архиепископ Амвросий (Ключарев)

Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской епархии.

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Господь наш Иисус Христос и святые его Апостолы заповедуют пастырям Церкви под опасением страшного суда Божия блюсти и охранять вверенную каждому из них паству от хищных волков, т. е., еретиков и лжеучителей, стремящихся „распугать и расхитить “словесных овец (Иоан. 10, 12) искупленных кровью Христовою и спасаемых благодатью Св. Духа в лоне святой Православной Церкви.

В страхе вечного осуждения за нерадение о долге моего служения, и в скорби сердечной я обращаюсь к вам, возлюбленные чада мои о Господе, с мольбою и увещанием: берегитесь. Хищный волк рыщет по всей южной и юго-западной России, распространяя лжеучения, и проник уже в нашу харьковскую епархию, и в самый город Харьков; имя ему – Штунда. Он расхищает в настоящее время бедных, простых и несведущих в вере православных людей; но именно в этом и кроется величайшая для нас опасность. Чем меньше сведущ человек, тем легче его соблазнить и развратить, а при незнании учения веры и неспособности к правильным рассуждениям, тем труднее возвратить его на путь истинный. А в чем сила нашей Церкви? Наиболее в простой, сердечной и крепкой вере миллионов русских людей. В чем обеспечение могущества и величия нашего отечества. Наиболее в целости и безопасности нашей Православной Церкви.

Что же такое штунда? – Это подступ к нашей Церкви одного из двух давних ее врагов. В западном крае России стремится сокрушить православие вера латинская, римско-католическая, а к нам хитро подступает вера немецкая, протестантская.

Немецкая вера дает себя знать в самом названии штундистами развращаемых ею наших несчастных русских людей. Это название происходит от немецкого слова -штунде – час, и означает часы собраний наших новых еретиков. Но еще виднее это покушение немецкой веры поколебать в нашем крае православие – из тех мыслей, которые от немцев заимствовали и стараются распространять между, своими наши штундисты.

В одинадцатом столетии по Рождестве Христове отделилась от единой истинной вселенской Церкви Церковь Римская или Латинская по вине Римского папы, назвавшего себя, вопреки слову Божию, видимою главою Церкви, а в последнее время – и непогрешимым; а в шестнадцатом веке отделились от нее в виду многих ее заблуждений немецкие религиозные общины под руководством Лютера, получившие название лютеран или протестантов и раздробившиеся на бесчисленные секты, распространенные по Европе и особенно в Америке. Ученые люди знают отличия этих исповеданий и особенно -лютеранскаго (от которого и идет штунда), от учения и уставов нашей восточной греко-российской Церкви, пребывающей, по благодати Божией, верною священным догматам и канонам древней Церкви вселенской; но простые наши христиане православные, не зная, откуда идет это новое для них учение, соблазняются им, так как оно лукаво обещает им свободу от влияния духовенства, от строгих правил и уставов нашей Церкви, и от тягостного для нерадивых людей говения и приготовления к приобщению св. Тайн. Нарекания на духовенство и глумление над обрядами нашей Церкви и служат в руках врагов наших главным средством для совращения неосторожных в ересь штунды.

По следующим признакам вы, возлюбленные, можете узнать, что штундисты суть именно последователи немецкой, или протестантской веры. Вера протестантская принимает, как источник вероучения, одно Священное Писание с нравом каждому понимать и толковать его по-своему, и отвергает священное предание, учение св. отец и правила вселенских соборов, – и штундисты – тоже. Вера немецкая протестантская отрицает молитвы и ходатайство о нас святых и даже пресвятой Богородицы, поминовение усопших, почитание св. икон и мощей угодников Божиих, – и штундисты – тоже. Вера протестантская не имеет епископов и правильно, чрез преемственное рукоположение от Апостолов, поставленных священников, а только учителей, отрицает седмеричное число св. Таинств и самое Таинство Тела и Крови Христовых сравняла с простым обрядом, а штундисты пошли еще дальше, – они совсем отвергают и священство, и Таинство Причащения. Штундисты поют песнопения, какие дают им их совратители, не потрудившись изучить дивные песнопения нашей Церкви; они прячутся для своих собеседований в уединенные места, как будто им запрещены нашею Церковью чтение книг и благочестивые беседы; они перестают посещать храмы, лишая себя богослужения, и утешаясь тем, что вот-де мы сами все можем составить себе по-своему, не понимая, кто ими руководит, и куда вражеская рука их направляет. Покушения врагов наших поколебать Богом дарованную силу и государственное могущество нашего отечества вы знаете; знайте же и их затаенные, но настойчивые усилия сокрушить нашу силу в самом сердце, – в наших священных убеждениях, в нашем исповедании единой истинной православной веры и в нашем послушании единой истинной Православной Церкви.

Итак, молю вас, возлюбленные, будьте бдительны. Вы, верующие, вместе с нами составляете сущую на земле воинствующую Церковь; вместе с нами вы ее и охраняйте. Св. Иоанн Златоуст говорит, что пастыри и учители Церкви преподают учение слушающим, но слушающие должны передавать его в свои семейства и в круг своих знакомых. Пастыри не могут быть везде, все видеть и знать, за всем наблюсти; сами православные христиане, знающие друг друга, должны вразумлять и охранять себя взаимно. По мыслям, которые мною указаны, вы легко узнаете штундистов; отмечайте их, указывайте их священникам для вразумления; остерегайтесь распространителей штунды, – каковыми во многих местах были крестьяне, возвращающиеся с заработков из немецких колоний, отставные солдаты, писаря, железнодорожные служители, подозрительные книгоноши и пр. Весь свет знает, возлюбленные, что все вы готовы за веру нашу православную и Церковь святую кровь пролить и жизнь свою положить, но помните, что эта пламенная ревность по вере и Церкви охраняется только духовною бдительностью и разумною твердостью в исповедании и охранении догматов св. веры и уставов Церкви. Если допустим врагам расхищать людей православных, развращать их умы и отдалять их от Церкви, то и за веру нашу и за православное отечество наше постоять будет некому. Паче же поучайтесь в слове Божием, читайте книги, изъясняющие учение святой православной веры, и обличающие заблуждения; в затруднительных случаях обращайтесь к пастырям Церкви. Соблюдайте церковные уставы, преуспевайте в благочестивой жизни, посещайте неуклонно храмы Божии, и молитесь вместе с нами Пастыреначальнику нашему Господу Иисусу Христу, да сохранит Церковь Свою невредиму и незыблему, и нас в вере истинной да утвердит, от соблазнов да охранит и да сподобит нас благодатью Своею в мире и единомыслии житие наше приити и вечное спасение улучити. Аминь.



Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 3 – Слово произнесенное 21 ноября 1892 года по освящении храма в Харьковском Реальном училище, сооруженного в память события 17-го октября 1888... архиепископ Амвросий (Ключарев)

2. Споры об Апостольском символе – Разбор попыток некоторых ученых доказать, что Константин Великий не был христианином профессор Алексей Петрович Лебедев

3. Из Румелии – Ресна. 2 июня 1865. Среда. архимандрит Антонин (Капустин)

4. О намерении Ломоносова принять священство и отправиться с И.К. Кирилловым в Оренбургскую экспедицию 1734 г. Сергей Алексеевич Белокуров

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 142. Жизнь св. Григория Назианзина до епископства. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Наречение и хиротония во епископа Чистопольского, 2-го викария Казанской епархии, архимандрита Анастасия, ректора Казанской духовной академии епископ Анастасий (Александров)

7. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

8. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день рождения Государя Императора (6 мая) архиепископ Феодор (Поздеевский)

10. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – I. Testimonia externa профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Комментарии для сайта Cackle