II курс
Лекция 3. Иисус Навин. Завоевание Земли Обетованной
Итак, в прошлый раз мы сделали такой абрис материала, который прослушали <в прошлом учебном году>, с которым познакомились. Конечно, одноразового подхода к таким темам далеко недостаточно, но мы не можем без конца ходить на курсы: тогда их нужно делать какими-то пятилетними или восьмилетними, но и тогда – по большому-то, говоря, счёту – не всё можно объять, потому что слово Божие неисчерпаемо. И вот здесь возникает необходимость самостоятельного ежедневного занятия Священным Писанием. И я говорил вам, в какой последовательности оно должно идти:
1. Ежедневное чтение Писания в качестве молитвы.
Если мы не приобретём этого навыка чтения Писания в качестве молитвы – мы ничего с вами не приобретём. Допустим, неужели Серафим Саровский не понимал этого и лишь за неделю перечитывал весь Новый Завет? Можно представить: при святости жизни и при знании Церкви, истории Её и агиологии – житий святых – плюс вот такое растворение в стихии Священного Писания! Вот это и делает ум человека облагодатствованным, а ваш язык помазанным. Никакое красноречие не может сравниться вот с этим понятием: помазание, помазанный язык, помазанный Духом Святым, а не каким-то талантом или чем-то другим...
И вот если будете читать Священное Писание в качестве молитвы, постепенно у вас будет вырабатываться помазанный язык!
И вообще, нужно следить за своей речью, за своими словами, которые, как мусор, засоряют всё. Избегать разных шуток, разных непристойных выражений, разных недостойных каких-то намёков, недоговорённостей, двусмысленностей – всё это оскверняет и наш ум, и наши уста, и наши чувства. Вообще, крик вы должны устранить из обихода своего, оскорбительные всякие выражения, и чтобы язык наш соответствовал тому уровню, каким он должен быть.
Язык... «Не хочу, братия, оставить вас в невѣдении» (Рим. 1:13), «свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9:1). Вот к чему нужно стремиться, чтобы свидетельство Духа Святаго мы не смешивали со своими собственными эмоциями. У нас пока что всё идёт на уровне эмоциональном.
Свидетельство совести в Духе Святом даётся как дар Святаго Духа, если человек соответствующим образом и читает, и говорит, избегая всякого сленга, <взять даже> сленг церковной среды: сколько мы употребляем <церковных> выражений в пустых разговорах, и <так> оскверняя <их> через речь, мы оскверняем Священное Писание. Не должно так говорить: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Втор. 5:11). Речь идёт о запрете на Священное Имя Яхве, Которое можно было произносить только в исключительных случаях. Откройте Числ 6 главу, и вы посмотрите, что это такое. Читаю вам с 22 стиха:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их» (Числ. 6:22–27).
А родители могут призывать, читать эти имена и призывать благословение на свою семью и на своих присных. Ну разве нельзя произнести любой матери, любому отцу: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя; да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир; да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим». Мы говорим: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лик Твой на ны и помилуй ны». А что значит просветить лик? Этот Лик должен отражаться на лице человека. Лик Божий должен отражаться на лице человека. Вот вы смотрите в хорошее зеркало, чистое зеркало и видите неискажённым своё отражение.
Посмотрите Второе Послание к Коринфянам, 3-ю главу. В этой 3-й главе <и> идёт об этом речь: что сказал древний Моисей, <то есть> Господь через Моисея в Ветхом Завете. Смотрите 18-й стих:
«Мы же все открытым лицем как в зеркале» – если вы покроете полотном своё лицо и станете перед зеркалом, вы ничего, никакого отражения в нём не увидите. Следовательно, нужно сбросить какое-то покрывало с очей плотских и с очей умственных. Так вот, давайте сбросим покрывало с наших умственных очей и будем взирать не в зеркало <физическое>, которое здесь приводится в качестве сравнения, а в зеркало [...] как от Господня Духа. Вот на нём отражается лик Христов в его чертах.
Вы посмотрите в лица святых людей – это же лики, лики Христовы, а не лица – у них уже при земной жизни нимб вокруг главы светился, если бы мы только могли его видеть!
Так <для этого> не в зеркало <плотское> надо смотреть, а взирать на славу Господню, потому что на Самого Господа взирать невозможно. Не выдержим, нам нужна мера; без этой меры мы не можем спастись. Потому что Объект, Предмет нашего поклонения Такой, что о Нём и сказать-то, по существу, достойно Его ничего невозможно.
Почитайте книгу Дионисия Ареопагита «О Божественных Именах»: конечно, это очень сложная книга. Он разбирает все Имена, коими именуется Господь в Священном Писании. И вот к этим «Божественным Именам» даёт комментарий не менее высокой духовности человек – Максим Исповедник. Тот самый Максим Исповедник, которому отрезали язык. Кто отрезал? Не язычники уже, а свои же христиане.
Таким образом, он даёт комментарии к этой книге Дионисия Ареопагита, в которых говорит, что относительно богопознания нам нужна мера. Потому что как невозможно смотреть открытым оком на Солнце – ослепнешь сразу, так невозможно нам воспринимать и Божество безмерно. У всех есть своя мера, начиная с высших духов – и у них своя мера, и у каждого человека своя мера. И вот в эту меру и нужно рассуждать и в эту меру действовать.
Дальше. Кто же истолковал-то Священное Писание? Начиная с первых христианских апологетов – древних писателей на рубеже I–II веков, – это первые письменные свидетельства Христианской Церкви. Они <, апологеты,> писали в защиту христиан и апеллировали свои письма к Императорам, и говорили, что, если по законам Римской Империи дозволяются все культы и люди за них не терпят гонений, почему же делается такое исключение для христиан – их преследуют.
Они не доказывают, что Христос – истинный Бог, они говорят, что если существует такое религиозное законодательство, то оно должно быть обязательно для всех, а вот для христиан почему-то делается исключение – их преследуют. Вот это и есть нарушение закона. Безполезно <было> доказывать <римским> императорам, что Христос есть истинный Бог – они и не слышали о Нём или слышали только превратно.
И вот с этих первых свидетельств мы и будем начинать, и дальше, дальше. А затем нужно каждому определиться: кто Августином займётся, кто Иеронимом, кто Фомой Аквинатом, кто Ефремом Сириным, или Иоанном Златоустом, или Каппадокийцами – вот что на сердце у вас будет, тому зову и надо следовать.
<Что ты говоришь: > «Я не понимаю Григория Нисского». Не понимаешь – не нужно пока и читать. Читай Златоуста. Читай Феофилакта Болгарского. Читай какого-нибудь Иннокентия Херсонского, который вития был, Златоуст Русский – он также истолковал очень многое. Его проповеди-то – замечательные!
Читай Платона (Левшина), митрополита Московского, который открывал университет Московский и породил такого, можно сказать уже, святого, <который> и по рангу, можно также сказать, как отец Вселенский – это митрополит Филарет (Дроздов). Филарет (Амфитеатров) <опять же> – вот их творения, их произведения надо читать, и они умудрят нас и введут в глубину Священного Писания.
А уж если не успеете дойти до религиозных философов и мыслителей, <то> большого урона не понесёте. Возьмите хотя бы двухтомник Паисия Афонского – слышали такого, да? – в белых таких прекрасных обложках, Иосифа Исихаста, эпистолярное наследие и Оптинских старцев, и всех <духовных писателей>, кто оставил <после себя такое драгоценное наследие>.
Сейчас вышла прекрасная книга «Пасхальная память» о священнике Владимире Шикине, который умер в 2000-м году от рака. Он взял болезнь на себя одной женщины и скончался вот так в Боге. Так вот это светильники наших дней. Вот они оставили после себя воспоминания какие! И читая эти воспоминания, вы и будете оживлять в себе веру. Это опытное христианство. Не какое-то рассудочное, <не> трактаты богословские, которые, может, для упражнения ума, для дисциплины ума и могут давать что-то, но нам-то нужна вера живая! Вот та вера, которую сравнил Господь с источником воды живой: «Пьющий воду сию не возжаждет вовек» (Ин. 4:13–14).
Все эти произведения, никакая литература не сможет – запомните это – <заменить и, тем самым,> удовлетворить вашей духовной жажды. Вся она копошится на уровне психологии, а во глубину-то войти и не может. Во глубину входит только слово Божие, и оно показывает нам самих себя. Мы в этих свидетельствах Писания обнаруживаем самих себя, всё своё безобразие, всё своё падение, и они не только обличают, но одновременно и лечат.
Обличая человека, можно его вообще застращать, и загнать в угол, и превратить, я не знаю во что. Разве религия нам с этой целью дана? Она должна возрождать.
Нельзя спекулировать на религиозных чувствах простых людей и всех, понимаете, <вообще>, и давить на <человека!> И так-то все задавлены.
Поэтому нужно находить такие спасительные слова, чтобы от беседы человек возрождался, а не терял надежду. После этого он может прыгнуть и разбиться. А нужно, чтобы он не разбивался, а возрождался. Кто изведёт, – говорит пророк Иеремия, – честное от недостойного, будет как Мои уста (см. Иер. 15:19), – <тот будет> как уста Божии, если кто вот такого человека – который на грани, у которого витают уже мысли свести счёты с жизнью – возродит, будет как «Мои уста». Вот, по-моему, назначение всех нас, <а> не только священнослужителей, которым дана особая харизма совершать Таинства, принимать исповедь.
Хотя у Апостола Иакова есть также замечательная фраза: исповедуйте грехи друг перед другом (см. Иак. 5:16). Исповедуйте грехи друг перед другом. И когда христианство ещё было живо, были разные разряды кающихся. Были так называемые припадающие. Они стояли на паперти и каждому, кто входил, сообщали о своих падениях, о своих грехах. Чистили себя через это.
Сейчас мы этого сделать не можем. Мы стыдимся, мы воспитаны совершенно по-другому. Вот грешить не боимся, <а> сказать о них <о грехах> стыдимся, в общих фразах исповедуемся. Иоанн Златоуст говорит: Ну как же отпустить человека недолеченным? Вот он не хочет открывать <грехи>, не хочет говорить, и как к нему относиться, со строгостью или со снисхождением? Вот к некоторым надо со всей строгостью, других надо влечь узами любви. Иначе если он делает первые шаги, а вы на него навалитесь всем этим вот <порядком>, так что он? Он совсем перестанет ходить, и, сделав первые шаги, вернётся назад, и никогда не придёт. Надо учитывать: и возраст, и пол, и состояние, и образование – вот поэтому здесь надо и психологом в известной мере быть. Но если в духовнике будет превалировать психолог – это беда. Я вам об этом уже неоднократно говорил. Поэтому слово Божие живо и действенно. Вот посмотрите, в этой же 3-й главе к Коринфянам во Втором Послании, смотрите, что он пишет.
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте [что такое проповедь Евангельская? это благоухание познания. Можно ли о наших беседах и разговорах сказать, что это есть благоухание познания о Христе? Не знаю:], ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих [как же это так: мы Христово благоухание для спасаемых и для погибающих? – «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» – вот таким образом отношение человека к проповеди является для него губительным или спасительным. Это уже его личное внутреннее отношение. «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие», – уже тогда искажали Священное Писание, – «но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе».
Итак, что может быть спасительнее Евхаристии? Что может быть спасительнее Евхаристии? Но недостойное причащение к чему ведёт? «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1Кор. 11:30). Как же <такое> может <быть>? Вот ответ. Мы – благоухание для жизни и для смерти в зависимости от отношения.
Поэтому внутреннее наше отношение является решающим. Никаких ходульных здесь формул: «по требованию народа, по требованию масс». Никогда Господь не обращается к массам. Он даже народ-то персонифицирует в сына Своего: Когда Израиль был юн, я любил его и из Египта вызвал сына Моего (см. Ос. 11:1; Мф. 2:15). Сын – это и есть Израиль. Юность его относится к моменту исхода из Египетского плена. Вот когда он был юн, Я любил его, а сейчас он недостоин любви. Из Египта, из этого рабства Я вывел. А Евангелист Матфей усмотрел в этом пророчестве указание и на возвращение Святого Семейства из Египта: а всё сие произошло, да сбудется реченное пророком: из Египта воззвал Я Сына Моего (см. Мф. 2:15).
И мы здесь только можем поражаться: сколько уровней может иметь, пластов <сколько> может иметь один и тот же текст: Из Египта воззвал Я сына Моего. И любил его когда он был юн. А сейчас он любви не заслуживает, сейчас он народ Содомский и Гоморрский.
То же можно сказать и о нас, то же можно сказать и о роде Христианском. За какие хорошие дела, вы мне ответьте, Византийская Империя стала Туреччиной? Ведь <нынешняя> Турция-то – это что? – это древняя Византийская Империя. Христиан у Константинопольского Патриарха Варфоломея на месте, я не знаю, тысяч 20–30 наберётся? Он живёт только за счёт диаспоры, вот и стремится <призывать>, где только раскол: «Приходите под мой покров». Где только <раскол, он и не вмешивается: > «вот, <дескать,> пускай, признавайте, <мол,> не Московский, а лучше Константинопольский <Престол>». Вот это и есть тот же раскол церковный.
И у нас отношения с Константинопольским Патриархом мало сказать – это мягко будет сказано, что прохладные, – очень напряжённые, очень напряжённые. И кто более, так сказать, стремится к главенству, Папа ли, или Константинопольский Патриарх? Константинопольский Патриарх-то также Папа? И с этим опять же ещё нужно определиться. Замашки такие же: захватить всё, и всё подчинить себе. Набрали себе титулов...
Григорий Великий говорил тогда ещё, в VI веке: «Ну зачем вы в свой титул, Ваше Святейшество, включаете: Вселенский Патриарх, Судия Вселенной – да что это за титулы, да кто вы такие, чтоб быть Судиёй Вселенной! Судия Вселенной – Един Господь». Блаженство, Святейшество, ещё уж я не знаю, какие только превосходные степени. И ничего. Господь только и оставил титулы. А реалий-то никаких нет.
Александрийский-то Патриарх сидит в Каире, его и не найдёшь! и нашему журналисту говорит, что в «обозримом будущем не вижу никаких причин и намёков на возрождение и расцвет Христианства». Мусульманство залавливает всё. Вот над чем ещё надо подумать. Мы благоухание, – как говорит Апостол, – живительное и в спасаемых, и в погибающих (см. 2Кор. 2:15). Погибают люди по собственному самоопределению, по собственной воле. Посмотрите, как погибают! Открывайте книгу «Деяний», последнюю главу или книгу «Деяний», 13-ю главу. 13-ю откройте, и без всяких возражений.
Здесь речь об обращении проконсула Сергия Павла, и вот здесь этот Сергий Павел, проконсул острова Кипр, <пожелал услышать слово Божие>. <А> советником у него был Елима (что значит волхв, колдун, мудрец и другое) Вариисус, сын Иисуса какой-то, воспротивился этому.
8-й стих:
«А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им [проповеди Павла], стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь Солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню». – А задача того была совращать с прямых путей Господних. Вот отсюда и смерть. Ему проповедует сам Апостол – он не обращает внимания, совращает по-прежнему с прямых путей Господних. Да вот проповедь Павла для того была спасительной живительной, а для этого – смерть.
Посмотрите последнюю <28-ю> главу книги «Деяний». Апостол Павел находится в Риме, ждёт суда кесарева, разбирательства своего дела, к нему приходят римские иудеи, и их тема: кто же Мессия, кто же Христос? И вот 23-й стих:
«И назначивши ему день очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию: “пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите <... > и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”». И добавил: «Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою» (Деян. 28:23–29). Как же? Монополия на спасение – только избранному народу! Они будут определять, кому войти в Царство-то Божие, как избранный народ. А ведь слова-то пророка к ним обращены!
Вот это духовное ослепление, оно и есть результат сердечного ожесточения, сердечной нечувственности, окаменения. А оно происходит исподволь, незаметным образом. И не знаешь, с какого момента оно <наступит>. А вот так, постепенно: здесь сделал одно опущение, там себе позволил что-то, там распустился и, в конце концов – весь распустился.
Когда говорится, что Моисей «верен во всем Дому Моем» (Числ. 12:7), это значит, что он ничего не упускал из заповеданного. И не делил заповеди на большие и меньшие, и грехи – на смертные и бытовые.
Что значит смертные грехи или простые грехи? Да любой грех есть беззаконие, любой грех есть неправда, и пыль под микроскопом – это камни. Это так кажется, <что пыль,> а наведи микроскоп – вот тебе, и увидишь камни, а не пыль. Всё это в очах-то Божиих рассматривается совершенно иначе, как через увеличительное стекло. Это мы, как близорукие, не видим, и уж только самые, знаете, такие <явные> пятна <можем разглядеть>. Вот и носим тёмные одежды, чтобы не было видно пятен. А одень-ка нас в белые одежды – моментом <человек> становится весь в пыли и в пятнах. Вот их и видно на белом, а как сделать, чтобы было не видно – давайте оденем тёмные одежды. Сами от себя прячем.
Но мыслимо ли это сделать? Немыслимо. Это всё ложные компромиссы, которые мы устраиваем сами с собой, и они до добра не доводят. Вот отсюда и половинчатость, и рвётся человек и вырваться не может. Вроде и намерения хорошие, а осуществить их – сил нет. Ну вот давайте исполнять хотя бы половину: уклонися от зла, и сотвори благо (см. Притч. 4:27; 1Пет. 3:11). Вы скажете: «Сотворить благо – у меня на это сил нет». Давайте уклоняться от зла.
Вот если бы половину этой фразы исполняли. И не делали <бы> друг другу зла – было бы прекрасно. Прошло бы некое время, Господь бы дал силы делать добро. А так, всё это на каких-то порывах, всё ждём каких-то мгновенных результатов, <а> результатов нет – махнули рукой! А ведь труд нужен, труд изнурительный, труд однообразный. Молитвы заучиваются механически, читать не интересно, нужно вникать. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно» (1Тим. 4:16).
Скажите мне, какая же у нас была последняя тема по прошлому году, на чём мы остановились, когда смотрели темы? Начали историю завоевания земли обетованной? Эпоху Судей?
Вспомните по прошлому году. Смотрим по журналу. Вот тут я что-то не нахожу. Грехопадение. Суд Божий. История Каина и Авеля. Воскресение Христа. Ну, так это очень мало мы прошли. Давайте я кратко повторю историю Каина и Авеля, и мы пойдём с вами дальше.
Монархический период. Это значит период, когда старейшины пришли к пророку Самуилу и стали просить поставить над ними Царя, как у прочих народов.
И я вам сейчас скажу: с 12-й главы книги Бытия повествование об общих таких темах – о происхождении міра и человека – приобретает уже характер семейной хроники. И мы видим по существу биографии трёх великих патриархов: Авраама – отца верующих; сына обетования его Исаака – как прообраз Христа; и сына этого последнего, Иакова; Исав – вне линии Завета оказывается. У этого Иакова 12-ть сыновей, они становятся родоначальниками 12-ти колен. И вот один из этих детей его, Иосиф, оказывается в Египте, проданный по зависти братьями своими.
Оплакивая его кончину, Иаков находит некое утешение в своём сыне от Рахили – Вениамине. Но потом оказывается, что Иосиф жив, достиг высочайшего положения в этой стране и открывается братьям своим однажды, когда они пришли по случаю голода в Египет закупать зерно, и призывает Иакова в Египет. Тот не бросился сразу, а пошёл в Вирсавию, принёс Богу жертву и получил ответ от Господа: идти ему или нет. И Господь говорит ему: Не бойся, иди. И как Я был с тобою здесь и руководил тобою, так Я буду с тобой и в Египте и выведу тебя отсюда (см. Быт. 46:3–4). Он перед смертью собирает детей у ложа своего и каждому из них произносит пророчество: что ждёт каждого сына в истории.
И вот одно из самых важных пророчеств даётся Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (и Ему – покорность народов)» (Быт. 49:10–12). Это пророчество о времени пришествия Мессии на Землю. Здесь Он назван Примирителем: Он примирит Бога с человеком.
Человек очень разгневал Господа своим непослушанием. Он воздвиг такую стену между собой и Богом, что она монолит из себя представляла. И разрушить это средостение никто не смог: ни Моисей, ни праведники. Нужен был не человек, но Богочеловек. Вот об этом Богочеловеке речь идёт в этом пророчестве. Когда он придёт? Когда отойдёт скипетр от Иуды. Скипетр и держава – это символы царской власти. Читай, когда Иудея лишится политической независимости.
А это произошло с 64-го года до Рождества Христова. Переселившись в Египет в количестве 75-ти душ, за IV столетия пребывания там этот народ возрос, размножился и расплодился так, что с точки зрения других фараонов стал представлять для них опасность. Что с ними нужно делать? Они могут поднять восстание. Они могут пристать к каким-нибудь другим восставшим рабам. Их нужно сократить, сократить их рождаемость! И вот издаются указы, которые и привели бы к этому: бросать младенцев мужеского пола в Нил или же умерщвлять их. И что же? Но происходит всё обратное. Они продолжают умножаться. И тогда Господь воздвигает великого пророка, законодателя и боговидца Моисея.
Патриархальный период заканчивается, начинается период закона Моисеева.
Законнический период. И вот он, этот период – мы можем дать ему начало с Синайского Завета (Синайский Завет – тот Завет, который заключил Бог с народом, когда посредством блестящих <поучительных> казней сломил гордое упорство Фараона и заставил отпустить этот народ в пустыню, Синайскую пустыню). Здесь произошло обручение Бога с народом.
Но вы видите, что в 40-дневное отсутствие Моисея народ развратился, изменил Богу, потребовал слить ему тельца, а это Египетское влияние, потому что в Египте поклонялись священным быкам. И вообще поклонение тельцам пройдёт через всю историю этого избранного народа. Просто поразительно, насколько заразителен был этот культ небесной коровы, тельцов, которым поклонялись, воздвигали капища и приносили жертвы. И это люди умные очень по своей природе! Посмотрите: медицина, искусство, бальзамирование трупов, геометрия, астрономия, астрология – всё идёт из Египта, всё из Междуречья, а религия – поклонение животным! Ну как может человек не замечать такого несоответствия? Говорят, что эта религия была предназначена для простого народа, а сами они, как посвящённые, знали единого истинного Бога, но были связаны вот этим герметизмом, этой тайной посвящения, и эти знания, в том числе религиозные, не выходили за пределы этих посвящённых.
Отсюда и белое братство, отсюда и весь магизм. У человека неистребимое почему-то есть желание овладеть космическими, вообще духовными силами, и подчинить их себе. И распоряжаться этими силами по своему усмотрению. Вот отсюда магизм и единобожие.
Прочитайте прекрасный труд Меня из его серии «В поисках пути истинной жизни». Это «Магизм и единобожие» и вторая книга «У врат молчания», где он рассматривает другие религии, существовавшие параллельно Иудаизму. Это Лao-Цзы, буддизм, индуизм и все остальные.
Так вот мы и видим это состояние их. Они вошли с большим трудом в землю обетованную при Иисусе Навине, завоевали её, но не полностью выполнили то, что заповедывал им Моисей. Он говорил, что есть семь народов, которые в своём идолопоклонстве достигли уже таких крайностей, что их нельзя оставлять и в живых; их нужно просто изолировать или физически уничтожить. Если вы не сделаете этого, вы через общение с ними или через браки заразитесь теми же болезнями, и будете делать те же дела, если не хуже (см. Втор. 7:1–6). Его не послушались. И сказано: «и научились делам их» (Пс. 105:35).
А на эти дела очень так аккуратно указано в книге Премудрости Соломоновой. Давайте посмотрим, что это за дела. И вы скажете: да, очевидно, что надо применять иногда и такие меры, как полное уничтожение. Премудрость Соломона 12-я глава. Нашли 12-ю главу? Все смотрите хорошенько и следите за текстом.
«Нетленный Твой дух пребывает во всем, посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи [Вот нам что нужно в пример-то брать – не отбивать охоту у человека, который делает первые шаги. Да слава Богу, что он стал смотреть в сторону Церкви]. Так, возгнушавшись древними обитателями Святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими безпомощные души [детей своих, они Молоху их посвящали], Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное населения чад Божиих. Но и их, как людей [вот таких-то людей], Ты [жалел] щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их; хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их – врожденное, и помышление их не изменится вовеки» (Прем. 12:1–10).
Ну вот что делать? С такими-то? Конечно, это будет самоистребление. Вот на это, на наказание Божие нужно смотреть, как на самоистребление. Они уже дошли до такой степени зла, что стали уже заниматься самоистреблением. Вот поэтому небезопасно было этому Божию народу войти и оказаться в таком окружении.
Вот христианская семья, ребёнок ваш оказывается в такой атмосфере. Вы посмотрите, какой он приходит? как его изолировать от этого? Матери многие часто <в отчаяние впадают>! Не каждый может заниматься, и нанимать учителей, и не пускать его в школу. Надо быть очень состоятельным человеком, чтобы нанимать преподавателей. Надо <спасать>. Вот. Как спасти? Как изолировать? Когда такое тлетворное влияние? Когда насильно заставляют его или что-то делать или что-то произносить, или «на иглу сажают». И такие вот нравы. Как? Ребёнка надо встречать, надо провожать, надо каждый день трепетать, чтобы с ним ничего не сделали, чтобы с ним не случилось <трагедии какой>.
Так вот. Но Ты мало-помалу наказывал, давая место покаянию, зная однако, что племя их негодное, и зло их врождённое, и помышления их не изменятся вовеки.
Вот почему указывают только на одно, на эту жестокость Ветхого Завета, а это упускают?
А чем была обусловлена эта жестокость: вот гангрена на руке, ну надо ампутировать, иначе нет, погибнет всё. Зачем это? Ну вот давайте, когда так. А лечить уже невозможно, нужно только ампутировать. Вот и применяются такие средства. Они кажутся жестокими, а в действительности нужно было это и совершать.
Правда, не совершилось это. Не было такого. И когда мы откроем книгу Иисуса Навина, в которой говорится о завоевании, так и говорится: не истребили, но жили в соседстве с ними. А через браки в родство вошли и научились делам их, и наполнилась земля опять блудодеянием (см. Пс. 105:3439). Вот результат. Наполнилась земля блудодеянием, значит, было это уже однажды сказано: пришёл потоп. Сейчас должно быть огненное истребление. Апостол Пётр так и говорит: первый мір был потоплен водой, второй мір ждёт огненное испытание. Огненное истребление такое.
Хорошо. Вот книга Иисуса Навина и описывает безконечные битвы с этими племенами. 31 царёк на этой небольшой территории: 250 км в длину и где-то 50 в среднем в ширину – вот вся Святая Земля. Меньше, чем наша область, Ленинградская. И вот на этом клочке и идёт вся история. И сейчас он самое опасное, так сказать, место, куда опять втягивается, как в некую воронку, вся міровая политика. Потому что и Ирак, и Сирия, и Ливан, и Иордания, и Израиль, и ООП – всё это в одном месте. Это настолько всё близко, что как перейти на ту сторону Невы. Вот в такой близости находятся эти государства.
И опять, нужно читать эти слова, что говорил Господь об этой Святой Земле. Как оплакивал Иерусалим Сам Спаситель, как Он говорил: сколько раз Я хотел вас собрать, как кокош собирает птенцы под крылья своя, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст. Иерусалим, избивающий пророков, если бы ты знал, что служит к миру твоему, но это ныне сокрыто от глаз твоих (см. Мф. 23:37), а открыто только безконечная война, безконечные, понимаете, <теракты>. Вот та <шахидка>, что взорвала себя в Йомкипур в ресторане, это не простая фанатичка, это девушка с двумя высшими образованиями, она отомстила таким образом за своих двух братьев, убитых израильтянами. Вошла в праздник Йомкипур в переполненный ресторан, имея на себе этот смертоносный пояс, и взорвала себя. Вот этот резервуар у них безконечный. И если не будет какого-то чуда, не найдут какой-то компромисс – это будет из года в год, из десятилетия в десятилетия. Так и будет идти.
Что сказано об этом Измаиле? Ведь арабы – это потомки Измаила. Он как дикий осел, – это же Агари ещё было сказано до его рождения, – будет жить пред лицом всех братьев своих; руки всех на него и руки его на всех (см. Быт. 16:12). И руки его на всех. И мы не победим этот терроризм. Если не произойдёт какое-то чудо. Если люди не научатся с ними говорить на языке божественном, не используя его в целях политики, а действительно, чтобы слово соответствовало делу. И вот только на этой почве можно найти какие-то консенсусы, какие-то вот, хотя бы, чтобы мир был водворён. Ведь безрассудно это всё: гибель людей, которые не подозревают ничего и становятся невинными жертвами. Кроме взаимного ожесточения и ответов, ничего не будет. Если бы ты <Иерусалим> знал, что служит к миру твоему. Но это сокрыто от глаз твоих (см. Лк. 19:42).
Когда люди образумятся? Вот пророки-то и взывали, чтобы они образумились? Народ Мой, народ Мой, во что вас бить ещё? От темени головы до подошвы ноги нет здорового места. Народ Мой не разумеет и не обращается к Биющему его (см. Ис. 1:5–6). Дело дошло до такого ожесточения, что, когда пророк встал перед Богом на молитву с ходатайством за этот народ, Господь ему сказал: Отойди от лица Моего и не проси за него. Я устал миловать (см. Иер. 15:1–6). Вдумайтесь в эти слова: Я устал миловать. Это Бог-то говорит! Это о чём говорит? Да не устал Он миловать. Это говорит о том, что грех, зло, достигло уже такой высоты, такой концентрации, и у нас дальше пойдёт – самоистребление.
Вот жизнь совершенно обезценена сейчас, обезценена. И нужно подумать об этом, какую лепту в смягчение нравов этой ожесточённости можем внести мы, как христиане, особенно женщины, с их таким глубоким чувством веры. Им дано несравненно больше, чем мужчинам. Она первой слышит движение младенца и первой учит пальцы-то его слагать – молитвам-то первой учит, от неё получает вѣдѣние, в том числе и религиозное вѣдѣние.
Поэтому роль миссионерства, особенно женского, очень большая. И если вы ходите на курсы, вы должны отнестись к этому со всей ответственностью. Мало ли, что сохранили талант, сохранили дар веры и сказали: Господи, вот Ты мне дал, и я сохранил (см. Мф. 25:24–25). Какие слова мы услышим? – Раб лукавый и нерадивый, ты знал, что Я хочу прибыли, и вот это не оправдает тебя, что ты сохранил дар (см. Мф. 25:26–27) веры. Ты должен был талант этот пустить в оборот. Ибо Я ищу прибыли (см. Мф. 25:27).
Господь ищет прибыли. Вот Мотовилову преподобный-то Серафим и говорил: «Для чего торгует купец? Только чтобы торговать? Нет, чтобы иметь барыш». Вот и мы трудимся не для того, чтобы только трудиться и уйти в эти леса. А для того, чтобы через эти подвиги стяжать благодать Святаго Духа. И вот это действие благодати Святаго Духа и является самым истинным показателем, что человек в Боге. А так он исполняет просто предписания религии. Что об этих предписаниях религии сказал пророк?
Откройте книгу Исайи, 1-ю главу, и вы увидите, что сказал пророк о религии, которая превратилась просто в культ. Вот Он предписал приносить жертвы, и нам предписано приносить жертвы, но жертва Богу – дух сокрушен.
А вот о тех жертвах, 11-й стих 1-й главы:
«К чему Мне множество жертв ваших?» говорит Господь. «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение [это благовонное-то курение кадильное] отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть [почему?] (беззаконие и празднование). [Человек не меняется, а культовую сторону исполняет. Исполнил, и вычеркнул всё остальное – никакого изменения]. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя <... > Иногда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу [почему? (ваши руки полны крови) – насилие]. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро [Евангелие]» (Ис. 1:11–17).
Итак, завоевал Иисус землю, разделил на уделы. В результате этого они стали жить на участках. Общение между ними прекратилось и, кроме религии и языка, их ничто не объединяло. Под влиянием окружающих племён опять стали впадать в идолопоклонство, поклоняться Ханаанским богам. В наказание Бог отдавал их в рабство к этим же племенам, богам которых они служили. Они вопили к Богу, Господь им посылал судью в качестве избавителя. Проходил какой-то период более или менее хорошей жизни: придерживались заповедей; потом опять всё забывалось, и всё начиналось сначала.
Заканчивается книга на том, что умер Иисус Навин и старейшины. Народ разошёлся и стал служить богам местных племён. Единственный луч света в этом периоде – это книжечка Руфь, которая очень важна, потому что там даётся родословие Христа. Богатый землевладелец из Вифлеема Вооз женится на моавитянке Руфи, и от этого брака рождается Овид, а от Овида рождается Иессей, а от Иессея рождается Давид. А Христос – сын Давидов.
Вот на этом мы закончим, а со следующего раза будем уже смотреть монархический период, то есть 1–4 книги «Царств» и 2 книги «Паралипоменон». А в следующий раз вы мне должны приготовить и сказать без всяких возражений имена всех судей – великих и малых. Кого из судей вы знаете? Гедеона, помните? Самсона, знаете? Плохо знаете Самсона. А вот Аод судья чем известен? Судья Аод, Самегар, Елон, Авдон – вот эти судьи.