Источник

Священная история

Ветхий Завет

Сотворение мира невидимого и видимого

В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю.

Под небом должно разуметь мир невидимый, или ангелов. Ангелы – бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются херувимами, серафимами, архангелами. Все ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших ангелов с некоторыми другими возгордился, перестал повиноваться Богу и сделался злым. Бог лишил некоторых ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией.

Земля, которую сотворил Бог, была сначала неустроена и покрыта тьмою. Потом Бог дал земле устройство в шесть дней. В первый день Он сказал: «да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сотворил твердь, которую мы называем небом; в третий день отделил воду от земли и повелел земле произрастить деревья и травы. В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – земных животных и человека.

В седьмой день Бог почил от дел Своих, то есть, не творил ничего вновь. Он освятил этот день и назвал его субботою, что значит покой.

Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божьим, а Бога Промыслителем.

Сотворение человека и его блаженство в раю

Бог создал тело первого человека Адама из земли и вдунул в него душу бессмертную и разумную, созданную по образу и по подобию Божию. Бог поселил Адама в раю, то есть, в прекрасном саду, посреди которого были два особенных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дерева имели силу охранять человека от болезней и смерти, о втором же древе Бог сказал Адаму: «от всякого древа в раю ты будешь есть, а плодов с древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, умрешь».

Потом Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял у него ребро и создал ему жену – Еву. Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею».

Первые люди блаженствовали в раю. Они не знали ни в чем недостатка, не боялись болезней и смерти и не имели нужды в одежде. Все животные повиновались им. Самое же высшее блаженство Адама и Евы состояло в том, что Сам Бог являлся им и беседовал с ними.

Грехопадение прародителей, наказание за грехи и обещание Спасителя

Блаженству первых людей в раю позавидовал диавол и соблазнил их нарушить заповедь Божью. Он вошел в змия и, когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: «Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?» – «Нет, – ответила Ева: – плоды со всех деревьев мы можем есть, только о плодах с дерева познания добра и зла Бог повелел нам: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На это диавол сказал: «Нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло». Ева поверила словам диавола. Плоды запрещенного дерева ей показались особенно красивыми и вкусными, она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел.

Как только первые люди нарушили заповедь Божью, им стало стыдно и страшно. Они заметили, что они наги, и сделали себе опоясанья из листьев смоковницы, а когда услышали голос Бога, скрылись между деревьями.

Господь позвал Адама: «Адам, где ты?». Адам ответил: «я услышал голос твой и убоялся, потому что я наг, и скрылся». «Кто сказал тебе, что ты наг?» спросил Бог Адама. «Не ел ли ты плодов с дерева, от которого Я запретил есть?» Адам ответил: «жена, которую Ты дал мне, дала мне плодов, и я ел». Господь обратился к Еве: «что ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь определил наказание людям. Еве сказал, что она в болезнях будет рождать детей, а Адаму – что он в поте лица будет добывать хлеб, пока не умрет. Но в то же время Господь и утешил людей обещанием, что Семя жены сотрет главу змия. Это значило, что от жены родится Потомок, Который победит скрывшегося в змие диавола. Затем Бог научил людей приносить жертвы, изгнал их из рая и приставил херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни.

Грехи Адама и Евы перешли на всех их потомков и называется первородным или прародительским грехом.

Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву: Каин – плоды земные, а Авель – лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердием и молитвою, а жертвы Каина не принял. После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал его в поле и там убил его.

Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин дерзко ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле».

Вместо Авеля Бог дал Адаму и Еве третьего сына – благочестивого Сифа.

Всемирный потоп

Когда род человеческий от Каина и Сифа размножился, люди забыли Бога и стали жить нечестиво. Верным Богу оставался один только Ной со своим семейством. Бог сказал Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились; Я даю им на исправление сто двадцать лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Ной, по повелению Божию, построил ковчег, то есть, большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами, и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме тех, которые находились с Ноем в ковчеге, потонули. Это называется всемирным потопом.

Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарате. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего принес благодарственную жертву Богу за спасение. Бог принял жертву Ноя, благословил его и сказал, что больше такого потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, то проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что его потомки будут в рабстве у потомков его братьев, а Сима и Иафета благословил, Симу он предсказал что в его потомстве сохранится истинная вера, а Иафету, – что его потомки будут многочисленны и примут истинную веру от потомков Сима.

То, что предсказал Ной, в точности исполнилось. От Сима произошел народ еврейский, который сохранил веру в истинного Бога; потомки Иафета (народы, населяющие Европу) приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки же Хама всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

Благословение отчее утверждает домы чад (Премудр. Иисуса, сына Сир.3:9)

Столпотворение вавилонское. Появление идолопоклонства

После потопа потомки Ноя долго жили вместе и говорили на одном языке. Когда же число людей очень увеличилось, они решили построить город в нем башню, высотою до небес, чтобы приобрести себе славу. Но Богу неугодно было их намерение. Он смешал языки строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Тогда они должны были прекратить постройку разошлись по разным странам. Недостроенный же город стал называться Вавилоном, что означает смешение.

Когда люди разошлись по разным странам, они стали забывать истинного Бога. Вместо Него они стали почитать за богов солнце, луну, звезды, животных; делали изображения этих ложных богов и поклонялись им. Такие изображения называются идолами, а народы, поклоняющиеся им, идолопоклонниками, или язычниками. Скоро почти все люди стали поклонятся идолам; верным истинному Богу оставался только Авраам, живший близ Вавилона.

Авраам

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить в его потомстве истинную веру. Он явился Аврааму и сказал: «выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Авраам повиновался Господу и переселился в землю Ханаанскую. Здесь Господь снова явился ему и сказал: «всю земля, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Поэтому земля Ханаанская стала называться Обетованною, то есть, обещанною. Она называется также Палестиною.

Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним на встречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму , Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы старший из странников сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: «зачем Сарра рассмеялась? Разве есть что – либо трудное для Бога»? – Авраам тогда понял, что пред ним не простые странники , и что с ним говорит Сам Бог.

Принесение Исаака в жертв

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто.

Когда Исаак вырос, Бог, чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил: «Отец! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит себе агнца», – ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного твоего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы.

Принесение Исаака в жертву было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя.

Видение Иаковом таинственной лестницы

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, названный Израилем. Исаак перед своею смертью благословил младшего сына – Иакова и предсказал, что из его потомства произойдет Спаситель мира. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был бежать из родительского дома.

На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот он видит сон: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху стоит Господь. Господь сказал Иакову: «не бойся! Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое так многочисленно, как песок земной, и в Семени твоем благословятся все племена земные».

Лестница, виденная во сне Иаковым, прообразовала Божью Матерь, от которой Сын Божий родился на земле.

Иосиф

У Иакова было двенадцать сыновей. Из них он больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его.

Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы его братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказал свои сны, отец заметил ему: «Что за сны? Неужели я и твоя мать, и братья твои будем кланяться тебе?» Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа.

Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их. Братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: «Вот идет сновидец; давайте – убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся его сны». Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров». Братья послушались и бросили Иосифа в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали купцы. Один из братьев Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двенадцать серебряников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «Мы нашли эту одежду, не Иосифова ли она? Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» с горестью воскликнул он и долго оплакивал своего любимого сына.

Серебряники меньше, чем наш рубль; 20 серебряников равны 17 руб. 20 коп.

Иосиф в Египте

Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу. Несколько лет Иосиф был рабом в его доме, а затем по клевете был посажен в темницу. Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же темнице сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару – что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф.

Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки , и вот вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон – будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после них семь колосьев сухих и тощих, и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, сказал он, значат одно и то же: вот наступят в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступят семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле египетской, первым после себя, и ему поручил заготовить хлеб.

Свидание Иосифа с братьями

В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле. Приехали за хлебом в Египет и сыновья Иакова. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев, но чтобы видеть, сделались ли они лучше, обошелся с ними сурово и сказал им: «Вы верно соглядатаи, пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее». – «Нет, ответили братья, мы – люди честные и все сыновья одного человека. Нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом». – «Если вы говорите правду, сказал Иосиф, то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата». Братья стали тогда говорить между собою по-еврейски, думая, что Иосиф не понимает их: «Вот мы терпим наказание за грех против нашего брата. Мы не пощадили его, зато и постигло нас такое горе». Иосиф оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.

Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собою младшего брата Вениамина. Иосиф принял их ласково, велел насыпать им хлебы в мешки, а в мешок Вениамина приказал положить серебряную чашу, из которой пил сам, и отпустил их домой. Но едва братья выехали, как Иосиф велел своему управителю догнать их и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья все вернулись к Иосифу, пали пред ним на землю и сказали: «Бог открыл неправду нашу; теперь мы все рабы твои». – «Нет, отвечал Иосиф, пусть рабом останется тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу». – Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: «Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; если мы не привезем его, отец наш умрет с печали. Поэтому будь милостив ко мне, оставь меня рабом, вместо отрока, а он пусть возвратится к отцу».

При этих словах Иосиф не мог удержаться от слез и воскликнул: «Я – брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!» Братья смутились, но Иосиф прибавил: «Не бойтесь; Сам Бог привел меня сюда для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее ко отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет, потому что остается еще пять лет голода».

Когда Иаков услышал, что Иосиф жив, переселился со всем своим семейством в Египет. Там потомство его скоро умножилось и составило народ, который стал называться еврейским. Они делились на двенадцать колен, по числу двенадцати сыновей Иакова.

Моисей

После смерти Иосифа египтяне стали всячески притеснять евреев и изнуряли их тяжелыми работами, а один из фараонов даже приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков. В это время у одного еврея, из колена Левиина, родился сын. Мать три месяца скрывала его от египтян, а когда дольше нельзя было скрывать, сплела из тростника корзинку, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзинку в тростник у берега реки.

Дочь царя фараона пришла со служанками на это место, заметила корзинку и велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его; она взяла его себе и назвала Моисеем, что значит: взятый из воды.

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Об этом узнал фараон и хотел казнить Моисея, но он убежал из Египта в другую страну, поселился у священника Иофора, женился на его дочери и пас его стада.

Однажды Моисей был со стадами у горы Хорива. Здесь он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Моисей подошел ближе и услышал из куста голос: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я уидел страдания народа Моего в Египте и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю Ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса.

Куст, горевший и не сгоравший, называется Неопалимою купиною.

Пасха и исход евреев из Египта

Моисей пришел в Египет и от имени Божия потребовал от фараона, чтоб он отпустил евреев из Египта. Но фараон ответил: «Я не знаю вашего Бога и народа еврейского не отпущу». Тогда Бог наказал египтян через Моисея десятью казнями, то есть, великими бедствиями. Каждый раз, как начиналась казнь, фараон призывал Моисея, просил прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только, по слову Моисея, казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их.

Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца, без всякого недостатка, заколоть его, испечь и съесть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали. В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плачь. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

С Моисеем вышло евреев до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей. Как только евреи выступили из Египта, пред ними явился столб, который днем был облачным, а ночью огненным и указывал им путь.

День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно и закалывать агнца. Этот праздник назван был пасхою, что значит: прошел мимо.

Первенцем называется первый, то есть старший сын. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа.

Переход евреев через Черное море и другие чудеса во время путешествия их в землю Обетованную

Евреи, по выходу из Египта, направились к Черному морю, или Красному морю. Египтяне же, похоронившие умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон собрал войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями и догнал их у берега моря. Евреи пришли в ужас и стали упрекать Моисея, зачем он вывел их из Египта. Моисей ободрял евреев и в душе молился Господу. Затем, по велению Божию, он протянул руку со своим жезлом на море, и вот сильный ветер погнал воду и разделил море. Евреи пошли по сухому дну, вода же была им стеною по правую и левую стороны. Египтяне погнались за ними. Когда же евреи все перешли на другой берег, а египтяне были еще на середине моря, Моисей снова простер жезл на море; вода соединилась и потопила всех египтян с конями и колесницами.

Во время путешествия евреев из Египта в землю Обетованную Господь сотворил много и других чудес. Когда у них вышел весь хлеб, взятый из Египта, Господь послал с неба манну, которая каждый день, кроме субботы, покрывала утром землю вокруг еврейского стана. Манна по виду была похожа мелкий град и имела вкус муки с медом.

Однажды евреи в пустыне не могли найти воды и стали роптать на Моисея. Моисей, по велению Божию, ударил жезлом по камню, и из него тот час потекла вода.

В другой раз Господь послал на евреев в наказание за ропот ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Когда же евреи раскаялись, Господь повелел Моисею сделать медного змея и повесить его на древе, и кто из ужаленных смотрел на медного змея, тот оставался жив.

Медный змей прообразовал Господа Иисуса Христа, распятаго на кресте.

Дарование закона на горе Синай

От Черного моря евреи пошли по пустыне и остановились станом у горы Синая. В пятидесятый день, по выходу из Египта, густое облако покрыло вершину этой горы, засверкали молнии, послышался гром и трубный звук, и Господь изрек Свой закон в десяти заповедях:

– Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

После этого Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали (каменный доски), на которых были написаны заповеди: на одной первые четыре – о любви к Богу, а на другой последние шесть – о любви к ближнему. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы. Моисей записал в пяти книгах эти законы, а так же все, что было до его смерти от сотворения мира. Так появились первые книги Священного Писания.

В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник Пятидесятницы.

Скиния

Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по велению Божию, устроил скинию, или переносной храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Двор назначался для народа; посредине двора стоял жертвенник. В святилище входили только священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами, светильник со семью лампадами и алтарь кадильный (жертвенник для курения фимиама). В святое святых мог входить только первосвященник, и то только один раз в год. В святом святых находился ковчег завета, то есть ящик, сделанный из дорогого дерева и обложенный золотом. В нем хранились скрижали завета и чаша с манною; на крышке же его были изображения двух херувимов, сделанные из золота.

Для служения при скинии Моисей, по велению Божию, назначил колено Левино. Брата своего Аарона поставил первосвященником, сыновей его – священниками, а прочих потомков Левия – левитами, то есть, прислужниками.

Вступление евреев землю Обетованную

Евреи вошли в землю Обетованную только через сорок лет по выходу из Египта. На такое долгое странствование они были осуждены за частый ропот и непослушание. В последний год странствования умер Моисей. Пред своею смертью он поставил вождем, вместо себя, Иисуса Навина.

При вступлении в землю Обетованную, евреем нужно было перейти реку Иордан. Иисус Навин велел священникам идти с ковчегом завета впереди. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась; вода, текущая сверху, остановилась стеною, а нижняя часть ее стекала в море, и весь народ перешел по сухому дну.

При городе Гаваоне была большая битва с народами земли Ханаанской. Евреи победили врагов и обратили их в бегство, а Бог послал с неба каменный град на бегущих, так что больше их погибло от града, чем от меча евреев. День склонялся к вечеру, а евреи еще не окончили поражения врагов. Тогда Иисус Навин, помолившись Богу, громко воскликнул ппред народом: «Остановись, солнце, и не движись луна!» И солнце остановилось, и не наступила ночь, пока евреи не поразили врагов.

При помощи Божией Иисус Навин за шесть лет завоевал всю землю Обетованную и разделил ее по жребью между двенадцатью коленами народа еврейского.

Судии

После смерти Иисуса Навина евреи часто забывали Бога и начинали поклоняться идолам. Тогда Господь предавал их в руки соседних языческих народов. Но, когда евреи раскаивались, Господь посылал им избавителей, которые освобождали их от врагов и до конца жизни управляли ими. Такие избавители назывались судьями. Всех судей у евреев было четырнадцать.

Судия Гедеон. Однажды соседний народ – мадианитяне семь лет угнетали евреев и отнимали у них имущество и хлеб. Евреи обратились с молитвой к Богу, и он избрал для их спасения Гедеона. Гедеон собрал войско, тридцать две тысячи человек, чтобы идти против врагов. Но Господь сказал ему: «У тебя слишком большое войско. Скажи народу, что, кто боязлив, тот пусть возвратится домой». После этого у Гедеона осталось десять тысяч. Но Господь сказал, что и этого много, и велел Гедеону вести войско к воде и тех, кто будет пить воду горстью, взять с собой, тех, которые будут наклоняться и пить прямо из реки ртом, отпустить домой. И оказалось, что пивших горстью было только триста человек. Гедеон дал каждому по трубе и пустому кувшину, в котором был спрятан горящий факел. Они пошли ночью и окружили стан неприятельский. Затем, по данному знаку, все войны Гедеона разбили кувшины, затрубили в трубы и, держа светильники в руках, кричали: «Меч Господень и Гедеона!» Мадианитяне испугались, стали в темноте убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство. После этого евреи предложили Гедеону царствовать над ними, но он отказался и сказал: «Господь пусть владеет вами».

Судия Самуил. Последним судьей народа еврейского был Самуил. Он избавил евреев от власти филистимлян и управлял народом сорок лет. Но под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые судили не справедливо: за подарки они оправдывали виновных, а невиновных осуждали. Тогда евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя. Самуил помолился Богу, и Бог сказал ему: «К тебе завтра придет человек, которого ты помажешь в цари народу еврейскому».

Саул, первый царь еврейский

У одного еврея, имя которому было Кис, пропали ослицы, и он послал сына своего Саула со слугою отыскивать их. Долго ходил Саул и потом решил обратиться к пророку Самуилу, не скажет ли он, где искать ослиц. Самуил принял Саула с особенным почетом и сказал, что ослицы уже нашлись, а, провожая Саула, возлил елей на его голову и сказал: «Вот Господь помазывает тебя в цари народа Своего». Вместе с этим Дух Божий сошел на Саула. Вскоре Самуил созвал народ, чтобы избрать царя. Бросили жребий; жребий пал на Саула, и он был объявлен царем.

Первое время своего царствования Саул поступал по воле Божьей, но потом он возгордился и сделался непослушен. Однажды Господь повелел Саулу идти войною на соседний языческий народ и истребить всех жителей и все их имущество. Но Саул выбрал все лучшее в стадах их и пощадил побежденного царя. Когда пришел Самуил, Саул сказал ему: «Я исполнил повеление Господне». А Самуил спросил: «Почему же я слышу блеяние овец и мычание волов?» – «Народ пощадил лучших овец и волов, чтобы принести их в жертву», ответил Саул. Тогда Самуил сказал ему: «Послушание лучше жертвы, а противление такой же грех, как и идолопоклонничество. За то, что ты отверг повеление Господа, и Господь отверг тебя и отдаст царство ближнему твоему который лучше тебя».

После этого пророк Самуил, по велению Божию, пошел в город Вифлеем и помазал на царство Давида, сына Иессеева, из колена Иудина. И дух Божий сошел на Давида, а от Саула отступил.

Послушание лучше жертвы (1Цар. 15:22).

Победа Давида над Голиафом

В царствование Саула у евреев случилась война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, и кричал евреям: «Зачем нам всем сражаться? Пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней, утром и вечером, выступал этот великан и смеялся над евреями и поносил имя Бога еврейского. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не смел выступать против великана.

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев. Он испросил у Саула позволение сразиться с великаном, взял пращу и пять круглых камней и выступил против него. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: «Разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?» Давид ответил: «Ты идешь на меня с мечом и копьем, а я иду во имя Господа Бога, Которого ты поносишь. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь». С этими словами Давид положил в пращу камень и бросил в великана. Камень попал в лоб Голиафу; он упал на землю, а Давид подбежал и его же мечем отсек ему голову. Филистимляне, когда увидели, что великан их убит, испугались и побежали, а евреи преследовали их и многих убили.

Царствование Давида

После смерти Саула над евреями воцарился Давид. Господь благословил его царствование и помогал ему во всем. Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую и торжественно перенес в нее ковчег завета. Давиду хотелось построить и постоянный храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя».

Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он написал много песнопений, которые называются псалмами. Псалмы составляют священную книгу Псалтырь и часто читаются у нас во время церковных служб.

Соломон

Соломон, сын Давида, при выступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь Я дам тебе». – «Господи! ответил Соломон, Ты поставил меня царем, а я отрок малый; даруй же мне разум, что управлять народом Твоим». Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «За то, что ты не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет, и долгую жизнь, и богатство, и славу также дам тебе».

Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, в суде. К нему однажды пришли две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью у одной из них младенец умер, и она подложила своего мертвого другой женщине, а живого взяла себе. Утром женщины стали спорить: «Живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал: «Принесите меч, разрубите живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин, при этих словах, воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая я же напротив говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда царь сказал: «Не убивайте дитяти, а отдайте его первой женщине: она его мать».

Соломон прославился еще построением храма в Иерусалиме. Храм строился по образцу скинии, но был обширнее и великолепнее её. Стены его были снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом; все принадлежности для богослужения были сделаны из золота. Когда храм был готов, и в него торжественно внесли ковчег завета, слава Господня, в виде облака, наполнила храм, и с неба сошел огонь и попалил приготовленные жертвы.

Под конец своей жизни Соломон прогневал Бога. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда. За это Господь через пророка объявил Соломону, что царство еврейское после его смерти разделится, и его сыну достанется меньшая его часть.

Разделение царства еврейского на два: иудейское и израильское. Судьба того и другого царства

По смерти Соломона царство еврейское разделилось на два царства. Колено иудино и вениаминово остались верными сыну Соломона Ровоаму, а прочие десять колен избрали царем Иеровоама – израильским. Столицею в иудейском царстве был город Иерусалим, а израильском – Самария.

Жители царства израильского ходили в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклонятся идолам.

Следующие цари израильские были столь же нечестивы, как и Иеровоам. Вместе с ними поклонялся идолам и народ. За это Господь наказал израильтян. Царь ассирийский завоевал царство израильское и многих жителей отвел в плен, а на их место переселил язычников ассириян. Они смешались с оставшимися израильтянами и образовали народ, который стал называться самарянами. Самаряне говорили не чистыми еврейским языком, и, хотя веровали в истинного Бога, но не оставляли и своих прежних языческих верований. Иудеи презирали самарян, не садились с ними вместе за стол и старались даже не говорить с ними.

Иудеи также часто забывали истинного Бога и впадали в нечестие и идолопоклонство. За это Господь наказал и иудейское царство: оно было завоевано вавилонским царем Навуходоносором; город Иерусалим и храм были разрушены, а народ отведен в плен.

Пророки

Пророками называются такие святые люди, которые, по внушению Божию, предсказывали будущее. Пророки учили народ истинной вере и творили много чудес.

Пророк Илия

Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве, который сам поклонялся идолу Ваалу и принуждал к тому же народ. Илия пришел к Ахаву и от имени Божия объявил ему: «За твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моему слову». Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илия в это время жил в пустыне у одного ручья, куда вороны, по велению Божию, приносили ему хлеб и мясо.

Когда ручей высох, Илия пошел в языческий город Сарепту. У городских ворот он встретил бедную вдову, которая собирала дрова, и попросил у ней хлеба и воды. Женщина ответила: «У меня самой только и осталось, что горсть муки и немного масла, вот я пойду и приготовлю для себя и для сына моего; съедим это и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся! Испеки прежде хлебец для меня, а для себя и сына испечешь после; потому что так говорит Господь Бог Израилев: ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут убывать у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Женщина поверила и сделала, как велел ей пророк. И действительно, ни мука, ни масло не убывали у нее во все время голода. Вскоре у этой же вдовы умер сын. Пророк Илия помолился Богу, и отрок воскрес.

Три с половиной года продолжалась засуха. Народ стал раскаиваться. Тогда Илия снова пришел к Ахаву и предложил ему и всему народу приготовить две жертвы, – одну Господу, а другую Ваалу, но огня не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет с неба огонь на жертву, и есть истинный Бог. Ахав согласился. Первыми стали приносить жертву жрецы вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день молились своему богу и кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел поливать жертву водой, так что ею наполнился ров. Затем Илия обратился с молитвою к Господу, и тотчас сошел с неба огонь, который не только попалил дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Бог Илии есть истинный Бог!» После этого Господь послал на землю дождь.

По повелению Божию, Илия помазал в пророки ученика своего Елисея. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя». – «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», ответил Елисей. Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница и огненные кони, и Илия понесся в вихре на небо. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» В это время к его ногам упала милоть Илии, и с нею Елисей получил вдвойне дух пророческий.

Милоть – это верхняя одежда. – Слова пророка Елисея : «Отец мой, отец мой"… значили, что св. пророк Илия своими молитвами защищал царство еврейское от врагов лучше, чем колесницы и конница.

Пророк Елисей

Пророк Елисей в особенности прославился чудесами.

После взятия Илии на небо, Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде; вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну.

Близ города Вефиля Елисея увидали дети, стали смеятся над ним и кричали: «Иди, иди, плешивый!» Елисей сказал, что они будут за это наказаны, и тотчас выбежали из леса медведицы и растерзали сорок два мальчика.

Однажды к Елисею пришла бедная вдова и горько жаловалась: «Муж мой умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы». – «Что у тебя есть в доме?» спросил Елисей. Женщина ответила: «Ничего нет, кроме одного сосуда с маслом». Елисей велел ей собрать у соседей, как можно больше пустых сосудов и разливать в них масло. Женщина так и сделала, и масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Она продала масло и заплатила долг.

Военачальник сирийского царя Нееман был болен проказаю, и никто не мог вылечить его от этой болезни. Он поехал к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордан. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас исцелился. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него. Когда же Нееман отправился домой, слуга Елисея Гиезий догнал его и выпросил у него от имени пророка серебра и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею. «Откуда ты, Гиезий?» спросил его Елисей. – «Раб твой никуда не ходил», ответил Гиезий. Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: «Вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его». И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказою.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Однажды мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего, но, завидев неприятелей, поспешно бросили тело в пещеру. Как только оно коснулось костей пророка Елисея, умерший тотчас воскрес.

Пророк Иона

Господь послал пророка Иону в ассирийский город Ниневию возвестить жителям, что Господь погубить их, если они не покаются. Но Иона не хотел идти с проповедью к врагам народа израильского и сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Вдруг поднялась на море сильная буря. Плывшие на корабле решили, что кто-нибудь из них прогневал Бога, и бросили жребий, чтобы узнать, из-за кого их постигло бедствие. Жребий пал на Иону, и он сказал: «Да, я согрешил перед Господом! Бросьте меня в море, буря утихнет, а пророка, по повелению Божию, поглотил кит (большая рыба), и Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании.

Через три дня кит выбросил пророка на берег, и Иона отправился в Ниневию. Целый день он ходил по городу и всем говорил: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Устрашенные жители раскаялись, оставили все дела, наложили на себя пост и стали молиться. Господь помиловал ниневитян. Но Иона не рад был этому и просил себе у Бога смерти. Господь вразумил его таким образом. Перед шалашом, который Иона устроил для себя, в одну ночь выросло деревце с широкими листьями и защищало Иону от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил дерево и оно засохло. Иона стал сожалеть о засохшем дереве, а Господь сказал ему: «Вот, если ты жалеешь о растении, над которым не трудился, так Мне ли не жалеть Ниневии, в которой больше ста двадцати тысяч младенцев, не умеющих отличить правой руки от левой?»

Пророк Исайя; предсказания о Спасителе других пророков

Исайя был призван к пророческому служению в видении. Он видел Господа сидящим на величественном престоле и окруженным шестикрылыми серафимами, которые непрестанно взывали: «Свят, свят, свят Господь Саоваф! Вся земля полна славы Его». Один из серафимов взял уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал «Вот грехи твои очищены». После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев.

Пророк Исаия написал книгу, в которой предсказал о Христе Спасителе, что Он родится от Девы, будет творить много чудес и пострадает за наши грехи. За ясность предсказаний о Спасителе Исаию называют ветхозаветным евангелистом.

Из других пророков Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме; Даниил, что Спаситель придет на землю чрез семьдесят седьмин после возвращения иудеев из плена вавилонского; Иоиль предсказал о сошествии Святаго Духа на апостолов и на всех верующих.

Воспитание Даниила, Анании, Азарии и Мисаила

Навуходоносор, царь вавилонский, завоевавший иудейское царство, приказал набрать отроков из знатных иудейских семейств. Их воспитывали при царском дворе и учили разным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего – либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил воспитателя позволить им, хоть десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона Бог наградил этих отроков хорошими способностями. Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны.

Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, когда же проснулся, то не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «Нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов. Тогда Даниил попросил царя дать ему сроку три дня и обратился с усердной молитвой к Богу. Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки – серебряные, чрево – медное, а ноги – частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень, ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю». Царь вспомнил, что действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, это твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит на земле Свое вечное царство». Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину Бог ваш есть Бог богов».

Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Спаситель мира и основал Свое всемирное царство – святую Церковь.

Три отрока в пещи огненной

Навуходоносор поставил близ города Вавилон большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышать звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнить царского повеления, тот будет брошен в разожжённую пещь. По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что войны, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимы, потому что Господь послал ангел Своего остудить пламя. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «Не трех ли связанных мы бросили в пещь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим поданным хулить Его имя.

Даниил во рве львином

После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой – либо просьбой ни к богу, ни к человеку, кроме самого царя; а если кто нарушит этот приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, не смотря на царское запрещение, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам. На другой же день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил раб Божий! Бог, которому ты служишь мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их.

Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма

Иудеи были в плену вавилонском семьдесят лет. Царь персидский Кир позволил им возвратиться из Вавилона на родину и построить город и храм. Он даже отдал иудеям все сосуды, которые были взяты Навуходоносором при разрушении храма Соломонова. Новый храм был меньше и беднее храма Соломонова, но пророки Аггей и Захария утешали строителей тем, что в этом храме явится Спаситель мира.

Братья Маккавеи

Иудеи возвратились из плена в родную землю, но оставались подчиненными чужим народом. Царь сирийский Антиох Епифан, под властью которого находились иудеи, захотел, чтоб все его подданные говорили одним – греческим языком и кланялись только греческим богам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от веры. Одного старца Елеазара царские посланные заставляли есть запрещенное законом Моисеевым свиное мясо. Когда он отказался, его убеждали показать только вид пред народом, будто он есть свиное мясо. Но Елеазар и на это ответил: «В мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться». Тогда мучители предали его смерти.

К самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их вкусить свиного мяса, но они смело отвечали ему: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекли руки и ноги, сдирали кожу, жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь ласково убеждал не противиться, обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну и сказал: «Сын мой! Не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и мать.

***

Когда настало время пришествия в мир Спасителя, иудеи находились под властью римлян. Это было четвертое великое царство из предсказанных пророком Даниилом. Римляне поставили над иудеями царем Ирода, при котором и родился Господь Иисус Христос.

От сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Это время , когда Господь приготовлял людей к принятию Спасителя, называется Ветхим Заветом, а время после Рождества Христова – Новым Заветом.


Источник: Наставление в Законе Божием : Молитвы, Свящ. история, богослужение Православ. Церкви, о вере и жизни христианской : Пособие для церков.-приход. шк., нач. училищ и пригот. кл. сред. учеб. заведений, подгот. к прием. экзаменам в 1 кл. кадет. корпуса / сост. протоиер. Аполлоний Темномеров. - 26. изд. - Петроград : Тип. АО "Слово", 1917. - 191 с. : ил., карт. (Текст частично церковнославян).

Комментарии для сайта Cackle