Источник

Глава II

Благодать Божия помогает человеческому решению

3. Ведь когда [некоторые] полагают, что отнято будет у них свободное решение, если не признают они, будто саму добрую волю человек имеет без помощи Божией, – то совсем не понимают, что [таким образом] они не утверждают человеческое решение, но надмевают его, так что оно возносится в пустоте (per inania feratur), а не основывается на Господе, как на устойчивом камне, ибо воля уготовляется от Господа6.

Осужденному воздается заслуженное наказание, освобожденному подается незаслуженная благодать

4. А когда полагают они, что им придется верить, будто Бог взирает на лица, если они признают, что Он без всяких предшествующих заслуг, кого хочет, милует7, к кому благоволит, того призывает, и кого желает, того делает верующим, – то едва ли учитывают они, [думая так], что осужденному воздается заслуженное наказание, а освобожденному [подается] незаслуженная благодать, так что и первый не может пожаловаться, что получил что-то незаслуженное, и второму не приходится хвалиться, будто он заслужил это. Потому скорее нет здесь никакого лицеприятия8, ведь одна и та же смесь (massa), [подлежащая] осуждению и гневу, объемлет [в себе] всех, так что освобожденный научается от неосвобожденного, какое наказание приличествовало бы и ему, если бы не пришла ему на помощь благодать. А если благодать, то понятно, что она не за какие-то заслуги воздается, но даруется по подаваемой даром благости (gratuita bonitate).

Почему некоторые из осужденной смеси все же избавляются

5. «Но несправедливо, – говорят они, – [из находящихся] в одном и том же злом состоянии одного избавлять, а другого наказывать». Однако разве не было бы справедливо наказать обоих? Кто станет это отрицать? Итак, воздадим благодарение Спасителю, когда видим Его не воздающим нам то, что, как познаем мы в осуждении подобных нам, причиталось также и нам самим. Ведь если бы всякий человек избавлялся, то непременно осталось бы сокрытым, какое [наказание] по справедливости полагается за грех, а если никто не избавлялся бы, то не выявилось бы, сколь много дарует благодать. Но воспользуемся лучше в этом сложнейшем вопросе словами апостола: Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, со многим терпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия9. И не может изделие сказать Ему: «Зачем ты меня так сделал?» – поскольку Он имеет власть, чтобы из той же смеси (ex eadem massa) сделать один сосуд для почести, а другой для поругания10. Ведь там, где вся эта смесь целиком заслуженно осуждена, справедливость воздает причитающееся поругание, а благодать дарует незаслуженную почесть, не по преимуществу заслуги, не по необходимости судьбы, не по удачному стечению обстоятельств, но по бездне богатства премудрости и ведения Божия11. И эту бездну апостол не открывает, но удивляется ее сокровенности, восклицая: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советчиком Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, через Него и в Нем; Ему слава во веки веков. Аминь12.

* * *

*

J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.

6

Притч 8(по LХХ). В Синод, пер. эта мысль отсутствует: Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа. В церковнослав. пер.: И уготовляется хотение от Господа.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту. 96-128 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle