архиепископ Антоний (Амфитеатров)

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Понятие

Догматическое Богословие есть наука, излагающая, в систематическом порядке и полноте, догматы и вообще созерцательные истины христианские, и руководствующая к тому, как христианину должно веровать в правду и исповедовать во спасение свою веру.

§ 2. Предмет

Предмет Богословия Догматического, как видно из понятия о нем, суть догматы христианские. Догматами же, в собственном смысле, 14 по употреблению сего слова св. Отцами Церкви, называются такие истины, которые а) составляют созерцательную часть учения христианского, или суть правила веры христианской; б) определены и исповедуются, на основании Божественного Откровения, общим голосом вселенской Церкви; и в) непременно должны быть содержим всяким христианином, под опасением отлучения от общества истинных христиан. Св. Отцы Церкви обыкновенно именуют их: догматами божественными, Христовыми, апостольскими, церковными, догматами благочестия, здравыми, правыми, догматами Отцов, спасительными догматами христианскими, спасительным исповеданием Церкви всеобщими мнениями. 15 В таком смысле догматы а) отличны: от практических истин христианских, или правил жизни и деятельности христианской, равно как и других истин, как то: обрядовых, исторических и подобных, хотя содержащихся в Божественном Откровении, но не относящихся к вероучению христианскому; от частных мнений каких-либо учителей Церкви о предметах веры, мнений, которые не получили общего утверждения от Церкви вселенской, и потому могут быть принимаемы и не принимаемы; 16 б) противоположны мнениям неверующих, мнениям чуждым и отринутым вселенской Церковью, мнениям, нововведенным мудрованием человеческим.

§ 3. Долг и существенный характер

Из такового понятия о Догматическом Богословии и догмате открывается, какой главный долг сей науки. поелику догматы веры суть истины богооткровенные, определённые и изъяснённые вселенской Церковью: то никто не имеет права ни составлять новых догматов, ни изменять древних, предлагая их как-либо иначе и изъясняя произвольно. Следовательно, и Догматическое Богословие должно не более, как только, следуя неуклонно вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию, как говорит Апостол (Тит. 1:1),

а) преподать именно те догматы, какие содержит, на основании Божественного Откровения, св. Церковь; б) преподать все, какие содержит; в) преподать их точно так, как содержит, указывая основания, на которых каждый догмат утверждается, дабы таким образом утвердить правую веру в учащихся и научить их, как сердцем веровать в правду, усты же исповедовать во спасение свою веру (Рим. 10:10). И в сем-то состоит существенный характер истинного Догматического Богословия – православие. Несообразность же с сим и уклонение от веры избранных Божиих и разума истины, яже по благочестию, к произвольным и суемудрым толкам лжеимённого разума, взимающегося на разум Божий (2Кор. 10:5), к тщетной лести по преданиям человеческим, а не по Христе (Кол. 2:8), есть неправославие, ересь, раскол, и наука, допускающая в себе таковую несообразность, не есть истинная христианская Догматика.

§ 4. Образцы православного исповедания веры

Дабы указанный долг Богословия Догматического успешнее выполнялся, и несомненно выражался в нем характер православия: для сего необходимо при изучении оного иметь в виду образ здравых словес, как говорит Апостол (2Тим. 1:13), которым бы постоянно руководствоваться и поверять себя. Таковой образ здравых словес составляет для нас Никео-константинопольский символ веры, или краткое изложение догматов веры, составленное на I и II вселенских Соборах, принятое с того времени во всеобщее употребление всей Церковью, и всегда и везде имеющее в ней неоспоримую важность, – поелику в нем выражен весь дух православной веры, и притом большей частью самыми словами св. Писания, на основании св. Предания и от лица вселенской Церкви. Но поелику в сем образце веры некоторые частные догматы явно не содержатся, а только предполагаются или выводятся из него, а Догматическое Богословие обязано преподать догматы веры во всей полноте и подробности: то под главным руководством сего символа нужно иметь в виду еще другие, подробнейшие образцы веры. Таковы:

1) Символ Апостольский, известный своей глубокой древностью и, по преданию, изреченный самими св. Апостолами.

2) Символ св. Григория Неокесарийского, написанный по особенному откровению Божию сим богопросвещенным мужем, и с особенной ясностью излагающий учение о Святой Троице.

3) Символ св. Афанасия Великого, излагающий с особенной полнотой догматы о Пресвятой Троице и таинстве воплощения.

4) Догматические определения семи вселенских Соборов, в которых изложены догматы о Божестве Сына Божия и Духа Святого, о двух естествах в Иисусе Христе, о вечности мучений, о почитании святых, о поклонении иконам.

5) Догматические же определения некоторых поместных Соборов, принятых также вселенской Церковью; например, определение антиохийского Собора против ереси Савелия и Павла самосатского; карфагенского и Лаодикийского – о каноне св. книг, и подобного.

6) Сюда же принадлежат исповедания веры и окружные послания некоторых св. Отцов, читанные и одобренные вселенской Церковью, равно как и другие догматические писания тех из них, кои согласно всей Церковью признаны вселенскими учителями и столпами православия, каковы: св. Афанасий Великий, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и другие; в особенности св. Иоанн Дамаскин, оставивший нам первый образец Богословия Догматического, как науки, в своем точном изложении православной веры.

8) Наконец после сих вселенских образцов веры полезно в Догматическом Богословии руководствоваться еще символическими книгами, принадлежащими собственно нашей Церкви. Это –

а) Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви – Петра Могилы, митрополита киевского, которое было рассматриваемо, одобрено и засвидетельствовано вселенскими патриархами и другими греческими иерархами, и содержит в себе катихизическое изложение символа веры и десятословия, также учения о блаженствах евангельских и молитве Господней.

б) Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, которое писано было к Церкви англиканской в 1723-м году, состоит из 18 членов, с прибавлением некоторых вопросов и ответов, и направлено большего частью против современных заблуждений лютеранских и кальвинских.

в) Пространный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви, издаваемый по определению Святейшего Синода и по Высочайшему повелению, для преподавания в училищах и употребления всех православных христиан.

§ 5. Метод

Сообразно с изложенными доселе понятиями, метод Догматического Богословия будет состоять в том, чтобы а) привести в возможный систематический порядок целый состав догматов; потом б) при изложении каждого догмата выражать его так, как содержит св. Церковь, заимствуя даже, где нужно, самые слова из какого-либо известного образца веры или символической книги; далее в) указывать места св. Писания, на которых утверждается догмат, разлагая его на составные части, подтверждая и объясняя, где нужно, определениями Соборов и писаниями отеческими, и разрешая недоумения; наконец

г) поелику догматы веры животворны и спасительны, указывать их употребление в жизни христианской и переносить из области теоретической веры в область живой и деятельной веры сердечной. 17

§ 6. Сущность догматов и главная мысль Догматического Богословия

Дабы все многоразличные догматы веры христианской связать в единое и правильное целое, и таким образом проникнуть науку Догматического Богословия одной мыслю, – для сего надобно знать, что собственно составляет сущность и главный предмет вероучения христианского. В св. Писании сие называется: а) познанием единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа: се есть живот вечный: да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси, Иисус Христа (Ин. 17:3); б) познанием тайны Бога Отца и Христа, тайны, сокровенной от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом, или многоразличной премудрости Божией, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (Кол. 2:2; Еф. 3:9; 10; 1Кор. 2:7). в) Иисус Христос кратко изображает предмет своего учения, именуя оное проповедью о царствии Божием (Мф. 4:17; 10:7; Мк. 1:14). Совокупив сии выражения священного Писания, главный предмет христианского вероучения, и, следовательно, главную мысль Догматического Богословия, которая проникает и связывает все догматы, можно выразить так: «оно есть учение о едином истинном Боге Отце, Сыне и Святом Духе, и Его божественном домостроительстве, или многоразличной премудрости, явленной в устроении царства Божия».

§ 7. Составные части

Отсюда сами собой определяются две главные составные части Богословия Догматического:

Часть I – Учение о Триедином Боге.

Часть II – Учение о домостроительстве Божием.

Первая из сих частей есть главная и основная, есть собственно и по преимуществу Богословие, начало и верх Богословия: вторая есть Богословие применительное, созерцающее Бога в Его действиях во вселенной или царстве Божием. 18

§ 8. Важность Догматического Богословия

Догматическое Богословие есть первая, главнейшая и важнейшая наука из всех богословских наук. Ибо

а) В догматах собственно содержится основание и сущность святейшей религии Христовой, как откровения божественного; нравоучение же христианское есть следствие догматов, богослужение – выражение тех же догматов в видимых знаках и действиях, прочие науки богословские частью только доставляют материал для догматики, частью занимаются приложением к делу догматов. Посему

б) Не зная догматов и не имея веры в оные, нельзя познать и усвоить себе и всей религии Христовой, а, следовательно, нельзя иметь участия в тех благах, которые дарованы ею. Так оправдание и спасение человека зависит, по слову Апостола, от верования сердцем и исповедания устами догматов Евангелия: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:10). Далее, не зная догматов и не имея веры, или худо зная и не имея правой и твердой веры, нельзя быть добрым, деятельным христианином, поелику нельзя иметь ни надлежащего познания христианских обязанностей, ни должного побуждения к исполнению их: без веры не возможно угодити Богу, говорит Апостол (Евр. 11:6). Потому-то

в) Святая Церковь, принимая в свои недра новых членов, непременно требует от них предварительно познания догматов и исповедания своей веры, и тогда, как терпит в недрах своих грешников против заповедей, отлучает от себя неверных и зловерных, как мертвые и гнилые члены. Таким образом Догматическое Богословие должно быть изучаемо с особенным тщанием и вниманием.

* * *

14

Δόγμα от δοκέω, буквально значит мнение, учение, положение, определение.

15

Θεοῠ, Χριστοῠ, Αποστολικὰ, ᾽Еκκληαστικὰ, τς, ἐυσεβειας, ὐγα, ὀρθὰ, των πατέρων, τὰ κατὰ Χριστιανισμοσωτήρια, δὸγματα ᾽Еκκληαστικὴ σώζουσα μολογία, κοιναὶ ἔννοαι.

16

Таково например, мнение некоторых Отцов, что рай, в коем жили прародители, был не на земле, а на небе; что в человеке три составные части и проч.

17

Сие последнее должен иметь в виду, при изложении догматов, преподаватель Богословия Догматического; здесь же предлагать после каждого догмата нравственные выводы – пределы учебника не позволяют.

18

Так обыкновенно разделяли учение о догматах и древние отцы Церкви, например, Григорий Богослов. Смотр. Слово на св. Пасху, 45


Источник: Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук, составленное ректором Киевской духовной академии, доктором богословия, архимандритом Антонием. - 8-е изд. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1862. - 279 с.

Комментарии для сайта Cackle