преподобный Антоний Великий

Поучения

Содержание

От составителя

Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель – слава Божия Памятования – возбудители и поддержатели ревности Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги Настроения души, условливающие успех Подвиги борьбы с грехом Заключение Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам Слово первое. О вере в Господа нашего Иисуса Христа Слово второе. О страхе Божием Слово третье. О долготерпении Слово четвертое. О долготерпении Слово пятое. О смирении Слово шестое. О чистоте Слово седьмое. О мире Слово восьмое. О молчании Слово девятое. О удалении от грехов Слово десятое. О обуздании языка Слово одиннадцатое. О премудрости, хранении сердца и смирении Слово двенадцатое. О стыде Слово тринадцатое. О тщеславии Слово четырнадцатое. О славе и терпении Слово пятнадцатое. О неверии Слово шестнадцатое. О внимании Слово семнадцатое. О девстве Слово восемнадцатое. О двух путях: о пути добродетели и о пути порока Слово девятнадцатое. О двуязычии Слово двадцатое. О коварстве Письма к монахам Письмо первое. Об удалении от мира Письмо второе. О Синайском законодательстве, о воплощении Бога Слова и обязанности исполнять заповеди Божии Письмо третье. О том, что благодарность Богу за дарованное нам искупление мы должны свидетельствовать исполнением заповедей Божиих Письмо четвертое. О том,что строгое исполнение закона Божия не означает рабства, но истинную свободу Письмо пятое. О том, что и Ангелы, и души святых радуются на небе, когда человек исполняет заповеди Божии Письмо шестое. О том, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивых людей с пути добродетели и что смирение необходимо для спасения Письмо седьмое. О том, что благодеяния Божии к человеку бесчисленны и что человек только посильным упражнением в добродетелях может свидетельствовать Богу благодарность свою Письмо восьмое. О том, что благодать Святого Духа должно приобретать чистотою сердца и строгою христианскою жизнью Письмо девятое. О том, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатию Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему Письмо десятое. О том, что добродетель теряет всю свою цену и достоинство от тщеславия Письмо одиннадцатое. О том, что к совершенству христианина принадлежит и духовный навык различать добро от зла, истину от лжи Письмо двенадцатое. О том, что взаимная любовь, соединяющая духовных отцов и детей, должна быть сильнее взаимной любви, соединяющей родителей и детей плотских Письмо тринадцатое. О том, что тайны Царства Небесного открываются только тем, которые достигли высокой степени духовного совершенства, и что сии люди в последний день Суда будут судить мир Письмо четырнадцатое. О том, что всякий человек должен оказывать Богу сыновнее послушание, дабы получить от Него отеческое благословение Письмо пятнадцатое. О том, что добродетели – плоды духовной жизни, а грехи – плоды духовной смерти Письмо шестнадцатое. О том, что святые люди, упоминаемые в Ветхом и Новом Заветах, во всех делах своих показывали глубокое смирение пред Богом и что мы должны подражать им Письмо семнадцатое. О том, что для духовного созерцания Господа и преображения в славу Господню должно достигать меры возраста Христова, умерщвлять себя и любить уединение Письмо восемнадцатое. О том, что коварства злых духов многоразличны, что для предохранения себя от оных потребно духовное бдение и подражание святым Письмо девятнадцатое. О том, что Дух Святой вселяется в душу человеческую тогда, когда она достойным образом уготовит себя в храм Божий, и что сильным искушениям подвергаются только те люди, которые утвердились в добродетели Письмо двадцатое. К духовному сыну своему Вевнуду: о том, что человек, желающий провождать благочестивую жизнь, получить благодать Святого Духа и удостоиться небесной славы, должен иметь все христианские добродетели, и особенно – любовь к ближним, смирение, терпение в искушениях, чистоту сердца и повиновение к духовным наставникам своим Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией Изречения преподобного Антония Великого и сказания о нем Из «Добротолюбия» Из «древнего Патерика» Из «скитского Патерика» Объяснения некоторых изречений преподобного Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем Приложения об Антонии Великом, его учениках и сподвижниках Житие преподобного Антония,описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Иоанн Златоуст о египетских подвижниках О Нитрийских пустынниках О местности, носящей название келлий Жизнь отшельников в скитской пустыне Павел Препростый Аммон Нитрийский Епископ Аммон Макарий Великий Макарий Александрийский Преподобный Пафнутий Авва Питирион Дидим Александрийский, слепец Авва Памво О Евлогии и увечном Павел Фивейский Иларион Великий Святой Юлиан и Антоний Великий Из «Исповеди» блаженного Августина Комментарии Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам Письма к монахам Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией Изречения преподобного Антония Великого и сказания о нем Из «Добротолюбия» Из «древнего Патерика» Из «скитского Патерика» Объяснения некоторых изречений преподобного Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем Житие преподобного Антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Иоанн златоуст о египетских подвижниках О Нитрийских пустынниках О местности, носящей название келлий Жизнь отшельников в скитской пустыне Павел Препростый Аммон Нитрийский Епископ Аммон Макарий Великий Макарий Александрийский Преподобный Пафнутий Авва Питирион Дидим Александрийский, слепец Авва Памво О Евлогии и увечном Павел фивейский Иларион Великий Святой Юлиан и Антоний Великий Из «исповеди» блаженного Августина  

 

Предлагаемая вниманию читателя книга является на сегодняшний день самым полным сборником творений величайшего подвижника III-IV веков – преподобного Антония Великого. К сборнику прилагается житие Антония Великого, составленное его учеником, свт. Афанасием Александрийским, а также краткие жития учеников преподобного (Макария Великого, Макария Александрийского, Аммона Нитрийского, Павла Препростого, Илариона Великого и других) и некоторые другие материалы по истории древнего иночества. Сборник снабжен комментариями.

 

 
От составителя

Предлагаемая вниманию читателя книга является на сегодняшний день самым полным сборником творений величайшего подвижника III-IV веков, святых «отцов начальника» преподобного Антония Великого.

Когда-то, в 1860-х годах, святитель Феофан Затворник в одном из писем поведал о своем замысле издать подобный сборник, куда вошли бы и все разрозненные изречения святого Антония, и все сказания о нем из греческого и латинского отечников, из «Лавсаика», «Лимонаря», «Истории боголюбцев» и т.д. Отчасти святитель Феофан попытался это сделать при работе над «Добротолюбием», систематизировав в порядке руководственных правил для монашествующих часть из переведенных им поучений преподобного.

В настоящий сборник мы включили не только подобранный святителем Феофаном материал («Устав отшельнической жизни», «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах» и др.), но и те творения святого подвижника, которые не издавались в России с 20–30-х годов XIX столетия. Среди них–полные тексты всех двадцати писем Антония Великого. По словам блаженного Иеронима, они проникнуты поистине апостольским духом. Родоначальник отшельничества писал их из своего уединения по настоятельной просьбе духовных чад, подвизавшихся в многочисленных обителях пустыни Келлий, Скита, Нитрии, в арсинойских и других монастырях.

Вошли в сборник и духовные поучения, которые авва Антоний преподал ученикам, посещая их. Это – «Правила духовным детям своим, монахам», «Различные наставления детям своим, монахам», «Двадцать слов к монахам», «Духовные наставления», «Слово о суете мира и воскресении мертвых». Все они были некогда бережно записаны учениками преподобного и разосланы в самые отдаленные обители Египетской пустыни и за ее пределы.

Наставления отца безмолвствующих кратки, но за их видимой простотой скрыты глубочайшие духовные истины, смысл которых раскрывается не сразу. Даже святитель Феофан признавал в письмах, что порой за день он может переводить не более десяти строк великого подвижника.

Ученики Антония Великого свидетельствуют, что авва был немногословен, поэтому они старались назидаться не только словом его, но и жизнью. Мы также сочли полезным дополнить книгу повествованиями о подвигах и доброделании этого святого, собранными из «Добротолюбия», «Древнего» и «Скитского» патериков, других достопамятных сказаний.

К сборнику прилагается житие Антония Великого, составленное его учеником, святителем Афанасием Александрийским, и вдохновившее немало последователей подвижника на избрание монашеского пути. Ярче всего влияние «Жития» преподобного Антония на свою жизнь изобразил блаженный Августин в «Исповеди», отрывок из которой тоже вошел в нашу книгу.

«Царственное стадо» великого пастыря уже в его время было весьма велико. Египетская пустыня быстро превратилась при нем в некое монашеское государство. Возникали целые города-монастыри с несколькими тысячами насельников, такие как Оксиринх. Однако до нашего времени сохранились имена немногих учеников Антония Великого. Как пишет церковный историк Созомен, «ученики Антония были везде, но не легко найти их, ибо они в продолжение своей жизни старались скрываться ревностнее, чем многие из нынешних людей, волнуемых честолюбием, домогаются известности».

Некоторые ученики стали истинными светильниками монашества: Макарий Великий, Макарий Александрийский, Аммон Нитрийский, Павел Препростый, Иларион Великий и другие. Каждый шел путем своего неповторимого подвига, однако во всех чадах Антония Великого, словно в духовном зеркале, отразился их божественный учитель. Особенно отчетливо это видно на примерах ближайших учеников святого. Их краткие жития, а также сказания о сподвижниках святого пустынножителя, заимствованные нами из Палладия, Руфина, блаженного Иеронима, Феодорита Кирского, Иоанна Мосха, «Истории египетских монахов», мы также посчитали необходимым поместить в этот сборник, дополнив комментариями.

 

 
Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовноподвижнические наставления. СПб., 1865.

Войтенко А. А. Антоний Великий // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 659–662.

Извеков М. С. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. 2. C. 66–130; 272–317.

Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. Ч. 1. М., 1854; Ч. 2. М., 1856. (Переиздание: М., 2000.)

Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V вв. М., 1872. (Переиздание в кн.: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 397–526.)

Поселянин Е. Пустыня: Очерки из жизни фиваидских отшельников. СПб., 1906. (Переиздание: М., 1994.)

Сергий (Спасский), архим. "Лавсаик" и История египетских монахов // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Б. м., 1882. Кн. 2. С. 197–248.

Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

Стефан Лобачевский, свящ. Святой Антоний Великий: Его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение. Одесса, 1906.

Троицкий И. И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907.


Источник: Поучения / Сост. Е. А. Смирновой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 704 с. – (Духовная сокровищница). ISBN 978–5-7533–0204–5

Вам может быть интересно:

1. Поучения преподобный Антоний Великий

2. Слово о суете мира и воскресении мертвых преподобный Антоний Великий

3. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония преподобный Антоний Великий

4. Письма преподобный Антоний Великий

5. Житие преп. Антония Великого святитель Афанасий Великий

6. Поучения преподобный Макарий Великий, Египетский

7. Изречения преподобный Арсений Великий

8. Духовные слова и послания преподобный Макарий Великий, Египетский

9. Духовные беседы преподобный Макарий Великий, Египетский

10. Нравственные правила святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle