преподобный Антиох Палестинский

Слово 33. О празднословии

Празднословие рождается от свободного времени и неожидания будущего. Ибо если бы мы боялись наказания, то вожделели бы Царства и никогда бы не празднословили, тем более что есть Господня заповедь, что мы дадим отчет во время Суда о праздном слове (Мф. 12:36), ибо [оно] то, что пользы душе не несет, то есть праздное слово. Посему нужно понуждать себя воздерживаться, чтобы не давать места праздно словию. Поскольку кто легко побеждается малым, тот неизбежно поработится и великому; тот, кто такую [заповедь как нечто малозначущее] презирает, тот и великому от Господа противится. [Col. 1541] Посему следует всяким хранением хранить сердце и тело, говорить должным образом и целесообразно, особенно тем, кто считается наставником и предводителем мирян, чтобы не услышать им: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2:21). Ибо празднословие – признак безумия, как и писано в Притчах: Сыне, не ревнуй мужем злым, ниже возжелай быти с ними (Притч. 24:1). И продолжает, говоря: Уста же непокровенная творят нестроение (Притч. 26:28); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И вновь:Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден (Сир. 20:8); От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши (Притч. 10:19). И опять-таки: Ни другу ни недругу не рассказывай о чужих жизнях, и далее:и, если это тебе не грех, не открывай (Сир. 19:8). Говорит же и Иов своим друзьям: О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость (Иов. 13:5). И: блажен человек, который не погрешал устами своими (Сир. 14:1); и опять-таки:Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло (Сир. 19:6). Заповедует же и Екклесиаст:Словеса уст премудраго – благодать, устне же безумнаго – потопят его (Еккл. 10:12); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И продолжает: Любяй же живот свой, щадит своя уста (Притч. 16:17). Так же и Апостол: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4:29). Посему, имея, возлюбленные, столько свидетельств, со всяким усердием отступим от бесполезного, а лучше сказать – душевредного празднословия, постоянно помышляя о страшной угрозе Господа, говорящего: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). Ему же слава во веки. Аминь.


Вам может быть интересно:

1. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 34. О любопытстве преподобный Антиох Палестинский

2. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель профессор Александр Иванович Пономарёв

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Немощь схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Государевы певчие дьяки XVII в. протоиерей Димитрий Разумовский

5. Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений) – Счастье и благоразумие святитель Григорий Богослов

6. День памяти св. Феодосия Тотемского священномученик Сергий Мечёв

7. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 141. Св. Григорий в сочинениях своих – 1) как духовный оратор: любовь его к сему званию; ораторское слово его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Письма – 503. Учись кротости, терпению, смирению и любви к ближнему, а наипаче побеждай гордость. Приучайся к воздержанию в еде. Послушание... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Афанасий Великий преподобный Исаак Сирин Ниневийский

10. Собрание сочинений. Том 5 – Пастырское увещание. Смиренный Амвросий Епископ Харьковский и Ахтырский возлюбленным чадам моим о Господе, православным христианам... архиепископ Амвросий (Ключарев)

Комментарии для сайта Cackle