Андрей Николаевич Муравьёв

Оскольдова могила

Посещая ежедневно церкви и обители Киева, ознаменованные особенною святынею или событиями историческими, взошел я на улице Печерской в монастырь, так называемый Малого Николая, который прославлен чудотворною иконой Святителя. Икона сия, по обычаю киевскому, высоко висит над царскими дверьми и спускается для благоговейного чествования богомольцев. В том же храме еще два древних образа Чудотворца Мирликийского письма греческого: один местный, а другой со входа привлекают к себе молитвенников, «сие три и едино суть», по выражению бывшего настоятеля обители. Оригинально зодчество самой церкви, весьма тесной внутри, которая слывет слупом, или столпом; она вся столпообразно вырастает в один высокий купол и, вероятно, была так устроена еще с самых древних времен, если судить по ее давнему прозванию. Подле обители Малого Николая, возвышается другая, более обширная – Пустынно-Николаевская обитель, недавно обращенная в военный собор. Она была сооружена с чрезвычайным великолепием Гетманом Мазепою и еще владеет всеми лавками Печерской улицы. Даже монастырь Малого Николая теперь только получил опять прежнюю свою самостоятельность, а до сего времени считался приписным к обители.

Но ни тот ни другой не стоят на месте древнейшей женской обители во имя чудотворца Николая, которая, по преданию, основана была Блаженною Ольгою недалеко от могилы Оскольдовой; там приняла иноческий образ мать Преподобного Феодосия. Сын Мономаха Мстислав довершил окончательное устройство деревянной ее церкви, которая исчезла в общем разорении монгольском, когда стали обновлять древнюю святыню Киева, возникла опять из пепла и столпообразная церковь Святителя, уже с обителию мужскою. Бывший наместник в Киеве, Князь Голицын, соорудил в начале протекшего столетия новую каменную церковь во вкусе древней.

В священной колыбели нашей веры, где предания древности свежее воспоминаний позднейших, сохранилась и память того места, где погиб от руки Олега первый христианский князь Киева. Глубокими чертами врезалась в одно из древнейших его урочищ сия живая страница летописи Несторовой: «И пришел Олег с варягами и многими воями к горам Киевским, и увидел, что там княжат Оскольд и Дир. Он скрыл воинов своих в ладьях, а других оставил позади, сам же приплыл под место Угорское, неся с собою Игоря младенца, и послал сказать Оскольду и Диру: «Мы гости, идем в греческую землю, от Олега и от Игоря княжича, придите к нам, родичам вашим». Пришли Оскольд и Дир, и внезапно выскочили все прочие из ладей. Олег же сказал им: «Вы не князья и не рода княжьего, а вот сын Рюриков», – и показав Игоря, убил Оскольда и Дира. Их понесли на гору и погребли на месте, что ныне зовется Угорским, где теперь Ольмин двор. На той могиле поставили церковь Святого Николая, а Дирова могила за Святой Ириною, и сей Олег княжил в Киеве, и сказал Олег: «Сей будет материю городов Русских». Угорским же прозвалось место от воинского стана венгров, ополчившихся на берегу Днепра во дни Олеговы, когда шли завоевать свою землю.

Место сие, прославленное мученическою смертию первого христианского князя и погребением первой христианской княгини, доселе слывет в предании Оскольдовою могилою и глубоко уважается народом. Здесь еще во дни язычества благочестивый вельможа Ольма соорудил убогую церковь во имя Святителя Николая, тезоименитого убиенному Оскольду, и здесь повелела Ольга пресвитеру Григорию втайне погребсти себя, во избежание языческой тризны сына своего. Отселе благочестивый внук перенес торжественно нетленные мощи сей первой денницы земли Русской в великолепную церковь Десятинную, куда отошел на вечный покой и сам он, солнце России. На живописном скате Днепровского берега, на отдельном холме, как бы отшатнувшемся от первобытной горы для подножия священному памятнику, доселе стоит церковь во имя Чудотворца. Недавно сооружена каменная вместо малой деревянной, которая непрестанно обновлялась со дня смерти Оскольдовой, несмотря на все бурные перевороты многострадального Киева. Там и доселе любимое кладбище почетных его граждан. Жители Подола возносятся мертвыми на высокую гору Олегову, где неизвестна могила славного воителя; жители Печерские спускаются в гробах на могилу убиенного им Оскольда. Они ищут последнего упокоения близ первой христианской гробницы русской, под сению молитв Блаженной Княгини, которая прежде всех причтена была к лику заступников земной своей родины, и великого Чудотворца, который дал свое имя первому из просветившихся верою князей наших. С тех пор сроднился он навеки с их землею, ибо к нему прибегает Россия, как к величайшему своему заступнику, от первых времен и доныне.


Источник: Путешествие по святым местам русским / [А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863. / Ч. 2. – II, 353 с. (Авт. в книге не указан; изд. является частью одноименного произведения того же автора; Каталог книг Б-ки Имп. С.-Петерб. ун-та. Т. 1. С. 517).

Комментарии для сайта Cackle