свящ. Алексей Емельянов

Евангельский синопсис

Содержание

Предисловие к первому изданию

Предисловие ко второму изданию

Евангельский синопсис 1. Введение 2. Пролог: Предвечное Слово (Логос) 3. Родословие Иисуса Христа Начальный период евангельской истории 4. Благовестие Захарии 5. Благовещение Деве Марии 6. Дева Мария в доме Елисаветы 7. Рождение Иоанна Предтечи 8. Обрезание Иоанна Предтечи; пророческая песнь Захарии 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении 10. Рождество Иисуса Христа 11. Благовестие пастухам 12. Поклонение пастухов 13. Обрезание Господне и наречение имени Иисус 14. Сретение Господне; пророчества Симеона и Анны 15. Поклонение волхвов 16. Бегство в Египет 17. Избиение младенцев 18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете 19. Иоанн Предтеча в пустыне; Отрок Иисус в Храме 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе Крещение Господне. Начало служения 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи 22. Искушение Господа в пустыне 23. Встреча Господа с Иоанном, Андреем и Петром 24. Призвание Филиппа и Нафанаила 25. Чудо в Кане Галилейской 26. Посещение Капернаума Служение Господа Иисуса Христа от первой до второй Пасхи Дела Господа Иисуса Христа в Иудее 27. Первая Пасха; изгнание торгующих из Храма; свидетельство о Богосыновстве 28. Беседа с Никодимом 29. Господь с учениками в Иудее 30. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи о Господе Возвращение из Иудеи в Галилею 31. Причина возвращения Господа в Галилею 32. Беседа с Самарянкой 33.Исцеление сына капернаумского царедворца 34. Заключение Иоанна Предтечи в темницу 35. Начало служения Господа в Галилее 36. Проповедь Господа в назаретской синагоге; первое отвержение Господа в Назарете 37. Чудесный улов; призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 38. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге 39. Исцеление тещи Симона 40. Исцеление многих бесноватых и больных 41. Благовестие и служение в Галилее 42. Исцеление прокаженного 43. Исцеление расслабленного 44. Призвание Матфея (Левия); Господь в его доме 45. Вопросы Иоанновых и фарисейских учеников о посте Служение Господа Иисуса Христа от второй до третьей Пасхи 46. Господь в Иерусалиме на второй Пасхе 46.1. Исцеление при купальне Вифезда 46.2. Учение Господа о Своем равенстве Богу Отцу 47. Срывание колосьев и спор о субботе 48. Исцеление сухорукого в субботу; заговор против Господа 49. Исцеление многих при море 50. Избрание Двенадцати 51. Нагорная Проповедь 51.1. Заповеди блаженства 51.2. Соль земли 51.3. Свет миру 51.4. Об исполнении закона и пророков 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 51.6. О прелюбодействе и разводе 51.7. О клятве 51.8. О мести 51.9. О любви к врагам 51.10. О милостыне 51.11. О молитве; молитва Отче наш 51.12. О посте 51.13. О неоскудевающем сокровище на небесах 51.14. Око – светильник телу 51.15. О служении двум господам 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 51.17. Об осуждении 51.18. Об осквернении святыни 51.19. Наставление о просьбе 51.20. Общее правило ветхозаветной нравственности 51.21. Два пути 51.22. О распознании лжепророков 51.23. О ложном исповедании Господа 51.24. Два образа слушания Слова Божия 51.25. Слепой со слепым. Ученик и учитель 51.26. Заключение 52. Исцеление слуги сотника 53. Воскрешение сына наинской вдовы 54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече 55. Кающаяся грешница в доме фарисея Симона 56. Продолжение хождения по Галилее с учениками и некоторыми женами 57. Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого 58. Ответ просившим знамения 59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним 60. Учение притчами о Царствии Божием 60.1. О сеятеле 60.2. Почему к народу говорится в притчах 60.3. Объяснение притчи о сеятеле 60.4. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным 60.5. О плевелах 60.6. О посеве и всходах 60.7. О горчичном зерне 60.8. О закваске 60.9. Объяснение притчи о плевелах 60.10. О сокровище 60.11. О жемчужине 60.12. О неводе 60.13. Заключение; приточное слово о книжнике 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 62. Усмирение бури 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране 64. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой 65. Исцеление двух слепых 66. Исцеление немого бесноватого 67. Второе отвержение Господа в Назарете 68. Наставления Двенадцати при призвании их на проповедь 69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи 70. Великое чудо насыщения 5000 человек 70.1. Возвращение Двенадцати с проповеди 70.2. Удаление Господа в пустынное место; чудо насыщения 5000 человек 71. Хождение по водам 72. Исцеления в земле Геннисаретской Служение Господа Иисуса Христа от третьей до четвертой Пасхи 73. Беседа о Хлебе Небесном на третью Пасху 74. Обличение фарисеев в лицемерном исполнении закона. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» 75. Исцеление дочери Сирофиникиянки 76. Исцеление глухонемого и многих больных 77. Насыщение 4000 человек 78. Ответ фарисеям о знамении с неба 79. Предостережение от закваски фарисейской и саддукейской 80. Исцеление слепого в Вифсаиде Завершение Галилейского периода евангельской истории 81. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой 82. Первое предсказание о Страстях и Воскресении. 83. Преображение Господне. Второе предсказание о Страстях и Воскресении 84. Исцеление бесноватого лунатика 85. Третье предсказание о Страстях и Воскресении 86. Последнее пребывание в Капернауме. Чудо со статиром 87. Спор учеников о том, кто больший. Поучение Господа о смирении и о соблазнах 88. Продолжение беседы с учениками в Капернауме 88.1. О спасении погибающих, притча о пропавшей овце 88.2. Поучение о согрешающих в Церкви и о совместной молитве 88.3. Притча о немилосердном заимодавце Начало периода пути на Страсти 89. Намерение Господа идти в Иерусалим; отвержение Его в Самарии. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 90. Наставление Семидесяти при призвании их на проповедь. Обличение городов, не принявших Господа 91. Господь на празднике кущей 91.1. Отказ Господа идти на праздник в Иерусалим 91.2. Тайный приход Господа на праздник. Спор в народе о Христе 91.3. Беседа Господа в преполовение праздника о Своем посланничестве и отшествии 91.4. Беседа Господа в последний день праздника о Святом Духе 91.5. Возвращение посланных за Господом к первосвященникам и фарисеям. Заступничество Никодима 92. Женщина, взятая в прелюбодеянии 93. Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру». Обличение Иудеев при сокровищнице храма 94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. «Все предано Мне Отцем Моим» 95. Вопрос законника о жизни вечной; притча о милосердном Самарянине 96. Господь в Вифании у Марфы и Марии 97. Учение Господа о молитве 98. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея 99. Наставления о закваске фарисейской, страхе человеческом и уповании на Бога. Другие поучения в притчах 99.1. Притча о безумном богаче 99.2. О заботах человеческих и попечении Божием. «Не бойся, малое стадо!» 99.3. О неоскудевающем сокровище на небесах 99.4. Притчи о бодрствующих рабах и домоправителе 99.5. Притчи о рабах, верных и неверных воле господина 99.6. Огонь и разделение от Господа 99.7. О распознании времени 99.8. О примирении с соперником (см.п.51.5) 100. Исцеление слепорожденного. Обличение фарисеев 101. Притча о Добром Пастыре 102. Беседа на празднике обновления о Своем Богосыновстве 103. Уход Господа за Иордан и Его служение там 104. Поучение о покаянии. «Если не покаетесь, все так же погибнете» 105. Притча о бесплодной смоковнице 106. Исцеление согбенной женщины 107. Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме 108. Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю 109. Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну 110. Притчи о покаянии 110.1. Притча о заблудшей овце 110.2. Притча о потерянной драхме 110.3. Притча о блудном сыне 111. Притча о неверном управителе 112. Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре 113. Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении 114. Исцеление десяти прокаженных 115. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия 116. Притча о неправедном судье 117. Притча о мытаре и фарисее 118. Воскрешение Лазаря 119. Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим 120. Учение о браке 121. Благословение детей 122. Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде 123. Притча о работниках в винограднике 124. Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении 125. Просьба сыновей Зеведеевых 126. Исцеление двух иерихонских слепцов 127. Обращение Закхея 128. Притча о десяти минах 129. Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи 130. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря Великая Страстная неделя 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании Великий понедельник 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных 133. Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы Великий Вторник 134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи 134.1. Вопрос о власти Господа 134.2. Притча о двух сыновьях 134.3. Притча о злых виноградарях 134.4. Притча о брачном пире 135. Три искусительных вопроса Господу 135.1. Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю 135.2. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых 135.3. Вопрос законника о наибольшей заповеди 135.4. Вопрос Господа о том чей сын Христос 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме 137. Лепта вдовы 138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии 140. Увещания к бодрствованию 140.1. Пример со смоковницей 140.2. Притча о верном и злом рабе 140.3. Притча о десяти девах 140.4. Притча о талантах 140.5. Притча о Страшном суде Великая Среда 141. Заговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды Великий Четверг 142. Приготовление Пасхи 143. Тайная Вечеря 143.1. Спор учеников о старшинстве 143.2. Умовение ног 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 143.4. Установление Таинства Евхаристии 143.5. Предсказание о б отречении Петра и другие предостережения 144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва 145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников 146. Моление о чаше Великая Пятница 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 148. Допрос Господа у Анны 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 150. Отречение Петра 151. Утреннее совещание синедриона; приговор Господу 152. Господь перед Пилатом попытка Пилата отпустить Господа 153. Господь перед Иродом 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук 155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и унижение 156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа «се, Человек се, Цар ь ваш»; предание Господа на распятие 157. Конец Иуды 158. Крестный путь 159. Распятие 160 У Креста Господня 161. Смерть Господа 162. События после смерти Господа 163. Прободение ребер Спасителя снятие со Креста; погребение 164. Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба Воскресение Господа Иисуса Христа 165. Первые события Воскресения 166. Подкуп стражи 167. Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы 169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы 170. Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве 171. Благословление апостолов на проповедь по всему миру 172. Вознесение Господне 173. Заключение Приложения Приложение 1. Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Матфея Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Марка Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Луки Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Иоанна Приложение 2. Сравнительная таблица евангельских хронологий  

 
Предисловие к первому изданию

Евангельским Синопсисом (от греч. σύνοψις – «обозрение») называют издания Четвероевангелия или первых трех Евангелий, в которых наглядно представлена связь между ними. Обычно Синопсисы печатаются в виде параллельных столбцов, каждый из которых содержит текст одного Евангелиста.

Настоящая публикация Синопсиса Четвероевангелия на русском языке имеет целью предоставить в распоряжение всем любящим и изучающим Слово Божие пособие, с помощью которого можно полнее представить евангельский текст в его единстве и многообразии одновременно. Текст печатается по Синодальному переводу Библии1.

Церковь принимает четырехчастный канон Евангелий как должное, однако наличие нескольких различных Свидетельств о Христе уже в древности считалось проблемой2. Поэтому с ростом числа повествований о земной жизни Господа (Лк.1:1–3) возникло противоположное стремление свести их все к одному.

Наиболее известны две такие попытки, предпринятые в середине второго века. Одна из них была сделана раннехристианским ересиархом Маркионом (ум. ок. 160 г.), который составил новозаветный канон из Евангелия от Луки и десяти посланий Апостола Павла, отредактировав их в соответствии со своей доктриной.

Для нас более значимым является опыт ученика Иустина Философа – Татиана (ум. ок. 175 г.). Его труд Диатессарон (от греч. то δι τεσσάρων – «по четырем»), в котором четыре Евангелия сведены в единое непрерывное повествование, явился первой евангельской «гармонией». Текст этой книги не сохранился, однако представление о ней можно составить по дошедшим до нас фрагментам, комментариям и частичным переводам. Так, на пергаменте из раскопок в Дура-Европос (низовье Евфрата) в 1933 г. был обнаружен фрагмент Диатессарона, написанный не позднее середины третьего века. Описание обращения Иосифа Аримафейского к Пилату с просьбой о погребении Господа представляет собой сложную компиляцию из отрывков канонического текста, взятых в последовательности: Мф.27:56; Мк.15:40; Лк.23:49; Мф.27:57; Мк.15:42; Мф.27:57; Лк.23:50; Мф.27:57; Лк.23:51; Мф.27:57; Лк.23:50; Ин.19:38; Лк.23:51. Очевидно, феномен нескольких биографий одного Лица, имеющих равную достоверность и пользующихся одинаковым уважением, не имел параллелей в античности, что могло беспокоить образованного автора. Возможно, Татиан полагал, что, объединив сведения из четырех Евангелий, легче представить «историю Иисуса» в целом, и вместе с тем он хотел составить «правдоподобный» рассказ, лишенный «противоречий и расхождений». Он, как и многие последующие авторы, стремившиеся к согласованию Четвероевангелия, достигал своей цели путем редукции. Например, Татиан опустил родословие в Евангелиях от Матфея и Луки, что критиковал епископ города Кирра на Евфрате Блаженный Феодорит, считая это проявлением ереси докетизма, так как тем самым умалчивается происхождение Господа по плоти от семени Авраамова и Давидова. Книга Татиана в сирийской церкви применялась вместо канонических Евангелий до V в. включительно. В IV в. началось движение против Диатессарона, и, по-видимому, не только из-за уклонения в ересь его автора. Уже Евсевий Кесарийский скептически относился к этому труду, называя его «лоскутной мешаниной из Евангелий»3. Епископ Едессы Раббула (ум. в 436 г.) приказал своим пресвитерам позаботиться о том, чтобы в церквах читались четыре отдельных Евангелия. А Блаженный Феодорит в 423 г. выявил около двухсот экземпляров Диатессарона, которые он, по собственному выражению, «собрал и изъял из обращения, а вместо них ввел Евангелия четырех Евангелистов» (Трактат о ересях, 120). Таким образом, с авторитетом свидетельства святых Апостолов не мог сравниться набор сведений о жизни Христа, вычлененных из Писания и расположенных в предполагаемом хронологическом порядке.

Известна мысль Иринея Лионского о значимости числа благовестников. Он говорит, что Церковь признает единственное Евангелие в четырех формах (τό εύαγγάελιον τετράμορφον). «Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем сколько их есть сейчас, как есть четыре стороны света и четыре главных ветра... Четыре живых существа [из видения Иезекииля (1:10) и Апокалипсиса (4:7)] символизируют четыре Евангелия... и было четыре завета с человечеством, с Ноем, Авраамом, Моисеем и Христом» (Против ересей III, 11:8).

Итак, великая тайна благочестия – явление Бога во плоти (1Тим.3:16) – потребовала о себе четырех авторитетных свидетельств, являющихся не биографиями, но четырьмя словесными иконами одного Лица. Именно поэтому Евангелия нельзя объединять так, как сводятся различные сведения в единое согласованное жизнеописание.

Однако потребность в гармонизации четырех благовестий порождала новые опыты подобного рода. Так, Блаженный Августин (V в.) в своем труде «De consensu evangelistarum libri quattuor» («О согласии Евангелистов»)4 предпринял попытку согласования Евангелий.

В продолжение этой традиции настоящее пособие задумано как издание четырех полных евангельских текстов параллельно («в один ряд») без каких-либо сокращений. На русском языке существует несколько опытов согласования Священной истории Нового Завета. Все они, конечно, в основном схожи, но в деталях не повторяют друг друга (см. сравнение нескольких евангельских хронологий в приложении). Ибо если Евангелистам и не была безразлична временная последовательность происходящего (Лк.1:3), то их данные все же нередко позволяют по-разному выстраивать хронологию событий.

Существующие систематические учебники либо передают жизнь и учение Господа в пересказе5, либо являются лишь пособиями для чтения и в большой степени содержат авторские схематические «метаевангельские» построения6.

Другие издания7 имеют в качестве приложения только схемы хронологий Священной истории с указанием параллельных мест в виде нераскрытых ссылок на текст Писания. Поэтому пользование ими требует постоянного дополнительного обращения к различным Евангелиям, что представляет очевидные неудобства.

Составленная свт. Феофаном Затворником «Евангельская история»8 ближе всего по замыслу к Синопсису, так как в ней события изложены посредством последовательно подобранных евангельских цитат. Но настоящее пособие не повторяет и вышеназванной книги, поскольку в последней текст Писания не разделен по Евангелиям, и в тех разделах, где материал излагается обобщенно на основании нескольких параллельных мест (например, описание Преображения Господня), невозможно без обращения к первоисточнику выявить для себя особенности повествования того или иного из священных авторов. Таким образом, своей компилятивностью труд свт. Феофана напоминает Диатессарон.

Подобием Диатессарона является и «Толкование Евангелия» Бориса Гладкова9. В предисловии автор следующим образом объясняет необходимость предпринимаемого издания. «Вдумчивое, сознательное чтение Евангелий» затруднено тем, «1) что ни одно из них не вмещает в себя полного изложения учения Иисуса Христа, которое во всем своем величии открывается лишь при дополнении одного Евангелия другим; 2) что последовательность событий земной жизни Иисуса Христа, в особенности же времени Его проповеди и чудес, может быть выведена только лишь из совокупности всех четырех Евангелий». Полностью соглашаясь с этими справедливыми положениями, мы не можем не отметить недостаток настоящего пособия, поскольку в нем евангельский текст приводится не полностью, а отрывочно, что затрудняет его цельное восприятие. Впрочем, основной задачей автора, как это видно из названия, было толкование, а не сопоставление евангельских текстов.

Наконец, упомянем единственный полный Синопсис в означенном выше смысле. Он был выпущен в 1950 году в Джорданвилле10 и из-за ограниченности типографских возможностей того времени устарел. Помимо этого, данное издание у нас в стране практически недоступно. Между тем в европейской библеистике существует давняя традиция составления Синопсисов. Первый из них (только для Мф, Мк, Лк) был издан в 1774–76 гг. Грисбахом, который ввел в употребление термин «синоптические Евангелия». Из современных работ наиболее известны издания, подготовленные Аландом (греческий11 и английский тексты12), и Синопсис Буамара и Бенуа (французский текст13).

Предлагаемая в этом Синопсисе последовательность евангельских событий составлена на основании существующих хронологий, с учетом опыта преподавания на кафедре Священного Писания Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

В нашем пособии Евангелие разбито на более или менее общепринятые перикопы (т. е. отрезки связного текста; от греч. περικοπή – «отрывок»). Условные заголовки перикоп в краткой форме отражают их содержание. Мы не настаиваем ни на объеме каждой из перикоп, ни на формулировках названий. Насколько это было возможно, мы использовали для заголовков назывные предложения. Например, перикопа, озаглавленная в Брюссельской Библии как «Иисус ходит по водам», у нас именуется «Хождение по водам» и т. п. Каждый такой раздел Синопсиса содержит в полном виде все соответствующие прямые параллели, расположенные по четырем столбцам. Еще раз подчеркнем, что текст каждого Евангелия содержится в соответствующем ему по порядку канона столбце полностью. Так что читатель все время имеет перед глазами весь материал первичных параллельных мест Четвероевангелия. Место по горизонтали в столбце оставляется пустым в случае отсутствия материала данной перикопы в соответствующем Евангелии. Такой способ расположения помогает мнемонически лучше усвоить взаимосвязи между текстами четырех священных авторов.

При разбиении на перикопы мы руководствовались уже существующим опытом, но одновременно вносили определенные изменения. Мы осознаем, что процедура разбиения изначально единого текста на тематические фрагменты и выбора тех или иных заголовков несет в себе элемент толкования. Вместе с тем сам метод введения такой рубрикации стал традиционным и при изучении Евангелия является методически оправданным.

В настоящем Синопсисе отсутствуют косвенные евангельские параллели, имеющиеся в обычных изданиях Библии. Например, «блаженны кроткие» (Мф.5:5) у нас не имеет параллели с «ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29), потому что мы не задавались целью проследить связи в тексте внутри каждого из Евангелий. А стих «блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся» (Мф.5:6) не соотнесен со стихом «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35), так как здесь есть только общность темы и ключевых слов, но очевидна разница контекста.

Ссылки в начале и/или конце секций текста (если он приводится не в последовательном порядке) ясно указывают на связь между ними, так что всегда можно проследить изложение того или иного Евангелия внутри его столбца. Например, пункт 46.1 Синопсиса озаглавлен «Исцеление при купальне Вифезда» и содержит всю пятую главу Евангелия от Иоанна. В начале пункта стоит примечание: «ранее 4:43–54; п.33» – то есть предшествующие стихи четвертой главы находятся в 33-м пункте. Аналогичным образом в конце стоит примечание: «далее 6:1–14; п.70.2».

В заключение отметим, что данный Синопсис является справочным пособием и ни в коем случае не призван заменить обычные издания Слова Божия.

Священник А Емельянов

Декабрь 2001 г.

Предисловие ко второму изданию

Первое издание Евангельского Синопсиса было положительно оценено не только студентами богословских специальностей, но и теми, кто самостоятельно обращается к изучению Слова Божия. Составителю особенно отрадно было узнать, что, по отзывам священнослужителей, Синопсис оказался полезным при составлении проповедей. Потребность в пособии такого рода выразилась в том, что независимо от нашего первого полного русскоязычного издания (М., ПСТБИ, 2001) вскоре появился другой Синопсис, составленный священником Александром Союзовым (Клин, Изд. Фонда «христианская жизнь», 2002). Оба тиража разошлись, поэтому читателям предлагается второе исправленное издание.

Настоящий Синопсис получил гриф Министерства образования и был рекомендован в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 520200 «Теология» и специальности 020500 «Теология».

Священник А. Емельянов

Февраль 2003 г.

* * *

1

Библия. – М.: изд. Московской Патриархии, 1988.

2

О древнейших попытках объяснить противоречия между четырьмя Евангелиями см. Helmut Merkel, Die Wiedersprurche zwischen den Evangelien; Ihre polemische und apologetische Behandlung in der Alten Kirche bis zu Augustin. – «Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament», XIII; Tübingen, 1971.

3

Eusebius, Hist. eccl. IV, 29,6.

4

Блаженный Августин. Творения, Т. 2. – СПб. – 1998, с. 119–315.

5

См., напр., Еп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1995.

6

См., напр., Еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение. – Париж – Москва: YMGA-Press – Русский путь, 1996.

7

См., напр., Библия. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1983, стр. 2266–2272.

8

Свт. Феофан Затворник. Евангельская история о Боге Сыне. – М.: Синтагма, 1997.

9

Гладков Б. И. Толкование Евангелия. – М.: Столица, 1991.

10

Четвероевангелие. Текст четырёх Евангелий, поставленный параллельно, в хронологическом порядке. Сост. Ананьин А.С., под. ред. протопресв. М. Польского. – Джорданвилль, 1950.

11

Synopsis Quattuor Evangeliorum. – Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1996 г.

12

Synopsis of the Four Gospels. English Edition. Ed. by K. Aland. – United Bible Socleties, 1982.

13

Synopse des quatre évangiles en franҫais avec parallèles des apocryphes et des Pères, vol. I, Textes, M.E. Boismard, avec P. Benoit, Paris, Ed. du Cerf, 1965.


Источник: Евангельский синопсис : учебное пособие для изучающих Священное Писание Нового Завета / Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет ; сост. протоиерей Алексей Емельянов. - 2-е изд. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2003. - 176 с. ISBN 5-7429-0001-5.

Комментарии для сайта Cackle