«Пр. Аарон» – седой, борода большая, клином книзу, в первосвященнических одеждах, на голове двурогая митра, в правой руке процветший жезл, в левой хартия.

«Пр. Илия» в обычных одеждах, правая рука у груди, в левой хартия: «Ревнуя перевновавъ по Гдѣ Бзѣ Вседержителѣ».

«Пр. Исаия» – седой, в деснице в клещах горящий уголь, в левой хартия.

«Пр. Иона» – лысый, борода подстрижена, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Прообразова во чревѣ китовѣ».

Налево от иконы Богоматери:

«Ц. Соломон» – юноша, без бороды, в царских одеждах и короне, в правой руке держит храм, в левой хартию.

«Пр. Иаков» – средовек, с небольшою бородою, в деснице держит лестницу и свиток, шуйцу держит у одежды.

«Пр. Гедеон» – средовек, правою рукою указует на руно, в левой держит хартию.

«Пр. Даниил» – молодой, кудрявый, во фригийском костюме, правою рукою указывает на камень, в левой держит хартию: «Аз видѣх гору от нея же оторжеся камен…», ноги пророка в сандалиях.

«Пр. Захария» – Серповидец, – молодой, правою рукою указывает на красный серп, в левой хартия: «…сходи…»

«Пр. Малахия» – средовек, борода круглая, в правой руке хартия, левая опущена вниз.

«Пр. Захария» – борода длинная, в первосвященнических одеждах, на голове шапочка с опушкой, правая рука благословляет, в левой хартия, ноги в сапожках.

В пятом ярусе иконостаса:

Посередине – Господь Саваоф – в круге, в красной звезде, восседает на херувимах, на голове восьмиугольная звезда и нимб, на лоне Саваофа – Сын, выше – Дух Святой.

Направо от этой иконы:

«Пр. Адам» – старец, седой, руки простёрты, ноги без обуви.

«Пр. Сиф» – старец, правая рука у одежды, в левой хартия: «Будет…деже…», ноги босы.

«Пр. Иаков» – средовек, борода небольшая, круглая, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Не оскудѣет князь от Іуды», ноги без обуви.

«Пр. Исахар» – седой, правая рука простёрта, в левой хартия: «Чтите еже… Иуду», ноги в сандалиях.

«Пр. Дан» – средовек, в правой руке хартия, левая у одежды, ноги без обуви.

«Праотец Нефалим» – старец седой, правая рука у одежды, в левой хартия «Пріидет милосердіе Гдне», ноги босые.

Налево от иконы Богоматери:

«Проматерь Ева» – молодая, на ней поверх зелёной нижней одежды красная мантия, руки простёрты, на ногах сапожки.

«Праотец Авель» – юноша, в звериной шкуре, правая рука у груди, в левой хартия, ноги без обуви.

«Праотец Ной» – седой, в деснице хартия, шуйца у одежды, ноги босые.

«Праотец Исаак» – старец, седой, правая рука простёрта, в левой хартия «Почиет благословение», ноги без обуви.

«Праотец Рувим» – старец, в правой руке хартия, левая у груди.

«Праотец Симион» – средовек, в руках хартия: «Воставит…»

«Праотец Завулон» – седой, кудрявый, борода круглая, средняя, шуйца простёрта в рассуждении, в деснице хартия: «Просвѣтивъ веся (?) гдѣ (?) свѣтъ».

Вне иконостаса у правого от входа столба – заслуживает упоминания список, как можно предполагать, – 17 века, – с чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, по словам И. М. Снегирёва, – «ознаменованный чудотворения во время мора 1771 года» (Дворцовое царское село Измайлово, родовая вотчина Романовых. М. 1892г., стр. 24). На полях иконы представлены: «С Ап. Петр», «С. Ап. Св. Иоанн», «С. Ап. Ев. Лука», «С. Ап. Андрей Пер.», «С. Симон», «С. Ап. Филипп», «С. Ап. Павел», «Св. Ап. Матфей», «С. Ап. Св. Марко», «С. Ап. Иаков», «С. Ап. Варфоломей», «С. Ап. Фома», «Вел. муч. Георгий», «Вел. муч. Димитрий», «С. муч. Логин», «Вел. муч. Меркурий». Икона в серебряной ризе, сделанной в половине 19 века. Внизу иконы надпись: «Молитва Божіей Матери Iерусалимской. Богорадованная Владычица, препрославленная Мати щедротъ и человѣколюбія, всемилостливая, о всемъ мірѣ ходатаица, поемъ прилежно раби Твои ко Твоему Божественному предстательству, прибѣжище и пречудному Твоему образу со умиленіемъ припадающе молимся, молитву теплую къ Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о всепѣтая Богородица, да всякихъ болѣзней и печалей насъ Тебѣ ради избавитъ и грѣховъ многихъ свободитъ, царствія небеснаго наслѣдницы ны покажетъ, веліе бо и неизреченное, яко Мати, имаши дерзновеніе и вся можеши едина преблагословенная».

На правой от входа стене храма, над дверью, ведущею в столовую Измайловской богадельни, – икона Богоматери. Пред Богоматерью (руки простёрты) четырехугольный стол, покрытый светло-голубой скатертью, посредине стола потир, в котором стоит Богомладенец, благословляющий обеими руками.

Из старинных облачений в Покровском соборе уцелела фелонь с узким отверстием для головы и без выемки для рук, сделана она из палевого штофа; сохранились также шнуры с кистями от священнического пояса, к которому они привешивались.

Из старинной же церковной утвари можно указать на оловянные сосуды с медной звездицей на оловянном же дискосе, серебряный потир и два креста. На поддоне серебряного потира сделана следующая надпись: «Построены сіи сосуды въ церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, что въ селѣ Измайловѣ, лѣта ҂зр҃пн сентября въ кѳ҃ день повелѣніемъ Великаго Государя Царя и Великаго Князя Өеодора Алексѣевича всея великия и малыя и бѣлыя росиі самодержца».

На обратной стороне серебряного (с пробой 1777 года) креста с Распятием следующая надпись: «Мощи апостоловъ Петра и Павла, св. Василія Великаго, Андрея Первозванного, князя Өеодора, великомученика Евстафія, священномученика Антипы, Антонія Римлянина, Симіона Богопріимца, пророка Даніила, Iоанна Воина, Симіона Столпника, Лазаря друга Божія, Ефрема Сирина, камень горы Виөліема, гдѣ Христос родися, камень горы Геөсиманіи, гдѣ гробъ Богородицы».

Другой серебряный же крест – восьмиконечный. «Анги Гдни» и «Херувимъ» – приникли вниз к распятому Господу (надпись: «Распятiе Гдне», «Іс. Хс.»). по сторонам Господа – Богоматерь (надпись: «Μρ. Θу»), «Мрiя», «Иѡан», «Логин», под распятием – голова Адама, ниже святитель «Николае» в саккосе и омофоре, – правая рука с двуперстием, в левой на плате Евангелие. Внизу надпись: «Повелѣніемъ Великого Гсдря Цря і великого кнзя Алексѣя Міхайловіча всеа великія и малыя і бѣлыя росиі самодержца здѣлан сиі крстъ с мощми в село Хорошево в црковь велікого чюдотворца Николы лѣта зр҃пзго іюня въ ѕ҃і днь».

II. Церковь св. Иоасафа Царевича Индийского и Всех Святых

Трёхглавый храм этот – двухэтажный, в верхнем этаже помещается престол во имя св. Иоасафа Царевича, а в нижнем – в честь Всех Святых. Надписи на двух медных досках, найденных под престолами, гласят: 1) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сія церковь въ честь и память преподобнаго отца царя Іоасафа Индійскаго при державѣ великаго государя царя и великаго князя Өеодора Алексѣевича всея великія и малыя и бѣлыя россіи самодержца и при святѣйшемъ Іоакимѣ патріархѣ Московскомъ и всея Россіи, и положены суть мощи святыхъ мучениковъ, – священномученика Игнатія Богоносца, святаго мученика Мины, святаго мученика Гавріила Египтянина, въ лето 7186 (1678) мѣсяца іунія въ день». 2) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сія церковь въ честь и память Всѣхъ Святыхъ при державѣ великаго государя царя и великаго князя Өеодора Алексѣевича всея великія и малыя и бѣлыя россіи самодержца и при святѣйшемъ Іоакимѣ патріархѣ Московскомъ и всея Россіи, и положены суть мощи св. мученикъ, въ лѣто 7186 мѣсяца іунія въ день». В нижней церкви в недавнее время устроен придел в честь св. царицы Александры.

В церковь Иоасафа Царевича иконостас делался одновременно с иконостасом Покровского собора села Измайлова.

Церковь Иоасафа Царевича

«В 168-м году», – читаем в одном документе, – «великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич… указал по именному своему… указу сделать в Оружейной Палате в церковь преподобного царевича Иоасафа, что в Московском уезде, в его государеве дворцовом селе Измайлове иконостас флемованный с дорожники со святым иконам к деисусом, праздником и пророком и позолотить и посеребрить листовым сусальным золотом и серебром и разными цветными красками да в тое же церковь написать три иконы местные – образ Всех Святых, образ святого великомученика Феодора Стратилата, образ царевича Иоасафа. Сей именной указ приказал записать Алексей Тимофеевич Лихачев. И те три иконы местные образы Всех Святых» (конечно, в церковь этого имени), «святого великомученика Феодора Стратилата и преподобного царевича Иоасафа написали добрым мастерством ярославские иконописцы Дмитрий Семёнов со товарищи, а за письмо от тех икон – за золото, серебро и разные краски всякие – денег 13 рублей»37. Доски для иконостаса приготовляли в Москве в набережных хоромах38. Иконостас гладкий с дорожниками флемованными делали резного дела мастера Клим Михайлов39, Евтихий Семёнов, дворцовые плотники Калинка Иванов, деревянного дела токарь Евсютка Антонов40, станочные мастера Гришка Ермолин и Ивашка Терентьев41, резчики – Степан Зиновьев42, и Герасим Окулов43, последний точил базы, капители и тумбы44. Живописцы Дорофей Ермолаев и Андрей Павлов и живописного письма Ивана Салтыкова кормовые ученики первой статьи – Лазарь Иванов, второй Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алёшка Иванов45 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй статьи – Ивашка Чубаров и третьей – Микитка Полсухин с товарищами46 серебрили, золотили и расписывали резными красками иконостас флемованный47. Жалованный иконописец Василий Колмогор олифил северные и южные двери48, с обеих сторон которых, красками «по черепашному» писал живописного письма ученик Сава Яковлев Арап49 с товарищами. У торгового человека иконного ряда Симона Фёдорова куплены были царские двери прорезные золоченые, расписанные разными красками, с сенью и столпцами резными50. Живописного письма ученики – Матюшка Фёдоров51 и Сава Яковлев Арап52 писали по серебру разными красками восемь херувимов. Ярославский кормовой иконописец Семён Иванов на кресте «писал образ – Снятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»53. Живописного письма ученик Сава Яковлев Арап с товарищами клеил и писал по черепашному аспидом перегородку, что между церковью и трапезою54. Железного прорезного дела мастер Павел Горбун лудил восемь помочей железных больших к лампадам перед иконами55. В церкви ставят паникадило56.

Храмоздатель царь Феодор Алексеевич бывал в церкви Иоасафа Царевича. Бывал здесь и царь Иоанн Алексеевич. 1686г., читаем мы в рукописи Библиотеки Императорской Академии Наук №26, 2. II. 114 (в статье: «Выпись о селе Измайлове из разрядных книг о многократных туда поездках Государей Царей Алексея Михайловича и Иоанна Алексеевича»), ноября в 19 день на память святого и праведного Иоасафа царя индийского великий государь Иоанн Алексеевич изволил всенощного пения и божественную литургию слушать в селе Измайлове, в церкви царя Иоасафа, что на их государеве дворе».

В 1687 году церковь Иоасафа Царевича описывается так: «Над церковью «Всех Святых», другая церковь каменная во имя царя Иоасафа Индийского, а в ней шесть образов местных, перед ними шесть лампад медных позолочены на цепях медных луженых. Царские двери и сень и столбцы резные золочёные, две двери северные да южные писаны на золоте и на празелени. У царских дверей завес тафтяной зелёный. Тридцать два образа праздников и деисусов и пророков. Местные образа и царские, и северные, и южные двери и праздники и деисусы все в иконостасе. Иконостас писан серебром и золотом, и красками. Паникадило медное на цепи железной. Образ Иосафа царя Индийского в рамах фигурных. На налое пелена камчатая рудожёлтая…, налой кожаный. Пять образов неокладных. За престолом крест, а на нем Распятие Господа нашего Иисуса Христа. На престоле Евангелие печатное, обложено бархатом зелёным, Распятие и Евангелисты серебряные резные; крест благословенный обложен серебром чеканным; другой крест благословенный фигурного дела. На престоле одежда атласная серебряная травчатая, крест золотой кружевной… над престолом сень оберинная лазоревая, опушка галунная серебряная. На жертвеннике… сосуды серебряные… Кадило серебряное белое. Чаша водосвятная большая, другая малая, – медные лужёные. Три ковша медные же лужёные. Блюдо оловянное. Четыре подсвечника жестяных. Налой кожаный. Восемь стульев обиты сукном красным и зелёным. Два клироса деревянных столярских писаны красками. Хоры обиты тёсом и полотном, выкрашены левкасом. На хорах же четырнадцать апостолов – писаны на золоте и на празелени по полотну. Из церкви в трапезу перегородка столярского дела – писана красками, у ней двери… Два окошка, в перегородке и в окошках пять окончин слюдяных с поперечными прутьями железными. Над перегородкой образ Господа нашего Иисуса Христа, писан на полотне… В церкви… и на трапезе трои двери, у них косяки сосновые… да две окончины слюдяные клинчатые с поперечными прутьями железными. У тех же дверей три затвора створчатых железных писаны красками… Шестнадцать окошек, в них решётки железные кубчатые крашеные; шестнадцать окончин слюдяных клинчатых с поперечными прутьями железными, стенки липовые крашеные, вставни белые липовые… в алтаре, и в церкви, и в трапезе пол настлан сырцами дубовыми, четыре печи ценинных круглых… В шее девять окошек, в них окончины слюдяные клинчатые с прутьями железными, станки и вставни липовые. Кругом церкви и трапезы перила каменные с ростёсками, мост настлан лещадьми каменными и залиты смолою. С тех же перил на хоры лестница круглая, обитая тёсом и полотном, вылевкашена левкасом. На ней поставлены балясы точёные. С лестницы на хоры двери… у той же церкви колокольня каменная, у ней пять окошек, в них решётки железные. На ней шесть колоколов весом неведомо. Шатёр и тулья и яблоко опаяно белым немецким железом; крест железный кованый, лужёный»…

В 1761 году, – «в церкви Иоасафа за ветхостью крышки так умножилась теча, что уже служба не происходит и во многих местах показались расседины, в окнах оконницы слюдяные ветром все без остатка выбило, и в слухах налетают галки и гнезда вьют и всякий сор натаскивают и иконостас пакостят».

2-го мая 1780 года, читаем мы в одном документе, – «села Измайлова в ружной церкви царя Иоасафа, что в дворце, зашедшею тучею с дождем с северной стороны от удара грома по полудни в 2 часа с верху – с самой главы крест с места повернуло и ниже креста часть кровли и с камнем кзымст оторвало, а в осьмерике под кзымзом в окошке тот же удар проходил на иконостас, который состоял вышиною иконами в восьми ярусах, сверху с Распятием четыре яруса в мелкие части раздробило, некоторые иконы повредило, а книзу в четырех же ярусах как иконы из своих мест повыпадали, так и иконостас повредило и опалило молнией местами, а оба клироса разломало, а в окошках окнницы имелось всех до 35-ти, и некоторые рамы совсем вырвало, а прочие рамы – хотя и остались в окошках, только все не в своих местах, стекла же все в прах перебило, а в нижней церкви Всех Святых внутри западных дверей и северных частей малую от камня оторвало, в которой и дыму было наполнено, воняющего порохом и серою»57. Смету на исправление церкви составлял архитектор Борис Поляков58. Починки церкви, однако, сделано не было. Уцелевшие иконы были вынесены в церковь Всех Святых, где «от сырости и повредились, а сверх того и парапет под нижнею церковью» (т.е., Всех Святых) «состоит без покрышки, от чего может последовать в ненастливое время размытие и той нижней церкви»59. Интересно также официальное сообщение о церкви Иоасафа от 1787 года: «О церкви преподобных Варлаама и Иоасафа с имеющимся в ней иконостасом, от последовавшего в 1780-м году громового удара поврежденной так, что с того времени и служения в ней не производится, а исправляется в другой под нею церкви Всех Святых. От бывшей Конторы в 1782 году хотя и было представлено к его высокопревосходительству, господину гофмейстеру, сенатору и кавалеру Ивану Перфильевичу Елагину сделанное архитектором всему повреждению описание и смета, по которой требовалось на возобновление оной 2890р. 65к., но оное его высокопревосходительством оставлено до времени; на требования же Московской Духовной Консистории, чтобы ее или возобновить, или разобрать, никакой резолюции не получено. А как сия церковь состояла при дворце, которого давно уже нет, и в самой с нею близости находится другая Покровская церковь, следовательно, в возобновлении оной и надобности никакой экспедиция ныне не находит, а потому и рассуждает ее с нижнею упразднив разобрать, образа перенести в Покровскую, где все они по стенам удобно поместиться могут, ризницу взять на Московский запасный двор, на случай надобности в ней – по другим церквам дворцовым, а если благоволит Придворная Контора оставит до времени в нынешнем ее положении, в том случае нужно, по крайней мере, поврежденные снаружи места прикрыть, дабы приходящая внутрь от снега и дождей мокрота не могла вредить стене, а особливо сводов и основания нижней церкви»60.

Колокольня церкви Иоасафа Царевича

В церкви Царевича Иоасафа Индийского не сохранилось. Настоящий иконостас сделан вновь (под старину) несколько лет тому назад. Над царскими дверьми Тайная Вечеря. Апостолы и Христос сидят за столом, на котором стоит потир.

На царских дверях Благовещение и четыре Евангелиста. «Св. апслъ и еѵглістъ Іѡаннъ Бгосл.» – сидит на табурете, ноги на подножии, за столом пишет гусиным пером Евангелие: «Въ началѣ бѣ слово и слово бѣ къ Бгу и Бгъ бѣ слово. Сей бѣ искони».

«Св. апслъ и еѵглістъ Матѳей» – в такой же обстановке, как и Ев. Иоанн, но перо здесь в чернильнице, в Евангелии написано «Книга родства Іисса Хрста сна Давидова, Авраамля, роди Ісаака; Ісаакъ же роди Іакова, Іаков же роди Іуду и бра».

«Св. апслъ и еѵглістъ Марко». У него в Евангелии написано: «Зачало Еѵгліа Іиса Хрста Сна Бжія, яко же есть писано во пророцѣхъ се азъ посылаю англа моего предъ лицемъ тв».

«Св. апслъ и еѵглістъ Лука». В Евангелии: «Понеже оубо мнози начаша чинити повѣсти о извѣствованныхъ въ насъ вещехъ, якоже предаша намъ».

На столбах царских дверей представлены: «С. Муч. Наталія», «Св. ц. Константинъ», «С. Петръ М. Моск.» (в белом клобуке, саккосе и омофоре, правою благословляет двуперстно, в левой держит Евангелие – не на плате), «Св. Іѡннъ» (?), «Мит. Моск.» (в митре с камнями, десница благословляет, в левой Евангелие – без плата), «Свмуч. Црца Александра», «С. Алексѣй Мит. Моск.» (в белом клобуке, в саккосе и омофоре, на палице – херувим, правою рукою благословляет именословно, в левой архиерейский жезл), «Св. Филиппъ Мит. Моск.» (в митре с камнями, в саккосе и омофоре, в руках Евангелие – без плата), «Св. муч. црца Екатерина».

По правую сторону (от зрителя) от царских дверей иконы:

Господь Вседержитель (надписи: «Іис. Хс. Гдь Вседержитель»), – представлен во весь рост – стоящим, десницей благословляет, в шуйце на плате Евангелие: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ».

На южной двери архангел Гавріилъ, в шуйце жезл, в деснице круг «Стъ», волосы без торок.

«Стый препд. Іоасафъ Црев.» – юноша, в короне, в монашеской мантии и епитрахили (на ней восьмиконечные три креста с головою Адама, копьем и губкой), правая рука простерта, в левой хартия: «Оставихъ вся красная царства моего и купихъ камыкъ сей безцѣнный Христа и слѣдовахъ ускимъ путемъ».

По другую сторону царских дверей:

Знамение Богоматери.

На северной двери архангел Михаил с жезлом в правой руке и с кругом «Стъ» в левой.

«Св. Николае Чудотворецъ» – в фелони, украшенной крестами в кругах и омофоре, правою рукою благословляет двуперстно, в левой на плате Евангелие, раскрытое на словах «Во время оно ста Іисусъ на мѣстѣ равнемъ… иска иже пріи». Вверху – благословляющий Спаситель, направо Богоматерь с омофором в руках.

Во втором ярусе иконостаса иконы следующих праздников:

Вход во Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Успение Богоматери (без Афония), Благовещение (Богоматерь за книгой), Введение во храм, Рождество Богоматери, Поклонение волхвов, Сретение, Крещение, Преображение, Вознесение и Воздвижение.

В третьем ярусе у Господа Вседержителя в Евангелии: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи… и смиренъ сердцемъ», у Богоматери в хартии: «Црю небесныи пріими всякого члвка с…ющаго Тя и призывающаго имя Твое стое, идеже бываетъ»; у Предтечи в хартии «Покайтеся, приближибося бо вамъ царствіе нбсное уже бо и секира… древ…всяко убо». Апостолы (по два на каждой иконе) представлены следующие: Петр и Андрей, Иоанн Богослов и Варфаломей, Иаков Алфеев и Фома, Иаков Заведеев и Матфей, Филипп и Симон (Зилот).

В четвертом ярусе по сторонам иконы Богоматери с Богомладенцем – Антоний и Феодосий Печерские. У Антония на хартии написано: «Господи утверди мя на мѣстѣ семъ и будетъ на немъ благословеніе», у Феодосия: «Се обѣщаю…, братія и отцы, яко аще и тѣло… духомъ буду съ вами».

Пророки написаны по два на иконе: Давид и Илия, у первого в хартии написано: «Азъ кивотъ святый и воззвахъ тя отроковице прозрѣхъ прежде твою благодать», у Илии: «Ревнуя поревновахъ по Господѣ Бозѣ Вседержителе»…

«С. Прор. Моисей», с одной скрижалей (5 заповедей) в руках, и царь Соломон с хартией в руках: «Премудрость созда себѣ храмъ и утверди столповъ седмь и закла своя жертвенная и черпа въ чаши».

Иконостас венчается резным Распятием, с предстоящим – Богоматерью и Иоанном Богословом.

Иконостас в церкви Всех Святых был устроен в 1679–1680гг. Делал его резного деревянного дела мастер Клим Михайлов61. Золотили, серебрили и красками расписывали иконостас – живописного письма Ивана Салтанова кормовые ученики первой степени – Лазарь Иванов, второй – Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алешка Иванов62 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй степени Ивашка Чубаров, третьей Микитка Полосухин63. 3 июня 1680 года в церкви поставлен местный большой образ Спасителя, а также и сын64. Живописец Лазарь Иванов и другие писали «красками стены, клирос, амвон, окна и затворы железные и перегородку – по аспидному»65. Живописец Дорофей Ермолаев серебрил два древка хоругвей66.

Вот описание церкви Всех Святых, сделанное в марте 1687 (195-го) года: «Великих Государей на дворе, что на острову, церковь каменная во имя Всех Святых, а в ней четыре образа местных в иконостасе. Образы и иконостас писаны золотом, и серебром, и красками. Перед местными образы четыре лампады медных позолочены на цепях медных же луженых, у них кисти сканные серебром с золотом. Царские двери и сень, и столбы писаны на золоте и серебре; двои двери северные и южные писаны на золоте и на празелени. У царских дверей завесе тафтяной красной; восемнадцать образов праздников и деисусов, восемь икон апостолов писаны на полотне, все в иконостасе. Иконостас писан серебром и красками. Паникадило медное. Образ Всех Святых на аналое, пелена камчатая красная, опушка камчатая зеленая, крест кружевной серебряный; на аналое одеяние дорогильное полосатое, один образ окладной, другой неокладной. На престоле Евангелие печатное обложено бархатом червчатым и травчатым, Распятие и Евангелисты серебряные резные золоченые; крест благословенный – обложен серебром чеканным. На престоле и на жертвеннике одежда камчатая рудожелтая, кресты кружевные золотые; два покрова камчатые красные, опушки камчатые зеленые травчатые, коесты кружевные серебряные. Сосуды серебряные, другие оловянные… Два налоя кожаных, два клироса столярских писаны красками. У церкви две двери, у них косяки сосновые, затворы с одну сторону обиты сукном красным, по краям барановою кожею, у них четыре скобы да два крюка закладных, пробои луженые, два затвора железных створчатых писаны красками. Девять окошек, в них решетки железные кубчатые крашеные, окончины слюдяные клинчатые с поперечными прутьями железными, станки и всавни липовые крашеные, затворы железные. Из трапезы перегородка забрана тесом, у ней двери на петлях луженых белых да три окончины слюдяные клинчатые с поперечными прутьями железными; одни двери, у них косяки сосновые, затворы с одну сторону обиты сукном красным… Один затвор железный створчатый писан красками… четыре окошка, в них решетки железные кубчатые, крашенные; окончины слюдяные клинчатые с поперечными прутьями железными, станки и вставки липовые крашеные, затворы железные; печь образчатая ценинная круглая… В церкви и в трапезе пол настлан кирпичом дубовым; на паперти меж столбов решетки деревянные крашенные, двери на жуковинах крашенные же».

III. Церковь Рождества Христова

Рождественская седмиглавая церковь 17 века, с пределами во имя явления Казанской иконы Богоматери и св. Николая, менее известна в архелогической литературе, чем Покровский храм, а также церкви Иоасафа Царевича Индийского и Всех Святых. Так, покойный археолог И.М. Снегирев в своей статье «Дворцовое царское село Измайлово» (помещена в «Русских достопамятностях» изд. А. Мартынова, т.2. М.1877. см. стр. 18), сообщает о Рождественской церкви лишь небольшую выписку из расходной книги Тайного Приказа о плотничных работах в 1665г. в этой церкви и о покупке для последней колоколов. За любезное содействие нам в осмотре древностей храма, со стороны местного батюшки, усердно помогавшего нам рассматривать иконы, особенно находящиеся в верхних ярусах иконостаса, – считаем приятным долгом принести ему нашу искреннюю благодарность.

7 мая 1733-го года управитель села Измайлова Яков Нармоцкий доносил в Дворцовую Канцелярию, что «в дворцовом селе Измайлове приходская каменная церковь во имя Рождества Христова да два предела, – предел Пресвятой Богородицы Казанской да чудотворца Николая, и во оной церкви и в пределах иконы праздников, пророков и праотцов весьма обветшали, и краски полиняли». Дворцовая канцелярия поручила архитектору Ивану Мордвинову осмотреть церковь и составить смету на ее исправление. Мордвинов, однако, заявил, что «хотя оное осмотреть он может, токмо помянутое к их должности не касается, а надлежит для того осмотру послать иконописцев и живописцев». Смета на реставрацию икон была сделана 30 августа 1734г. иконописцем Яковом Поспеловым. Для починки и письма икон потребовалось: золото красное, серебро, бакан виницейский, голубец, киноварь, крутик, белила, шижгель, умра, черлень псковская, сажа, вохра светлая, толстуха, аспид, левкас, вино, рыбий клей, раковины, 10 пар зубков, хвощ, мездринный клей, ветошки, холст и проч. Реставрацию икон производил за 200 руб. в 1735 году цеховой иконописец Петр Ив. Пискулин. Следующий перечень икон, составленный Поспеловым, указывает, какие из них были починены и какие переписаны вновь. «В настоящей Рождества Христова: 1) Всемилостивый Спас, 2) Рождество Христово, 3) Введение Пр. Богородицы – (все эти три иконы местные, размер каждой из них: 1,5х1 арш.), 4) Алексей Митрополит и Феодор Стратилат (писаны на одной доске), 5) Флор, 6) Лавр (разм. 1,5х1,5 арш.), 7) Царские двери с сенью и кзымзы (разм. 4х2 арш.), – починены. Северные и южные двери с изображением архидиаконов (разм. 2х1 арш.), запрестольный образ Божией Матери и Распятие (1х1 арш.), над местными образами первого пояса – в середине образ Всемилостивого Спаса (3х2 арш.) и по сторонам восемь икон апостолов (3х1 арш.), во втором поясе десять образов праздников (1,5х1 арш.), в третьем – в середине образ Знамения Богоматери (2,5х1 арш.) и по сторонам восемь икон – пророков (2,5х1 арш.), в четвертом поясе образ Господа Саваофа (2,5х2 арш.) и по сторонам восемь икон праотцев (2,5х1 арш.), – переписаны вновь. В пределе Казанской Богоматери: образа Всемилостивого Спаса, Казанской Богоматери, Алексея Человека Божия и Марии Египетской, Николая Чудотворца, Парасковеи, нареченныя Пятницы, – все эти шесть икон (1,5х0,75 арш.) починены; в первом поясе над местными иконами образ Всемилостивого Спаса и по сторонам 11 образов – апостолов (1,5х0,5 арш.) и во втором поясе десять образов праздников (1х0,75 арш.) и запрестольный образ Богоматери – написаны вновь. В пределе св. Николая Чудотворца: образ Николая Чудотворца (1,5х0,75 арш.) – починен; местные иконы – Всемилостивого Спаса, Богоматери Одигитрии, Василия Великого (1,5х0,75 арш.), царские двери с сенью и с кзымзом (4х2 арш.), в первом поясе – над местными иконами – образ Всемилостивого Спаса (1,5х1 арш.) и по сторонам десять образов апостолов (1,5х10 арш.), в верхнем поясе десять образов праздников (1х0,75 арш.) и запрестольный образ Богоматери (1х0,5 арш.) – написаны вновь. В трапезе: образа пророка Илии, Воскресения Христова (1х0,5 арш.) и Модеста патриарха (1х0,5 арш.), – починены; Всемилостивого Спаса, Покрова Богоматери, Всем скорбящим радости, Троицы, введения во храм (1,5х1 арш.), Власия, Георгия (1,5х0,5 арш.) и двенадцать шестилистовых икон написаны вновь67.

В иконостасе главного храма – по правую сторону царских врат – Господь Вседержитель с припадающим к Его ногам свв. Сергием и Варлаамом Хутынским, икона в серебряном окладе.

На правом клиросе – «Святый мученикъ Лаверъ» – представлен во весь рост, с двуперстно сложенной десницей. Вверху, из облаков, – видна благословляющая рука.

По левую сторону царских дверей икона Иверской Богоматери; вверху коронование Богоматери, архангелы Михаил и Гавриил; на полях припись: Іоаннъ Лѣствичникъ, праведная Елисавета, «святая Богоматерь Анна», «святая мученица Дарья». Внизу два изображения: а) Крещение Господне. Спаситель в водах Иорданских принимает крещение от Иоанна, на берегу три ангела с пеленами, из облаков сходит Дух Святой в виде голубя, от Него – лучи. На берегу растительность – деревья. б) «Образъ святыя Богородицы Успеніе». Богоматерь на одре, около Нее апостолы, перед одром Спаситель держит в руках пречистую душу Богоматери в виде младенца. Палаты. На полях подписи: 1) «Тропарь. Дерзосте ненавидящихъ образъ Господень и держава нечестивыхъ въ Никею пріиде и посланіи бе(з)человѣчно вдовицу благочестно чтущу икону Богоматерь икону вопіющии слава Тебѣ чистая». 2) «Кондак глас 1. Совоссія днесь свету воскресені светъ пречистыя іконы твоея обоея весело торжествующе вопіемъ сохрани благодатію владычице».

На левом клиросе «святый мученик Флор» представляет во весь рост в мантии и нижней тунике, руки простерты молитвенно, взор обращен к небу, откуда видна благословляющая рука.

На этом же клиросе икона (не относящаяся к иконостасу) – Введение во храм Богородицы. (Надпись: «Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы»). Вверху – ангелы трубят в трубы и держат хартию со словами: «Ангели вхожденіе видѣвше удивишася како дѣва вниде во святая святыхъ». Представлены палаты – «святая святыхъ», в них «ковчегъ» и «херувимы славы осѣняющие алтарь». Изображена «первая скиния святая». Перед первосвященником Захарией отроковица Богоматерь (надпись: ««Μρ. Θу»), стоящая на ступеньках, за Нею «Акимъ и Анна», по обе стороны – сопровождающие Богоматерь отроковицы. Во святая святых Богоматерь восседает на троне, Ей «ангелъ Господень» приносит пищу. Икона в ризе.

Во втором ярусе иконостаса помещены иконы:

Святая Троица (ветхозаветная).

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Палаты. Перед завесой престол с лежащей на нем книгою. Первосвященник в первосвященнических одеждах встречае Богоматерь, за Ней девицы со свечами и родители Ее.

Крещение Господне.

В третьем ярусе:

Сошествие во ад.

Преображение Господне.

Вознесение (возносящегося Господа на небо несут в круге два ангела).

Успение Богоматери (перевод с Афонием).

Покров Пр. Богородицы.

Сретение Господне.

«Образ Рождества Пресвятыя Богородицы». Святая Анна на ложе, ей подносят дары две женские фигуры в одеждах, препоясанных у груди. Напротив Иоаким перед столом с поставленными на нем явствами, правую руку приложил к груди, левую опустил. Внизу омовение младенца. Девица льет воду в чашу, служанка, держащая Богоматерь (надпись: («Μρ. Θу.»), одною рукою пробует воду.

Вход Господень во Иерусалим. Представлены горы, апостолы, пальма, Христос, восседающий на осле; на пути лежат пальмовые ветви, впереди перед Спасителем два еврейские отрока в белых одеждах расстилают красные одежды, дальше – книжники и фарисеи в красных туниках и белых колпачках (передний в колпачке снизу белом, а сверху красном) – рассуждают между собою, руки простерты, за фарисеями палаты – город Иерусалим.

В алтаре можно отметить следующие иконы: Деисус (три иконы – Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя), Рождество Христово, Казанской Богоматери, Ангела Хранителя и, наконец, запрестольный крест, – на нем вверху Господь Саваоф, два ангела (надпись «Ангели Господни») приникли ко кресту, внизу Распятия – Иерусалим, буквы6 «М. Л. Р. б.», ниже – голова Адама и кости. По сторонам Распятие Спасителя – Богоматерь ««Μρ. Θу.» и Иоанн Богослов. Внизу креста подпись: «Сей честный и животворящій крестъ Господень изобразися от воплощенія Бога слова ҂аѱи҃ года Генваря к҃ дня». На серебряном окладе креста указан год изготовления оклада – 1837.

В Николаевском пределе по правую сторону царских дверей Господь Вседержитель, стоящий, десница двуперстно благословляет, в шуйце держит Евангелие, раскрытое на словах: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитеся». Икона в серебряной ризе, сделанной в 1815г.

По левую сторону царских дверей – икона Богоматери Боголюбской в серебряной же ризе – 1815г.

На северной двери «Святый Архангел Михаил» с жезлом в деснице, в шуйце круг «Ис. Хс.», в волосах тороки.

Во втором ярусе иконостаса по два изображения на каждой иконе.

1. а) Успение Пресвятой Богородицы. Палаты. Вверху огненный херувим с тороками, ниже Спаситель в круге, в шуйце держит душу Богородицы, десницею благословляет двуперстно, по сторонам апостолы в туниках и мантиях, у одра Богоматери ап. Петр с кадилом и книгою в руках, святые епископы – Иаков Брат Божий, Иерофей, Дионисий и Тимофей в фелонях. Б) «Воздвижение честного Креста Господня». Представлен красивый пятиглавый храм, в нем на амвоне старой формы св. Макарий патриарх в саккосе и фелони держит св. Крест, около патриарха диакон, за ним епископ с Евангелием в руках и клире, напротив – под балдахином св. царица Елена и рядом стоящая с ней женщина.

2. а) Вознесение Господне. Господа в круге, сидящего на радуге, несут на небо два ангела, внизу – Богоматерь, по сторонам Ее два ангела (надпись: «Ангели Господни») показывают наверх на возносящегося Спасителя. Далее по обе стороны – апостолы. Горы. б) Сошествие Св. Духа. Палаты – здание затейливой архитектуры. Богоматерь восседает на троне, по сторонам двенадцать апостолов, над ними огненные языки. Сверху сходит Дух Святый.

3. а) Сретение Господне. б) Крещение Господне.

4. Рождество Христово. Перед яслями красивый кирпичный вход в пещеру. Богоматерь на троне, руки простерты в рассуждении, около Нее Иосиф, у яслей вол и осел; перед Спасителем волхвы (двое – старец и средовек – коленопреклоненные, а третий молодой – стоит), в царских одеждах, без головных покровов, приносят дары, – старец – четырехугольный предмет, а третий сосуд в виде кубышки, у второго никакого предмета не видно. Вверху, в горах, ангел указывает молодому пастуху (в красной одежде, препоясанной поясом, в руках держит костыль) на родившегося Господа.

5. Рождество Пресвятой Богородицы. Перед лежащею на одре св. Анною – столь с яствами и женщина, напротив – столь же с яствами и «святый праведный Иоакимъ». Внизу – служанка совершает омовение младенца. Введение в церковь Пресвятой Богородицы.

В третьем ярусе иконостаса Деисус и апостолы.

В алтаре Казанского предела заслуживают упоминания иконы:

Живоносный Источник. Вверху Господь Саваоф, ниже – Дух Святый, Богоматерь («Μρ. Θу.) на троне, с Богомладенцем в недрах, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил, св. Алексей Человек Божий, Симеон Столпник в столпе, увенчанном главою и восьмиконечным крестом, Максим Блаженный – без одежды, с повязкой на чреслах, – стоит под шатром, увенчанный крестом. Внизу – из источника черпают воду патриарх, царь, царица, князь или боярин, монах, женщины – одна с ребенком, расслабленный и проч.

«Образ Благовещение Пресвятой Богородицы». Вверху Господь Саваоф в восьмиугольном нимбе, восседает на херувимах, св. архангел Гавриил получает от Него благословение, в руках держит круг – «Іс. Хс». Ниже – Богоматерь у колодца (обделан камнем и защищен красивым навесом на тонких (металлических?) столбах) с кувшином в руках, озирается назад, где сверху к Ней слетает архангел. Еще ниже – «святый архангелъ Гавріилъ» стоит при входе в палатах, с жезлом в руках, с тороками в волосах. Он же дальше благовествует (правая рука поднята вверх) Богоматери, стоящей перед столом с лежащею на нем книгою, раскрытую на словах «Сѣ дѣва во чревѣ пріиметъ»…

Рождество Христово.

Икона двунадесятых праздников, мелкого тщательного письма.

Икона с мощами. Вверху Господь Саваоф, внизу – херувимы (пять, один посередине и четыре по два в ряд), ниже – серебряный крест с надписью на обороте: «Еорьгия мученика, апстола архидиакона Стефана, Андрея Первозваннаго, евангелиста Марка, евангелиста Лука, Богоматери Анны, Николая чудотворца, Меркурия, Евьѳимиі прехвальныя, царя Константина, Василия Великаго, Григория Богослова, Іоанна Златоустаго, Алексія Человѣка Божія, Ѳеодора Стратилата, великомученика Прокопія, Ѳеодора Тирона, Іакова персянина, первомученицы Ѳеклы, Параскевы Пятницы, великомученицы Варвары, великомученицы Марины, Христины, великомученицы Ѳеодосіи дѣвицы, великомученицы Ирины». Крест сделан, как вычеканено на нем, в 1842г. На иконе изображены все перечисленные в кресте святые. Внизу иконы надпись: «Въ семъ кресте хранятся мощи святыхъ угодниковъ Божіихъ. 1701 год».

Близ северной двери, около клироса, – икона Алексея Человека Божия и Марии Египетской, представленных в молении облачному Спасу, благословляющему обеими руками двуперстно.

В средней части храма укажем иконы:

Св. Алексий Митрополит Московский, с Евангелием в руках, и св. Феодор Стратилат с мечом в руках, облеченный в латы, – оба в молении перед облачным Спасителем.

Св. Иоанн, Списатель Лествица, в схимонашеских одеждах.

«Образъ святого славнаго пророка Иліи и огненное восхожденіе», – в деяниях, икона весьма разработана в своих деталях.

«Св. Иванъ Воинъ».

Рождество Христово.

Успение Богоматери (с апостолами на облаках).

Ветхозаветная Троица.

Всех скорбящих радость.

Боголюбская икона Богоматери.

Рождество Богородицы, вверху, в правом и левом углах иконы, – представлена молитва Иоакима и Анны, ниже Иоаким и Анна обнимают друг друга (зачатие). Далее – рождество. Анна на постели, – служанка принимает новорожденную, за ней две женщины с дарами, сзади – опять служанка – поддерживает св. Анну; внизу омовение младенца, девица льет воду в чашу, служанка с Богоматерью на руках – пробует воду; напротив – Иоаким и Анна ласкают новорожденную дочь свою.

Иоанн Креститель, большая икона, в деяниях, прекрасного письма.

Ап. Петр и Павел, икона с житием.

Александр Успенский

Рис. 1,2 и 3. Части иконостаса Покровского собора в Измайлове

Таблица 1.

Царские двери в иконостасе Измайловского Покровского собора.

Таблица 2.

Левая (от зрителя) половина царских дверей

Таблица 3

Рис. 1. Колонна в иконостасе Покровского собора в Измайлове

Рис.2. Икона Богоматери из иконостаса Покровского собора в Измайлове.

Таблица 4.

Св. Николай Чудотворец и Сергий Радонежский из иконостаса Покровского собора

Таблица 5.

Великий Архиерей

Таблица 6.

Храмовая икона в Измайловском Покровском соборе

Таблица 7.

Рис.1 Фелонь, 17в., из Покровского собора в Измайлове

Рис. 2. Крест сер. Из Покровского собора в Измайлове, пожертвованный царем Алексеем Михайловичем в Николаевскую Церковь с. Хорошева

Таблица 8.

Церковь св. Иоасафа Царевича в Измайлове

* * *

1

Дозорная книга 1672г. См. И.М. Снегирева: Дворцовое село Измайлово, родовая вотчина Романовых. Москва 1902г., стр.24.

2

У И.М. Снегирева об этом лишь несколько строк: «В 1679г., говорит он, царские изографы Иван Мировский, Яков Иванов, Василий Познанский, Карп Золотарев и Автоном Иванов писали в новопостроенную церковь св.иконы с позолоченными венцами. В делах Придворного Архива встречаем 1680г. января 1-го память о сделании в Оружейной Палате гладких деревянных иконостасов в Измайловскую соборную церковь Покрова Богородицы и в дворцовые – Всех Святых и Св. Иоасафа Царевича, писали и золотили Лазарь Иванов с товарищи». Там же, стр.22.

3

Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорского Двора. Опись 34-я №960, л.290 и об.

4

Там же, л.326 об.

5

Там же, л.322.

6

Там же, л.559 и об.

7

Там же, лл. 337 об., 316 и об.

8

Там же, л.327.

9

Там же, л.327 об.

10

Там же, л.322 об.

11

Там же, л.328.

12

Там же, лл. 317 об., 382, 338–339, 340 и об.

13

Там же, л.348.

14

Там же, л.343.

15

Там же, л.346 и 379 об.

16

Там же, л.342.

17

Там же, л.343 об. и 342 об.

18

Там же, л.344

19

Там же, лл. 337 и 318.

20

Там же, л.319.

21

Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорского Двора. Столбцы 187г. №874 и 397.

22

Там же, столбцы 188г. №544.

23

Там же. Оп. 34. Книга №960, лл. 320 об., 308 и об. – 309.

24

Там же, лл. 305, 306 и 310 об.

25

Там же, лл. 304 и 317.

26

Там же, лл. 408 об., 359–360, 368 об.

27

Там же, л. 472.

28

Там же, л. 345.

29

Там же, л.347 об.

30

Там же, лл. 349, 485 и об., 349 об., 359.

31

Там же, л. 346 об.

32

Там же, л.353.

33

Там же, л. 352.

34

Там же, л. 354.

35

Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорского Двора. Оп. 13, дело №547.

36

Там же, дело №572.

37

Московское Отделение Ощего Архива Мин. Имп. Двора. Оп. 34. №960, л.461 и об.

38

Там же, л.447.

39

Там же, л. 445, 452, об., 453 и об.

40

Там же, л.479 об.

41

Там же, л.407.

42

Там же, л.495 об.

43

Там же, л.493 об.

44

Там же, л.493 об.

45

Там же, лл. 969–670.

46

Там же, лл.670–671.

47

Там же, лл. 548 и 634 об.

48

Там же, л. 510.

49

Там же, л.483.

50

Там же, л.659.

51

Там же. л.478.

52

Там же, л.483.

53

Там же, л. И 552 и об.

54

Там же, л.599.

55

Там же, л.501.

56

Там же, л.533.

57

Там же. опись 13 дел №547.

58

Там же.

59

Там же №570-й 1786г.

60

Там же, №572.

61

Там же, лл. 324 об.–325.

62

Там же, лл. 669 об.–670.

63

Там же, лл. 670–671.

64

Там же, л. 649.

65

Там же, л.649.

66

Там же, л.648.

67

Там же. он. 6-я. Т.2 №717.


Источник: Церкви села Измайлова / А.И. Успенский. – Изд. Комиссии по осмотру и изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. – Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1904. - [2], 24 с., 9 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle