епископ Андрей (Ухтомский)

О Любви Божией на Страшном Суде Христовом

Содержание

Предисловие

Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова Спасителя об «обителях Отца»? 12. Учение Церкви о силе молитв за умерших 13. За кого запрещает молиться св. Церковь? 14. О последнем Суде и участи человека после Второго Пришествия Христова а) «Книга жизни» Апокалипсиса как предопределение, то есть предведение Божие б) Мучения грешников как свободное их противление истине в) Суд над каждым будет различен по мере познания им добра и истины г) Самоосуждение как единственно возможный над человеком вид Суда 15. Святые как судьи Вселенной 16. Притча о богатом и Лазаре 17. Когда исправление невозможно? 18. Что такое адский огонь (объяснение некоторых труднопонимаемых изречений св. Писания) 19. Что значит вечность адского огня? 20. Что означает гнев Божий? 21. О воскресении тел Заключение  

 

Автор этой книги – священномученик Андрей, епископ Уфимский (1872–1937), известный миссионер и богослов. В юности произошла его встреча со св. прав. Иоанном Кронштадтским, которая и побудила его, несмотря на блестящие перспективы военной карьеры, принять решение о служении Богу.

По окончании М.Д.А., он принимает постриг в мантию и рукоположение в сан иеромонаха. В 1907 году состоялась его хиротония во епископа. В 1918 г. он руководил духовенством 3-й армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 года вплоть до мученической кончины Владыка неоднократно пребывал в заключении. С 1922 по 1933 годы по благословению св. Патриарха Тихона при участии епископа Андрея было тайно хиротонисано около 40 архиереев, большинство из которых приняли участие в организации Катакомбной Церкви.

22 Августа (4 Сентября н. ст.) 1937 года Святитель Андрей был расстрелян в тюрьме г. Ярославля.

Предлагая вниманию читателя редкий для богословской науки по своей теме труд Владыки Андрея, укажем, что он представляет собою изложение и толкование учения святых отцев о Страшном Суде Христовом и любви Божией на нём к человеку.

Предисловие

Если Бог есть любовь, если вся история мiра есть дело промышления благости Божией о спасении человека, для блаженства которого и создан мiр, то, несомненно, должно наступить время, когда Господь Бог вполне явит Себя мipy тем, чем Он восхотел быть для него, при его творении – всеблаженною любовию. Хотя этой великой цели Создателя воспрепятствовала воля человека, но Господь восхотел ей возвратить ею утраченное, и ведёт к тому её, промышляет о ней и спасает, имиже Ему угодно судьба́ми.

Но эти промыслительные отношения Бога к мipy, очевидно, условны и потому преходящи, временны; они должны быть заменены тем порядком вещей, когда для мiра вторично наступит царство любви, царство жизни в Боге, время непосредственно Райского общения человека с Богом, когда будет Бог всё во всём (1Кор. 15:28); тогда уже излишне будет всё, что теперь принимает Господь ко спасению человека – и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится – останется одна лишь любовь (1Кор. 13:8); «она остаётся неподвижною, постоянною, непоколебимою, пребывающею вечно – излишне пророчество, когда самые вещи налицо, и знание языков бесполезно по уничтожении их различия; прекратится и меньшее вѣдѣние, когда будет преподано большее» (Толк. блаж. Феодорита на 1Кор. 13:8). Тогда ничего не будет проклятого, но Престол Бога и Агнца будет в нём (в городе – в мiре), и рабы его будут служить Ему (Апок. 22:3).

Поэтому в Апокалипсисе – книге, говорящей о последней судьбе добра и зла, Господь везде назван Вседержителем (Παντοκράτωρ) – наименование, которого в Евангелии нет совсем и которое обозначает, что вся тварь будет некогда поставлена в иное, безусловное бытие, станет лицом к лицу к Богу – Вседержителю; поэтому же в Апокалипсисе почти не встречается наименование Бога Отцом – название, так часто встречающееся в Евангелии и обозначающее здесь почти то же, что в Ветхом Завете Иегова, то есть Бог Промыслитель – Господь, неизменно промышляющий о спасении человека и направляющий к тому все события мiра. Вследствие этого, то тусклое стекло, чрез которое человек созерцает Бога (1Кор. 13:12), открывающегося ему то как Бог обетований и силы, то как Бог завета (закона) и правды, спадёт с глаз его, и он узнает лицом к лицу Бога любви. Тогда же упразднится и первое последствие греха – смерть: ... «когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякнет ее источник, или быть плоду, когда заглохнет корень» (св. Иоанн Златоустый. Толк. на 1Кор. 13:26).

Таким образом, последний день будет завершением ожиданий и чаяний человечества. «Блаженны, – говорит Господь, – те которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни... потому что Господь всякому скажет: жаждущий пусть приходит и желающий пусть берёт воду жизни даром (Апок. 22:14,17). Но если день Второго Славного Пришествия Христова будет днём откровения Его любви, то как же он называется и Днём суда и Днём гнева; иначе говоря как догмат о Боге-Судии и Мздовоздаятеле – может быть раскрыт из начала любви Божественной? Вот вопрос, требующий ответа.

Мы говорим, что последний день мiра будет торжеством любви, осуществлением нравственного мiропорядка и днём торжества Церкви Христовой. Для каждого человека в частности, этот день может быть днём постоянных чаяний, осмысливающих его жизнь и его страдания; он есть предмет его надежды и выражение его веры в нравственный мiропорядок. Но обычным выражением этой веры в разумность мiровых явлений служит Богословский термин – загробное воздаяние. Это выражение, будучи понято буквально, подало повод к ходячему ошибочному представлению о каком-то ужасном Мздовоздаятеле – Боге, стремящемся лишь наказывать человека за его грехи. Эту мысль можно – впрочем, ошибочно – отыскать и в Апокалипсисе, который, по-видимому, стремится более говорить о гневе и ярости, чем о любви – этом исключительном свойстве Божества. Но на самом деле и Апокалипсис говорит о проявлении Божией благости не менее, чем Евангелие, и это последнее не менее Апокалипсиса заключает в себе изречения относительно гнева Божия на грех и сынов дьявола.

Постараемся же истолковать и Евангельское учение о Суде и апокалиптическое представление о загробной участи грешников и гневе Агнца, твёрдо помня христианское учение о Боге, как Боге любви и неизменяемом.


Источник: О любви божией на страшном суде Христовом / Архим. Андрей. - Казань : Казан. о-во трезвости, 1904. - 42 с. Издание третье. «ВОСКРЕСЕНIЕ». Санкт-Петербург 2008. От Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется. С.-Петербург. 9 Апреля 1904 г. Цензор Архимандрит Мефодий

Комментарии для сайта Cackle