святитель Андрей Кесарийский

Слово 22

Глава 64. О сидящем на престоле, общем воскресении и суде

Откр.20:11. «И видех престол велик бел, и седящаго на нем, егоже от лица бежа небо и земля, и место не обретеся им».

Престолом белым означается упокоение Божие, которое соделает Он в блистающих добродетелях святых, восседая на них, как на престоле. Отбежание же неба и земли означает их прехождение и обновление к лучшему, так что в них уже не найдется места для перемены. Ибо, если тварь ради нас подчинена тлению, по Апостолу (Римл. 8:20), то и она с нами претворится в свободу славы чад Божиих, будучи обновлена в блистательнейшем виде, а не подвергнется конечному уничтожению, как думали о том блаженные Ириней, и Антипатр и другие святые. Блаженный Ириней говорит: ни существо, ни сущность твари не уничтожается, ибо истинен и верен Устроивший ее, но преходит образ мира сего, т.е. то, в чем было преступление, потому что в сем обветшал человек, и потому образ сей был на время, по Божию предведению всего (Против ерес. кн. 5, гл. 26:1). Великий же Мефодий в слове о воскресении изложил так: не нравится нам и то слово некоторых, что до основания погублено будет все, и что земли, и воздуха, и неба не будет, ибо будет гореть для очищения и обновления (по Василию) весь мир, потомляемый огнем, но не дойдет до конечного истребления и разрушения. И ниже говорит: и Павел ясно свидетельствует, говоря: чаяние бо твари, откровения сынов Божиих чает. Суете бо повинуся тварь не волею, но за повинувшаго ю на уповании. Яко и сама тварь свободится от работы истления и проч. (Римл. 8:19–21). И прежде сих блаженных святой Давид, воспевая Господу, сказал: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103:30). И Исаия говорит: будет небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдет на сердце их (труд), но радость и веселие обрящут на ней (Ис. 65:17–18). И подлинно, в преизбытке непрестающей радости и во множестве наград, забудут о борьбе в подвигах и о трудах. И в другом месте он же говорит: якоже бо небо ново, и земля новa, яже Аз творю, пребывают предо Мною, тако станет семя ваше и имя ваше (Ис.66:22). Так что ради нас происшедшая тварь с нами получит изменение к лучшему, не переходя в небытие, как и мы после.

Откр.20:12. «И видех мертвецы малыя и великия стояща пред Богом, и книги разгнушася: и ина книга отверзеся, яже есть животная: и суд прияша мертвецы от написанных в книгах, по делом их».

Мертвецами называет или всех людей, как подлежащих смерти тела, или умерщвленных преступлениями. Велики же они и малы, (как сказали мы прежде), или по возрасту, или по тому, что более или менее делали дел мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям. Или великие суть праведные, а малые и по истине малоценные – грешники, по малоценности души их от грехов. Книги же разгнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых.

Откр.20:13. «И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даша своя мертвецы: и суд прияша по делом своим».

Каждое тело, в чем разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю. Смерть и ад – не животные одушевленные, как пишутся некоторыми, но смерть есть разлучение души и тела, ад же место, нами невидимое, т.е. неизвестное и непознаваемое, приемлющее души наши, отходящие отсюда. Мертвы же те души, которые производят смертоносные деяния, а праведных души, как сказал некоторый мудрец, в руке Божией и не прикоснется их мука (Прем. 3:1).

Откр.20:14–15. «И смерть и ад ввержена быста в езеро огненное: и се есть вторая смерть. И иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное».

Что смерть и ад ввержены в озеро огненное, есть или то же, что и написанное: последний враг испразднится смерть (1Кор. 15:26), или что осуждены будут в огонь лукавые бесы, виновные в тягчайшей и злой смерти греха, имеющие убежищем своим ад, и в него препровождающие повинующихся им. Ибо как городом называются обитающие в нем, так смертью и адом виновники их, ибо, поелику все, бывшее от Бога, добро зело то огонь сей не Его будет пожигать, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. 1:13). Потому словами, что не будет больше смерти и тления, означается, что будет царствовать нетление и бессмертие. А что все, не написанные в книге жизни, ввержены будут в озеро огненное, сему не должно удивляться. Ибо как много обителей у Бога и Отца для спасаемых, так и там различны способы и места мучения – одни жесточе, другие умереннее: ими и будут искушаемы не удостоенные книги жизни.

Глава 65. О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме

Откр.21:1. «И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому».

И здесь указывает не на несуществование твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит Апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21). И Божественный Песнопевец говорит: яко одежду свиеши я, и изменятся (Псал. 101:27). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: и тот да не тот. Нужно же заметить, что о небе и земле сказано: преидоша, вместо: изменились, как и мы изменимся; как за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния, и окончание к лучшему. О море же сказал; и моря несть ктому. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему, или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же, если море означает бурную и волнующую жизнь, и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого останка возмущения или страха. Подтверждает же сие мнение и Великий Василий, изъясняя изречение Исаии, говорящее: глаголяй бездне: опустееши и реки твоя изсушу (Ис.44:27).

Откр.21:2. «И аз Иоанн видех град Святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему».

Тем, что он видел город святой Иерусалим новым, показывается, что имя новости есть претворения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от бесплотных сил высших нисходящий к людям, поелику общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: камение свято валяется на земли (Зах. 9:16), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит она, по обетованию (1Кор. 6:16). Невестой же называется, как прилепляющийся Владыке, и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется, как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу (Псал. 44:10), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

Откр.21:3–4. «И слышах глас велий с небесе, глаголющ: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними: и тии людие его будут, и сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их».

  С неба научается Святой, что скиния сия будет истинная: ее образ, или лучше предобразование образа, показан был Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В сей нерукотворенной скинии не будет ни плача, ни слез. Ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестающее веселье.

«И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша».

И сие по Писанию: оттуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Псал. 51:11). А слова: первая мимоидоша означают, что злострадание святых и надмение нечестивых получат конец, соотвественный каждому из них.

Глава 66. О том, что сказал Седящий на престоле

Откр.21:5–6. «И рече седяй на престоле: се нова вся творю, и глагола ми: напиши, яко сия словеса истинна и верна суть. И рече ми: совершишася. Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец».

Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не через символы, но по самым делам.

Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству, и как простирающий Свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей.

«Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне».

Жаждущему правды обещает дать благодать Животворящего Духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него. Туне же, потому что недостойны страсти нынешнего века к хотящей славе явитися во святых (Рим. 8:18). Или потому туне, что нельзя приобрести ее имением, но добрыми делами и по человеколюбию Дающего.

Откр.21:7. «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына».

Побеждающий в войне против невидимых демонов получит сии блага, соделавшись сыном Божиим и наслаждаясь духовным наслаждением.

Откр.21:8. «Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым и чары творящым, идоложерцем и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая».

Жаждущий спасения нашего Бог всех обращает нас к наследию благ своих – и приятным и скорбным, предлагая нам на вид и светлость вышнего Иерусалима, и мрачную и скорбную тесноту огня геенского, дабы делали мы добро, пока есть время, или по желанию вечной славы, или по страху бесконечного стыда. А о прочих отверженных, и боязливых, и не имеющих мужества в борьбе против диавола сказано, что они будут осуждены на вторую смерть. Да будет же, чтобы мы, умилостививши добрыми делами Подателя милости, желающего не смерти, а обращения грешника, получили дары Его, исходатайствованные нам не поучениями словесными, но и делами и страданиями. Ибо можно было Ему удовольствоваться одним привлечением к благому и устранением от злого, и после сего или наказывать или удостаивать почести достойных наказания или славы. Он же и пострадать за нас не неудостоил, дабы не показалось, что наказывает самопроизвольно, и что не обратил внимания на         что-либо при врачевании и исправлении нашем. Итак, да не вотще благодать Божию приимем, но обращением и показанием добрых дел сделаем себя благоприемлемыми к благодеяниям Его, дабы получить нам обещанные блага в самом Христе Боге нашем, с Которым слава и держава Отцу со Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Источник: Андрея, архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис вновь переведенное с греческого П.М.Б. / [перевод с греческого прот. Михаила Боголюбского]. - Москва : Тип. насл. Гурьяновых, 1884. – 239 с.

Комментарии для сайта Cackle