архиепископ Арсений (Брянцев)

VII.Слово на день Трёх Святителей13

О необходимости внимательно приготовляться к высокому пастырскому служению

Блюдите убо, како опасно

ходите, не якоже не мудри,

но якоже премудри: искупующе время, яко

дние лукави суть (Еф.5:15–16).

Так писал апостол Павел в своём послании к жителям города Эфеса, желая предостеречь их от опасности, угрожающей со стороны неверующих в Господа нашего Иисуса Христа – язычников и иудеев, со стороны лжеучителей и еретиков, и со стороны нравственных недостатков, замеченных апостолом у самих христиан ефесских. Приняв во внимание все эти обстоятельства, апостол Павел называет тогдашнее время для Ефессеян опасным: блюдите убо како опасно ходите, говорит он, и живите не якоже немудра, но якоже премудри, т. к. не будьте слишком просты и доверчивы ко всякому, не будьте рассеяны и невнимательны к своим нравственным недостаткам, но живите искупующе время, строго относитесь ко всему окружающему, твёрдо держитесь благовествования Христова; по Евангелию Христову располагайте жизнь свою и воздерживайтесь от всех пороков; иначе, время опасное, жизнь лукава и обманчива, и вы, расставшись неожиданно с этой жизнью, можете впасть в вечную погибель. Это наставление апостола Павла, сказанное Ефессеянам, относится и ко всем христианам, относится оно весьма близко к нашему времени и к нам, братья. Но особенно его можно отнести к тем лицам, которые должны следить за духом времени, подмечать его вредное, заражающее влияние и предостерегать от заразы духом времени других. Кто же эти лица? Пастыри церкви. Они призваны к тому, чтобы сами, живя не яко немудры но якоже премудры, искупая, время, следили за нравственностью своих пасомых, подмечали ложные направления духа времени и предостерегали от влияния оного своих пасомых. Но если это наставление относится к пастырям церкви, то не менее того его можно отнести и к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению, дабы они наперёд приготовили себя к тому, чтобы быть добрыми пастырями, могли отличать дух истины от духа времени, духа лжи и заблуждения, и могли искусно предостерегать своих будущих пасомых. Как видите, воспитанники сего училища, к вам слово моё. Наше время – время лукавое, блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры: искупующе время, яко дние лукавы суть (Еф. 5:15–16).

Не напрасно сей храм посвящён во имя трёх вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Он посвящён во имя сих Святителей для того, чтобы вы, учась в этом училище и молясь в сем храме, имели у себя перед глазами пример в лице сих великих пастырей церкви Христовой; воспитываясь здесь, воспитали бы в себе дух сих пастырей церкви и вышли бы отсюда в жизнь с их пастырской ревностью. Посмотрите, каковы были празднуемые Святители, как они жили и действовали, как относились к своему времени.

Празднуемые нами ныне три Святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, как вы знаете из истории, своими именами положили особенную печать на своё время, дали название своему веку – золотого века. Из детства их вы знаете, что они были детьми, украшающими свои семейства. Примерное почитание и повиновение родителям, прилежание к начальному образованию и, особенно, к закону Божью, усердие к молитве, проявление благочестивой жизни и доброй нравственности – вот чем отмечено детство празднуемых ныне трёх Святителей. В период школьного своего воспитания они представляли прекрасный образец для своих товарищей, любовь к науке и к труду вообще и особенно усердием к храму Божию. Добрые христианские свойства особенно делались заметными у них в школе потому, что они учились в школах языческих. Вступив в жизнь, сделавшись пастырями церкви, празднуемые Святители составили собой славу церкви. Глубокая вера, основательное знание христианских догматов, строго благочестивая жизнь, сильное слово и дар красноречия, плодотворная пастырская деятельность, твёрдость характера и несокрушимость оного даже перед сильными мира сего – всё это имело такое значение, такое влияние на те общества, где они жили, что они перерождали самые общества, заставляли это общество чуть не боготворить их, и тогдашние христиане не знали, кому из Святителей воздать более чести. Сколько примеров для подражания для вас, воспитанники сего училища, в этой краткой характеристике жизни и деятельности празднуемых Святителей! Но их высокие качества ещё виднее будут для нас, ещё поучительнее, если мы припомним то время, когда жили эти св. отцы и как относились они к своему времени.

Хотя христианство в то время было уже господствующей религией; но, тем не менее, язычество имело ещё большую силу и составляло немалое препятствие к распространению христианства и вредило нравственности христиан. В самой церкви христианской было множество внутренних споров и раздоров по причине множества в то время ересей и особенно ереси арианской. Эти раздоры были причиной того, что на православных христиан воздвигаемы были гонении. Кроме того, была сильная распущенность нравов, особенно среди высшего сословия. Все эти обстоятельства делали время жизни празднуемых Святителей трудным и опасным, как для них самих, так и для церкви Христовой. Но они весьма близко принимали к сердцу наставление апостола Павла: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть. Принимая же сие наставление лично к себе, они, в то же время, громко внушали оное своим пасомым, не стеснялись никакими обстоятельствами, не взирали ни на какие препятствия. Они не были рабами своего времени, не подчинялись тому или другому ложному направлению, не склонялись ни перед каким ложным авторитетом, не боялись даже сильных мира. Но с силой опровергали современные ложные направления; смело говорили в глаза сильным мира истину Христову и за веру Христову терпели не только разные притеснения и гонения, но и смерть. Припоминая современные обстоятельства, жизнь и деятельность прославляемых Святителей среди сих обстоятельств, и представляя наше настоящее время, невольно скажешь: как бы благовременны были теперь подобные ревнители веры и благочестия, и такие пастыри церкви, каковы были празднуемые нами Святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

В самом деле, каково наше время? Наше время лучше описанного нами времени празднуемых трёх Святителей только в том отношении, что теперь нет гонения на веру и церковь Христову, что наша православная церковь есть господствующая церковь, что православие покровительствуется и защищается церковными и государственными законами. Но если мы присмотримся поближе к членам церкви православной и к лицам, называющим себя православными христианами и считающими себя принадлежащими к православной церкви, то увидим, что и в настоящее время немало ересей и еретиков, расколов и раскольников, немало, наконец, называющих себя христианами, но недостойных самого имени христианина. Что же касается до растлевающего и заражающего духа времени, обнимающего собой почти все слои общества; что касается до противорелигиозного направления, проникающего всюду и влияющего почти на всех, то в этом отношении наше время далеко хуже времени празднуемых Святителей. Растлевающий дух времени, ложное направление проникли нынче всюду в общество, в школы и семейства. Вследствие такого духа времени холодность к религии и церкви – очевидная, а вместе с холодностью, забвение даже самых первых и необходимых христианских обязанностей, стало явлением чуть не обыкновенным. Вследствие такого духа времени, вследствие такой холодности к религии и церкви, неразрывно идёт упадок нравственности. Но этого мало, вследствие ложного направления много ныне найдётся таких людей, которые с убеждением сами поступают против религии, требований церкви и нравственности и на других влияют своим примером, словом и делом. Не перечисляя примеров растлевающего духа времени, хотелось бы, не скрывая своих собственных недугов, спросить о себе: чужды ли мы с вами, питомцы сего училища, этого гнилого духа времени? Пусть каждый из вас проверит свою совесть и даст ответ самому себе. Но только блюдите, како опасно ходите, не яко немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть.

Но что же делать для того, чтобы уврачевать недуг времени? Не место здесь всесторонне рассматривать причины сего недуга в изобретать средства против него. А припомним одно: кому сказал Спаситель – вы – соль земли, вы – свет миру? Кого сравнил Он со свечой, которую не ставят под спудом, а на свечнице, да светит всем? Это сказал Спаситель верховым пастырям церкви – Апостолам, а в лице их – и их преемникам, всем пастырям церкви. Высоко же значение пастырей церкви, высоко их назначение! Они – соль земли для уничтожения гнилого духа времени, они – свет миру для просвещения людей истиной Христовой. Значит, на пастырях церкви лежит обязанность врачевать вредный дух времени. Понятно, каковы должны быть пастыри церкви! Если так высоко назначение пастырей церкви, то так же высоко назначение и ваше, воспитанники сего училища; ибо вы приготовляетесь к тому, чтобы быть пастырями церкви, учителями веры и благочестия. Блюдите же, како опасно ходите, не якоже премудры, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукавы суть. Не увлекайтесь духом времени, но приготовляйтесь внимательно к высокому своему призванию, чтобы, когда судит вам Бог быть пастырями церкви и учителями веры, вы были бы действительно солью земли и светильниками веры, ярко светящими перед своими пасомыми. А для этого и для того, чтобы вредный дух времени не поглотил вас, необходимо, кроме приобретения основательного знания предметов веры и нравственности, воспитать в себе любовь к своему высокому призванию, любовь к православной церкви, заручиться правилами нравственной и благочестивой жизни и воспитать в себе пастырскую ревность. Празднуемые ныне Святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст да будут вам во всем этом примером. Аминь.

* * *

13

Произнесено в 1876 г. в Трёхсвятительской Семинарской церкви 30 января.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle