Типикон

(20 голосов: 4.7 из 5)

 

Типико́н — (греч. Τυπικόν от τύπος, «образец, вид, норма»):

1) Богослужебный Устав Православной Церкви.

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Устав.

Иерусалимский Устав назван по местонахождению лавры прп. Саввы Освященного (439-539 гг.) близ Иерусалима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος («Образец, предание и закон»). С 13 в. в заглавиях рукописей уже появляется и одно слово τυπικόν, без пояснений. Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого пришёл в России на смену Студийскому.

2) Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих (и то далеко не всех), миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир».

Откуда у Церкви Богослужебный Устав?

Понятие «Богослужебный Устав» относится не к какому-то единому, общему своду норм, правил и требований, признанных полнотой Вселенской Православной Церкви, а к различным богослужебным кодексам, отличающимся друг от друга обстоятельствами происхождения и содержанием.

Как Устав, употребляемый на сегодняшний день в Русской Православной Церкви, так и все прочие Богослужебные Уставы образовались не вдруг. Их формирование и развитие осуществлялось медленно, постепенно. С течением времени, то в одной, то в другой Поместных Церквах принимались новые молитвословия, составлялись новые песнопения, устанавливались церковные праздники, дни поминовения святых. Все это находило отражение в изменении хода церковных богослужений.

В ранних монастырских Уставах литургическая и дисциплинарная части как правило объединялись в единый состав. Со годами литургические указания стали группироваться особо, приобретая формы самостоятельных богослужебных документов.

По мере увеличения численности Земной Церкви росло и количество богослужебных обычаев. Постепенно стала осуществляться их кодификация. Возникла возможность сравнивать разные практики, заимствовать наиболее ценное.

В этой связи составители новых богослужебных Уставов имели обширное наследие богослужебного опыта.

В своё время большим уважением в Византии пользовался Студийский Устав. Этот Устав, хотя и не в первоначальном его варианте, перенес в Киев святой Феодосий Печерский (XI в.). До XIII века на Руси преобладал именно Студийский Устав.

Затем всё большую популярность стал приобретать Иерусалимский Устав. В первоначальной редакции Иерусалимский Типик использовался в Лавре святого Саввы (VI век). Со временем он претерпел ряд изменений. На Руси, например, знали несколько его форм.

В XV веке Иерусалимский Устав занял доминирующее положение на Руси, практически полностью вытеснив Студийский.

***

Из книги: Арранц М., S. J. «Око церковное»
(История Типикона). 1998.

ЧТО ТАКОЕ ТИПИКОН?
(Этимология, общее понятие)

 Слово «Типикон» может обозначать разные понятия:
 
а) Типикон как книга, содержащая указания литургического харак­тера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Св. Софии Константинопольской», монас­тырские типиконы — «Студийский», «Студийско-Алексиевский», и др.
В настоящее время все славянские Церкви Византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь) на приходах и в монастырях ис­пользуют так называемый «Иерусалимский типикон», или «Типикон Святого Саввы» (иначе — «Савваитский типикон»), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон, с ХIХ в. служат по так называемому «Типикону Великой Христовой Церкви» Георгия Виолакиса.
 
б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослу­жения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по раз­ным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий.
в) Типикон как «обряд», т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) — запад­ное. Оно выражает всё, что различает одну Церковь от другой в богослужеб­ном плане; существует, например, Византийский обряд, Александрийский обряд, Римский обряд, Испано-мозарабский обряд, и т.д.

 

См. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ, ЛИТУРГИКА.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru