архим. Никон (Рклицкий)

Сочинения митр. Антония (Храповицкого). Том 9-й

Мысли и суждения о Русском народе, об Евразийстве, о Братстве Русской Правды. А. С. Пушкин. Ф. М. Достоевский. Царская власть и Св. Православие. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

Содержание

От автора

I. О русском народе 1. Православная культура 2. Христианство и культура 3. Могучая сила русскаго быта и заботы о его сохранении в эмиграции Окружное послание к русской заграничной пастве 4. Принятие русским народом христианства 5. Необходимость духовнаго возрождения 6. Неистребимое благочестие русскаго народа 7. Крайняя необходимость нарочитаго прославления Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира русской эмиграцией Св. Равноапостольный Великий Князь Владимир 8. Главная воспитательная сила русскаго народа – монастыри и монастырские старцы 9. Монастырские старцы 10. Посещение владыкой Антонием Глинской пустыни 11. Соединение космополитическаго и патриотическаго религиознаго идеала в русском народе 12. Приветствие собранию в день св. Владимира Русский народ 13. О покорности русскаго народа воле Божией 14. Главныя отличительныя черты русскаго народа в иконописи и в празднике Воскресения Христова 15. Наше общественное призвание 16. Берегите народныя сокровища. (О Васнецове и Нестерове) 17. О церковном искусстве и о русской литературе I II III IV V VI VII VIII 18. Религиозное призвание русскаго народа I II III IV 19. Миссионерское призвание русскаго народа I II III 20. Русский народ и православныя племена за границей России Окружное послание 21. О гонениях на Русскую Православную Церковь и об архиепископе Иларионе 22. В чем сказывается сила Православия 23. Патриарх Никон и Россия. 24. Слова Владыки Митрополита Антония о России, продиктованныя нам в 1935 году II. Об Евразийстве 1. В защиту евразийства 2. Евразийство в его зарождении и теперь III. Братство Русской Правды 1. Послание владыки Антония о вооруженной борьбе с большевиками Архипастырское послание ко всем православным Русским людям в Подъяремной России и в Зарубежье IV. Об А. С. Пушкине 1. Пушкин, как нравственная личность и православный христиан 2. Пушкин – патриот V. О Ф. М. Достоевском 1. Генезис в творчестве Достоевскаго 2. Откровение в творчестве Достоевскаго 3. Достоевский – любящий друг человечества 4. Религиозныя убеждения Достоевскаго 5. Добро и зло в душе человека по Достоевскому 6. Плодотворность проповеди добра по Достоевскому 7. Победа Христа над злом по Достоевскому 8. Опровержение Достоевским возражений против Евангелия 9. Отношение Достоевскаго к детям и женщинам 10. Пушкинская речь Достоевскаго 11. Нравственное возрождение русскаго общества 12. Общественный подъем в России и погребение Достоевскаго 13. О старцах по Достоевскому VI. Царская власть и Св. Православие 1. Общественная неосведомленность о жизни Церкви 2. Благочестие и Самодержавие 3. Царь и народ 4. Благословение «Царскому Вестнику» 5. О русской монархии 6. Ошибки монархии 7. Должные взаимоотношения между Царем и Православной Церковью 8. Русский народ и монархия 9. Православная Церковь и Император Николай II 10. Император Александр III 11. Император Александр II, реформы его царствования и русское общество 12. Кончина Государыни Императрицы Марии Феодоровны 13. Погребение Государыни Императрицы Марии Феодоровны 14. Кончина Великаго Князя Николая Николаевича 15. Признание Великаго Князя Кирилла Владимировича Российским Императором 16. Знаменительное 25-летие 17. К православным русским людям 18. Благочестие Великокняжескаго рода Владимировичей 19. «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 18, 21) 20. Приветствие Великому Князю Владимиру Кирилловичу 21. Кончина Государыни Императрицы Виктории Феодоровны 22. Кончина Государя Императора Кирилла Владимировича и принятие верховных прав на престолонаследие Великим Князем Владимиром Кирилловичем От Главы Российскаго Императорскаго Дома От Главы Российскаго Императорскаго Дома 23. Обращение Великаго Князя Владимира Кирилловича к Председателю Архиерейскаго Синода Митрополиту Анастасию и ответ Владыки Митрополита VII. Храм св. праведнаго Иова Многострадальнаго в память Царя Мученика Николая II, Царской Семьи и всех в смуте убиенных 1. Идея построения храма и организация Комитета 2. Сергей Николаевич Палеолог 3. Преподобный Иов Многострадальный и Царь Мученик Николай II 4. Первоначальные труды по сооружению храма и его закладка 5. Окончание постройки и освящение храма VIII. Христолюбивое русское воинство 1. Приветствие «Русскому Военному Вестнику». 2. Пасхальное приветствие русским воинам 3. Российскому воинству 4. О Казачестве 5. О генерале Врангеле 6. Вечная память генералу Кутепову 7. О генерале Юдениче 8. О книге А. А. Керсновскаго «История Русской Армии» 9. Открытое письмо владыки митрополита Антония – А. А. Керсновскому 10. Открытое письмо А. А. Керсновскому. (Второе) 11. Мой венок на могилу русских воинов 12. Открытое письмо русскому воинству 13. В добрый час 14. Новая книга. IX. Русской молодежи 1. Наши кадетские корпуса 2. Послание русским кадетам 3. Обращение к русской военной молодежи 4. Воспитанникам кадетских корпусов Белоцерковскаго и Горажскаго 5. Ученикам сербско-русской гимназии в Белграде 6. Воспитанницам русских женских институтов и гимназии X. Заметки о школе I II.  

 
От автора

В этой книге мы помещаем мысли и суждения владыки Антония о русском народе и о важнейших сторонах русской жизни, которыя нам удалось собрать и сохранить в годы нашего незабвеннаго сотрудничества с великим нашим Архипастырем. Владыка Антоний учил, что Св. Православная Церковь обнимает собой все стороны жизни, кроме греха, и должна вдохновлять народы, государства и каждаго человека для устройства жизни на земле, ведущей к вечному спасению на небе. Сообразно с этим владыка Антоний своим высокопросвещенным умом и состраждущим сердцем вникал во все стороны русской жизни, стремясь привести ее к Христу Спасителю.

Владыка Антоний горячо любил русский народ, указывал на то, что ни один народ мира не воспринял Христианство с такой глубиной, как это сделал русский народ на всем протяжении русской истории, начиная от принятия Христианства и до последних дней. Владыка Антоний утверждал, что Христианство на Руси неистребимо и поэтому он хранил в своем сердце светлую надежду на грядущее возрождение русскаго народа к христианской жизни, после всех страшных революционных испытаний.

Владыка Антоний был также большим знатоком и ценителем русской литературы, которую он считал могущественной силой в России. Из русских писателей владыка Антоний больше всего ценил Ф. М. Достоевскаго и был его неутомимым истолкователем. Он также почитал и других русских писателей, начиная с А. С. Пушкина и не исключая гр. Л. Н. Толстого, о котором он лишь сожалел за его уклонение от истин Св. Православия и за его грубыя кощунства в отношении Св. Православной Церкви, которую Л. Н. Толстой не понял и оклеветал. Статьи владыки Антония о А. С. Пушкине и Ф. М. Достоевском и упоминания о других писателях помещены в этой книге, а об отношении владыки Антония к гр. Л. Н. Толстому мы писали в I-м томе «Жизнеописания».

Владыка Антоний был также большим знатоком церковнаго искусства, о котором он высказал весьма ценныя и интересныя мысли, изложенныя в нашей книге.

Особенно замечательна его статья о В. М. Васнецове и М. В. Нестерове, под заглавием – «Берегите народныя сокровища».

Весьма важны для будущаго нашего Отечества те разъяснения, которыя неустанно преподавал владыка Антоний о значении для России Царской власти и о тех взаимоотношениях, которыя должны быть установлены между Царской властью и Св. Православной Церковью. Владыкой Антонием для твердаго установления этих взаимоотношеяий, от которых зависит благополучие России, разработал определенный план, изложенный им в 18 точно формулированных пунктах, который читатель найдет в этой книге, в главе «О Царской власти и Св. Православной Церкви».

Отношение владыки Антония к Русскому Христолюбивому Воинству было исполнено глубокаго сочувствия, как в годы мировой войны, так и в годы гражданской войны, и в эмиграции. Он благословлял русское воинство на бранный подвиг, в защиту Святой Руси, и мысленно как бы сам участвовал в самоотверженном служении наших воинов.

Чувства владыка Антония к молодежи были совершенно исключительными. Сам преисполненный в течение своей жизни от юных лет высоких идеалов, он находил больше отклика и созвучия в молодых сердцах, еще непоколебленных жизнью и воистину был для них лучшим другом и самоотверженным отцом.

Владыка Антоний не имел ни времени, ни возможности писать законченныя творения о России. Он лишь, при различных обстоятельствах своей подвижнической жизни, высказывал свою пламенную любовь к России и щедро расточал драгоценныя идеи и мысли о ней.

Мы, по мере возможности, постарались собрать их и точно изложить, не подвергая особой обработке, и предлагаем их просвещенному вниманию читателей.

Архиепископ Никон.

Комментарии для сайта Cackle