Литур­гика

См. раздел ЛИТУР­ГИКА

***

Литу́ргика – назва­ние бого­слов­ской дис­ци­плины, име­ю­щей пред­ме­том изу­че­ния хри­сти­ан­ское цер­ков­ное бого­слу­же­ние, где глав­ное место зани­мает литур­гия. Основ­ные отделы литур­гики – Гим­но­гра­фия и Эор­то­ло­гия.

Круп­ный знаток литур­ги­че­ского бого­сло­вия архи­манд­рит Киприан (Керн) так харак­те­ри­зует литур­гику:

«Литур­гика» явля­ется наукой о бого­слу­же­нии вообще; при­ла­га­тель­ное «литур­ги­че­ский» озна­чает нечто отно­ся­ще­еся к бого­слу­же­нию вообще, а не только к одной Евха­ри­стии…

Как тако­вая, эта наука охва­ты­вает целый ряд обла­стей цер­ковно-бого­слу­жеб­ного быта и оби­хода и рас­па­да­ется поэтому на несколько отде­лов. Вообще же к науке Литур­гики может быть три под­хода, в зави­си­мо­сти от кото­рых она при­об­ре­тает тот или иной харак­тер. Эти под­ходы можно назвать:

  • исто­рико-архео­ло­ги­че­ский,
  • риту­а­ли­сти­че­ский или устав­ной,
  • бого­слов­ский.

Исто­рико-архео­ло­ги­че­ский подход к науке ста­ра­ется осве­тить глав­ным обра­зом посте­пен­ное раз­ви­тие и изме­не­ние бого­слу­жеб­ных чинов, пес­но­пе­ний, обла­че­ний, цер­ков­ной утвари и т. п. Этот подход инте­ре­су­ется воз­ник­но­ве­нием и раз­ви­тием тех или иных стилей хра­мо­зда­тель­ства, ико­но­пи­са­ния и т. д.

Часто в бого­слов­ских школах из науки Литур­гики выде­ля­ются особые науки – Цер­ков­ная архео­ло­гия и исто­рия хри­сти­ан­ского искус­ства.

Второй подход, риту­а­ли­сти­че­ский или устав­ной, занят глав­ным обра­зом изу­че­нием системы пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния в рамках ныне дей­ству­ю­щего цер­ков­ного устава или Типи­кона и теми пра­ви­лами и обы­ча­ями, кото­рыми необ­хо­димо руко­вод­ство­ваться для пра­виль­ного и устав­ного отправ­ле­ния бого­слу­же­ния. Исто­рия самого Устава, его типы, их воз­ник­но­ве­ние и изме­не­ние в данном случае отсту­пают на второй план, усту­пая место ныне утвер­див­ше­муся Типи­кону. В семи­на­риях и Ака­де­миях часто из Литур­гики выде­ляют особую науку под назва­нием «Устава», кото­рая и зани­ма­ется изу­че­нием ука­зан­ных правил бого­слу­же­ния.

Третий, нако­нец, подход бого­слов­ский, смот­рит на науку бого­слу­же­ния не только как на пред­мет исто­ри­че­ского или архео­ло­ги­че­ского изу­че­ния и не только как на пра­вила для отправ­ле­ния бого­слу­же­ния по духу и букве цер­ков­ного Типи­кона, но глав­ным обра­зом как бого­слов­скую дис­ци­плину, как на источ­ник бого­ве­де­ния и вспо­мо­га­тель­ное сред­ство для постро­е­ния бого­слов­ской системы Пра­во­сла­вия.

К бого­слу­же­нию можно отне­стись как к выра­же­нию наших рели­ги­оз­ных пере­жи­ва­ний, нашей веры в Бога, нашей набож­но­сти. Это назы­вают в нашей науке целью латре­ути­че­ской, от гре­че­ского слова λατρεύειν, т.е. слу­же­ние, покло­не­ние

Бого­слу­же­ние, кроме того, может иметь и цель сакра­мен­таль­ную, то есть являться при­об­ще­нием к иску­пи­тель­ному подвигу Гос­пода Христа и быть про­вод­ни­ком бла­го­дати в мир и к отдель­ным людям.

На тре­тьем месте, нако­нец, бого­слу­же­ние имеет и харак­тер дидак­ти­че­ский, поучи­тель­ный. Наш бого­слов­ский обиход, содержа огром­ное богат­ство пес­но­пе­ний, пере­пле­тен­ных с чте­ни­ями из Вет­хого и Нового Заве­тов, с поуче­ни­ями из святых отцов, аске­ти­че­ских сбор­ни­ков и житий­ной лите­ра­туры, явля­ется источ­ни­ком бого­по­зна­ния и углуб­ле­ния в истины пра­во­слав­ного бого­сло­вия. Рас­кры­тие этой нази­да­тель­ной сто­роны бого­слу­же­ния, сов­па­да­ю­щее с тре­тьим из ука­зан­ных под­хо­дов к нашей науке, есть мощное оружие и вспо­мо­га­тель­ное сред­ство для пра­во­слав­ного уче­ного и для ищу­щего бого­слов­ского нази­да­ния. Литур­гика в таком случае ста­но­вится для нас уже не только «обря­до­сло­вием», как ее неко­гда назы­вали в школах, но само­сто­я­тель­ной дис­ци­пли­ной Литур­ги­че­ского Бого­сло­вия, име­ю­щей полное и неоспо­ри­мое право на суще­ство­ва­ние наряду с про­чими бого­слов­скими нау­ками систе­ма­ти­че­скими и исто­ри­че­скими. В этом случае Литур­гика стоит в тес­ней­шей связи с Пат­ри­сти­кой.

Пат­ри­стика, исто­рия хри­сти­ан­ской догмы, зани­ма­ясь изу­че­нием раз­ви­тия хри­сти­ан­ской бого­слов­ской мысли у разных писа­те­лей и учи­те­лей Церкви и в разные вре­мена, не должна быть обособ­ля­ема от литур­ги­че­ского бого­сло­вия. Изу­че­ние бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний, их воз­ник­но­ве­ния, раз­ви­тия и содер­жа­ния допол­няет изу­че­ние бого­слов­ских тво­ре­ний святых отцов Церкви».

Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки