Типи­кон

***

Типико́н — (от греч. Τυπικόν (от τύπος — обра­зец, вид, норма)):

1) Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви.
В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви дей­ствует при­ня­тый в редак­ции 1695 года (при пат­ри­архе Адри­ане) Иеру­са­лим­ский Устав.
Иеру­са­лим­ский Устав назван по место­на­хож­де­нию лавры прп. Саввы Освя­щен­ного (439–539 гг.) близ Иеру­са­лима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя сло­вами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος («Обра­зец, пре­да­ние и закон»). С 13 в. в загла­виях руко­пи­сей уже появ­ля­ется и одно слово τυπικόν, без пояс­не­ний. Иеру­са­лим­ский Устав лавры прп. Саввы Освя­щён­ного пришёл в России на смену Сту­дий­скому.

2) Бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая бого­слу­жеб­ный устав, меся­це­слов с Мар­ко­выми гла­вами (соеди­ня­ю­щими подвиж­ный и непо­движ­ный годо­вые бого­слу­жеб­ные круги), пра­вила о постах, пра­вила мона­стыр­ского обще­жи­тия и ука­за­ния о совер­ше­нии хра­мо­вых празд­ни­ков, тра­пезе и других сто­ро­нах цер­ков­ной и мона­стыр­ской жизни.
Миря­нам сле­дует пом­нить, что испол­не­ние в полной мере ука­за­ний Типи­кона – удел мона­ше­ству­ю­щих (и то далеко не всех), миряне же могут соот­вет­ство­вать этому идеалу в зави­си­мо­сти от воз­раста (физи­че­ского и духов­ного), семей­ного поло­же­ния и т.п.
Знаток Устава Михаил Ска­бал­ла­но­вич писал о Типи­коне: «Книга с таким загла­вием хочет не столько уза­ко­нить его малей­шие част­но­сти, устра­няя в нём всякую сво­боду отпра­ви­те­лей, сколько хочет нари­со­вать высо­кий идеал бого­слу­же­ния, кото­рый кра­со­тою своею вызы­вал бы все­гдаш­нее неволь­ное стрем­ле­ние к его осу­ществ­ле­нию, в полной мере может быть и не всегда воз­мож­ному, как и осу­ществ­ле­ние вся­кого идеала, сле­до­ва­ние вся­кому высо­кому образцу. Таков по суще­ству и весь закон Хри­стов, неосу­ще­стви­мый вполне во всей его небес­ной высоте, но боже­ствен­ным вели­чием своим воз­буж­да­ю­щий неудер­жи­мое вле­че­ние в чело­ве­че­стве к его осу­ществ­ле­нию и чрез то живо­тво­ря­щий мир».

***

Откуда у Церкви Бого­слу­жеб­ный Устав?

Поня­тие «Бого­слу­жеб­ный Устав» отно­сится не к какому-то еди­ному, общему своду норм, правил и тре­бо­ва­ний, при­знан­ных пол­но­той Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви, а к раз­лич­ным бого­слу­жеб­ным кодек­сам, отли­ча­ю­щимся друг от друга обсто­я­тель­ствами про­ис­хож­де­ния и содер­жа­нием.

Как Устав, упо­треб­ля­е­мый на сего­дняш­ний день в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, так и все прочие Бого­слу­жеб­ные Уставы обра­зо­ва­лись не вдруг. Их фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие осу­ществ­ля­лось мед­ленно, посте­пенно. С тече­нием вре­мени, то в одной, то в другой Помест­ных Церк­вах при­ни­ма­лись новые молит­во­сло­вия, состав­ля­лись новые пес­но­пе­ния, уста­нав­ли­ва­лись цер­ков­ные празд­ники, дни поми­но­ве­ния святых. Все это нахо­дило отра­же­ние в изме­не­нии хода цер­ков­ных бого­слу­же­ний.

В ранних мона­стыр­ских Уста­вах литур­ги­че­ская и дис­ци­пли­нар­ная части как пра­вило объ­еди­ня­лись в единый состав. Со годами литур­ги­че­ские ука­за­ния стали груп­пи­ро­ваться особо, при­об­ре­тая формы само­сто­я­тель­ных бого­слу­жеб­ных доку­мен­тов.

По мере уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти Земной Церкви росло и коли­че­ство бого­слу­жеб­ных обы­чаев. Посте­пенно стала осу­ществ­ляться их коди­фи­ка­ция. Воз­никла воз­мож­ность срав­ни­вать разные прак­тики, заим­ство­вать наи­бо­лее ценное.

В этой связи соста­ви­тели новых бого­слу­жеб­ных Уста­вов имели обшир­ное насле­дие бого­слу­жеб­ного опыта.

В своё время боль­шим ува­же­нием в Визан­тии поль­зо­вался Сту­дий­ский Устав. Этот Устав, хотя и не в пер­во­на­чаль­ном его вари­анте, пере­нес в Киев святой Фео­до­сий Печер­ский (XI в.). До XIII века на Руси пре­об­ла­дал именно Сту­дий­ский Устав.

Затем всё боль­шую попу­ляр­ность стал при­об­ре­тать Иеру­са­лим­ский Устав. В пер­во­на­чаль­ной редак­ции Иеру­са­лим­ский Типик исполь­зо­вался в Лавре свя­того Саввы (VI век). Со вре­ме­нем он пре­тер­пел ряд изме­не­ний. На Руси, напри­мер, знали несколько его форм.

В XV веке Иеру­са­лим­ский Устав занял доми­ни­ру­ю­щее поло­же­ние на Руси, прак­ти­че­ски пол­но­стью вытес­нив Сту­дий­ский.

***

Что такое типи­кон? 

из книги: Арранц М., S. J. “Око цер­ков­ное” (Исто­рия Типи­кона). 1998.

Слово «Типи­кон» может обо­зна­чать разные поня­тия:

а) Типи­кон как книга, содер­жа­щая ука­за­ния литур­ги­че­ского харак­тера. Суще­ствуют разные «Типи­коны» или редак­ции Типи­кона в Церк­вах визан­тий­ской тра­ди­ции. В древ­но­сти у визан­тий­цев и славян упо­треб­ля­лись соборно-при­ход­ской «Типи­кон Св. Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской», монас­тырские типи­коны — «Сту­дий­ский», «Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский», и др.

В насто­я­щее время все сла­вян­ские Церкви Визан­тий­ской тра­ди­ции (в том числе и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь) на при­хо­дах и в мона­сты­рях ис­пользуют так назы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский типи­кон», или «Типи­кон Свя­того Саввы» (иначе — «Сав­ва­ит­ский типи­кон»), про­ис­хо­дя­щий из зна­ме­ни­той лавры близ Иеру­са­лима. Напро­тив, гре­че­ские Церкви, сохра­няя Сав­ва­ит­ский типи­кон, с ХIХ в. служат по так назы­ва­е­мому «Типи­кону Вели­кой Хри­сто­вой Церкви» Геор­гия Вио­ла­киса.

б) Типи­кон как исто­ри­че­ская тра­ди­ция или живая прак­тика богослу­жения в данной Церкви. Эта тра­ди­ция может раз­ви­ваться и меняться по раз­ным пас­тыр­ским и бого­слов­ским при­чи­нам и в силу исто­ри­че­ских собы­тий.

в) Типи­кон как «обряд», т. е. как пра­вило или способ бого­слу­же­ния в целом в данной Церкви и в данное время. Поня­тие «обряда» (ritus) — запад­ное. Оно выра­жает всё, что раз­ли­чает одну Цер­ковь от другой в богослужеб­ном плане; суще­ствует, напри­мер, Визан­тий­ский обряд, Алек­сан­дрий­ский обряд, Рим­ский обряд, Испано-моза­раб­ский обряд, и т.д.

***

См. БОГО­СЛУ­ЖЕБ­НЫЕ КНИГИ, ЛИТУР­ГИКА.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки