Андрей Николаевич Муравьёв

Святейший Синод

Тогда торжественно открыт был, при Высочайшем присутствии Императора Петра, сей постоянный Собор духовный, долженствовавший навсегда управлять Церковью Российскою, под именем Святейшего правительствующего Синода, с возношением сего титула на всех ектеньях, где поминались Патриархи. Его ведомству подчинены были все архиерейские и монастырские вотчины, пришедшие в расстройство от управления приказа монастырского. Избрание Епископов, суд над лицами духовными, кроме дел уголовных, производившихся в разных приказах, дела о ересях и расколах, брачные и разводные, бывшие прежде в разряде патриаршем, а потом в ведении местоблюстителя Митрополита Стефана, отнесены были суждению синодальному: а сам смиренный Стефан, после столь долгого им управления Церкви соборной, почтен был званием Председателя Святейшего Синода, с голосом равным прочим членам, и еще два года подвизался на сем поприще до блаженной своей кончины. Он преставился в Рязани, где и погребен в великолепном соборе им сооруженном. Назначены были также два вице-президента, Феодосий, недавно посвященный в архиепископы Новгорода, и Феофан Псковский; прочие же члены, участвовавшие в суждениях синодальных были: Леонид архиепископ Крутицкий, архимандрит лавры Сергиевской Гавриил, архимандриты трех ставропигиальных Московских монастырей, Чудова, Новоспасского и Симонова: знаменитый Феофилакт Лопатипский, Иерофей и Петр, игумены Афанасий Толгский из Ярославля, Варлаам Угрешский из-под Москвы, один иеромонах Феофил и два протопресвитера Петербургских новых соборов: Иоанн Троицкого и Петр верховных Апостолов. Таков был начальный состав Святейшего Синода.

Обнародовано было сие соборное правительство по всей России, но еще требовалось, для вечной твердости оного, признание прочих Восточных церквей, дабы ненарушимо было единство Кафолической Церкви. Император Петр, несколько раз в течение своего царствования, обращавшийся к престолу Константинопольскому, то о дозволении браков с иноверными, и не перекрещивании Лютеран и Кальвинов, переходивших в православие, над коими надлежало совершать одно только таинство миропомазания; то о разрешении поста воинам на брани, сам написал грамоту к Патриарху Иеремии. Извещая о нуждах Церкви Российской, побудивших его принять о ней попечение, по образу древних благочестивых Царей, и уставить с властью равнопатриаршескою духовный Синод, для ее управления, – Петр уповал, что и он, как первый Архиерей Восточной Кафолической Церкви, признает за благо сие учреждение, известит о том прочих блаженнейших Патриархов, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, и будет иметь общение со Святейшим Синодом, как с прежними Всероссийскими Патриархами.

Замечательно, что имя Патриарха, к коему обращался Петр при учреждении Синода, был Иеремия, точно также как Иеремиею звали Первосвятителя Константинопольского, с коим сносился Царь Феодор при установлении в России патриаршества. Странно повторились и некоторые другие обстоятельства: – в сем случае, как и тогда, всех более содействовал Государю и Цареградскому Владыке Антиохийский Патриарх, а Александрийский скончался во время совещаний. Другое важное дело занимало также Вселенских Святителей, при получении царских грамот, и слегка коснулась оного и Церковь Российская. Некто, Епископ Фиваидский, полежавший престолу Александрийскому, находясь в Великобритании за сбором милостыни, подал мысль Англиканским Епископам, о присоединении их к Церкви Вселенской, и доставил послание их Патриархам.

Блюстители православия Восточного, соборно рассудив о том, пространно ответствовали на вопросы Великобританские, излагая им, на каких только незыблемых основаниях веры отеческой, может принять их в недра свои Восточная Церковь, ибо она уже имела в минувшем столетии образец ложного присоединения Кальвином, которые обольстили Патриарха Константинопольского Кирилла Лукаря, и старались распространить свою ересь на Восток, под его именем. Преемник Лукаря, другой Кирилл Веррийский, принужден был предать анафеме догматы, приписываемые его предместнику. А мудрый Досифей, Патриарх Иерусалимский, созвал собор в Вифлееме, и пространно изложил в восемнадцати членах все православное исповедание Кафолической Церкви, с опровержением нового учения Германского, опираясь на прежде бывшее уже исповедание Петра Могилы, признанное всею Церковью.

Между тем Епископы Великобританские, чрез протосингела Иакова Александрийского, взошли в сношение о том же предмете со Святейшим Синодом и прислали возражение свое на ответы Патриархов, прося доставить в Константинополь; но Пастыри Российские, видя какою ересью наполнено писание Англиканское, отвергавшее предания отеческие, призывание святых и поклонение икон, – поступили столь же осторожно, как и Греческие Святители, требуя соборно их совета, без коего ничего не решались предпринимать. Тогда три Вселенские Патриарха: Иеремия Константинопольский, Афанасий Антиохийский и Софроний Иерусалимский, с бывшими в Царьграде Епископами, поспешили послать Святейшему Синоду соборное исповедание Патриарха Досифея, как лучшее обличение на учение Англиканское и Кальвинское; и окружными посланием умоляли пребывать непоколеблемо в благочестивых догматах православия, ибо они уже издревле наследованы и определены Вселенскими Соборами и Святыми Отцами, соблюдаемы непрерывно служением Кафолической Церкви, и нельзя ни приложить к ним что-либо, ниже от них отнять.

В то же время Патриархи написали грамоты Святейшему Синоду о признании его всею Вселенскою Церковью, по примеру Константинопольского престола, от коего в древности зависела Митрополия Всероссийская. Такова была грамота из Царьграда:

«Иеремия, милостью Божией, Патриарх Константина града.

Мерность наша, благодатью и властью Всесвятого, животворящего и совершенноначальствующего Духа, узаконяет, утверждает и провозглашает, от благочестивейшего и тишайшего Самодержца, святого Царя, всея Московии, малыя и белыя России, и всех северных, восточных, западных и иных многих стран обладателя, Государя Петра Алексеевича, Императора, по Духу Святому нам возлюбленного и превожделенного, в Российском святом великом царстве учрежденный Синод. Есть и нарицается он нашим во Христе братом, святым и священным Синодом, от всех благочестивых и православных Христиан, священных и мирских, начальствующих и подначальных и от всякого лица сановного; и имеет власть творити и совершати, елика четыре Апостольские, святейшии Патриаршии престолы. Воспоминаем, завещаваем и уставляем ему, да хранить и содержать неколеблемы обычаи и правила священных, вселенских, святых седьми Соборов и прочая елика содержит Восточная святая Церковь. И да пребывает во все веки неколебим. Божья же благодать, и молитва, и благословенье нашей мерности да будет с вами. 1723 г. сентября 23.

Иеремия, Божьею милостью, Константинопольский Патриарх, во Христе брат ваш.


Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – X. Вышгород и Межигоры Андрей Николаевич Муравьёв

2. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

3. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

4. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. История Российской иерархии. Часть 3 – Г епископ Амвросий (Орнатский)

6. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

7. Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.) – Глава III профессор Александр Павлович Доброклонский

8. Борьба с сектантством – ΧΧΙV. Общецерковное пение, как могучее средство в борьбе с сектантством. протоиерей Александр Введенский

9. Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле Андрей Александрович Титов

10. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

Комментарии для сайта Cackle