Источник

Псалом 15

Столпописание Давиду.

Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу (Деян.2:22–32, 13:35–37). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисусa Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророк, и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его, от предвидел воскресение Христа, и потому сказал, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления. А последний, рассуждая о том же предмете пред Иудеями Антиохийскими, почти в подобных выражениях отозвался к ним так: мы, сказал он им, благовествуем вам, что обещание, данное отцем нашим, Бог исполнил пред нами – детьми их, воскресив Иисуса. А что воскресил Его из мертвых, так что уже не обратится в тление, о сем вещал Он так: Я дам вам милости, обещанныя Давиду, верно. Посему и в другом месте, т. е. в настоящем псалме, говорит: не дашь Святому Твоему увидеть истления. Давид же, в свое время послужив изволению Божию, почил и положен с отцами нашими и увидел тление. А Тот, Котораго Бог воскресил, не увидел тления. Посему на столпописание Псалмопевца справедливо можно смотреть, как на первообраз или прообраз Креста Христова, на котором, как известно из Евангелия, была также положена знаменательная и вместе пророчественная, хотя полагавшие о том и не думали, надпись: Иисус Назорянин Царь Иудейский, и Который действительно был и будет до скончания века несокрушимым памятником победы Распятого на нём над смертию и диаволом, а для нас – верующих в Него, всегда будет служить победоносным знамением на всю силу вражию. Но почему именно Давиду, а не кому-либо другому, предоставлено было в судьбах Промысла, поставить сей столпописанный памятник? Потому, что он был по плоти родоначальник Того, о Котором идёт речь, и ему, как говорит Апостол, обещано было от Бога с клятвою от плода чресл его воздвигнути Христа Господня и посадити на престоле его, и потому ему же всего приличнее было возвестить сим памятником о сем дивном Потомке своём будущим родам, и чрез то возбудить и укрепить в них веру в Него. И так, возлюбленные, в настоящем псалме взору нашему представляется пророческий памятник глубокой древности и чрезвычайного достоинства; не пройдём мимо его без должного внимания, но остановимся при нём и рассмотрим его во всех подробностях.

Положенную на нём надпись мы уже прочитали; но надпись на памятнике есть то же, что дверь в здании; не довольно увидеть Дверь, чтобы знать, каково здание, и что в нём находится; для сего нужно, отворив дверь, войти в здание и осмотреть его внимательно. Таким жеобразом поступим мы и с нашим памятником: от надписания его перейдём к обозрению составных его частей, дабы получить о нём полное и совершенное понятие.

В псалме семь говорит Давид не от своего лица, но от лица Того, Которого ещё носил он в чреслах своих, от лица Христова. Хотя многое в нём может быть отнесено и лично к нему самому; но это потому, что, с одной стороны, он, в качестве царя и пророка в народе богоизбранном, предизображал собою Христа, и потому относящееся ко Христу в известной мере свойственно и ему, а с другой – и Сам Христос, как ходатай Бога и человеков, в своём ходатайственном служении преподал нам образец жизни святой и богоугодной, с строгим предписанием неуклонно следовать образцу сему, если желаем иметь часть и наследие с Ним во Царствии Его, и потому дух молитвенный и общий характер земной Его деятельности могут и должны быть приличны и свойственны не только мужу по сердцу Божию – Давиду, но и всякому истинно благочестивому, или, по крайней мере, ревнующему о благочестии человеку; главным же образом речь во всём псалме принадлежит Христу-Богочеловеку в крестоносном Его подвиге.

Сохрани мя, Господи, вопиет он, на Тя уповах (Пс.15:1).

Это глас Христов к Богу Отцу во время страданий Его, говорит в объяснении стиха сего св. Афанаcий Великий; взывает же таким образом Христос по человечеству, ибо Он, по человечеству, уповал на Бога Отца, что Он воскресит Его из мёртвых со славою, точно так же, как Он пред страданиями Своими молился о чаше, взывая: Отче, аще возможно есть, да мимо идет чаша сия: обаче не яко же Азе хощу, но яко же Ты (Мф.26:39). И апостол Павел уверяет, что Он в cиe время услышан был от благоговеинства: Иже, говорит он, во днех плоти своей моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства. Аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совершився бысть всем послушающим Его виновен спасения вечнаго (Евр.5:7–9). Тем не менее, однако ж, заметим мимоходом, страдания эти, об отвращении коих Он молился, не были отменены, ни даже сокращены и уменьшены, но всею тяжестию миpa греховного, в них наказуемого, и со всем ожесточением адской злобы на Него обрушились. Что же это значит? В чём Он услышан, когда чаша страдания мимо Его не прошла, но вся до дна на Него пролиялась? Услышан во второй и важнейшей части своего прошения, услышан в том, что на Нём и чрез Него исполнилась воля Отца Небесного, спасающая род человеческий, которой Он добровольно покорился. Обаче, не яко же Аз хощу, взывал Он ко Отцу, но яко же Ты, и в этом-то именно Он и услышан. Во всяком случае, как страдал Он по человечеству, без всякого участия в том Божества, ибо Божество бесстрастно, от того-то и воззвал Он на кресте: Боже Мой, Боже Мой, Вскую Мя еси оставил, так и молился также по человечеству, и в этом положении Он, естественно, меньше Отца, и как меньший к большему обращался, преклоняя пред Ним колена, простирая к Нему руце, проливая слёзы и источая пот кровавый. В сем смысле, при окончании всего ходатайственного служения, изрёк Он: иду ко Отцу, яко Отец Мой болий Мене есть (Ин.14:28), и по воскресении из мертвых: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17), В таком же точно смысле глаголет Он и здесь:

Рех Господеви: Господь Мой еси Ты, яко благих Моих не требуеши (Пс.15:2).

Называя Бога Отца Своим Господом и в Нём одном полагая Своё благо. Т. е., Он просит, скажем словами блаженного Феодорита, как человек, и даёт просимое, как Бог, по благоволению и при содействии Своего Отца. Слова же: рех Господеви: Господь мой eси Ты, подобны сказанному: восхожду к Богу Моему и Богу вашему.

Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них (Пс.15:3).

Святые есть на небе, есть и на земле; святые на небе суть Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы и все воинства небесные, окружающее престол Вседержителя, и выну Его славящие и исполняющие веления Его, а также и духи праведных человеков совершенные, от сея жизни тленной в жизнь нетленную прешедшие и в лик Ангельский вчинённые, и Его действиям, по мере свыше данной благодати каждому из них, подражавшее, а святые на земле суть мужи и жены, о стяжании святости неутомимо и ревностно подвизающиеся исполнением закона Божия, в трудех и бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божии, оружии правды, десными и шуими (2Кор.6:5–7), и не редко, при содействии той же благодати Божией, достигающие такой высоты духовного совершенства, что плоть их, так сказать, умирает, страсти умолкают, похоти не действуют, или очень слабо действуют, мiр со всеми своими прелестями для них как бы не существует, ум и сердце возносятся гopе и вращаются более на небе, нежели на земле. Иже Христовы суть, говорит апостол, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал.5:24), требующей мира сего, яко же не требующе, имущии жены, яко же не имущии, плачущиися, яко же не плачущии, радующиися, яко же не радующеся, и купующии, яко ничто же содержаще (1Кор.7:29–31), им же мiр распяся и они мipoви (Гал.6:14), м их же жиmиe, собственно говоря, на небесех есть, отонудуже Спасителя ждут (Фил.3:20), а на земле остающиеся только как странники и пришельцы, не имущии зде пребывающаго града, но грядущаго взыскующей (Евр.13:14). В тех и других Господь дивно исполняет все хотения Свои; ибо Бог наш, по словам пророка, на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори (Пс.113:11); но здесь речь идёт очевидно о святых второго рода, ибо сказано прямо: святым, ижe суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них, хотя и святые, сущие на небе, не редко, по изволению Божию, нисходят на землю, и в своих спасительных внушениях и благотворных действиях являют чудодействующую десницу Вышнего. За сим остаётся нам разрешить два немаловажные вопроса:

1) для чего ходатай Бога и человеков, Богочеловек Христос Иисус, в своей молитве ко Отцу, будучи Сам всесвятым, упоминает о святых, сущих на земле, как будто в подкрепление духа и силы своей молитвы, в чём, конечно, не имел Он никакой нужды, и

2) кого должно разуметь под сими святыми – всех ли вообще, или только некоторых, и кого именно?

Первый из сих вопросов коротко и ясно разрешается простым замечанием, что здесь Богочеловек возносит Свою молитву как человек, в пример и подражание человекам, желая, между прочим, научить нас в наших молитвах, для возвышения и усиления их достоинства, обращаться к ходатайству и пособию святых Божиих. С тою же, без сомнения, целию и во время молитвенного подвига в саду Гефсиманском, пред наступлением страданий, являлся к Нему, по свидетельству евангелиста, Ангел Господень, укрепляя Его (Лк.22:43). На второй вопрос, в изъяснении сего стиха, отвечает блаженный Феодорит так: подразумевает здесь апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит, что чрез них явным соделались чудеса Божии, потому что они исполнили вся повеления Господни. След., блаженный Феодорит под святыми здесь разумеет только святых новозаветных, начиная с апостолов. Но нам думается, что нет надобности стеснять и ограничивать смысл слов молящегося, когда они произнесены в общем и неопределённом виде. Кажется, гораздо справедливее и с течением речи согласнее будет допустить, что здесь святые разумеются всех времён, т. е. и ветхозаветные, также как и новозаветные, потому что и в них проявлял Господь чудодействующую волю Свою. Так за восхищение жены Авраама в Египте, по свидетельству Бытописателя, мучи Господь казньми великими и лютыми фараона и дом его (Быт.12:17), да и вообще о всех ветхозаветных праведниках, по словам псалмопевца, возвещено было от Бога с угрозою народам языческим: не прикасайтеся к помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс.104:15), и чрез них исполнял Свои хотения, сохранив в них семя святое Своё и остановив разлив всеобщего нечестия. Указание на святых мужей той и другой эпохи в настоящем месте сделано в таком же точно смысле, в каком обыкновенно древние в молитвах своих воспоминали имена Авраама, Исаака и Иакова, как особенно благоугодивших Богу и заслуживших чрез то Его благоволение и великие обетования себе и потомству своему в таких высоких и блистательных чертах,пред которыми все величие земное никнет, как тень пред светом.

Умножишася немощи их, по сих ускориша, не соберу соборы их от кровей, ниже помяну имен их устнама Моима (Пс.15:4).

В сих словах молящийся Мессия кладёт печать отвержения на бездушных идолов и их служителей и вместе предрекает конечное истребление их с лица земли; ибо под словом: немощи разумеются идолы, а под выражением: соборы их от кровей – идоложертвенные собрания с кровавыми возлияниями; таких людей и вещей, глаголет Божественный Молитвенник, до того Я гнушаюсь, что и имён их не воспомяну и не произнесу устами Моими. События, последовавшее за пришествием в мир Христа Иисуса, вполне оправдали cиe предречение; ибо с Его появлением в Египет, ещё в младенческом состоянии, как уверяет предание, пали и сокрушились тамошние идолы, а с Его смертию и воскресением и в целом мiре на всех местах одни за другими умолкли прорицалища, погасли курения, запустели жертвенники, прекратились кровавые возлияния, заключились храмы и капища, и целые народы и царства поклонились Распятому. И при каких препятствиях и затруднениях всё это совершилось? Всё, что сила и власть земная, богатство и знатность, корысть и наслаждение, роскошь и нега, пышность и великолепие имеют в себе для растлённой человеческой природы приятного, привлекательного и усладительного, равно как и всё, что злоба и ненависть человеческая и вместе сатанинская, глубокое заблуждение и ожесточённое изуверство, клевета самая чёрная и злодейство беспримерное, хитрость утончённая и коварство изысканное могли придумать, изобресть и устроить жестокого, ужасного, болезненного и бесчеловечного, – всё это было употреблено, дабы остановить, сократить и до конца истребить новое, казавшееся столь странным и противным нравам и обычаям древним, вероучение; и государи, и вельможи, и полководцы, и воины, и ораторы, и поэты, и философы, и правоведы, и ремесленники, и художники, и жрецы, и народ – все единодушно и дружно устремились к подавлению возникающего Христианства, беспощадно поражая и посекая, терзая и муча, изгоняя и заточая многие сотни и тысячи его исповедников; тем не менее, однако ж, безоружное Христианство восторжествовало над всеми видами орудия силы и власти тёмной; довольно было нескольких дней, чтобы умножить его 12-ю тысячами верных последователей, достаточно было одного века, чтобы, по свидетельству Иустина мученика и Тертуллиана, наполнить ими все города и веси, острова и пустыни, чертоги и хижины, войска и судилища обитаемой тогда вселенной. Борьба тяжкая, но за то победа знаменитая! Это камень, по видению пророка, без рук от горы отторгшийся и потом неожиданно возросший в гору велию, занявшую всю землю от конца до конца её.

Имея в виду сии благотворные последствия страданий Своих, начальник нашей веры и совершитель спасения – Иисус, в молитве Своей ко Отцу, упомянув о том, естественно за сим мог сказать:

Господь часть достояния Моего и чаши Моея. Ты eси устрояяй достояние Мое Мне. Ужа нападоша Ми в державных Моих; ибо достояние Мое державно есть Мне (Пс.15:5–6).

Слова сии совершенно равносильны сказанному во 2-м псалме, стихе 8-м; только там говорит Сыну Бог Отец: проси от Мене и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли, а здесь сам Сын признаёт и усвояет Себе cиe данное Ему Отцом достояние и обладание языками, называя притом и Самого Господа-дающего Своею чашею и долею наследия Своего; ибо предоставленное Ему Отцом воцарение над народами, само по себе, даже по человечеству, вводит уже Его в прямое соучастие в единовластительстве Божием, потому-то Он и говорит здесь далее: Ты возносишь жребий Мой, уже или вервь (разумеется – землемерная) пролегла для Меня по прекрасным местам и удел Мне достался державный. А как Ему же и в том же втором псалме было сказано: Сын Мой еси Ты; Аз днесь родих Тя (Пс.2:7), чем означается Его предвечное рождение от Отца: то Он не только соучастник во всемирном владычестве Божием по человечеству, но и прямой, исключительный и равномощный наследник Божий по Божеству: кому бо рече когда от Ангел, вопрошает апостол Павел: Сын Мой еси Ты; Аз днесь родих Тя (Евр.1:5)? Аще ли же Сын, говорит тот же апостол в другом месте, то и наследник Божий – Единородный, Его же Царствию не будет конца. Тому слава и держава во веки веков.

Благословлю Господа, вразумившаго Мя: еще же и до нощи наказаша Мя утробы моя (Пс.15:7).

В сих словах Христос Господь благословляет, или благодарственно прославляет Господа Бога Отца за то, что Он вразумил и наставил Его, по человечеству, среди тяжких и неизобразимых страданий крестоносного Его подвига, даровав Ему крепость духа, твёрдость воли, силу терпения, полноту мудрости всё проразумевающей, обилие любви всё препобеждающей и за самых убийц Своих молящиеся; высоту смирения, и до рабского рабам Своим служения снисшедщего, и глубину послушания, и при виде крестной смерти не поколебавшегося и не уклонившегося, а также и за то, что ещё и до наступления этой ужасной ночи, т. е. до наступления сих страданий, ибо ночию они здесь названы, Его святая и чистая внутренность, как чистое и прозрачное зеркало, отражающее в себе лучи солнечные, всегда ярким светом озаряла и освещала пред Ним тёмный путь юдоли смертной. Названы же крестные страдания ночию как потому, что они, по свидетельству Евангелия, действительно совершились во тьме ночной, ибо начавшись в вечер четвертка и продолжаясь чрез всю ночь, окончились в девятом часу следующего дня, превратившегося, по случаю сильного затмения солнца, в глубокую ночь: и померче, замечает евангелист, солнце, и тьма бысть по всей земли до часа девятаго (Лк.23:44–45), так и потому, что быв, по свойству своему, в душе производителей делом тьмы, тьму распространяют и вокруг себя, облагая сумраком искушений и болезни терпящего оные, и мраком скорби и печали сострадательно на Него взирающих. И никто, скажем при сем словами блаженного Феодорита, да не почтет неприличным, что Владыка Христос, по человеческому естеству Своему, вразумляется, слыша, что говорит об Нем божественный Лука: Иисус же преспеваше премудростию и благодатию у Бога и человек (Лк.2:52). Да слышит паче, как тот же евангелист и ещё говорит, что Иисуса, устрашившегося страданий и источавшего пот, подобный каплям крови, каплющий на землю, укреплял пришедший с неба Ангел (Лк.22:43). Если же имел по человечеству нужду в Ангельской помощи, чтобы показать в Себе естество paбия зрака, то тем паче умудряем был живущим в Нем Божеством. Ибо Он вместе и Бог и человек, и умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог.

Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце Мое и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал Ми eси пути живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: красота, или точнее с еврейского подлинника, сладость в деснице Твоей в конец (Пс.15:8–11).

Четыре эти стиха, как мы показали уже вам выше, приведены апостолом Петром в первом его поучении к народу Иудейскому в доказательство смерти и Воскресения Христова (Деян.2:29:31), а один из них, главный, составляющий сущность и цель трёх остальных, в том же смысле объяснён апостолом Павлом. Посему всякое с нашей стороны более подобное толкование оных неуместно и излишне, а ограничимся только указанием общего их смысла, в связи с предидущими стихами, и некоторыми частными замечаниями, к настоящему предмету относящимися. Здесь Богочеловек Иисус как бы так говорит: Я, укрепляемый непрестанно Божественным естеством, не колеблясь приступаю к спасительному страданию и увеселяюсь надеждою воскресения, потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественного для неё истления; скоро восприму воскресение и возвращусь в жизнь, указуя путь сей и всем людям. Я вниду в радость Твою, Отче, юже имех у тебе, прежде мiр не бысть, и буду наслаждаться ею вечно пред лицем Твоим; ибо утешение и сладость в деснице Твоей на веки. Таков смысл молитвы Христа-Богочеловека к Богу-Отцу пред страданиями Своими, по видению пророка!

Однако же молитва эта, подумают при сем, может быть, некоторые из вас, далеко не похожа на ту, которую, по свидетельству евангелиста, принёс Он в эти тяжкие минуты в саду Гефсиманском. Отвечаем: не похожа в словах, но совершенно сходна с нею в мыслях и чувствах; как там Он утешался и успокаивался в любви и преданности воле Отца Своего Небесного: обаче не Моя воля, говорил Он, но Твоя да будет (Лк.22:42), так и здесь из того же источника почерпает Он Своё утешение, ту же любовь и преданность Отцу, ту же надежду и упование на Него выражает Он: не оставиши, говорит Он, душу Мою во аде, исполниши веселия с лицем Твоим, и проч. Это правда, вероятно снова нам иные возразят; но там Он тужил и скорбел, устрашался и смущался, падал на лице земли и источал кровавый пот; даже Сам о Себе говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти, а здесь представляется веселящимся и радующимся, если не в настоящем, то в будущем, если не в действительности, то в верной и несомненной надежде. Не спорим; но эта скорбь и туга, как в семени, заключали уже в себе то утешение и радость, которые здесь предвидит и предвкушает молящийся Христос Господь. Не говорил ли Он также о пасхе страданий Своих, по свидетельству Евангелия: желанием возжелах, т. е. сильно и с особенным удовольствием и наслаждением желал cию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук (Лк.22:15)? Какое же Он в этой пасхе находил удовольствие и наслаждение в виду предстоящих мук, среди скорби и туги великой, как не то же самое, которое ощущает и выражает Он здесь молитвенно? След., молитвы cии, по своему внутреннему смыслу и значению совершенно между собою сходны, различаются же одна от другой только словами и объёмом, раскрывая и изображая один и тот же предмет только с двух сторон, тесно и неразрывно одна с другою связанных и взаимно одна от другой зависящих, и в двояком положении Молящегося в отношении к настоящему и будущему, ко времени и вечности, к человечеству и Божеству.

Хотя молитва cия, собственно говоря, есть молитва Христова, но поскольку Он произнёс её, в качестве ходатая Бога и человеков, по человечеству, и поскольку путь креста Его есть вместе и наш путь, по Его же заповеди: аще кто хощет по Мне итти, глаголет Он, да возьмет крест свой и по Мне грядет, и в другом месте: образ дах вам, да яко же Аз творих, и вы творите, и по завещании апостолов: Христос пострада по нас, говорит апостол Пётр, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Пет.2:21); многими скорбьми подобает нам внити в Царcmвиe Божие, учит апостол Павел (Деян.14:22): то сию же самую молитву не только можно, но и должно и душеспасительно употреблять и каждому верующему во Христа, без всякой перемены; ибо для того Сын Божий и снисшел с неба на землю, принял нашу плоть, пострадал, умер, воскрес и вознёсся паки на небо, чтобы, в лице Своём соединив человечество с Божеством, открыть первому путь к славе и блаженству. Подобаше бо, говорит апостол, Ему, Его же ради всяческая и Им же всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника спасения их страданьми совершити (Евр.2:10).


Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - [4], 633, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle