святитель Андрей Кесарийский

Глава 19

Статья пятьдесят шестая

О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую они поют при разорении Вавилона

Откр.19:1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!

Откр.19:2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

Откр.19:3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

Откр.19:4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

Аллилуйя означает Божественное прославление; "аминь" же – истинно, да будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми три раза Триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех. Слова: «И дым ея восхождаше во веки веков» указывают или на то, что наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере.

Откр.19:5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

Престол Божий – Херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога.

Откр.19:6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Откр.19:7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца,

«Глас народа и вод многих и громов» – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, «яже превыше небес» (Пс. 148:4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных. Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. «Брак Агнца» означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

Статья пятьдесят седьмая

О таинственном браке и о вечери Агнца

и жена Его приготовила себя.

Откр.19:8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

Откр.19:9. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

"Виссон" указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий. "Вечеря Христова» – торжество верных и радость их, которую унаследуют блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ: неложен бо есть обещавый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда – «Царством Небесным» (Мф. 4:17) за его славу и честность, иногда – "раем" (Быт. 2:8, 9) за неоскудевающую трапезу наслаждений, иногда «лоном Авраама» (Лк. 16:22) за успокоение в нем почивших, иногда же «чертогам брачным» (Мф. 9:15) за бесконечное веселие и ради чистого, неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза, превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.

Откр.19:10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

«Ни: клеврет ти есмь». Божественный Ангел говорит: не кланяйся мне как предсказателю будущего, ибо исповедание Христа и свидетельствование о Нем внушается духом пророчества. Это же можно понимать и так: и пророчество было для того, чтобы возвестить свидетельство Христово и засвидетельствовать веру святых, а поэтому кланяйся не мне, своему сослужителю, но Тому, Кто имеет власть над всеми. Отсюда же мы узнаем о смиренномудрии Ангелов, которые Божественной славы не присваивают себе, как это делают демоны, а относят ее ко Владыке. Будем же и мы, преуспевая друг перед другом в смиренномудрии, исполнять слово Божие: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29), чтобы получить успокоение в веке будущем, где всех веселящихся жилище, чуждое всяких болезней, печали и воздыхания, как озаренное светом Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья пятьдесят восьмая

О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми Ангелами

Откр.19:11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Откр.19:12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим.

«Отверстое небо» означает пришествие Христово, последующее с неба, подобно как у земных царей поднятие занавесов предшествует приговору и осуждению виновных. «Белый конь» указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно-пламенных очей, то есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и пожирающий грешников. «Мнози венцы» указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства, по слову Давида: «победиши, внегда судити ти» (Пс. 50:6).

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно: Благий, Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня, как и отрицательные (то есть отрицающие недостатки и ограничения, свойственные конечному тварному бытию – Ред.): Нетленный, Бессмертный, Неизменный, Невидимый, а по существу Своему имени не имеет, так как Он непостижим и ведом лишь Самому Себе с Отцем и Всесвятым Духом.

Откр.19:13. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

«Одеждою Слова Божия» служила Его нетленная и пречистая плоть, обагренная во время страданий Его честною кровию. Это подтверждает и сказанное ранее. Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или для указания на Его Сыновнюю Ипостась и бесстрастное рождение от Отца, подобно как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть Провозвестник силы и премудрости Отца.

Откр.19:14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

«Воинства небесные идяху вслед Его» – это силы небесные, отличающиеся светлостию добродетелей и высотою разумения и удостоенные крепкого и тесного единения со Христом.

Откр.19:15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

"Оружие" означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, «не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс. 124:3). «Он топчет точило ярости», потому что Отец Сам «никого не судит» (Ин. 5:22), но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от начала по существу, как Сын.

Откр.19:16. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Имя «Царя царей» указывает на нераздельность естеств по воплощении, когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей, то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке.

Статья пятьдесят девятая

Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну

Откр.19:17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба:

Мы считаем этого Ангела одним из высших, потому что он повелевает другим радоваться наказанию грешников и прекращению греха. «Птицами» – Ангелы называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают Христу. Они парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые будут «восхищены в сретение Господне» (1Фес. 4:17).

летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

Откр.19:18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

«Приидите и соберитеся на вечерю великую Божию». Всесильное желание Божие, называемое благоволением и вожделенною его вечерию, состоит в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), обратились и живы были (2Пет. 3:9) и чтобы заслужившие наказания получили его. Христос называл "брашном" (духовной пищей – Ред.) волю Отца Своего (Ин. 4:34), а здесь она называется вечерию Божиею, потому что люди получат, что хотел каждый получить за дела свои – награду или наказание. «Снедение плоти" означает уничтожение всего плотского, исчезновение начальников земли. "Кони" упоминаются не потому, что и они тоже воскреснут и будут судимы, а для указания на людей женонеистовых, порабощенных лукавством. Всадники означают возлюбивших злое, что и поясняется словами: «свободных и рабов... малых и великих,» потому что свободными и великими называются здесь нагрешившие много и по своей воле, а рабами и малыми – согрешившие менее или по неразумению, возрасту и нужде.

Откр.19:19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и воинством Его.

За многообразие грехов воинствующих вместе с диаволом он называет воинствами, хотя они и составляют меньшую часть по сравнению с ангельскими силами и святыми, а последователей Христа за единодушие их в стремлении к угождению Богу «воинством,» то есть в единственном числе.

Откр.19:20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению:

«И ят бысть зверь и с ним лживый пророк». Они противились Христу с покорными им царями и князьями, но, будучи побеждены оба – антихрист и лжепророк, творивший чудеса для более успешного принятия обольстителя, были наказаны гневом Божиим.

оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

Может быть, они избегнут общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, осуждены будут в геенну огненную, на смерть вторую. Как на Суд пойдут оставшиеся в живых, о которых апостол говорит, что они «вдруг, во мгновение ока, изменятся» (1Кор. 15:52), так, наоборот, эти оба противника Бога перейдут прямо не на Суд, но во осуждение. На основании слов апостола, что антихрист будет убит духом уст Божиих (2Сол. 2:8), и мнения одного учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые понимают это иначе. Но мы утверждаем, что живые суть те, которых ублажает Даниил, а эти два, по отнятии Богом их власти, в неподвергающихся тлению телах будут брошены в геенну огненную, что и будет для них смертию и убиением по Божественному Христову повелению.

Откр.19:21. а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Есть две смерти: одна – разлучение души с телом, а другая – ввержение в геенну. Прилагая это к восставшим на Бога вместе с антихристом, мы предполагаем, и не без основания, что им будет нанесена первая смерть – телесная – мечом, или повелением Божиим, а потом уже их постигнет и вторая. И это справедливо. Если же не так, то они вместе со своими обольстителями будут участниками вечных мучений – второй смерти. Насыщение плотию нужно понимать здесь, как и ранее. Как Бог говорил чрез Исаию грешникам: «бысте ми в сытость» (Ис. 1:14), так же неприятно и мерзостно для святых Его всякое плотское желание.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 18 святитель Андрей Кесарийский

2. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 20 святитель Андрей Кесарийский

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XIX профессор Александр Павлович Лопухин

4. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XX профессор Александр Павлович Лопухин

5. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава девятнадцатая. БРАНЬ СЛОВА БОЖИЯ СО ЗВЕРЕМ И ВОИНСТВОМ ЕГО И ПОГИБЕЛЬ ПОСЛЕДНИХ архиепископ Аверкий (Таушев)

6. Толкование на послание к Евреям – Глава тринадцатая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

7. Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла – Глава первая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

8. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ архиепископ Аверкий (Таушев)

9. Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла – Глава четвёртая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

10. Руководство к изучению Нового Завета. Апокалипсис профессор Александр Васильевич Иванов

Комментарии для сайта Cackle