Источник

Глава 6

Статья тринадцатая

Снятие первой печати, означающее апостольское учение

Откр.6:1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

И между сущими на небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, прийти, он услышал от одного из четыреобразных – льва. Первое животное – лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: «се, царие земстии собрашася» (Пс. 47:5), и в другом месте: «поставиша... князи по всей земли» (Пс. 44:17).

Откр.6:2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Некоторые относили снятие этой печати и всех других к домостроительству воплощения Бога Слова, а именно: первую – к Рождеству, вторую – к Крещению, третью – к Божественным знамениям, бывшим после Крещения, четвертую – к осуждению у Пилата, пятую – к распятию, шестую – к положению во гроб и седьмую – к разрушению и пленению ада. Мы же вполне согласны с мнением Мефодия, что относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо таинство воплощения Бога Слова было много раньше этого откровения. Иоанн же говорит только о настоящем и будущем и здесь повествует о победе над огненным змием. Вот почему под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов, которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления за то, что победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы. Поэтому и сказано: «изыде побеждали, и да победит», потому что первая победа есть обращение язычников, а вторая – добровольное мученическое оставление тела.

Статья четырнадцатая

Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Откр.6:3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второе – телец, как я предполагаю, означает священные жертвы святых мучеников.

Откр.6:4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал: «не приидох воврещи мир (на землю), но меч» (Мф. 10:34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. «Рыжий конь» означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «седящему на нем дано бысть взяти мир» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.

Статья пятнадцатая

Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него

Откр.6:5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху.

Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Откр.6:6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. «Мерило» есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. «Мера пшеницы за динар», может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно-подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. «Три меры ячменя» суть те, кто по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова «не вреди вина и елея» указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбойники и тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих человеколюбивого Врача – Бога, постараемся быть такими врачами для наших согрешивших братии, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники Божии, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья шестнадцатая

Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых

Откр.6:7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

Орел своим высоким полетом и стремительным нападением на добычу указывает на то, что наказание язвами приходит свыше от гнева Божия в отмщение за благочестивых и в наказание грешникам, если только они не исправятся и не обратятся к лучшему.

Откр.6:8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Сказанное здесь приложимо и к настоящему. Так, Евсевий в своей Церковной истории в 8-й главе 10-го слова говорит, что в царствование в Риме Максимиана Никейского во время страшного и сильного гонения погибло от голода, убийственной язвы и болезней столько людей, что их невозможно было предать погребению, при всем усердии христиан погрести трупы и привести оставшихся к познанию истины. Также и при восстании армян на римлян от меча погибло громадное число людей: собаки поедали тела умерших, а живые стали избивать их, потому что боялись по своей смерти найти в них для себя живой гроб. Заслуживает вероятия и то, что псы делились своею пищею с дикими зверями по причине ее изобилия; подобное же, как мы знаем, случается и в настоящее время.

Статья семнадцатая

Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине

Откр.6:9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Откр.6:10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною, «яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих» (Пс. 124:3). Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения, или для поражения навеки.

Откр.6:11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Слова «дондеже скончаются и клеврети их» указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, не без них достигли они совершенства (Евр. 11:40). «Белая одежда» означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе.

Статья восемнадцатая

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

Откр.6:12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Откр.6:13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Эти слова некоторые относили к разорению при Веспасиане, принимая их в переносном смысле. Но мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам, имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще никогда не было. «Землетрясение», о котором часто говорит Писание, означает перемену дел, потому что выражение «еще единою Аз потрясу» (Агг. 2:6) означает, как говорит апостол, «изменение колеблемого» (Евр. 12:26, 27). И в Ветхом Завете о шествии Израиля говорится: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс. 67:9). Чернота солнечная и темно-кровавый вид луны означают, по объяснению блаженного Кирилла, душевный мрак постигнутых гневом Божиим. «Пали звезды» – это, как то было писано и про обольщенных Антиохом, означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные событиями того времени, когда, по слову Господа, по причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные (Мф. 24:24). Поэтому, может быть, здесь и указывается на смоковницу, которая при колыхании от диавольского ветра роняет плоды, еще недоразвившиеся, еще не дозревшие в зное искушений и не получившие сладости благодати. Ибо смоковница понимается в двух смыслах – добром и дурном. Так, это можно заключить из двух кошниц смокв хороших и дурных, показанных Иеремии (Иер. 24:1, 2), из смоковницы, засохшей по слову Христа (Мф. 21:19; Мк. 11:13, 14) и из износящей цвет в книге Песни Песней (Песн. 2:13). Сбудется ли это видимым образом при втором пришествии Христа – Судии во славе, это известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.

Откр.6:14. И небо скрылось, свившись как свиток;

Выражение «небо свилось, как свиток», по нашему предположению, указывает на неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: «Не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но «преходит образ мира сего» (1Кор. 7:31), в котором совершено преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым». Итак, рассмотрев это с четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к нижеследующему.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Откр.6:15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

Откр.6:16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

Откр.6:17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

«И всяка гора и остров от мест своих двигнушася». Когда апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и кончине мира, Он, насколько они могли вместить, предсказал им о будущем, что уже, по свидетельству Иосифа Флавия, сбылось над иудеями – убийцами Христа во время разорения при Веспасиане и Тите. Но все это, как сказано, с особою силою постигнет мир в пришествие антихриста; тогда начальствующие над церковным благочинием или над мирскими властями, представленные здесь под образами «гор», и церкви верных, называемые здесь образно «островами» и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, будут переменять их одно на другое, что испытали и мы и перенесли по человеколюбию Его по грехам нашим пред Его пришествием. «Царие же земстии», то есть обладающие землею, но не приобретшие себе ничего на небе, вместе со всеми богатыми и вельможами, с рабами земного и свободными от работы Христовой (не так должно бы быть!) будут умолять, чтобы лучше их скрыли пещеры, камни и горы, чем переносить им испытания воспылавшего гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит погибать от голода и бедствий, или бесконечные мучения, ожидающие их по воскресении. И тогда справедливо возгорится Божий гнев, как печь, пожирая тех, которые созидали здание веры на основании древа, сена и соломы (1Кор. 3:12). Пусть избавит нас от этого Человеколюбец Бог и соделает нас сопричастниками вечных благ, уготованных святым, сопричислив к полноте спасаемых по благодати Сына Своего Единородного, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает слава во веки веков. Аминь.


Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; [пер. с греч. В. Юрьева]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Комментарии для сайта Cackle