архиепископ Амвросий (Ключарев)

Слово в день совершения Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны, произнесенное 16 мая 1883 г.

Воспойте Господеви песнь нову,

хваление Его в церкви преподобных.

Да возвеселится Израиль о сотворшем его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем, яко благоволит Господь в людях своих. (Псал. 149, 1,2, 4). Псалом 149, из которого взяты нами эти слова, написан, по-видимому, по поводу нового события в жизни народа Израильского, весьма сходного с тем, какое совершилось вчера в первопрестольной Москве. Псалмопевец приглашает народ воспеть Господу „новую песнь“, хвалить имя Его с ликами, петь Ему на тимпане и гуслях, веселиться о Создателе и радоваться о Царе своем, так как благоволит Господь к народу Своему (ст. 1 – 4). Из псалма этого видно, как богопросвещенные мужи народа избранного смотрели на знаменательный и радостный события своей истории и с какими мыслями соединяли свои восторженный чувствования по поводу празднования этих событий. Возьмем у вдохновенного певца несколько уроков, чтобы и нам достойно отпраздновать наш настоящий светлый отечественный праздник.

„Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых!“ Bocшествиe на Престол и помазание на царство нового Царя есть событие, требующее новой песни славословия и благодарения Богу. При естественной смене поколений в народах и при постоянных переменах в направлении умов и событий в роде человеческом к каждому новому царствованию созревают новые вопросы, являются новые нужды и условия в народной жизни, требующие от новых царей новых взглядов и мероприятий для устроенья счастья подданных. Что касается до нашего отечества, то благотворные дела и начинания прошедшего царствования и явленные нам в течение его знамения милости Божьей служат добрым основанием сколько для новой деятельности нового Царя, столько же и для нашей надежды, что и в будущем Господь продолжит к нам Свое благоволение. Много было у нас светлых дней в прошедшее благословенное царствовaниe в Бозе почившего Императора Александра Николаевича. „В собрании святых“, в наших храмах и на стогнах градов и селений мы пели благодарственным песни Господу за невиданную в истории благость и любовь Царя к народу, за разрешение уз, стеснявших свободу народной мысли и жизни, за восстановление крепостных людей в правах свободных граждан, за освобождение братьев наших по вере от ига неверных, за расширение пределов нашего государства, за дивные знамения попечения Божья в охранении жизни самого Царя от покушений людей злонамеренных, – до последней минуты возведшей подвижника любви путем мученической кончины к вечному воздаянию.

Воспоем ныне „новую песнь“, при созерцании нового Царя нашего вознесенного в виду целого мира на высочайшем из Престолов земных и в таинстве Священного Миропомазания облеченного силою свыше, прекрасного, мужественного, искушенного опытом, ставшего твердою ногою на ступенях прошедшего, с светлым взором в будущее. Если грехами нашими не утратим Божия к нам благоволения, – мы будем в настоящее царствование возносить Господу новые наши благодарения за новые блага нами ожидаемые, – за утверждение в нашем сознании пределов истинной свободы, за соединение просвещения научного с духовным, за самоуправления с успехами нашего внутреннего самоусовершенствования, за улучшение нравственности и благосостояния народа, за открытие широких путей общения с нашими братьями по крови и по вере в странах соседних, за возвышение чести и славы нашего отечества в среде просвещенных народов. Этими благожелательными чаяниями мы приветствуем нововенчанного Царя нашего; мы приносим Ему в дар наши торжественные обеты – каждому на своем месте всеми нашими силами, со всею ревностью и усердием содействовать Ему в совершении предлежащих Ему великих дел в благоустроении Его царства.

„Да веселится Израиль о Создателе своем, сыны Сиона да радуются о Царе своем“. Здесь мы находим знаменательное совмещение в одной мысли о причине радости двух предметов – Создателя и Царя. И замечательно, здесь пророк говорит о Боге не в смысле Создателя миpa и человека, а как о Создателе народа Израильского: „да веселится Израиль о Создателе своем“. И так, вдохновенная песнь здесь одною чертою освещает исторические судьбы народа Израильского, Богом избранного, Богом воспитанного, возвеличенного и предназначенного к высочайшему служению благу человечества через просвещение его светом истинного Богопознания – Кто твой создатель, – Русский православный народ?.... Недавно мнимые служители просвещения стали уверять тебя, что ты – произведение естественных причин, действующих в мире, что тебя выдвинула на поприще мировой деятельности и ведет к неизвестным целям некая сила, называемая историей; но до последнего времени ты хранил убеждение, что Бог избрал тебя и просветил истинною верою, что Его перстом пишется твоя история, что Он спасал тебя от бед, укреплял в испытаниях, прославлял и возвеличивал победами, и явил тебя миpy обладателем необъятного царства, дав тебе завет – также в виду всего миpa содержат в вере православной немерцающий, неослабевающий светильник истинного Боговедения. Стряхни с себя прилипший в тебе сор лжеучений века, веселись о Создателе своем, но и „работай Господу со страхом и радуйся Ему с трепетом“ (Пс. 2, 11).

„Сыны Сиона да радуются о Царе своем“. В создании царства Израильского, как непременная принадлежность и часть его исторической жизни входит установление царской власти и избрание царей непосредственною волею Божией. В роде царей еврейских утверждено было то родословное древо, на котором возросла „отрасль от корня Иессеева“ – Спаситель мира (Ис. 11, 1); царям избираемыми по указанию Божию через священное помазание сообщаемы были дары Св. Духа, чрез них нисходило благословение Божие на народ и чрез них Божиим помышлением было устроено благосостояние царства, и только грехи народа лишали его царей угодных Богу, а с ними и Божия благоволения (Ос.3, 4. Ис. 3, 4). И мы не знаем из этой священной и руководящей истории народа Божия, чтобы Господь в каком-либо виде узаконивал верховную власть народа, учреждал народные представительства и правительства, чтобы Дух Божий сообщал нарочито целым массам людей ищущих власти и мудрость, и единомыслие, и равную любовь к народу, и ревность о чести его, и самоотвержение. Правда, мы знаем историю избрания в пустыне Аравийской семидесяти мужей для управления народом Израильским. Однажды Моисей, изнуренный заботами о непокорном народе, возопил в скорби к Господу: „Ты говоришь: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его... я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня“ (Исх.11, 12, 14). Господь внял мольбе верного раба Своего, повелел собрать пред скинией семьдесят старейшин Израиля, но „взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти мужам старейшинам“ (25). Мы не можем не видеть в этом соизволения Божия на избрание Царям сотрудников в великом деле народоправления, но им уделяется и власть, и права, и порядок деятельности от Духа, почивающего на Помазаннике Божием, от Его Богодарованной власти и Богом руководимой державной воли. И вот, когда в некоторых просвещенных странах власть, необходимая для народоправления, дерзновенно расхищается и разрывается на части жадными искателями ее преимуществ; когда вековые начала народного благосостояния – вера, покорность власти, уважение к закону – рушатся; когда самые эти основы народной жизни подвергаются вопросам и пререканиям; когда лучшие люди в этих странах с тоской осматриваются вокруг, ища мужей силы и разума для спасения царств от крушения, – мы, но милости Божией, мирные, защищены от подобных треволнений и опасностей. Наше необъятное царство обеспечено процветанием избранного Царствующего Дома; оно в одной крепкой руке, о нем думает и печется Единая Самодержавная Глава, венчанная и озаренная благодатно помазания, Его думы и заботы разделяют не самозваные, а Ею призываемые соучастники власти и правления. Жизнь нашего народа, как единого тела под единою главою, есть жизнь цельная, где тело сообщает силу Главе, где Глава составляет разум, волю, честь и красоту всего тела. Сыны России! радуйтесь о Царе своем.

Возьмем у псалмопевца еще одно последнее наставление, обращенное к сынам Сиона: „ да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их“(ст. 6). Зачем же меч во дни радости? Зачем оружие брани при славословии благопромыслителя Бога? „Производить суд писанный – отвечаете пророк над народами, племенами и царями“ (7–9). Известно повеление Божие, данное Израилю относительно истребления языческих народов в земле Ханаанской, служивших, по своим заблуждениям и порокам, для народа избранного, по слову Господню „петлею, а боги их сетью“ (Суд. 2, 3). Нам, сынам нового завета,– завета духа, истины и любви непонятно и страшно это истребление народов. Многие ныне из за него теряют веру в самое достоинство ветхозаветного Откровения. Но с теми народами, грубыми, плотскими, неспособными к пониманию и усвоению истинного учения о Боге невидимом и жизни духовной, не утвержденному еще в вере Израилю нельзя было входить в какие бы то ни было отношения без опасности погрязнуть в идолопоклонстве. Только особое попечение Божие о нем, при удалении от него всех соблазнов, могло держать его на высоте служения Богу невидимому; иначе при пощаде язычников надо было пожертвовать Израилем, а с ним и будущим просвещением всего человечества. И вот причина, почему с такою строгостью исполняем был этот „суд писанный “, почему были наказуемы сами Израильтяне и цари их, когда они этот суд из, или корысти забывали. Потому напоминается о нем Израилю и во дни радости, чтобы размягченный веселием сердца, не уклонились от суда правды. Что же, скажете вы, может относиться к нам из этой суровой заповеди и из этого тяжелого напоминания? – Весь внутренний их смысл и сила. Не с тем дана нам новозаветная заповедь о снисхождении и долготерпении, чтобы мы, переходя их границы, делали уступки из своей истины чужим заблуждениям; не с тем заповедано миролюбие, чтобы мы смешивались со всеми, от всех все перенимали без разбора, переставая быть тем, чем должны быть по своему призванию; не с тем заповедано милосердие к согрешающим, чтобы мы оставляли безнаказанными злодеяния и плодили преступников; не для того дана и великая заповедь о любви, чтобы мы делали из нее мягкое ложе для своей беспечности, и чтобы в самоуслаждении своею мнимою добродетелью без жалости расточали богатство, оставленное нам нашими предками, создавшими Русское царство и обнимались в образе друзей со злейшими врагами нашего отечества. Нет мира между истиною и ложью, между добром и злом. Кто хочет жить в области истины и добра, – не опускай из рук меча для отражения лжи и зла. Народ исчезает с лица земли, когда забывает „суд писанный“ т. е. свое историческое призвание. Наше призвание ясно: хранить в чистоте, без уступок, без чуждой примеси истину богодарованного нам православия, возрастать в христианских добродетелях не самочинно, не по произволу и личному пониманию каждым своих обязанностей, а под руководством православной Церкви; преуспевать в научном образовали со строгим и всегда возможным соглашением науки с учением веры; развивать гражданственность и удобства жизни без ущерба строгости в охранении нравственной чистоты и умеренности; дозволять себе даруемые просвещением утешения без потворства страстям и порокам; в смысле государственном просвещать теми же началами, которыми живем сами, дикие племена, входящие в состав нашего царства, а для остального мира являть в себе народ самостоятельный, сознающий себя живою личностью, готовый всем служить добром, какое Господь даровал ему, принимать и от других чистое добро, какое доступно, и затем, имея в устах славословие Богу, держать крепко „в руке обоюдоострый меч“ для защиты своего бытия и своей исторической личности.

Заключим нашу беседу словами пророка, которыми он оканчивает и псалом свой: „честь сия святым Его“ (9). То есть, быть под ясным водительством Божественного промышления, сознавать свое историческое призвание и быть ему верным, – это истинная честь, и она принадлежит народам избранным. Да поможет нам Господь сохранить эту честь, которой видимо Он по милосердию Своему удостоил наше отечество. С этою молитвою полным сердцем возрадуемся о Создателе своем и о Царе своем. Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle