Источник

Часть II. Правило веры

Вера во Св. Троицу.

Вера сохраняется в Церкви

15. Вера в Церкви передается краткими словами, в которых содержится вечное, еще не доступное пониманию плотских людей, а также временное, прошлое и будущее, совершенное и имеющее быть совершенным вечным Божественным промыслом ради спасения людей. Итак, мы веруем в Отца, Сына и Святого Духа. Они – вечны и неизменны, т. е. единый Бог, вечная и единосущная Троица, Бог из «Которого все, Которым все и в Котором все» (ср.: Рим.11:36)55 .

Caput XIV

16. Nec eos audiamus, qui dicunt patrem tantummodo esse nec habere filium nec esse cum eo spiritum sanctum, sed ipsum patrem aliquando appellari filium, aliquando spiritum sanctum. nesciunt enim principium, ex quo sunt omnia, et imaginem eius, per quam formantur omnia, et sanctitatem eius, in qua ordinantur omnia.

Глава XIV

Бог един в трех Лицах. Заблуждение Савеллия

16. Да не послушаем тех, кто говорит, что существует лишь Отец, и Он не имеет Сына, и с Ним нет Духа Святого, но что Сам Отец иногда называется Сыном, иногда же – Духом Святым56 . Они не знают ни Начала, из Которого все, ни Его Образа (imaginem eius), Которым все образовано, ни Его Святости (sanctilatem eius)57, в Которой все упорядочено.

Caput XV

17. Nec eos audiamus, qui indignantur et stomachantur, quia non tres deos colendos dicimus. nesciunt enim, quid sit una eadem que substantia, et phantasmatibus suis inluduntur, quia solent uidere corporaliter uel animalia tria uel quaecumque corpora tria locis suis esse separata, sic putant intellcgendam substantiam dei et multum errant, quoniam superbi sunt, et non possunt discere, quia nolunt credere.

Глава XV

Единство Св. Троицы. Заблуждение тритеизма

17. Да не послушаем и тех, кто обижается и раздражается, когда мы говорим, что о недопустимости почитания трех богов58 . Действительно, они не знают, что означает единая себе равная сущность; увлекаемые своим воображением, они привыкли телесно видеть перед собой три живых существа или три какие-нибудь тела, находящиеся отдельно на своих местах. Они полагают, что именно так следует мыслить Божественную сущность. Но они глубоко заблуждаются, ибо горды; они не могут научиться, ибо не хотят верить.

Caput XVI

18. Nec eos aucliamus, qui patrem solum uerum deum et sempiternum esse dicunt. filium autem non de ipso genitum, sed ab ipso factum de nihilo, et fuisse tempus, quando non erat, sed lamen primum locum tenere in oinni creatura; et spiritum sanctum minoris maiestatis esse quam filium et ipsum factum esse post filium: et horum trium diuersas esse substantias, tamquam aurum et argentum et aeramentum. nesciunt enim, quid loquantur, et de his rebus, quas per oculos carneos uidere consueuerunt, uanas imagines ad disputationes suas transferunt, quia reuera magnum est mente conspicere generationem, quae non fit ex aliquo tempore, sed aeterna est, et ipsam caritatem et sanctitatem, qua generator et generatus ineffabiliter sibi copulantur. magnum et difficile est haec mente conspicere, etiamsi pacata et tranquilla sit. non potest ergo fieri, ut illi haec uideant, qui lerrenas generationes nimis intuentur, et ad istas tenebras addunt adhuc fumum, quem sibi contentionibus et certaminibus cotidianis excitare non cessant, habentes animas carnis affectibus diffluentes tamquam ligna umore saginata, in quibus ignis fumum solum uomit et habere flammas lucidas non potest, et hoc quidem de omnibus haereticis rectissime dici potest.

Глава XVI

Равенство Лиц Св. Троицы. Заблуждение арианства

18. Да не послушаем и тех, кто говорит, будто Отец есть единый истинный и превечный Бог, Сын же не родился от Него, но создан Им из ничего, и было время, когда Его не было, хотя Он занимает первое место во всем творении: Дух же Святой будто бы обладает меньшим величием, нежели Сын, и создан Он после Сына; и сущности этих Трех различаются между собой, подобно золоту, серебру и бронзе59 . Они не знают о том, что говорят, и суетные образы тех вещей, которые они привыкли видеть плотскими очами, они переносят в свои рассуждения. Ибо поистине великое дело мысленно созерцать рождение, происходящее не во времени, но вечно; и саму Любовь и Святость, Которой Рождающий и Рожденный неизреченно соединяются. Великое и трудное дело – созерцать это в уме, даже если и приносит оно мир и спокойствие. Невозможно созерцать этого тем, кто постоянно видит перед собой телесное рождение, и ко тьме этой добавляет еще чад, беспрестанно возникающий от ежедневных споров и ссор. Души их переполнены телесных вожделений, подобны кускам дерева, пропитанным влагой, не горящим в огне ясным пламенем, но лишь испускающим дым. Это с полной справедливостью может быть сказано обо всех еретиках.

Caput XVII

19. Credentes ergo incominutabilem trinitatem credamus etiam dispensationem temporalem pro salute generis humani. nec cos audiamus, qui filium dei iesum christum nihil esse aliud quam hominem dicunt, sed ita iustum, ut dignus sit appellari filius dei. et hos enim catholica disciplina misit foras, quia uanae gloriae cupiditate decepti contentiose disputare uoluerunt, antequam intellegerent, quid sit dei uirtus et dei sapiciitia et in principio uerbum, per quod facta sunt omnia, et quomodo uerbum caro factum est et habitauit in nobis.

* * *

55

О Символе веры, употреблявшемся в Гиппонской п Карфагенской Церкви см. исследование: Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. Oxford, 19602. P.175–170.

56

Речь идет о заблуждении савеллианства, названного так по имени священника и богослова III века Савеллпя, отлученного от церковного общения в 220-м году папой римским Каллистом I. Учение Савеллия представляет собой один из вариантов модализма, согласно которому Отец, Сын и Святой Дух представляют собой различные «модусы» – способы откровения единого Бога в истории мира и в истории спасения. В западной христианской среде эта ересь также именовалась патрипассианством, то есть учением, говорящим о страдании Бога Отца. Против модализма полемизировали Ипполит Римский, Тертуллиап, Дионисий Александрийский и даже еретик Арий.

57

«Образ Бога Отца» (εἰκὼν ἀπαράλλακτος τοὐ Πατρός лат. imago (реже: forma) Dei Palris) как одно из главных имен Сына характерен для богословия свт. Афанасия Великого (см, его Contra Arianos, I 9; 1 20; In illud: Omnia Mihitradita, 5 и др.), от него он перешел и к западным богословам, в частности – к свт. Иларию Пиктавийскому (см. его De Trinit, II. 1; VIII, 49; Tr. in Ps. 138. 15 и др.). «Святость» (ἁγιοτησ ἁηιωσύνς, лат. sanctitas) как одно из ипостасиых имен Св. Духа характерно для тринитарного богословия свт. Василия Великого (см. его De Spiritu St.19.48; Adv. Eun.,3.3.6; Ep.159.2.25). – Прим ред.

58

Здесь речь, скорее всего, идет не о какой-либо неизвестной нам форме «христианского» почитания трех богов – ереси «тритеизма», но о тенденции простого необразованного народа упрощать до заблуждения христианские догматы.

59

Эти слова Августина направлены против ариан, отрицающих полноту Божества Сына Божия, и так называемых «духоборцев». принижающих Божественное достоинство Духа Святого. Августин, подобно великим защитникам православия на Востоке, подчеркивает вечное и духовное рождение Сына Божия, отвергая ложное толкование ариан, зачастую представляющее собой истолкование основного христианского догмата Пресвятой Троицы в материальном смысле.


Источник: О христианской борьбе / Блаженный Августин; [пер. с лат. предисл., примеч. : диакон Августин Соколовский ; ред. А. Р. Фокин]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед. Отд. по делам молодежи Русской Православной церкви, (Можайск (Московская область) : Можайский полиграфкомбинат), 2010. - 136 с. ISBN 978-5-85271-345-4

Комментарии для сайта Cackle