Ю.В. Серебрякова

Четвероевангелие: учебное пособие

Учебное пособие призвано сориентировать читателей в содержании Четвероевангелия, помочь пониманию догматического и духовно-нравственного смысла евангельских событий и учения в свете церковного предания. Оно написано на основе курса лекций, прочитанного слушателям Факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и адресовано в первую очередь им. Но книга также будет полезна тем, кто впервые приступает к систематическому изучению Четвероевангелия.

Рекомендовано для издания кафедрой теологии Факультета дополнительного образования ПСТГУ

Содержание

Предисловие

Введение Общее понятие о Священном Писании Нового Завета и его изъяснении Смысл понятия «Новый Завет» Формирование новозаветного канона Понятие о новозаветной экзегезе Общая характеристика Четвероевангелия Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Состояние Палестины накануне Рождества Христова Исторический контекст Религиозные и политические группы в Израиле Мессианские ожидания накануне Рождества Христова Сведения о продолжительности служения Христова Глава 1 1.1. Рождество Христово и связанные с ним события (от благовещения праведному Захарии до поселения Святого Семейства в Назарете) 1.2. Родословия Господа Иисуса Христа 1.3. Пролог Евангелия от Иоанна 1.4. Служение святого Иоанна Крестителя 1.5. Крещение Господне на Иордане 1.6. Искушения Господа в пустыне Глава 2 2.1. Выход Христа на служение 2.1.1. Первая встреча Христа с будущими апостолами 2.1.2. Кана галилейская: чудо на браке 2.1.3. Первая Пасха служения Христа: изгнание торгующих из храма 2.1.4. Уход Христа в Галилею 2.2. Проповедь Царства 2.2.1. Мессия-законодатель: Нагорная проповедь 2.2.2. Чудеса Христовы как свидетельство о Царе и Сыне Божием 2.2.3. Откровение Царства Божия в притчах 2.2.4. Обличение фарисейства как искаженного пути в Царство Божие Обличение лицемерия в исполнении Закона Обличение гордости и превозношения над другими людьми Обличение сребролюбия, «корня всех зол» (1 Тим. 6: 10) 2.3. Новый Израиль: ученики Христа 2.3.1. Общее понятие об ученичестве Христу 2.3.2. Условия ученичества Христу Разрыв с миром: отношение к семье Приобщение к победе Христа над миром: о хранении верности Богу Разрыв с миром: отношение к богатству О девстве как пути совершенного отвержения мира 2.3.3. Избрание Двенадцати апостолов 2.3.4. Внутренняя иерархия Двенадцати 2.3.5. Миссия Семидесяти апостолов 2.4. Преображение Господне: явление ученикам божественной славы Глава 3 3.1. Беседа с Никодимом 3.2. Беседа с самарянкой 3.3. Посещение Иерусалима: исцеление расслабленного у Овчей купели, беседа о равенстве Отца и Сына 3.4. Вторая Пасха служения Христова: беседа о Хлебе жизни в Капернауме 3.5. Посещение Иерусалима и беседа с иудеями на празднике Кущей 3.6. Исцеление слепорожденного 3.7. Притча о Пастыре добром. Беседы Христа с иудеями на празднике Обновления храма 3.8. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона Глава 4 4.1. Иерусалим как мессианский город 4.2. Вход Господень в Иерусалим, второе изгнание торгующих из храма и проклятие смоковницы 4.3. Беседы с учениками, с фарисеями и народом 4.3.1. Второе изгнание торгующих из храма 4.3.2. Проклятие смоковницы 4.3.3. Встреча с эллинами 4.3.4. Вопрос о власти, три обличительные притчи, искусительные вопросы, обличительная речь против книжников и фарисеев 4.3.5. Беседа о судьбе Иерусалима и конце мира; увещания к бодрствованию 4.4. Вифанское помазание: приготовление к погребению 4.5. Заговор иудеев и предательство Иуды 4.6. Тайная вечеря 4.6.1. Наступление «часа» Христова: встреча ветхозаветной и новозаветной Пасхи 4.6.2. Дата совершения Тайной вечери 4.6.3. Совершение вечери. Установление Евхаристии 4.6.4. Спор о старшинстве (Лк. 22: 24–30) и омовение ног ученикам (Ин. 13: 1–20) 4.7. Прощальная беседа с учениками, Первосвященническая и Гефсиманская молитвы Христа 4.7.1. Прощальная беседа 4.7.2. Первосвященническая молитва 4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше) 4.8. Суд над Сыном Божиим 4.8.1. Поцелуй Иуды и взятие Христа под стражу 4.8.2. Допрос у первосвященника Анны, ночное и утреннее заседание Синедриона 4.8.3. Суд у Пилата и Ирода Антипы 4.9. Распятие и погребение Спасителя Глава 5 5.1. Великая Суббота 5.2. Воскресение Христово 5.3. Вознесение Господне Приложения Приложение 1 (к Введению). Свт. Игнатий (Брянчанинов). О чтении Евангелия Приложение 2 (к разделу 1.3) Приложение 3 (к разделу 3.4) Приложение 4 (к разделу 4.4) Библиография Святоотеческие толкования и другие источники Литература  

 
Предисловие

Пособие написано на основе семестрового курса лекций, читаемого слушателям факультета дополнительного образования ПСТГУ; подготовленный текст адресован в первую очередь им.

Священное Писание Нового Завета давно стало учебной дисциплиной в духовных школах, но прежде всего оно остается настольной и главной книгой христианина, откровением и духовным руководством. Цель этого пособия – в свете церковного Предания (в первую очередь с помощью святоотеческих толкований, а также с привлечением богослужебных текстов) раскрыть содержание Евангелий как книг, написанных о Христе и для христиан. Текст призван пробудить интерес к самостоятельному изучению Писания в соответствии со Священным Преданием и показать указанные самим Писанием и святыми отцами пути приложения евангельского учения к явлениям личной и общественной жизни.

Пособие рассчитано на читателей, впервые приступающих к систематическому изучению Евангелия, поэтому научно-проблемные вопросы здесь почти не рассматриваются; основное внимание в пособии уделено экзегезе, то есть толкованию евангельского текста1.

В пособии предпринята попытка совместить подходы некоторых дореволюционных учебников (прот. Александра Горского, А. В. Иванова и др.) и учесть, где это сочтено необходимым, современные исследования евангельского текста. Поскольку подробное изложение евангельской истории и изъяснение каждого стиха в формате пособия – задача неисполнимая, в нем представлен такой вариант изучения текста, который должен облегчить его восприятие и помочь организовать самостоятельное изучение Евангелия. Например, при изъяснении бесед Христа выстраивается основанный на тексте план рассматриваемой беседы и даются более подробные пояснения ключевым разделам.

По какому принципу выстроена структура пособия? Структура связана с концепцией курса. Все главы построены по тематическому признаку. Отчасти была учтена хронология евангельских событий, но лишь в той мере, в какой является очевидной из Евангелий последовательность наиболее значимых в деле домостроительства спасения событий: Благовещение, Рождество, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Крестная Смерть, Воскресение. В остальных случаях попытки детального согласования четырех Евангелий намеренно сведены к минимуму и отражены большей частью не в основном тексте, а в подстрочнике, поскольку хронология евангельской истории, как область проблемная, то есть не имеющая одного и признанного ответа, по значимости второстепенна.

Во «Введении» кратко рассматриваются традиционные вопросы о том, что такое Священное Писание, состав Писания Нового Завета, этапы развития и виды толкования священного текста в церковной традиции; дается общая характеристика Четвероевангелия с указанием особенностей каждого Евангелия. В последних разделах «Введения» сообщаются сведения из истории Земли Обетованной перед рождением Спасителя и, наконец, кратко излагается вопрос о продолжительности земного служения Христова. Наличие обширной и обстоятельной литературы по этим темам делает излишним подробное изложение; краткий обзор дан для первоначального ознакомления и сообщения читателю сведений, необходимых для понимания содержания учебного курса. В подстрочнике приведены ссылки для обращения при необходимости к специальным исследованиям и пособиям.

Следующие главы и разделы пособия отражают разные аспекты явления Христа Израилю, а также процесс Его узнавания и отвержения богоизбранным народом. Все этапы этого явления издавна были предсказаны пророками, поэтому в названия глав включены пророческие слова. Такой подход помогает увидеть, как в служении Христа, в Его чудесах и учении открывались черты, указанные через пророков: Мессия как законодатель, больший чем Моисей, Мессия как описанный пророком Исаией чудотворец, Мессия – Сын Божий и Царь, Царство которого вечно, Податель жизни и Победитель смерти. Исключение составляют третья и четвертая главы, ключевая фраза для названия которых взята из Самосвидетельства Христа. Этот подход, подразумевая первый (исполнение Ветхого Завета во Христе), делает акцент на новозаветном откровении – участии Лиц Святой Троицы в домостроительстве спасения, равенстве Отца и Сына, засвидетельствованном делами Христа.

Первая и вторая главы посвящены описанию этих мессианских черт преимущественно по Евангелиям от Матфея, Марка и Луки. Глава первая построена вокруг идеи Богоявления и рассматривает содержание Рождества и Крещения Христова и связанных с ними событий. Вторая глава всецело посвящена проповеди Христовой во всех ее проявлениях: Самой жизнью, словом и чудесами Иисус Христос открывал Свое богосыновство и в Самом Себе являл Царство Божие.

Внутренним принципом структуризации проповеди Христа во второй главе стало основанное на прямых евангельских указаниях выделение речей Христа по адресату (хотя, конечно, есть и другие варианты систематизации): во-первых, это проповедь вообще к народу (проповедь-монолог), во-вторых, к тем из народа, кто уверовал в Него, то есть к ученикам (беседа, диалог), и, в-третьих, к тем из народа, кто не уверовал и не собирался веровать, то есть преимущественно к фарисеям и книжникам, к иудеям, как называет начальствующих над народом ап. Иоанн Богослов (тоже беседы). Евангелия демонстрируют притчу о сеятеле (см.: Мф. 13: 3–8) в действии и свидетельствуют, что обращенное ко всем слово Христово различно воспринималось, и в зависимости от духовного состояния слушателей проповедь принимала разные формы, предлагалась на разном уровне: народу – преимущественно в притчах, ученикам – прямо, потому что им «дано знать тайны Царства Божия» (Мф. 13: 11), то есть Самого Христа, фарисеям – в основном в виде обличения и с отказом дать им иное знамение, «кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12: 39), то есть тридневного Воскресения. Обличение фарисеев также есть проповедь Царства, так как здесь обличаются носители и проповедники искаженного учения о Царстве Божием, опасность которых состоит в их руководственном положении над народом и авторитете.

Разделение слушателей в отношении к Христу на принимающих Христа и не принимающих и дифференциация проповеди происходит сразу, что особенно видно в четвертом Евангелии, поэтому вторая глава, преимущественно посвященная проповеди Христа в изложении первых трех евангелистов, предваряется несколькими эпизодами из начала Евангелия от Иоанна (см. п. 2.1).

Третья глава посвящена чудесам и беседам, описанным в Евангелии от Иоанна и отраженному в нем явлению Мессии как Сына Божия. Исторически события, о которых говорит это Евангелие, имеют прямые пересечения с первыми Евангелиями, но в силу того что этих пересечений очень мало и детальное согласование четырех Евангелий было бы лишь условным, представляется допустимым, содержа в памяти рассказ первых трех евангелистов, отдельно рассмотреть содержание бесед и чудес в Евангелии от Иоанна, представив его как особое свидетельство о Христе.

Заключительные две главы, написанные на основе всех Евангелий, посвящены явлению Христа как Царя славы в Его Страданиях, Смерти, Воскресении и Вознесении.

Неоднократно в пособии при необходимости акцентировать определенную мысль в тексте Священного Писания используется подчеркивание.

Автор благодарит прот. Геннадия Егорова за руководство и помощь в определении концепции учебного курса; кафедру библеистики ПСТГУ и прежде всего ее заведующего прот. Алексея Емельянова за рецензию и рекомендации; преподавателей Университета Н. С. Серебрякова, Г. В. Бежанидзе и Е. Н. Никулину за помощью в редактировании пособия.

* * *

1

Греческое слово , обозначает разъяснение, толкование.


Источник: Четвероевангелие [Текст] : учебное пособие / Ю. В. Серебрякова ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Факультет дополнительного образования, Кафедра теологии. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 364, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle