святитель Андрей Кесарийский

Глава 2

Статья третья

Открытое Ангелу Ефесской церкви

Откр.2:1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Говорит с церковью чрез Ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, – ошибки и успехи его. Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых Ангелов управляет миром.

Откр.2:2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Откр.2:3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Откр.2:4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Откр.2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела;

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает – Ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах – в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, "не веря всякому духу» (1Ин. 4:1), они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: «покайся, и первая дела сотвори».

а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Откр.2:6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела Николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Откр.2:7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

«Имеющий ухо, да слышит». Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (Ис. 8:5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статья четвертая

Открытое Ангелу Смирнской церкви

Откр.2:8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

Он есть Первый – как Бог, и Последний – как ставший человеком в последок дней и отверзший нам врата жизни вечной Своею тридневною смертью.

Откр.2:9. знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат),

«Знаю твои скорби и нищету» телесную, которые ты переносишь ради Меня, уязвляемый неверными и лишаемый имущества, но в духовном отношении ты богат, ибо имеешь сокровище, скрытое на поле своего сердца.

и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Знаю Я и злые хулы сатанинского сборища, ибо они не то, чем называются: «Не иже бо яве, Иудеи... но иже в тайне» (Рим. 2:28, 29). Иуда же значит исповедание и покаяние.

Откр.2:10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Не бойся скорбей, какие тебе причинят гонители Бога чрез раны и притеснения, потому что они будут кратковременны – только в течение десяти дней. Поэтому нужно пренебрегать смертию: она в самое короткое время доставляет неувядаемый венец жизни.

Откр.2:11. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Имеющий духовный слух и победивший диавольские внушения хотя и умрет по плоти, но зато не потерпит вреда от геенны – «смерти вторыя».

Статья пятая

Открытое Ангелу Пергамской церкви

Откр.2:12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

Откр.2:13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны,

Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский. Мечем обоюду острым называет или учение Евангелия, обрезующее сердца людей и отделяющее верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви.

и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Антипа был мужественнейший мученик в Пергаме, я некогда читал об его мучениях. Здесь же упоминает о нем для показания терпения мучеников и жестокости гонителей.

Откр.2:14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

Откр.2:15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Этот город, как видно, имел два беззакония: во-первых, в нем было много еллинов, а во-вторых, и между именующимися верными были Николаиты, как смешавшиеся с пшеницею злые плевелы. Поэтому и упоминает о Валааме, говоря: «иже учаше Валака». Этими словами указывает на мысленного Валаама – диавола, который научил некогда Валака чрез чувственного Валаама соблазнить на блуд и идолопоклонство израильтян (Нав. 24:9), ибо они, прельстившись, пали так низко, что принесли жертвы Веельфегору.

Откр.2:16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Угроза смягчается человеколюбием, потому что не с тобою, говорит, сотворю брань, а с теми, которые больны без надежды на исцеление.

Откр.2:17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

«Манна сокровенная» есть небесный хлеб жизни, сшедший с небес ради нас и соделавшийся ядомым. Манною же образно называются будущие блага, сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. Победившие диавола наследуют эти блага; они же, удостоившись стать одесную, получат и «камень бел», то есть побеждающий, и «новое имя», неизвестное в настоящей жизни. Ибо око не виде, ухо не слыша, и ум не уразумел будущих благ и новаго имени, которое наследуют святые (1Кор. 2:9).

Статья шестая

Открытое Ангелу Фиатирской церкви

Откр.2:18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Огневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников."Ноги" же и «халколиван» означают благоухание мысленного мира Христова в спасаемых и соединение во Христе Божества с человечеством нераздельно и неслиянно. Оно не доступно для человеческого понимания, как разжженное Духом Божиим.

Откр.2:19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Откр.2:20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

«Вем твоя дела». Если и хвалит за веру, служение, благодушие и терпение, то справедливо и порицает за попущение ереси Николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая дает повод верным к соблазнам и увлекает их к идолослужению, от которого они прежде прекрасно отреклись. Ее должно уничтожить, потому что при помощи лукавого духа она ложно выдает себя за обладающую пророчествами.

Откр.2:21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Откр.2:22. Вот, Я повергаю ее на одре и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

Откр.2:23. И детей ее поражу смертью.

«И дах ей время». Вредная ересь их не воспользовалась во благо временем, данным ей для покаяния – «Се, Аз полагаю ю на одре». Продолжая говорить образно, сравнивает хитрость и лесть еретиков с блудницею, угрожая поразить болезнями и смертию ее, а также и всех осквернявшихся вместе с нею и любодействовавших перед Богом, если только они не раскаются и не обратятся к Нему.

и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Откр.2:24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

Откр.2:25. только то, что имеете, держите, пока приду.

Говорит это к обольщенным еретикам и соблазняющим других, простейших же утешает: так как вы в простоте нравов не находите силы противостать лукавым и изобретательным на слова, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то Я не требую от вас словесной борьбы с ними, но сохраните только принятое вами учение до тех пор, когда Я возьму вас оттуда.

Откр.2:26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками.

Откр.2:27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

«Дам ему власть». Творящему Мои дела дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или же этим указывается на суд над неверными, когда прельщенные, осужденные уверовавшими во Христа, сокрушатся как пасомые жезлом: «Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его», сказал Господь (Мф. 12:41). Слова: «якоже и Аз приях от Отца Моего» приведены по человечеству ради принятия плоти.

Откр.2:28. и дам ему звезду утреннюю.

Откр.2:29. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исаия: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра?» (Ис. 14:12), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных (Лк. 10:16–19; Пс. 90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих (2Пет. 1:19), то есть просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его. И мы веруем, что победители диавола будут их соучастниками. В том, что одним и тем же именем называются столь противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем из Священного Писания, что под именем, например льва, толкуемого в разных смыслах, разумеется и Христос – Лев от Иуды, и диавол – лев от Васана. И также: под востоком можно понимать начало будущего дня, с которым рассеется тьма настоящей жизни, и Ангела, благовествующего об этом дне, ибо он предшествует Христу – Солнцу правды, просвещающему верных и рассеивающему мрак настоящей жизни. Да просветимся и мы Его лучами благоволением Отца со Святым Духом. Ему слава во веки, аминь.



Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадонский ; [пер. с греч. В. Юрьева]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава II профессор Александр Павлович Лопухин

2. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава первая. НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ архиепископ Аверкий (Таушев)

3. Руководство к изучению Нового Завета. Апокалипсис профессор Александр Васильевич Иванов

4. Тайны книги Апокалипсис иеромонах Серафим (Роуз)

5. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

6. Толкование на Апокалипсис протоиерей Геннадий Фаст

7. Беседы на Апокалипсис протоиерей Олег Стеняев

8. Толкование на послание к Евреям – Глава тринадцатая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

9. Толкование на Апокалипсис иерей Даниил Сысоев

10. Из Бесед на Евангелие от Матфея святитель Афанасий Великий

Комментарии для сайта Cackle