Источник

52. 1423 г. Чин избрания и поставления в епископы

Памятник этот отнесен к 1423 году на следующих положительных основаниях: а) указанная дата встречается в одном из старших списков его, в самом тексте (именно – в форме избирательного свитка; см. ниже, стр. 447, примеч. 7); б) содержащееся в III-м отделе чинопоследования («о малем знамении») Исповедание веры или клятвенное обещание поставляемого в епископы есть то самое, какое в 1424 г. произносил новгородский архиепископ Евфимий пред своим рукоположением (Акт. Археогр. Экспед. т. Ι, № 370). То же «Чинопоследование» издано было под 1456 г. в I т. Акт. Археогр. Экспед. № 375. Настоящее издание сделано по списку, находящемуся в «Мериле Праведном» Моск. Дух. Акад. XV в. № 187 / 578 , 312–325, – с той только отменой против подлинника, что чин избрания, стоящий в рукописи после чина поставления, перенесен на свое место, т.е. поставлен впереди. Основной список сравнен: 1) с текстом, изданным в Акт. Археогр. Экспед. (А); 2) с двумя списками, находящимися в волоколамском сборнике Моск. Дух. Акад. № 184 / 571 , л. 145 и сл. (с Исповеданием времен м-та Симона) и л. 170 сл. (Л); 3) со списком, помещенным в августов. книге Макариевских Миней-Четьих, стр. 1497 (М), и 4) в сборнике синод. библиотеки № 558, л. 166 и сл. (С).

I. Устав ΚΑΚΟ достоит избирать епископа

Избрание епископское сице бывает: созывает 2153 митрополит 2154 всех епископов, елици то 2155 суть под ним во всем пределе; аще ли же не мощно будет некоторому от них прийти к тому избранию на уреченный рок и день, или немощи великой ради, или паки некоей великой нужи належащи, юже имут все люди ведать, тот 2156 посылает грамоту своей руки, да еже аще что створит собор 2157 , или кого изберут собравшиеся боголюбивые епископы на поставление, то 2158 и того же избрания держаться и неразлучну 2159 быть своей братия, еже 2160 аще что они здеют по преданию святых Апостолов и богоносных Отцов. Аще ли же кто ни болезни деля 2161 великие, или иные некоторые нужи великие, якоже рехом, останется и не приидет к таковому избранию, а 2162 своего святителя большего ослушается и братии своей отделится 2163 , и дьявольскою гордостью объят будет и в непослушания 2164 ров впадет 2165 , с 2166 князьями или некими властелями сплетется, отнимается, и обетов своих, ихже на ставлении 2167 своем, порушает, такового божественного правила и закона Божьей церкви тужда и обнажена святительской чести и сана створяют, от 2168 святительского числа и причта изгнан будет, занеже 2169 сам отлучится от них. И 2170 сия убо тако. Повсегда же собраться епископом в месте, идеже будет митрополит призывает 2171 к себе, и сед с ними наедине, лучшим его клирошано ту сущим токмо, и поведает им о вдовствующей епископии, яко потребно есть избрать такова, иже достоин, и приличен 2172 таковому делу; и указав, им и поучив я 2173 , и благословив, и отпустит их. Онем же восставшим и поклоншемся ему, и исходят, и отходят в уреченное 2174 место, в некий притвор или придел 2175 церковный, и с ними книгохранитель или некий от больших клириков, и писатель митрополич с ними же; и тамо ставше пред иконой Христовой, возлагает епископ, иже есть большим степенем, епитрахиль 2176 на себе, имея в руке ручную кадильницу и фимиам в ней, и кадит образ Спасов и иных Святых, потом епископы сущая от десной страны, даже – от левой страны, последи же паки образ Спасов. Таже 2177 начинает сице: «Благословен Бог наш всегда и ныне и присно и во веки». Прочие же глаголют: «Царю небесный», «Святый Боже» трижды «Пресвятая Троице», «Отче наш». Почный же 2178 святитель глаголет: «яко твое есть царство и сила». 2179 Прочие же глаголют тропарь глас 8: «Благословен еси, Xристе Боже наш 2180 иже премудрыя ловца явлей, послав им Дух Святый, и теми вселенную улови, Человеколюбче, слава тебе». «Слава и ныне», кондак глас 2 2181 :"Егда сшед языки размеси 2182 , разделяше племена Вышний; егда же 2183 огненные языки раздаяше, в совокупление вся призва, единогласно славить Пресвятый 2184 Дух». Потом первый святитель глаголет: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй». Еще молимся о благоверных и богохранимых князьях 2185 наших, державы, победы, пребывания, мира, здравия, спасения их, и Господу Богу нашему наипаче поспешить и направить их во всем, и покорить под нозе их всякого врага и борителя. 2186 Еще молимся о благоверном и христолюбивом князе нашем, имярек. 2187 Еще молимся о apxиепископе нашем, имярек. 2188 Еще молимся о всем 2189 еже о Христе священного братства нашего. Возглашение: «Яко милостив и человеколюбив Бог еси, и тебе славу воссылаем». Таже 2190 : «Честнейшу херувим», «Слава и ныне», «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». И aбие отпуст: «Иже в видении огненных языков пославый Пресвятой Дух на Апостолов и учеников своих, Христос истинный Бог наш, молитвами пречистой его Матери, честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, и Святого (егоже есть храм) и всех Святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Предстоящие же епископы рекут: «Да приимет Господь Бог моления наши и помилует, нас, яко благ и человеколюбец». И по молитве седшем 2191 токмо епископом, якоже предписахом 2192 , и 2193 книгохранителю или некоему от больших и старейших клириков митрополичьих, и верному писарю, иному же никому же не сущу ту, ниже близ где, яко да не услышит глаголемая, и aбиe первый епископ начнет поведовать, аще где 2194 кого весть достойна на таковое дело, потом паки ин такожде, по тому же и все епископы по ряду, много о том истязание сотворше, и елики 2195 ту помянувше, от 2196 всех имен оных три лучших избирают. Тогда книгохранитель повелевает ту сущему писцу 2197 написать тех 2198 трех имен 2199 , ихже епископы избрали суть, когождо священноинока по имени; потом старейший епископ, иже иных председит степенем, тот 2200 запечатлеет таковой свиток, и вдадят его все книгохранителю, а сами вставше идут койждо, идеже почивает. 2201 Книгохранитель же принес, даст его 2202 митрополиту, и отступит. Он же вшед в обычное место, идеже молитву деет, и свиток убо запечатлен пред Спасовым образом положит, или пред Богородичным, сам же 2203 доволно помолится, паче же 2204 и с слезами, затворився сам един 2205 , потом же прия 2206 свиток, распечатав, отверзает ѝ, и тако смотрив написанные имена три, едино от них изберет, еже 2207 аще хочет.

II. Устав благовестию

Благовесте же бывает сице: приуготовлеют 2208 его в некоей церкви, опричь 2209 соборноя, идеже не 2210 аще повелить святитель, и одевается тамо хотяй ставиться во все ризы священнические, и стоит в алтаре у царских дверей 2211 , лицом к востоку. Посланный же от святителя 2212 благовестить ему, вшед в церкви стоит, и аще кто ин с ним попов или диаконов. 2213 А 2214 он же стоя в алтаре, глаголет: «Благословен Бог наш всегда и… ». Стоящие же в церкви глаголют Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отце наш». Он же паки: «Яко твое есть царство». Они же тропарь егоже есть храм Святого 2215 и дневный и 2216 Богородичен. Он же стоя тамо в алтаре, творит 2217 обычную молитву 2218 : «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей. Еще молимся о благоверном и 2219 христолюбивом 2220 … Еще молимся 2221 o apxиепископе нашем». Возглас 2222 : «Яко милостив и человеколюбец Бог». Посем 2223 , обратився к царским дверям, творит 2224 отпуст по обычаю. Онем же поющим «многа лета» князю и митрополиту, и скончавшим, и тако мало из царских дверей выступит ставиться хотяй, и станет 2225 руки к персем приложив крестообразно под фелонем, главу мало преклонь; посланный же благовестить ему, пришед тамо 2226 на том месте, идеже коли Апостол чтец чтет 2227 , смотря к нему глаголет сице: «Пресвященный наш господин и владыка, митрополит киевский и всея Руси, имярек, и еже о нем божественный и священный сбор призывают твои святыни на епископство богоспасенного града», имярек. Хотяй же поставиться отвещавает сице: «Понеже пресвященный наш господин и владыка, митрополит киевский и всея Руси, имярек, и еже о нем божественный и священный собор судиша и мне достойно быть в таковую службу, благодарю и приимаю и нимала вопреки глаголю». И тако мало ниже поклонь главу, и возвращается в алтарь, и снимает с себя ризы, и исходит.

Егда же будет время, или того дни, или наутрие 2228 , или когда повелит митрополит, собираются епископы к митрополиту, елико их случится ту к тому ставлению приехать 2229 , и седе 2230 митрополит в 2231 месте нареченом, ли в притворе церковном, ли на катехуменах 2232 , еже есть полати, на своем столе; епископы же такожде сядут каждый на своих местах, по своему степени 2233 , в своих мантиях с источниками, якоже и 2234 митрополит. Потом приводит книгохранитель или архидиакон ставиться хотящего, и поставит ѝ на концы седалищ епископских, насреди: и ту 2235 стоя, преклониться до полу 2236 к митрополиту, и 2237 мало поступив, паки поклонится такожде, и 2238 пришед близ, третий поклон створяет. Митрополиту же седящу и посох в левой руке держащу, десную же руку простерту ниц на правом колене имущу, он же приступив и 2239 преклонься, целует правое колено святителя, таже 2240 руку на нем лежащую, потом десную страну лица; потом обратится к десной стране к епископам и целует в уста 2241 , приступив от большого и до конца; потом же и к левой стране приступив 2242 к епископам, такожде творит 2243 ; и мало отступив, паки поклонится, якоже преже. И тогда посадят его ниже епископов, на особном столце. И сим же деемом, приготовляется кациа, еже есть ручная кадильница 2244 , и фимиам, единым от диаконов, и внегда токмо святитель благословит абие, и фимиам такожде, и диакон убо кадит образ святой иконы, яже ту будет, потом, митрополита и десную страну епископов, потом, же левую страну. Певца 2245 же поют: «Преосвященному, имярек, митрополиту киевскому и всея Руси, многа лета». Потом вставше отходят койждо в свое.

Ведомо же буди, яко первое последование, бываемое о благовестии, и се паки целования 2246 , обоя преже литургия бывают, в 2-й час дня. 2247

В избрании же епископском написуют трех, ихже изберут, священноинок имена, и пишут в том свитке сице: «В лето… 2248 индикта… месяца имярек, и число дня имярек, повелением пресвященного, имярек, митрополита киевского и всея Руси, седоша боголюбивые епископы (имя реки их), имеюще с собой волю и хотение боголюбивых епископов русских, елицы не суть пришли (имя реки их), в всечестном храме пречистой Богородицы соборные, в богохранимом граде 2249 , имярек, и избраша в святейшую епископию, имярек (трех имена написуют). 2250

III. О МАЛОМ ЗНАМЕНИИ

Чин и устав малого знамения сице бывает: в который день рассудит и повелит митрополит 2251 , собираются епископы в второй час дня к церкви соборной и ждут времени. Уставления же готовить и уряжать, яже на потребу к таковому делу, уряжают сице: внутрь церкви, вшед в церковные врата, прямо амвона, и уготовают усходницу 2252 , яже на се уряжена, и покрывают ее коврами, и верх 2253 сих поставляют престол митрополич, и сверху возголовие 2254 служебное; и усходница же она тремя степени взыти на ню; с десной же страны престола святительского поставляют княжий столец; пред усходницей же ниже степеней онех 2255 обапол поставляют столцев долгих 2256 , елико вместиться епископом сесть, елико их будет; подале же мало тех столов, насреди, ко амвону, на помосте церковном написует уметель орла единоглавного, крылья имея простерты, права стояща на 2257 ногах, под ногами же его град написать, и с заборолы 2258 и столпы, орлу же крепко ногами наступившу на столпах оных 2259 , и тако стрегут не ступить никомуже на нь. И сие убо тако. 2260 Митрополит же исходит из своей кельи и идет 2261 к церкви, предыдущим пред ним чтецом в своих стихарях и свеченосцу с лампадой горящей святителевой, и клириком его всем воследующим ему; и вошед в церковь, восходит на уготованную ему восходницу и седает на своем престоле. И ударяют в колоколы. Священником же с диаконами благословящемся 2262 у него, священники убо отходят в алтарь одеваться, диаконы же точью 2263 одеваются доле. Епископы же преже входят в алтарь и тамо токмо возлагают верх мантий своих фелони белы, без омофоров, и тамо пожидают. Митрополит же тамо 2264 , у своего престола на восходнице, став на орлеце 2265 своем, одевается в всю свою одежу святительскую, и певцом поющим стих некий; внегда же облечется, седает на своем престоле 2266 , певцом поющим по 2267 трижды: «Исполаете, деспота». Таже 2268 повелевает архидиакону и иному с нимъ, и 2269 вшед 2270 в алтарь, призывает епископов, и сами пред ними предъидут 2271 : и пришед близ написанного орла, став два по ряду, преклонятся до половины против митрополита, и тако поидет един по единой стране, а другой по другой 2272 , и пришед койждо станет на своем месте, идеже будет ему сидеть; такожде творят и иные епископы по тому же, елико их будет, и тако седают на уготованных им столах, койждо на своем месте, по своему степени. 2273 И 2274 сим бывшим, посылает архидиакона митрополит с иными диаконами, и шедше в алтарь, идеже седит поставиться хотяй, одеян во всю одежу поповскую, и поимают его и ведут к уготованному месту, идеже орел написан есть, и поставляют его у орла, и вдают ему Исповедание писано на листах. Он же поклонься мало против митрополита, седящу ему на своем престоле, якоже предписахом 2275 , и князю с десными ему странами, и епископам такожде на своих местах, прочитав свое Исповедание в услышание всем, имущее сице:

«Имярек, священноинок, милостью Божьей нареченный в святейшую 2276 епископью, имярекъ, се пишу рукой своей и разумом своим исповедаюсь пред Богом и избранными его ангелами правую и непорочною христианскую веру, еже есть исповедание во имя Отца и Сына и Святого Духа, едино Божество, еже есть сице: Верую в единого Бога Отца Вседержителя 2277 , Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу и имже вся быша, нас ради человеков и нашею ради спасения сшедшего с небес и воплощьшася от Духа Свята и Мария Девы и вочеловечшася; распятого же нас ради при понтийстем Пилате, страдавша и погребена и воскресша в третий день, по Писании, и возшедша на небеса и седяща одесную Отца, и паки грядуща с славою судить живым и мертвым, егоже царствию несть конца. И в Духа Святого, истинного, животворящего, от Отца исходящего, иже с Отцом и с Сыном спокланяема и славима, глаголавшего Пророки. В едину снятую соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, в оставление грехов. Чаю воскрешения мертвым и жизнь будущего века, аминь. К сим же приимаю святых вселенских семи соборов, иже на сохранение правых велений собрашася: исповедаю яже от них уставленные любить и соблюдать каноны и святые уставы, елики священными нашими Отцами, по различным временам и летам, изобразишася: всех, ихже прияша, и аз приимаю, и ихже отвращаются, и аз отвращаюсь. Еще же и церковный мир исповедаю соблюдать, и ниединым же нравом противна мудрствовать во всем, животе своем, во всем последуя и повинуяся преосвященному господину моему, митрополиту киевскому и всея Руси, имярек. 2278 Обещаюжеся в страх Божьем и боголюбивым нравом порученное ми стадо управлять, от всякого зазора лукавого чисто себе соблюдая, елика ми есть сила. Еще же исповедаюся списанием сим моим 2279 , аже не дал есмь 2280 ничтоже про причет 2281 сея епископия, не менил есмь дати никомуже что любо, ни дам; но приимаю яже о сих апостольские и отеческие учения, разве разумов и уставов 2282 еже в священной митрополии исторов. К сим же исповедую, яже имать пошлины митрополический престол во всем пределе моем, соблюдать непреложно, и не створить ми ничесоже по нужи ни от царя, или от князя великого, или от князей многих, или от людей многих, аще и смертью претят, веляще служить или святительское что створить в чужой епископии и в всех властях 2283 , кроме епископии, данное ми господином моим, пресвященным митрополитом киевским и всея Руси, имярек: или отшедшу ми в которую страну чужую, не петь ми обедни без повеления митрополичьего, во чьем пределе буду, не поставить ми ни попа, ни диакона чужого предела. Еще же и на том обечиваюсь 2284 : внегда позвать мя тебе господину моему, пресвященному митрополиту киевскому и всея Руси, имярек, без слова всякого ми ехать к тебе; и на том обечиваюсь 2285 : хотя мя князи держать, хотя мя бояре держать 2286 , не ослушатимися повеления твоего, господина своего митрополита всея Руси. Еще же и на том обещеваюся: не хотеть ми приимать иного митрополита, разве кого поставят из Царьграда 2287 , как есмы то изначала прияли. 2288 К сим же исповедую, не оставить во всем своем пределе ниединого же от нашей православной веры ко Арменам свадьбы творить, и кумовства и братства, такожде и к Латынам; аще ли же то который поп отай мне створит, мне поведать господину моему митрополиту. Сотворю ли что таково без повеления и без грамоты митрополичьей, или преступлю что, да и едино от сих всех уписанных 2289 зде, лишен буду сана своего без всякого слова. Списана же си вся быша рукой моей и подписана сице: Имярек, священноинок, милостью Божьей нареченный в святейшую епископью, имярек, своей рукой подписах». 2290

И сия свершив, книгохранитель приступив и руку возложив на главу того новопоставляемого и клобук с головы с тылу 2291 сняв, возглашает великим гласом сице: «Вонмем». И митрополит же встав и руку протяг, якоже знаменать, глаголет велегласно сице: «Благодать Пресвятого Духа нашим смирением имеет епископом богоспасенного града, имярек». Таже святитель сядет 2292 на своем престоле с епископами, новопоставляемого же приводит книгохранитель к въсходом и даже до митрополита, такоже имея руку правую на главе его, и приведет к митрополиту 2293 , новопоставляемый же целует десное колено митрополичье, таже руку его десную, лежащу на десном колене, потом десное лицо, и тако отступив, сходит доле с полат 2294 , хартофилаку имеющу десную руку на главе его, и 2295 пришед к десной стране, идеже сидят епископы, и целует их от первого и до последнего, и потом к левой стране, такожде творя. Таже пришед станет промеж обеих стран, идеже епископы сидят, лицом смотря к митрополиту и 2296 мало преклонься. Митрополит же встав и руку простер, знаменает его крестообразно, глаголя сице: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобой». Он же поклонився до полу, и тако отходит в алтарь, предыдущим пред ним двум диаконам 2297 : и вшедшим тамо, поставляют 2298 его где в едином от притвор алтарных с десной страны, и тако 2299 тамо стоит. И внегда начнут литургию, он тамо стоя прочитает молитвы к себе литургийные, даже и до входных молитв. Внегда же малый вход будет, и митрополит с епископами и с прочими святителями 2300 в алтарь внидет 2301 , абие шед архидиакон, или ин кто от старейших диаконов с иными двумя, и поемше хотящего ставиться, и исходят с 2302 той же страны, идеже стоял будет, и приводят его пред царскими вратами. 2303

IV. Устав бываемый на поставлении епископом 2304

По скончании Трисвятое песни, отступает мало святитель на степень, сущий пред святой трапезой, и приводим бывает к нему от ту сущих святителей 2305 двоими ставиться хотяй от десной страны, книгохранитель 2306 же от левой страны дает ему лист, в немъже пишет cия (аще ли же не будет книгохранителя 2307 , архидиакон се творит и возглашает: «Вонмем»). Святитель же прочитает писания 2308 в услышание всем предстоящим сице: «Суд и искус боголюбивых епископов. Божественная благодать, яже всегда немощная исцеляющая и недостаточная исполняющи, поставляет, имярек, благоговейного пресвитера епископом 2309 богохранимого града, имярек. Помолимся убо о нем, да приидет убо 2310 на нь благодать Пресвятого Духа». И всем возглашающим тружды: «Господи помилуй», отверзает eвангелиe святитель, возлагает на главу и выю поставляемому, и присягшим иным святителем; таже творя 2311 три кресты на главе его и имея руку на ней лежащу, молится сице: «Вдадыко Господи Боже наш, законоположивый нам всехвальным си 2312 Апостолом Павлом степенем и чином устав, еже работать и служить честным и пречистым ти тайнам, в святом ти жертвеннике, первее 2313 Апостолы, второе Пророки, третье Учителя, сам Владыко всем, и сего нареченного и сподобльшася подъити евангельскому игу и святительскому достоинству, рукой моей грешного и с сущими святителями 2314 , сослужители и соепископы, осиянием и силой и благодатью Святого твоего Духа, укрепи, якоже укрепил еси святые свои Апостолы и Пророки, якоже помазал еси царя, якоже освятил, еси святителя, и непорочное 2315 его святительство покажи, и всякой чистотой украсив, свята яви, еже достойну быть просить 2316 ему яже на спасение людям, и послушать тебе его». Возглас: «Яко святится имя твое и прославится царство твое, Отца и Сына и Святого Духа, и ныне и присно и в веки веком». И по «аминь» глаголет един от ту сущих святитель малым гласом, елико слышать предстоящим святителем и отвещавать, диаконства сия: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и о спасении душ наших. О мире всего миpa, благостоянии, святых Божьих церквах, и о совокуплении всех Господу помолимся. О apxиепископе нашем, имярек, священства, заступления, пребывания, мира, здравия и спасения, и о делах руки его 2317 Господу помолимся. О (имярек) ныне поставляемом 2318 епископе и спасения его Господу помолимся. Яко да человеколюбец Бог нескверно и неблазньно святительство ему дарует, Господу помолимся. О благоверных и богохранимых. 2319 О граде сем и всяком граде. О избавиться нам от всякой скорби. Заступи, спаси. Пресвятую, чистую, преблагословенную». И сим реченным, святитель, имея на поставляемого 2320 версе руку лежащу, молится сице: «Господи Боже наш, за еже не мощи человеческому естеству Божества понести существо, твоим смотрением подобострастны нам учителя уставив, твой предрожащих 2321 престол 2322 , в еже приносить тебе жертву, ты Господи, и сего явленного строителя святительской благодати створи быть подобника тебе, истинному Пастырю, положиша душу свою о овцах твоих, наставника слепым, свет сущим во тьме, наказателя безумным, светильника в мире, яко да устроит душа вверенные ему в настоящем житии, предстанет судищу твоему непосрамлен и великую мзду приимет, юже уготовал ecи пострадавшим о благовестии евангелия твоего». Возглашение: «Твое бо есть миловать и спасать, Боже наш, и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веком». И по «аминь» взимает eвангелие и полагает на святую трапезу, и тако возлагает поставляемому омофор [и] возглашает 2323 : «Достоин» 2324 , всем же предстоящим и поющим тожде трижды. Таже поставляемого 2325 целует сам поставивый его и прочие епископы. И обычному поминанию свершаемому, всходят к седалищу, и седает новопоставленный съ десной страны святителя, выше иных, «мир всем» глаголет на Апостоле и первее иных честного тела и крови Христовых причащается, и тако 2326 и поставльшему и иным подает. (Се же 2327 последование бывает и о патриархе и митрополите). 2328 – Ведомо же буди, яко всяко спасение подобает творить, истязовать и изыскивать достойных 2329 на поставление; такожде же и о летах истязать: подьякона не менеe 20-и лет ставить, но с истязанием 20-м летом суща: такоже и дьякона cтавить 25-тым летом суща 2330 ; пресвитера же 30-тым суща, якоже божественные правила указуют: епископа же 40-вым летом суща). 2331 И тако свершается ставление и вся 2332 божественная служба. Внегда же митрополит снимает с себя священные ризы, и ины такожде епископы, новопоставленный пожидает в ризах; ризничии же митрополичьи поставляют стола митрополичьего от жертвенника, пред дверями жертвенника, и покрывают стола завесой, еже у места, идеже митрополит стоит, и приведше новопоставленного протопоп и иные попы клирошане с ним, и посадивше его на столе, aбиe протопоп с десной страны, другой же поп от старейших с левой страны, поднимают его под пазухи и вставляют, глаголюще: «сполаети, деспота», и паки посаждают его, и в другой вставляют его, тожде глаголюще; и в третий посадивше и паки воздвигше, «исполаети, деспота» глаголющее 2333 ; и тако 2334 мало от стола оного отведше и поюще: «Имярек, священному епископу богоспасенного града, имярек, многа лета!». Се убо певци поют, те же клирошане снимают с него священные одежды, и потом келейник митрополичий возлагает на нь переманатку 2335 с источниками, таже 2336 иноку взложит ему, потом и манатию 2337 с источниками; таже 2338 приемше его протопоп с иными, и приводят его, идеже есть митрополит с епископами, тако к трапезе пойдут. И внегда сесть им ясть, новопоставленного выше епископ всех поставляют и посажают. И после обеда митрополит первее Богородичного хлеба взимает, по нем же новопоставленный, таже 2339 все епископы, потом же возвращают понагию к новопоставленному, тот же дает всем Пресвятые хлеба, и потом отходит койждо к своему подворию.

Потом же, в который день рассудит митрополит, собираются к нему епископы по заутрени, в второй час дне, и седает, идеже обычно есть ему сидеть с епископами, и митрополит убо седает на своем месте, епископы же на своих местах каждый, по ряду обапол; новопоставленный же не входит, но пожидает вне: книгохранитель же или архидиакон исходит со иными диаконами, митрополитом повелении, и поемше новопоставленного, приводит внутрь; и вшед в двери, покланяется митрополиту, и мало поступив, паки покланяется второе, и ближе приступив, покланяется в третье, и приступив к митрополиту, целует десное колено митрополичье, таже руку его десную, лежащую на колене, потом десное лице, и отступив мало, паки покланяется ему. И aбиe встают епископы против его, певцы же поют: «Преосвященному митрополиту киевскому, имярек, [многа лета]»; новопоставленный же целует епископы десные страны по ряду, потом левые страны, и абие поимают его епископы и посаждают его промеже себя, идеже есть место 2340 его, и тако поседев, елико повелит митрополит, и вставше, поклонився митрополиту, исходят каждый в свое.

Ведомо же буди, якоже и выше писано есть 2341 , яко двадесятимы летами ставлен бывает кто иподиакон, на диаконство же двадесять и пятью летами; в пресвитерство же тридесяти лет суща; чтец же знаменается, внегда токмо мочи иметь чести Апостольские книги и Паремию, аще мал леты и возрастом будет, житием же чист. Достоит же всякому святителю с великим прилежанием и опаством истязать и испытывать приходящих в какой либо 2342 священничества 2343 сан: первеe убо достоит чисту быть таковому от всякой скверны плотской, якоже от утробы матерней изшед, не ведеть никакую сласть 2344 плотскую отнюдь, но чисту быть, едину токмо жену познать законом – венчанием и благословением священническим, и той такожде деве сущи и всякого зазора 2345 кроме; истязовать же и о сем такового, да не в ратех и в воинствах 2346 будет был. 2347

* * *

2153

В подлиннике взывает; исправ. по прочим спискам.

2154

В подлиннике здесь и в других случаях митрофолит.

2155

то нет в прочих списках.

2156

и той же А; и той М.

2157

собор из прочих списков.

2158

но в проч. списках.

2159

неразлучену АЛ.

2160

В подлин. и проч. списках, за исключением С, пред ежа стоит а – лишнее.

2161

ради АЛМ.

2162

и в проч. списках.

2163

и братии своей отделимся из проч. сп.

2164

не в послушания в проч. списках.

2165

упадет С.

2166

и в прочих списках.

2167

поставлении С.

2168

и в проч. списках.

2169

понеже в проч. списках.

2170

И из проч. списках.

2171

их прибав. в С.

2172

В подлиннике прилучен; исправ. по проч. спискам.

2173

я из проч. списков.

2174

В подлин. реченное; исправ. по проч. сп.

2175

предел в проч. списках.

2176

епетрахиль в проч. списках.

2177

таче в проч. списках.

2178

B подлиннике поченыих; исправ. по С.

2179

Слова: Прочие же глаголют: «Царю небесный"… и сила пропущены в AM.

2180

В проч. списках, за исключением С, досюда только приводятся слова церковной песни.

2181

В прочих списках – 8-й.

2182

Здесь прерывается песнь в прочих списках, за исключением С.

2183

В подлиннике тогда; исправлено по C.

2184

Всесвятой С.

2185

князей AM.

2186

В С изложено тут такое же прошение об одном великом князе.

2187

Этого прошения нет в проч. списках.

2188

о здравии и о спасении. Еще молимся о всех благоверных князьях наших прибавлено в С.

2189

всего AM; всех С.

2190

таче А.

2191

седшим М.

2192

В подлиннике предписахуть; в проч. списках: преди писахом.

2193

и из прочих списков.

2194

где нет в прочих списках.

2195

еликих в прочих списках.

2196

и А.

2197

писарю в прочих списках.

2198

тех нет в прочих списках.

2199

имена С.

2200

сей АЛМ.

2201

опочивает АЛМ; опочивают С.

2202

его из прочих списков.

2203

там же А.

2204

В подлиннике паки же; исправ. по прочим спискам.

2205

сый прибав. в С.

2206

приемлет в прочих списках.

2207

егоже в прочих списках.

2208

приуготовляют в прочих списках.

2209

разве в прочих списках.

2210

не нет в прочих списках и оно, по-видимому, лишнее.

2211

В подлиннике дверех; исправ. по прочим спискам.

2212

митрополита С.

2213

иные с ним попы и дьяконы в прочих списках.

2214

А нет в прочих списках.

2215

святому, егоже есть храм в проч. сп.

2216

и из прочих списков.

2217

сотворит в прочих списках.

2218

ектенью в прочих списках.

2219

В подлиннике следует далее бого[любивом?].

2220

христолюбивом из прочих списков. В С прибавлено великом князе.

2221

Еще молимся из прочих списков.

2222

Возглас из прочих списков.

2223

В подлин. поем его; исправ. по проч. сп.

2224

створит в прочих списках.

2225

В подлиннике станем; исправ. по прочим спискам.

2226

станет С.

2227

идеже когда чтется Апостол от чтеца в прочих списках.

2228

наутрия в прочих списках.

2229

прийти в проч. списках, кроме С.

2230

сядет в прочих списках.

2231

таковом (таком А) прибав. в проч. списках.

2232

В подлиннике катихуменух: исправ. по прочим спискам.

2233

по своих степенех С.

2234

и из прочих списков.

2235

ту из прочих списков.

2236

долу С.

2237

и из прочих списков.

2238

и из прочих списков.

2239

и из М.

2240

таче в прочих списках.

2241

по уставу М.

2242

пришед в прочих списках.

2243

В подлиннике творить; исправ. по МЛ; сотворить А.

2244

В подлиннике кадильна; исправ. по прочим спискам.

2245

певцы в прочих списках.

2246

целование М.

2247

Здесь окончивается «устав благовестию» в подлиннике. Дальнейшее известие – с формой избирательного «свитка» – взято из Л.

2248

В списке Ундольского (рукоп. № 1) выставлен тут год 6931 ( = 1423), в АЛ – 6964 ( = 1456), в М – 7047 ( = 1539).

2249

храме АЛ.

2250

Вот копия полного избирательного свитка – не только с датой, но и с именами: «Избрание Евфимия на епископию сарскую и подонскую. В лето 7005, месяца декабря 17 день, повелением господина преосвященного Симона, митрополита всея Руси, седоша боголюбивые архиепископы и епископы: Тихон, архиепископ ростовский и ярославский, Нифонт, епископ суздальский и торусский, Васиан, епископ тверской, имеюще с собой волю и хотение архиепископа и епископов русских, елицы суть и не пришли, в честном храме, в соборные Богородицы, в приделах Похвалы пречистой Богородицы, и избраша в святейшую епископию сарскую и подонскую священноинока Мартирия, свяшенноинока Давида, священноинока Евфимия» [и поставиша его епископом сарским и подонским]. Сбор. синод. библиот. № 562, л. 186 об.

2251

В подлиннике рассудить митрополит повелит; исправ. по прочим спискам.

2252

въсходницу в прочих списках.

2253

сверх АЛМ.

2254

узголовье С; възлавие АЛМ.

2255

таже прибав. в С.

2256

столцы долги С.

2257

на из прочих списков.

2258

забралами в прочих списках.

2259

В подлиннике и АЛМ далее следует: cия убо.

2260

И сия убо тако стоит здесь только в С. Ср. предыд. примечании.

2261

иде АЛМ.

2262

благословяющимся в проч. списках.

2263

ту в прочих списках.

2264

тамо нет в С.

2265

орле С.

2266

Слова: облечется, седает на своем престоле, пропущенные в подлиннике, взяты из других списков.

2267

по нет в прочих списках.

2268

таче в прочих списках.

2269

и из С.

2270

шед в прочих списках.

2271

предходят С.

2272

по друзей в прочих списках.

2273

степеню в прочих списках.

2274

И нет в прочих списках.

2275

преди писахом в прочих списках.

2276

В прочих списках здесь прерывается чтение символа веры с замечанием: весь до конца.

2277

В Исповедании времен митрополита Симона (1495–1511) далее читается: «Отрицаюжеся и проклинаю Григорьева Цамблакова церковного раздрания, якоже и есть проклято: такожде отрицаюся Исидорова к нему приобщения и ученика его Григория, церковного раздирателя, и их похваления и соединения к латинству, с ними же и Спиридона, нарицаемого Сатану, взыскавшего в Царьграде поставления, в области безбожных турок поганого царя. Такоже и всех тех отрицаюся, еже по нем когда случится кому прийти на Киев от Рима латинского, или от Царьграда турецкой державы». Против последнего пункта, внесенного в епископское исповедание, вероятно, при митрополите Ионе (Ср. Макар. Ист. Русс. Цер. VI, 40), впоследствии восставал Максим Грек (Сочин. т. III, стр. 154).

2278

В том же Исповедании далее прибавлено: «и еже по нем (Симоне митрополите) бывающим, благоволением Божьим, святейшим митрополитом всея Руси, в митрополии, у соборной церкви Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, у гроба святого великого чудотворца Петра, митрополита всея Руси, и еже о них святейшего собора боголюбивых архиепископов и епископов русских, по повелению благородного и христолюбивого самодержца государя великого князя Василия Ивановича всея Руси».

2279

В подлиннике написано только мо…

2280

не дах в прочих списках.

2281

про причет в подлиннике пропущено.

2282

В А прибавлено тут и.

2283

В подлин. властелех; испр. по проч. сп.

2284

обещеваюсь в прочих списках.

2285

обещеваюсь в прочих списках.

2286

хотя мя князи держат или бояре АМС. В Исповедании времен м-та Симона далеe прибавлено: или множество народа.

2287

В том же Исповедании – следующая отмена: «pазве кого поставят от нашего великого истинного православия, по божественным и священным правилам святых вселенских святых соборов, а не от Латын, ни от иных которых разделений церковных нашему великому истинному православию». Здесь и конец этого Исповедания.

2288

В А далее прибавлено: «имже (митрополитом из Царяграда) есми поставлен к церкви Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии и у гроба святого Петра чудотворца и по повелению государя».

2289

написанных в прочих списках.

2290

Иной вид епископского Исповедания представляет С. Главнейшие отличия его указаны в «Описании рукописей синод. библиотеки», отд. II, ч. 3, стр. 768; здесь справедливо замечено: «Чиноположение поставления святительского, изложенное в сей рукописи, как видно, было в употреблении в Малороссийской митрополии, со времени ее отеления от Московской».

2291

к тылу в прочих списках.

2292

паки прибав. в прочих списках.

2293

Слова: новопоставляемого же приводить… к митрополиту», пропущенные в подлиннике, внесены в текст из проч. списков.

2294

В подлин. стоит далееe тако – лишнее.

2295

и из прочих списков.

2296

и из прочих списков.

2297

диаконома в прочих списках.

2298

поставят А.

2299

тако нет в А.

2300

священники в прочих списках.

2301

входит в прочих списках.

2302

от в прочих списках.

2303

Так как в подлиннике чин поставления помещен выше чина избрания и наречения (см. легенду), то настоящая статья («о малом знамении») оканчивается в нем так: «и приведше его пред царскими дверями, и ту выступят два епископа от больших, якоже предписах в уставе ставления, и тако совершается ставление».

2304

В прочих списках: О поставлении.

2305

епископ в прочих списках.

2306

хартофилак в прочих списках.

2307

хартофилака в прочих списках.

2308

писаная AM; писание А.

2309

В подлиннике епископа; исправ. по прочим спискам.

2310

убо нет в прочих списках.

2311

творят Л.

2312

cиая А; сия Л.

2313

первое в прочих списках.

2314

святители нет в прочих списках.

2315

непорочно в прочих списках.

2316

проси АЛ.

2317

В подлиннике и дела рук его; исправ. по прочим спискам.

2318

поставляемом в прочих списках.

2319

Т.е. князьях.

2320

поставляемого в прочих списках.

2321

предержащие в прочих списках.

2322

В М далеe прибавлено: и яко подобники твоя на величестии престоле твоем седяща.

2323

возглашая в прочих списках.

2324

Достойны в прочих списках.

2325

поставляемого.

2326

и той в прочих списках.

2327

же из прочих списков.

2328

митрополиту в прочих списках.

2329

В подлиннике достойны; исправ. по прочим спискам.

2330

Слова: тако же и дьякона… суща в подлиннике пропущены.

2331

Здесь оканчивается в подлиннике чин поставления. Дальнейшее же находится в конце статьи «о малом знамении».

2332

и вся из прочих списков.

2333

В прочих списках обряд троекратного посаждения новопоставленного епископа описано короче: «и иже сице створяют трижды».

2334

и по сем паки в прочих списках.

2335

параманатку в прочих списках.

2336

таче в прочих списках.

2337

мантию в прочих списках.

2338

таче в прочих списках.

2339

таче в прочих списках.

2340

место нет в подлиннике; взято из прочих списков.

2341

якоже и выше писано есть из проч. сп.

2342

В подлиннике бо; исправ. по проч. сп.

2343

священства A.

2344

сладость в прочих списках.

2345

В подлиннике зарока – неправильно.

2346

В подлиннике воинство: исправ. по прочим спискам.

2347

был будет в прочих списках.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle