Об определениях
Содержание
От переводчика I. II. О воле, особенном свойстве, энергии и о единстве и единосущном III. Что называется особенным свойством? IV. Об энергии V. О единстве VI. О единосущном VII. О душе и уме VIII. О тленном IX. Почему Он называется “Первородным” X. Что есть слово и сколько у него значений XI. Что [значит слово] христианин XII. О душе
От переводчика
Проблема авторства. Трактат “Об определениях”1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений)2. В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”)3 этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” (см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний – это перифраз, местами дословный, второй главы “Путеводителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путеводителе”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях”4. Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата «Путеводитель» святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит5 или кто-то из его ближайшего окружения.
I.
1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церкви, собранные от Климента6 и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.
2. В отношении же точного предания следует знать то, что всякое искомое или вопрос имеет три [аспекта] изыскания и исследования: что есть эта вещь, согласно чему она так называется, и [сколько значений] имеет это понятие. И когда мы спрашиваем “что это есть”, очевидным является то, что мы ищем определение вещи, а всякий раз, когда мы говорим “почему так называется”, обращаемся к этимологии понятия. Когда же мы говорим, “[сколько значений] имеет это понятие” ясно, что мы ищем отличительные признаки этого понятия. Конечно, [всякий человек], пытающийся утверждать что-то об определениях вне [понятия] вида, не отличается от слепого путника, блуждающего то в одну, то в другую сторону. Итак, следует сказать, как согласно трем вышеупомянутым способам ведется исследование.
3. Определение определений7 есть Тот, Кто все определяет, но Сам при этом ничем не определяется, так что Бог есть единственное определение определений. Определение – это краткое понятие, разъясняющее природу подлежащей [определению] вещи8. Определениями они называются, как взгляды и глаза, обращенные на предметы, и как разделяющие сжато содержание умопостигаемого. Например, человек – это сущность, состоящая из тела и души, разума и крови, элементов и многих других [составных частей]. Мы же это ограничиваем и посредством определения кратко говорим, что “Человек есть разумное смертное животное, способное к познанию и пониманию”9. Говорят также, что полное имя человека – “прямоходящий”. Давшие такое имя избежали многословия и назвали его человеком из краткости. Человек называется прямоходящим потому, что неразумные животные, когда ходят, наклоняют голову и смотрят вниз, на землю; человек же, передвигаясь, видит и созерцает горнее. Сокращенно же именуется “человек”.
Также он называется человеком, потому что поднимает лицо вверх, то есть потому, что у наших глаз есть деятельность – созерцать то, что наверху, потому что глаз и ум всегда видят горнее10. И говорится определение для того, чтобы ограничить и сократить многословие и сделать кратким обширное изречение.
4. Относительно каждой вещи есть бесчисленное множество определений. Из многих из-за лени человеческой мы выбираем некоторые самые важные.
Прежде всего следует знать и верить, что трудолюбивый, практикуясь в определениях, сможет легко в беседах заставить замолчать ораторов и искусных болтунов. Ибо всякий раз, когда спрашиваемый: “что есть какое-нибудь определение” и “согласно чему есть какое-нибудь определение” и “[сколько значений] имеет какое-нибудь определение” попадает в затруднительное положение из-за противоположного мнения в отношении этих [вопросов], он в конце концов посрамляется как ничего не знающий.
5. Есть для людей три непознаваемых и неопределяемых по сущности [предмета]: Бог, ангел и душа, познаваемые по сущности одним Богом. Что есть определенное, а что неопределенное, что с трудом поддается определению, а что легко? Определенное есть неизменное состояние, как небо и земля и море, то есть то, что не выходит за свои пределы. Неопределенное – только Нетварное, то есть Бог. С трудом поддающееся определению – это тварное и неопределимое, как, например, ангел, душа и демон, либо то, что познается не целиком, а отчасти, например, древо жизни. Легко поддается определению осязаемое и видимое, например, хлеб и прочее.
6. Что есть Бог и согласно чему так называется, и сколько значений имеет имя Бог? Бог есть сущность, не имеющая причины, и пресущественная Причина11 всякой сущности, и называется [так] от [глагола] бежать12. Бежать следует понимать не как переход от места к месту, а как промысел Божий и энергию, которая распространяется на все. Или же [Бог называется так] от глагола гореть или жечь, или от созерцать все, поскольку на все сущее распространяется ее созерцательная сила13. Двоякое значение имеет именование Бога в Священных Писаниях – по природе и по благодати. Бог и по природе, и по сущности есть Бог, по благодати же и условно богами называются праведники. Ибо и Священные Писания говорят: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего (Пс 81:6). [Бог] называется Отцом или как охраняющий все, или как оберегающий и наставляющий родных детей, как отец. Сыном же называется [Бог], как если бы ты мог сказать: “каков Отец по сущности, таков и Сын: или нетварный от нетварного или смертный от смертного”. Духом же называется как всякое мановение, быстро овевающее и движущееся повсюду. О духе в Священных Писаниях говорится в четырех смыслах: Дух Святой, дух как ангел, дух как душа и дух как ветер; случается, что и ум называется духом.
7. То, что всегда движется, есть вечное. То, что вечно, не [всегда] называется безначальным, а что безначально, [обязательно] вечно. Безначальным называется то, что не имеет начала, то есть Бог. Поэтому Он называется безначальным и вечным, то есть непрекращающимся. Ангелы же и души не называются безначальными, ибо приняли начало и были сотворены Богом. Однако они называются вечными, поскольку они бессмертны и будут [вечно] жить.
Особенным свойством называется то, что особым образом пребывает в природе [одного] и не пребывает в других сущностях никоим образом, как, например, у человека [способность] смеяться14, поскольку ни у какой другой природы смеха нет.
8. Что называется природой? Природой называется то, что родилось и существует, словно сущность, как существующая и по истине познаваемая. Природа называется также от [глагола] расти и произрастать. Природа, сущность, род и признак есть одно. Лицо, начертание, ипостась, отличительное свойство и индивид – одно и то же. Ведь одно – природа, а другое – ипостась. Если кто-то спросил бы тебя, сколько природ у Божества ты признаешь, говори одну, но три Ипостаси. Если же кто спросит тебя о Домостроительстве Воплотившегося [Сына Божия], сколько природ ты признаешь, говори две, но одну Ипостась. Ибо Христос имел две сущности и природы неизменные15 и несмешанные, Божественную и человеческую в одной Ипостаси, являясь совершенным Богом и совершенным человеком. И поэтому мы признаем в отношении воплощения Господа и Бога нашего Иисуса Христа две природы в одной Ипостаси. В богословии Святой Троицы мы признаем одну природу, но три Ипостаси. Ведь Отец, Сын и Святой Дух – это одна природа и одна сущность, одна власть, одно Царство, одна Сила, но три Ипостаси, три Начертания и три Лица, то есть Отец, Сын и Дух Святой есть Одно Божество, познаваемое в трех Лицах.
Следует в более общем смысле сказать, что есть сущность и что есть ипостась. Как мы уже сказали, сущность, род, природа, форма есть одно, а лицо, образ, индивид, отличительное свойство – другое. Ведь природа может содержать в себе много ипостасей. Ибо и мы, люди, будучи из одного тела и одного дыхания, являемся одной природой и сущностью. Ипостасей же много. Ибо ипостась называется так от [выражения] “существовать в качестве самостоятельной сущности”. Природа и сущность называется общей, а ипостась – единичной16. Общим называется то, что целиком все охватывает и объемлет, единичным – то, что имеет некоторую часть17 сущности. Например, если бы ты сказал человек, ты бы назвал всякогoчеловека, ведь это есть [определение] всеобщее и сущностное, и все [существа] той же самой сущности называются людьми. Если же ты скажешь Петр, Павел или Иоанн, тогда обозначишь одного человека, потому что это единичное. Ибо общее – это когда говоришь человек, поскольку все люди так называются, поскольку частное – это имя каждого. Прилично знать [любому] желающему познать природу вещей, каково есть единичное, а каково общее. Ведь это можно найти не только у человека, но и у всякой вещи, небесной и земной. Давайте скажем яснее, поскольку это необходимо для желающих узнать. Мы скажем таким образом. Если ты скажешь ангел, обозначишь целую сущность ангелов, ибо для ангелов это имя общее и сущностное, и все они называются ангелами. Если же ты скажешь Михаил, Гавриил, назовешь одну ипостась, то есть одного ангела. Ведь “ангельскость” называется природой, имя же каждого единичного ангела – ипостасью. И поэтому человечность есть единая общая природа, ипостась же – Петр, Павел, Фома и прочие лица и образы. Природа есть госпожа и родительница ипостасей18. И поэтому мы опять скажем: если скажешь ангел – благая природа, обозначишь целую их сущность. Если же скажешь велик Гавриил, назовешь одну ипостась из многих. И если скажешь птица, вот [так]укажешь на всю сущность птиц, если же скажешь голубь, горлица, соловей, павлин, лебедь, вот это суть ипостаси. То же самое правило определений подходит не только для мыслящих, разумных, одушевленных [существ], но и для всякой неодушевленной и лишенной чувств и неподвижной природы. Я имею в виду, если ты скажешь, что “сотворил Бог свет”, вот, ты обозначил всю сущность светил. Затем, сама сущность разделяется на свои ипостаси, поскольку расчленяется на солнце, луну и звезды, светильники и свечи и разные прочие [предметы]. Подобным образом и для дуновений [ветров], если ты скажешь ветер, обозначишь всю природу ветров. Если же скажешь южный ветер или северный ветер, или северо-восточный ветер, они сами – ипостаси. И опять, если скажешь дерево, обозначишь всю сущность деревьев, если же скажешь смоковница, грецкий орех, каштан или миндаль, назовешь одну ипостась деревьев. И опять, если скажешь вода, целую природу вод назовешь, если бы ты сказал море, озеро, колодец или источник, назвал бы одну из ипостасей вод. И снова, если бы сказал река, назвал бы все реки, если бы сказал Меандр, Евфрат или Нил, тогда назвал бы одну ипостась рек. И в остальных [случаях] следует все исследовать подобным образом, и по этому образу предписали размышлять и познавать, и различать, что есть природа и что есть ипостась. Ибо природа есть корень и источник вещей, ипостась же есть часть19 природы. Ибо это необходимо желающим точно познавать и исследовать то, что в мире.
II. О воле, особенном свойстве, энергии и о единстве и единосущном
Что есть воля? Воля есть стремление мыслящей и разумной сущности к тому, что приятно душе. Ведь ясно, что все разумное одновременно и волящее, ибо называется волей, от [выражения] быстро бежать, или осуществление желаемого, или владение им. Различается воля трех видов: Божественная, ангельская и душевная, так как только эти три природы являются волящими. Мы находим в Священных Писаниях три значения воли: Божественная, природная, или средняя, и третья, плотская, та, которая обозначает диавольскую. Божественной волей являются повеления Бога. Исполнение воли Божией – это воля природная. А преслушание Божественного закона – это плотская воля. Все эти три воли есть у человека. Есть же и другая природная воля, которая называется общей у всех людей. Это есть любовь к жизни20. Ведь все люди любят жизнь и любят видеть свет. Вот это – общая воля. Есть же в нас и другие воления, которые называются избирающими. Ибо один человек хочет жить отдельно [от других], другой – заниматься земледелием, один – плавать, другой – отдохнуть, другой же – путешествовать, один – бодрствовать, а другой – спать и так далее; люди имеют множество избирающих воль21. Мы имеем одну природную волю – любовь к жизни, или бессмертие, которое мы получили от начала.
III. Что называется особенным свойством?
Особенным свойство называется оттого, что “особенные существуют вместе”, поскольку нераздельны от природ и ипостасей их особенные свойства. Особенное свойство есть то, что познается в природе особенным образом и в другой не находится22. Таковое я имею в виду, когда говорю: “В Боге это предвечное, нетварное, неограниченное”, то есть все, что не находится ни в какой иной сущности. У ангелов особенность – это бесстрастие, бессмертие, сложение гимнов, непрерывное воспевание [Бога]. Особенное свойство человека – это главным образом то, что он состоит из смертной и бессмертной природы, что не познается ни в какой иной сущности. И это есть природные особенности, другие же отличительные [особенности], такие как белизна, чернота, величина, увечье, глаукома, безобразие, вялость и подобные, которые не в каждом человеке можно найти23. Ибо не все люди безобразны и не все красивы. Природные же особенности равным образом находятся во всем виде; ведь все люди одинаково смертны, тленны, разумны, имеют плоские ногти24, прямоходящи. Есть и другие [особенные свойства], которые не называются главным образом особенными, но привходящими. Они то присутствуют, то отсутствуют, как, например, младенчество, здоровье, болезнь, теплота, холодность; и просто все, что способно изменяться, называется привходящими свойствами.
IV. Об энергии
Энергия – это, как говорит святитель Григорий Нисский, природная сила и движение каждого25. И поэтому каждая [сущность] имеет собственную энергию, как, например мыслящие имеют мышление, чувствующие – чувство, движущиеся – движение, летающие – способность летать, плавающие – способность плавать, растущие – способность расти, ползающие – способность ползать, светящиеся – свет, рождающие – рождение. Если энергия у них отнята, разрушается и гибнет природа. Ведь если жар отнят, огонь гаснет, если у животного отнято движение, оно гибнет, если отнята способность мыслить, то гибнет мышление души и ее разум. Необычно то, что некие различные природы, лишенные своих природных энергий, порождают другие энергии. Как, например, нагреваемый камень и теряет свою природную энергию, и становится неугасимым, и приобретает жгущую энергию. И кедр, также лишенный энергии расти, приобрел лекарственные свойства, производя смолу, уничтожающую червей26. Поэтому следует разумным обращать внимание на именования вещей и различать, насколько это возможно, сколько есть у всякой существующей вещи энергийных наименований, а не [сколько] природных названий, – ведь [вещи] получают эти наименования из собственных энергий, имеют их и называются [согласно им]. И поэтому, как мы уже сказали, Бог называется так от того, что Он все созерцает, а ангел – из-за своей деятельности и служения вестника, а человек – от [деятельности] направлять взор наверх; так же и для остальных.
Дева называется так из-за умерщвления плотского разжжения. Голубь так называется потому, что уверенно летает. Олень, потому что ловит змей. Ласточка, так как уста колеблет в разговоре. Змей, то есть говорящий, или обратившийся к Еве. Газель, от способности остро видеть или смотреть. Горлица – “хранящая рождение”, или свой род. Соловей, потому что всегда поет, и в жару, и в холод; коршун, потому что покоряет высоту. Конь – оттого, что управляется ногами. Орел, то есть “вечнолетний”, потому что часто возрождается и живет много лет. Птица, как крыло поднимающее; река, как имеющая годную для питья энергию. Незамерзающий поток, потому что течет зимой; природа – потому что производит ипостаси27; трава, потому что тянется вверх; подобно и человек оттого, что смотрит или взирает вверх. И душа от присущей ей деятельности имеет наименование души, поскольку животворить [иначе] называется одушевлять, поэтому от животворящей деятельности она называется душой, ведь [душа] животворит тело. Есть также много другого, что мы опустим, чтобы не называть все по его собственным именованиям.
V. О единстве
Что есть единство и сколько значений имеет это единство? Единство – это, с одной стороны, собрание вместе раздельных вещей; а с другой, единство называется так от [глагола] объединять, то есть сталкивать и смешивать вещи. Единство имеет пять значений: есть единство как смешение, как разделение, относительное, составное и святое Христово единство, которое выше называется ипостасным единством28. Смешанным называется, например, единство вина и воды. Разделенное единство, это как единство человека с человеком. Относительное же, как золота с золотом. Единство же Христово по ипостаси называется сверх тех. Единство по ипостаси есть самобытное соединение в утробе Святой Богородицы двух природ, ибо ни тело там не существовало самостоятельно прежде Бога Слова, ни душа, но одновременно и плоть и Бог Слово. В Нем плоть одушевленная и разумная получила ипостасное бытие, так же как, как мне кажется, во время нашего зачатия самостоятельно существующая душа соединяется с телом29, поскольку ни тело не существует само по себе, ни душа не существует прежде тела, являясь прообразом единства Господа.
VI. О единосущном
Что есть единосущное и почему называется единосущным, и сколько значений имеет единосущное? Единосущное – то, что пребывает неизменным по сущности и энергии. Ведь оно именно потому называется единосущным, что обладает той же самой сущностью и силой. Единосущное бывает пяти видов: собственно единосущное, единородное, сродное, единоприродное и единоплеменное. Единосущное – это то, что есть в той же самой сущности, но имеющее некое различие, как, например, камень разрушенный [временем] и камень крепкий30; они единосущны, то есть принадлежат одной сущности. Есть финиковая пальма и эбеновое дерево, подобно и плоть верблюда, и плоть рыбы. Они называются единосущными, потому что принадлежат одной и той же сущности. Подобно этому, все люди одной сущности, но имеют различие в отношении бытия: один большой, другой искалеченный, третий сильный, а четвертый несчастный. Но они все одной сущности, я имею в виду души и тела. Разносущным называется то, что причастно другой сущности и совершенно не похоже на другое, но всецело чуждо и неподобно другому во всех отношениях, как вода и огонь, поскольку одна сущность у огня и другая у воды. И поэтому разносущным называется иноприродное и инородное, как человек, Бог, ангел, грязь, солнце, трава. Ведь все они во всех отношениях не равны друг другу, потому и называются иноприродными, а также из-за того, что один не причастен сущности другого, но иная сущность у одного и иная у другого, как уже сказано.
VII. О душе и уме
Есть два вида души, одна – неразумная, или та, что есть у животных, другая же разумная, или та, что у людей. И душа животных взяла начало от земли согласно повелению Бога, как говорят Священные Писания: И сказал Бог: да произведет земля31 пресмыкающихся, душу живую (Быт 1:20). Так животные получили душу от земли. Поэтому они только к земному имеют стремление и целиком [к нему] направляются, не думают о том, что наверху. Давайте скажем, как их душа появилась из земли. Земля по повелению Бога даровала плоть животным, плоть же сотворила кровь, кровь же стала животной душой для живого существа, так что когда живое существо умирает, застывшая кровь опять превращается в плоть. Плоть, истлев, опять разлагается и становится землей. И поэтому они не знают и не думают о том, что наверху. Человек же получил душу от Божественного вдуновения, поэтому и познает Божественное, и устремляется к тому, что наверху, и мыслит небесное, и является разумным и мыслящим. Но пусть никто не предполагает, что дух, который вдунул Бог в человека, тогда стал душой. Это не так, но Дух тогда сотворил душу. Если бы тогда Дух в человеке стал душой, то душа, возможно, должна была бы произойти прямо из сущности Бога. Если бы душа возникла из сущности Бога, то почему она не всегда неизменна, непоколебима как Бог? Ибо Он говорит что: Я – Господь, Я не изменяюсь (Мал 3:6). Душа же иногда глупая, а иногда рассудительная, и иногда согрешившая, а иногда праведная, а иногда верующая, а иногда не верующая, и иногда не знающая, а иногда знающая, и иногда бывает усердной, а иногда ленивой.
Как можно сказать, что она, обладающая такими [свойствами], происходит из сущности Бога? Не так это, не так. Вдуновение это сотворило в человеке душу, разумную и мыслящую. Поэтому и душа мысленно представляет горнее, и того, что оттуда [исходит], ищет, к тому стремится и желает, потому что оттуда произошла. Душа же неразумных животных не [ведет себя] таким образом, но, будучи земной, желает только земного, потому и умирает вместе с телом. Душа человека является вечно живущей и вечной. Душа имеет три части: разумную, волевую и вожделеющую32. И посредством разумной части она любит Бога, посредством волевой борется с демонами, делаясь против них мужественной, посредством же вожделеющей части желает вечных благ. У человека есть пять телесных чувств и пять душевных. Телесные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. При помощи зрения [человек] различает белое и черное, при помощи слуха – высокие и низкие звуки, обоняния – благовонное и зловонное, вкуса – сладкое и горькое, осязания – твердое и мягкое, теплое и холодное. Чувствилища души таковы: ум, рассудок, мнение, представление и чувство. Орган каждого отдельного чувства, называется чувствилищем, называется оттого, что чувствующее существо сохраняет чувство. Следует же знать и то, что всякая плоть называется телом, но не всякое тело зовется плотью. Звезды называются небесными телами, а не небесной плотью. Есть два вида тел: тело вещественное и тело тонкое. Вещественное тело то, которое можно ухватить рукой, подверженное смерти и тлению, тело же легкое неощутимо и неосязаемо, как тело солнца, луны, звезд33. Тело плотное и материальное, которое называется плотью, состоит из четырех элементов: крови, флегмы (слизи), влаги, желчи, или из воздуха, земли, огня и воды, то есть из теплого, холодного, сухого и влажного. Солнце рождает теплый и жизненный элемент, воздух – теплый и влажный, земля – сухой, воды – влажный элемент. Таковы [элементы], из которых состоит человек, вернее, плоть человека, поэтому она после смерти снова на них распадается.
VIII. О тленном
Что есть тленное и почему называется тленным и сколько значений у тленного? Тленное имеет два вида: телесное и душевное34. Душевное, когда некто согрешает, говорится, что он развратился, как говорят Священные Писания: Они развратились , совершили гнусные дела (Пс 13:1). Телесное [тление] бывает трех видов: тление, истление и полное истление. Тлением называется отделение души от тела и смерть; истлением – то, когда тело съедают черви и остаются одни кости. Полным истлением называется, когда гниют и сами кости, и разлагаются, и совершенно исчезают. Я говорю о Господе Нашем Иисусе Христе, что Он испытал только тление, то есть смерть. Всесвятое Его Тело совсем не испытало истления или полного истления, но Он воскрес в третий день, став первородным из мертвых35.
IX. Почему Он называется “Первородным”36
Потому что Он первый воскрес из ада, как и мы воскреснем во второе Его пришествие. Но если воскресли прежде Него Лазарь и дочь Иаира, и многие другие, почему кого-то из них не назвали первородным? – Потому что они, после того как воскресли из мертвых, снова умерли. Христос же, воскреснув, больше не умер. И все, что было с Ним37, то будет с нами в воскресении. Ибо Он первый воскрес38 из мертвых нетленным воскресением, которого и мы надеемся в будущем вкусить и которое не принимает смерти.
X. Что есть слово и сколько у него значений
Слово бывает трех видов: 1) слово сущностное, то есть Бог Слово, 2) слово внутреннее, то есть ангельское, а также произносимое в нашем рассудке, и 3) слово произнесенное посредством языка, которое называется вестником мысли39.
XI. Что [значит слово] христианин
Истинный христианин есть разумный дом Христов, состоящий из благих дел и правильных учений. Еретик же – это угнетающий и хулящий истину. Ложное предположение о несуществующем является ересью. Неизменное есть то, что всегда существует тем же самым образом. Природное есть то, что покоится в природе, или то истинное, что познается истинно. Противоприродное есть то, что Бог сотворил не таковым [как оно теперь], или то, что Он совсем не творил, как, например, грех и смерть. В человеке называются три[способа существования]: сообразное с природой, противоприродное, сверхприродное. Сообразное с природой, например, есть брак, вопреки природе – блуд, а превосходит природу девство. Также сообразно с природой справедливо нажитое богатство, вопреки природе – любостяжательство, нестяжание же сверх природы. Подобным образом, в согласии с природой умеренное употребление пищи, вопреки природе – чревоугодие, а сверх природы – пост. Тем же самым образом согласно природе спокойствие, беспокойство противно природе, а любовь к врагам превосходит природу. Так и в остальных случаях. Этимология – это правильное истолкование силы имени, выводимое из самого смысла [его]40. Как например [когда спрашивается]: откуда происходит слово мир? – От того, что успокаивает ум, как и беспокойство происходит от [словосочетания] “легко смущаться”, и блуждание потому, что “ум лавирует”. Благоразумие – или от [словосочетания] “мыслить целое”, или от [выражения] “охранять тело от скверны”. Блуд – или от “горения юности”, или от “поврежденного”, или “ослепленного ума”, или от [выражения] “склоняться на сторону”. И подобное во всем остальном. Тело, состоя из элементов, претерпевает разложение и исчезает. Поэтому тела и людей и животных, состоящие из четырех элементов, я имею в виду из земли, воды, огня и воздуха, легко подвержены тлению и смерти. И то, что состоит из них, постоянно возникает и разрушается, когда соединение элементов распадается, и каждый присоединяется к своему природному месту41. Сами же элементы, будучи просты и бессоставны, имеют прочность и неразрушимость вплоть до скончания [века].
XII. О душе
О душе же мы скажем, что у нее есть пять аффектов, которые зовутся душевными аффектами. Они таковы: гнев, печаль, страх, забота и зависть. Имея здравый рассудок, можно их сдерживать. Сама по себе душа жарка, как пылающий огонь. Как огонь жжет то, что бросают в горшок, так и огненная душа размельчает в чреве поступающую пищу и переваривает [ее]. Душа называется так не потому, что ее сущность – холод, как посчитали некоторые из простецов42, но оттого, что она из-за сильного жара превращает влагу в пар, как это ясно бывает от действия солнца, жаром испаряющего влагу, ибо оно (солнце), являясь жаром и будучи огненным, сушит болото и испаряет всю воду. То, что душа есть жар по природе, ты можешь понять на примере умирающих. Ведь в то время когда душа отделяется от тела, все члены холодеют и леденеют, не хуже, чем от зимнего холода. Когда душа имеет пищу в достаточном количестве, тело цветет и крепнет43. Когда же [душа] нуждается в пище, она начинает поедать и разрушать само тело. Ведь не может тело без пищи удерживать жар души, как медный сосуд, стоящий в печи, не может вынести без воды силу огня, потому иссушается и разрушается целиком. Так и сосуд тела, не имеющий пищи, сжигаясь огненной душой, разрушается полностью. А если кто-то спорит с тобой о душе, спроси его: “Скажи мне, во всем теле находится душа человека или в какой-то его части?”. Если он скажет тебе, что во всем теле, скажи ему: “И как [может получиться, что] отрубают человеку руку или ногу и не отрубают часть души, но человек снова живет и не умирает?”. Если же он ответит: “В одном месте находится”, снова скажи: “Как живут остальные части человека без души? И как может человек иметь неодушевленный член тела? И как может он жить без души? Ведь все, что не имеет души – мертво, а ты не знаешь, что говоришь”. Я говорю тебе, в каком месте, каким образом и где помещается душа. Она помещена в трех частях тела, и словно луч солнца в одно направляется место и, входя [в часть] дома, освещает весь дом, так и душа, в трех частях тела помещаясь, дает жизнь целому дому тела. Населяет душа сердце, затылочную часть головы, которая называется кубком, и царские жилы. В этих трех частях живет душа. Поэтому в то время как сердце ли пронзается, или из царской жилы вытекает много крови, или голова испытывает удар и отрубается мечом, тотчас душа отделяется от тела и тело становится мертвым. Душа, живущая в этих трех частях, уделяет всему телу собственную жизненную силу.
* * *
В некоторых манускриптах этот трактат имеет также следующее название: “Некоторые главы, которые следует знать тем, кто, насколько позволяет возможность человеческого ума, хотят познать таинство Воплощения Слова”.
См. PG 28, 533.
Brepols-Turnhout, 1979. T. 2. P. 48.
Кроме того, в трактате “Об определениях” встречаются определенные параллели с трактатами преподобного Иоанна Дамаскина, такими как “Диалектика, или философские главы” и “Введение в основы догматического богословия”, однако их неизмеримо меньше, чем параллелей с “Путеводителем”.
Такого мнения придерживается Г. Вайсс, см.Weiss G. Studien zum Leben, zu den Schriften zum den Theologie des Patriarchen Anastasius I von Antiochien (559–598) // Studia Anastasiana, I. Munchen, 1965. S. 74–84.
Скорее всего, имеется в виду Климент Александрийский.
Аллюзия на “форма форм” Аристотеля: “Таким образом <…> как рука есть орудие орудий, так и ум – форма форм” (О душе, 432а, 2).
Ср. “Диалектика” преподобного Иоанна Дамаскина, гл. VIII, об определении (PG 94, 552D).
Данный пример определения приводится также у Секста Эмпирика (Пирроновы очерки, II, 5), который отмечает, что оно достаточно распространено. Кроме того, оно присутствует в трудах святителя Григория Нисского (Опровержение исповедания Евномия, 60), святителя Григория Богослова (Слово о Святом Духе, 31, 24), Немезия Эмесского (Об устроении человека, I), Иоанна Филопона (Комментарии к категориям Аристотеля. Vol. 13,1. P. 14. Line 8) и в “Диалектике” преподобного Иоанна Дамаскина, гл. VIII.
Обе приведенные интерпретации, равно как и даваемые ниже, не могут рассматриваться как этимологии в строгом лингвистическом смысле; это скорее метафорические построения, имеющие целью изъяснить значение путем звуковых аналогий, своего рода мнемотехника. Этот прием довольно часто встречается в корпусе святоотеческих творений и посему достоин тщательного изучения, но представляется вряд ли допустимым для современных авторов. – Ред.
Псевдо-Дионисий использует в качестве определения Троицы (О небесной иерархии, IV, 1) похожее выражение “пресущественное боговластие, сущности вещей приведшее в бытие”.
Платон (Кратил, 397d).
Подобная этимология имени “Бог” встречается у святителя Григория Богослова в 30-м Слове (2-е о Сыне) и преподобного Максима Исповедника в пятой главе “Мистагогии”.
Преподобный Иоанн Дамаскин относит смех к несущественным признакам или свойствам (см. Диалектика, гл. VIII, XIV).
Термин Халкидонского ороса.
То же словоупотребление у преподобного Иоанна Дамаскина (Диалектика, гл. XXX).
mљroj ‘часть’ – не точное определение единичного, ибо ипостась обладает не частью сущности, а целой сущностью.
Это утверждение верно только для тварей, для Троицы – Ипостась Бога Отца есть причина остальных.
См. предыдущую сноску.
Позиция автора “Об определениях” в данном вопросе совпадает со взглядом преподобного Максима Исповедника (см. Орлов И. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. СПб., 1888. С. 119–123).
Разделение на природную и избирающую волю можно найти у преподобного Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, II, 22) и преподобного Максима Исповедника (Различные определения, XX-XXI).
См. у преподобного Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, I, 14).
Ср. преподобный Иоанн Дамаскин (Диалектика, гл. V).
platuТnucoi – характеристика человека, встречающаяся у святителя Григория Нисского (PG 45, 1320B), преподобного Анастасия Синаита (PG 89) и преподобного Иоанна Дамаскина (Диалектика, гл. VIII и XIV).
Подобного утверждения у святителя Григория Нисского не встречается, но эти определения встречаются в его сочинениях по отдельности (Против Евномия 2, 1; 3, 6; Диалог о душе и воскресении 36, 7; О надписаниях псалмов, c. 7). См. также преподобный Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, II, 23).
Из кедра добывалось масло, предохраняющее от гниения.
Это утверждение верно только для тварной природы.
Выражение преподобного Максима Исповедника (Вопросоответы к Фалассию, 60, 10).
Можно сделать вывод, что автор данного трактата придерживается теории, согласно которой душа каждого человека творится Богом в момент зачатия.
В латинском переводе “Путеводителя”, приведенном у Ж. П. Миня параллельно греческому тексту, данное высказывание переведено следующим образом: “камень, разрушенный старостью, и камень, только что вырубленный [из цельной породы]”.
В Синодальном переводе – вода.
См. Платон. Государство, 439е, 4; 440е, 8; Аристотель. Топика, 129а, 11; О душе, 432а, 25.
Возможно, эфир.
Разделение на телесное и душевное тление можно найти и среди трудов преподобного Иоанна Дамаскина (О двух волях во Христе, 28, 63; Точное изложение православной веры, 72, 6).
И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18).
Глава с таким названием есть в “Точном изложении православной веры” преподобного Иоанна Дамаскина, но там этот термин разбирается с точки зрения отношения Иисуса Христа к Богу Отцу и человеческому роду.
См.: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).
См.: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор 15:20).
Ср. с определением у преподобного Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, I, 13).
Современный лингвистический термин этимология означает доказанное происхождение слова от другого слова, осуществившееся в соответствии с законами языка. – Ред.
Аристотель. Физика, 205а 10–20: “Всему воспринимаемому чувствами присуще по природе где-нибудь находиться и для каждой вещи имеется некоторое место, причем оно одно и то же для части и для целого, например для всей земли и для одного комка, для огня и для искры”.
Выпад против Оригена, который считал, что вначале души были умами, затем согрешили и охладились, за что и получили новое имя. Юстиниан. Письмо к патриарху Мине (p. 212, 3–8):"Из второго слова книги “о Началах”, как ум стал душой, и душа очищенная становится умом. При удалении и охлаждении с того [времени] появилась у духов жизнь, теперь называемая душой, ожидающей возвращения [в то состояние], которое для нее было в начале. Это, я считаю, говорилось пророком в словах возвратись, душа моя, в покой твой (Пс 114:7), потому что все это есть ум».
Сходная идея присутствует у Немезия Эмесского в трактате “О природе человека”, I, 195. Тело человека, состоя из четырех стихий, обладает сходными с ними свойствами – изменчивостью и текучестью. Текучесть выражается в истощении (опоражнивании) организма. “В силу этого необходимо или внести взамен равное истощенному, или уничтожить живое существо из-за недостатка восполняющих элементов”.