И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 5. Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии

Всем вам кланяюсь, всех вас приветствую. Я помню, на чём мы остановились: это 7-я глава от Иоанна. А сегодня надо посмотреть 8 главу – после чтения которой, не знаешь, как и относиться!

Итак, от Иоанна Святаго Евангелия чтение. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Вот заходит один блаженный в храм во время совершения Литургии. И как раз в тот момент, когда диакон вышел на солею и читает Евангелие. Большая книга лежит на аналое, диакон читает, и что же видит блаженный, что ему Господь открыл? Вот диакон произносит слово текста, и оно в виде светильника отрывается от страницы и поднимается вверх. Он второе слово произносит, опять от страницы в виде светильника восходит к небу это слово. О чём это говорит? О том, что это не литературное произведение, не произведение какого-то гениального ума. В этом плане это видение <весьма показательно и поучительно>!

Вот Джон Мильтон, написавший «Потерянный и возвращённый Рай». Ведь мы не ставим его на один уровень с Евангелием. А вот слово Божие – произведение Божественного ума в соавторстве с человеком, как орудием, которое Бог нашёл Себе с тем, чтобы через него передать нам божественное учение, божественную мысль. Поэтому мы – Христово благоухание, скажет Апостол, и в спасаемых и в погибающих (см. 2Кор. 2:15). Как это может быть Евангелие для спасения и для погибели? А вот в зависимости от того, как мы к этому свидетельству относимся.

Если мы относимся к этому свидетельству с верой – оно может умудрить нас во спасение. Если мы относимся к нему с критикой и тем более с кощунством, вот оно послужит человеку в погибель. Запах живительный для жизни и запах смертоносный. Также всё зависит от внутреннего состояния человека.

Вот смотрите – что может быть спасительнее (в прошлый раз мы с вами об этом говорили) таинства Евхаристии? Но для одних – Чаша Спасения; для других – болезнь, недуг, да и умирает немало (см. 1Кор. 11:30). Почему? Да потому, что принимаем без рассуждения. Если бы рассуждали, не были бы осуждены. Вопрос настолько серьёзный, что везде меч обоюдоострый.

А вот что значит меч обоюдоострый? Вот Иоанн-то и увидел в Апокалипсисе, что из уст Христа исходит меч обоюдоострый! – Ручка посредине, а с обоих концов острие (см. Откр. 1:16). Так вот этот меч обоюдоострый может разделить и рассудить наши мысли сердечные, а может и поразить нас. Вот мы какое оружие – меч обоюдоострый – в руках держим! Мы им можем поразить врагов – видимых и невидимых, а можем поразить и себя за небрежное к нему отношение, всё начинается с каких-то прекрасных порывов – вдруг от этих порывов не остаётся ничего. И жизнь наша вообще-то пар.

Но вот, тем не менее, 70 лет надо как-то прожить, уж если Господь определил и призвал. Конечно, это ничтожный срок, но вот этот срок может дать нам вечность. И вот эту вечность помогает обрести Евангельское слово. И мы с вами держим в руках слова жизни вечной: Исследуйте Писания, ибо вы чрез них думаете стяжать жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне (см. Ин. 5:39). Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне. Потому что он писал о Мне (см. Ин. 5:46).

Вот сказано: исследуйте – не просто скользите по поверхности, читая несерьёзно, невнимательно, без веры, без благоговения; вот оно, <Слово-то,> тогда и не воздействует, и не обитает в теле, повинном греху. Премудрость не входит в злохудожную душу и не обитает в теле, повинном греху (см. Прем. 1:4). Сказано? Сказано.

Для этого надо себя таким образом соответствующим обустроить, чтобы Слово-то Божие могло обитать в нас, как в храме. Как в храме. Вот Его достойное обиталище. Вот, как ни велико міроздание, скажет Макарий Великий, но нигде Бог не упокоевается так, как в человеческом сердце. Вот Он и хочет <обрести нас> – весь мір предпочитает человеку: Сыне, дай мне твое сердце (см. Притч. 23:26).

Вот сегодня память Иоанна Богослова. <Это> ученик, которого любил Иисус. За что Он его любил? За такую его веру в Него и преданность. Сей же что? – Пётр спрашивает. – А вот что этот-то? – Что тебе до него? Ты по Мне иди. Ты по Мне гряди. – У тебя – своё, у него – своё, – вот Господь ставит всё на свои места. И любопытству тут нет места. – Тебе-то что? Вот, ты радуйся, что ты-то призван, – ты-то с Богом! А что с ним – вот он будет осознавать. И пронеслось слово, что он <, Иоанн,> не умрет (см. Ин. 21:20–23).

Вот также такое предание немножко путается: нашли его в гробу, в могиле его? Или его тело также вознеслось? – не приходилось вам что-то читать? – Есть и такие – и такие мнения. Какие-то есть вот такие предания – очевидно, в силу того, что это человек не простой, а вот любимый ученик Господа, вот о нём <сложилось предание, что тела его в гробу-то и не нашли, когда хотели перенести его мощи. А многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что Апостол Иоанн будет вместе с Илиёй и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Св. Апостол Иоанн Богослов... дивным образом преставлен и живёт доселе на Земле и на Небесах, – <говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский>. Вот в Ефесе погребли тело его.

<И также о Матери Божией> Предание говорит, что Она похоронена в Гефсиманийской веси <и тела Ея также не нашли, когда через два дня после погребения Апостолы отвалили камень от гробницы, чтобы показать тело прибывшему с опозданием Апостолу Фоме, то обнаружили там лишь погребальные пелены>.

А в Ефесе – женщина одна мне говорит, что она была в Ефесе, <там> показывают место, где был дом Иоанна Богослова, в котором жила до смерти Своей Божия Матерь: Се, сын твой, – се, Матерь твоя; И он взял Ее от того дня восвояси (см. Ин. 19:26–27). Вот Она и пребывала с ним в Ефесе, и там же Она и скончалась. Вот предание такое. Где было Благовещение? У колодца ли, в доме ли, в храме? Вот здесь такие предания. Такие вот. Ну что теперь вот делать? Вот такие предания – их нужно принимать.

Теперь надо открыть 8-ю главу Евангелия от Иоанна. И эта 8-я глава, повторяю, заставляет <нас с вами задуматься>.

Вот опять: начинается с прощения грешницы, праздник Кущей. В праздник Кущей Иерусалим на целую седмицу представлял поразительное зрелище! До горизонта все склоны холмов, все крыши плоские домов, в улицах – стояли шатры, шалаши, в которых они жили целую седмицу в память сорокалетнего странствования по пустыне и пребывания в шатрах, в шалашах: В шалашах живите семь дней в память водительства (см. Лев. 23:42). Вот они это дело и выполняли.

И как раз в этот праздник привели женщину, взятую в прелюбодеянии. И вот – вы знаете – законы за прелюбодеяние и блуд были строгими! По Закону человека, взятого вот в таком состоянии, нужно было побивать камнями: казнить. Ну, вот видите, вот сами фарисеи старались эти строгие законы обойти. И если Синедрион хотя раз в семьдесят лет выносил вот такое постановление – побить камнями взятую или взятого в прелюбодеянии, – то этот Синедрион называли кровавым Синедрионом. И как-то находили смягчающие обстоятельства, но не побивали камнями, хотя было предписано: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в Законе заповедал нам побивать таких камнями (см. Ин. 8:4). – Вот что на это нужно сказать?

Обижайтесь вы, не обижайтесь, но нравственность общества зависит от нравственности женщин – от нравственности женской половины. Вот это определённо. Поэтому один и тот же грех наказывался, вот, по-разному. Давайте, посмотрим книгу Левит, 20-ю главу, и в этой 20-й главе мы должны прочесть 10-й стих: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.

Ну как исполнять этот Закон сейчас? Это надо побить большую часть Рода Человеческого. Сейчас это не считается за грех, а напротив – объясняется, допускается и даже разрешается. Как эти законы <соблюдать>? И когда священник мой знакомый в Норвегии исповедует барышню, и она говорит: у меня есть молодой человек. Он говорит: но ведь по правилам-то это грех, и вы должны в нём покаяться. – Почему это грех? – Но ведь вот написано. – Ну, когда это было написано? Мы сейчас живём по-другому. У нас мораль другая. Это было когда-то и нечего туда смотреть. Вот попробуйте. Как её – допускать до Причастия или не допускать? Как пробудить такое чувство?

Вон видите: и всякие виды кровосмешения <происходят>, которые ведут в конечном итоге к вырождению. Они карались смертью. Сейчас на это никто не обращает внимания. А они все писались – законы – не на голом месте. Когда Моисей издавал такие законы, он учитывал окружающую обстановку: всё это имелось в народе.

Вот откройте ту же книгу Левит, 18-ю главу: И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: Я Господь, Бог ваш. По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, – а что это были за дела земли Египетской? А дела земли Египетской – зоолатрия – поклонение животным организмам. Поэтому было развито скотоложство. Поэтому не считали это и за грех: скотоложство, птицеложство, мужеложство. Всё это перечисляется.

Дальше. Он говорит: и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. – А что это за дела земли Ханаанской? Все боги Ханаанской земли были боги плодородия. И служение им было связано при капищах с религиозной проституцией. Были общественные гетеры, которые отдавались паломникам и считали, что они этим служат богу. Инициировался вот такой блуд, и никто в этом не видел греха. Поэтому народ-то и шёл туда: ну, если религия сама это допускает, нет тут никакого греха и не нужно никакого покаяния.

Дальше: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. – И основное положение: никто ни к какой родственнице по плоти и не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу ее. И дальше идут запрещённые степени родства. 19-й стих прочитайте, по 23-й – про себя. Стыдно и читать. А и стыдиться нечего – потому что всё это имело место и имеет сейчас.

Вот это же и написано всё. А посмотрите 24-й стих: Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свернула с себя земля живущих на ней. – Вот Земле приписываются свойства живого организма: она чувствует, какие люди её попирают, и свергает с себя людей грешных. Это очень глубокая и правильная мысль, что вся природа возмущается грехами человека и свергает его с себя. – А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришелец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. – Карат, есть понятие карат – истребление души. Этот человек будет доживать самое большее до 40 лет и умирать в самом расцвете сил, и род его прекратится быстро. – Итак, соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.

Ну вот взяли её <, блудницу>. И думали, что сейчас поставят Его в безвыходное положение. Вопрос стоял так: если Он скажет, что её нужно простить, – мы обвиним Его в нарушении Моисеева закона; если Он скажет, что её нужно побить камнями, Он Своей жестокостью оттолкнёт от Себя народ. Потому что сами фарисеи не приводили в исполнение этого закона. И думали, что всё: положение безвыходное.

Но, помните, на горе Яхве усмотрится (см. Быт. 22:14). Когда Авраам приносил в жертву Исаака, то вместо сына – когда Господь остановил его руку – запутался рогами овен в кустарнике. Вот видите – жертва нашлась. Вот на горе Яхве усмотрится – то есть у Господа есть шанс, какого нет ни у кого. Он из самого безвыходного положения найдёт выход. Вот и здесь, думая, что Он, образно говоря, пойман, вдруг слышат <неожиданное>: «<...> Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле <...> [вот единственное указание, что Иисус что-то писал. Многих интересует вопрос: что же Он писал на земле? Или просто чертил, или писал что-то? Многие говорят, что Он и писал эти слова, какие произнёс вслух. А что же Он произнёс вслух-то?] Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень [Вот ответ – слова, которые мог только произнести только Господь: кто из вас без греха. Ну-ка, у кого найдётся такая дерзость, чтобы взять камень и бросить, и считать себя безгрешным? Во всех их заговорила совесть: каждый покопается в себе и найдёт столько случаев всякой неправды, которую он совершал! И как он может эту женщину первым побить камнями? Всех стала угрызать совесть].

И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью [вот какая бы совесть ни была – сожжённая ли совесть, мёртвая ли совесть, или совесть не способная уже, кажется, ни к каким нравственным оценкам – она, вот видите, обличает человека: будучи обличаемы совестью], стали уходить один за другим, начиная от старших до последних [от старших – законников, которые поднаторели во всех тонкостях этого судебного производства, – и они были поражены. Начиная от старших до последних]; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого <...>, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:5–11).

Вот если по этой единственной заповеди применять то, что предписывал Моисеев закон, – это нужно вот большую часть Рода Человеческого истребить. Потому что мы грешим делом, словом, помышлением; а уж блудные мысли, нечистые взгляды – всё это окрашено страстью: человека начинают обуревать с самого что ни на есть малого возраста и до старости, и престарения. И смотрите: только мертвый перестает грешить, – скажет Апостол Павел. А так, человек пьет беззаконие, как воду.

И Христос охарактеризовал Род Человеческий двумя словами: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет <, и знамения не дастся ему... > (см. Мф. 16:4). – Мы все смотрим друг на друга через призму своих страстей: вот нет чистого взгляда. А чистого взгляда нет потому, что нет чистых мыслей: внутри всё идёт такая оценка. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши – вот ведь какие слова-то Сын-то Божий сказал! Ведь это мог сказать только Сын Божий, а не какой-то мудрец! Они запутались в своих законах – законники! Они запутались. И вот могли бы там крючкотворство какое-нибудь придумать, а тут: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши! – Не только простить, но и не осудить. Не так: «Я простить прощаю, но быть с тобой не желаю, это превыше моих сил». И на этом всё. А здесь: Я не осуждаю; иди и впредь не греши.

Законы были строгие. Законы были очень строгие в том плане, что нравственность общества зависит от нравственности женщины.

Вот после такого – опять беседа. Тема беседы: Христос – свет міру. Христос – Свет, Тот Свет, о Котором Он сказал: Аз есмь Свет (Ин. 8:12); И Свет во тьме светит и тьма не объяла его (Ин. 1:5); В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков (Ин. 1:4); Свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мір (Ин. 1:19). Конечно, Свет благодатный – Свет, который приносит с собой и просвещение, и научение, и благодать, и божественную энергию. Ну что – всё входит в это понятие света.

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я Свет міру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь Свет Жизни» (Ин. 8:12).

Вот приобретите все – если вы увидите – «Словарь библейского богословия», написанный франкоязычными богословами католическими <, издан в 1974-м году в Брюсселе>. И вот там рассматриваются термины богословия, такие как: плоть, тело, свет, тьма, психея, пневма, душа. Психея – это у животных. У животных – психея, а у человека – кроме психеи, ещё и пневма. Евангелие от Иоанна называется пневматологическим, то есть духовным Евангелием.

Также свет, который – вот всё кругом свет. Вот смеялись над библейским повествованием, когда говорили, что творение первого дня – свет, а свет был создан в четвёртый день – Солнце, пожалуйста. Ну и играли на невежестве, а когда увидели, что всё в природе – свет, <что> любой предмет издаёт волновую энергию, и этот свет, и природа света настолько богата и многогранна, что её и исчерпать невозможно. И вот есть просвещение во тьме сидящих (см. Лк. 1:79).

Вот горница, где Апостолы сидят в день Пятидесятницы. На них сходят языки огненные, а в подвальной части в короне изображён человек. Кто это? Это Род Человеческий, сидящий во тьме и сени смертной. Вот он и нуждается в просвещении. Неверующий человек также пребывает во тьме. Неужели и мы слепы?

Вот посмотрите – эти темы перекликаются – сразу следующая глава, 9-я. Давайте забежим вперёд и посмотрим, что здесь сказал Господь. 39-й стих: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мір сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы [Вот они правильно поняли, на чей счёт Он сказал эту притчу]. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Как вы не можете усмотреть из действий Иисуса, что Он – не простой человек, а Богочеловек? Как? Что это за слепота такая? Для просвещения этой слепоты Свет продолжает светить во тьме, и тьма не объяла Его в надежде, что хоть в последний момент кто-то обратится к Этому Свету и сам станет чадом Света: Свет Христов просвещает всех. На Литургии Преждеосвященных Даров священник лицом к народу встает, и держит в руках свечу, и произносит вот эти слова: Свет Христов просвещает всех. Действительно, кто пожелает просветиться, кто хочет этого просвещения и ищет его, Свет Христов только и ждёт, чтобы его просветить. Он светит даже во тьме.

Итак, Я– свет міру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме <...>. Тьма – это нравственное понятие, отсутствие Боговѣдения. Вот слепой, он не видит, но про слепого Карпа Лев Оптинский говорил: Карп слеп, но видит свет. Вот что он о нём сказал: Карп слеп, у него нет очей, но он видит свет. И все монахи просили этого Карпа будить их на послушание. Он всю ночь, очевидно, не спал и запоминал, кого в 2 часа, кого в 2.10 разбудить, потому что 10 минут для трудника – это большое дело. 10 минут ещё поспать, кого в 1.30 и так дальше, и вот он всех будил. Карп слеп, но видит свет.

Вот так и здесь, Господь говорит, что есть нравственная тьма: «<...> но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я, и куда иду. Вы судите по плоти [то есть по внешнему виду]; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен; потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в Законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня [А как Он свидетельствует? Да вот уже дважды: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (см. Мф. 3:17; Мф. 17:5)]. – <...> Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме [там были помещения такие. Храмовой комплекс был большим, а вот сам Храм был небольшим. Он в два раза превосходил походную скинию по размерам. А вот то, что вокруг Храма – да, туда, в частности, входили залы для богословских диспутов, где они собирались и решали всякие вопросы]; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 8:12–20).

Когда учил в храме. Вот священник, епископ должен быть учителен. Что означают на мантии скрижали? Ветхий и Новый Завет – это источники. Скрижали – это источники. А те полосы цветные, которые идут через всю мантию, – это токи благодати, и токи учительные.

Священник, епископ должен быть учителен. Он должен быть на целую голову выше паствы своей. Вот если вы прочтёте Шесть слов о священстве Иоанна Златоуста – а он их написал на материале Слова Григория Богослова также о священстве – то вы скажете, что, кто может дерзать принимать на себя сан? Никто. Это надо быть ангелом. Это надо быть ангелом. Прочитайте Шесть слов о священстве. Он адресует их своему другу, Василию Великому, который принял сан, а Иоанн Златоуст уклонился. Вот тот на него с обидой: как ты меня заставил принять сан? Я был в полной уверенности, как мы договорились, что и ты, и я примем сан.

Вот вчера у нас была – поскольку сегодня Академический Престольный праздник, – была хиротесия 4-го класса во чтецы. Чтец – это первая степень священства. На них надевается полуфелонь, постриг совершается, читается молитва в освящение. Не полная фелонь, а по плечи, и даётся ему прочесть из Апостола что-то. Причём Апостол раскрывается наугад, и епископ указывает, что ему читать.

И часто бывает, что это чтение оказывается прямо, вы знаете, для него пророческим. Вот персонально для него это чтение. И вот с этого момента он должен уже рассматривать себя не как светского человека, а как уже принадлежащего к клиру, и каждый день читает Священное Писание. Он имеет право носить подрясник и входить в алтарь. А так, без этого посвящения никто не имеет права, даже из лиц мужского пола, входить во святое святых, в алтарь.

Тем более прикасаться к жертвеннику, брать в руки крест священный, Чашу – это категорически запрещается, <могут> только люди в сане. Диакон, диакония – это значит служение, – прислуживает он священнику. Вот он может это делать. Я, мірянин, не имею права, хоть будь восьми пядей во лбу. Не имеет никто права прикасаться к священным сосудам, к священным предметам. Это сакральные предметы, и к ним может прикасаться только человек, имеющий сан. Это серьёзное очень дело для них. Затем идёт иподиакон, диакон и священник.

На каждое послушание отводится по 5 лет с тем, чтобы священство давали как минимум в 30 лет. Это ἀκμή, расцвет полный, и с точки зрения физики, и психики, человек в расцвете лет, в полноте своих сил. И если представить эту полноту сил таким образом: вот холм – перед нами холм. Мы поднимаемся по склону его вверх, вверх, вверх и, наконец, достигаем вершины. С одной стороны, это прекрасно: открываются необозримые дали, пейзажи, и всё – захватывает дух. Но с другой стороны, к этому чувству примешивается и печальное чувство, потому что вы видите уже и противоположный склон. Вот вы простоите на вершине лет 10 и начинаете сползать вниз. И где-то к 70-ти годам <наступает предел>, как по Писанию дней человека семьдесят лет, а кто покрепче восемьдесят, а что сверх этого труд и болезнь (см. Пс. 89:10).

Хотя тут Углова показали, врача-хирурга. Ему 100 лет, и смотрите, какой он; и говорит, что в человеческом организме потенции – 200–300 лет можно жить. Но для этого нужны условия: другая совершенно жизнь, которой мы лишились.

И Каин, который пошёл от лица Господня, и поселился в земле Нод, и построил первый город – урбанизацию начал, вот он – основатель всей цивилизации обезбоженной. И вот эта цивилизация, которая создаётся обезбоженным умом, она нас всех в конечном итоге приведёт к гибели, если мы только сами с вами не опомнимся – и не прельстимся, и не обольстимся этими благами, знаете, цивилизации.

Он построил город, град – который противопоставляет себя граду Божию, Церкви. Вот историософия этой жизни представлена блаженным Августином в его капитальном труде «О граде Божием» – «De Civitate Dei». Возьмите эту книгу и начинайте читать – нужно читать по 2–3 страницы. Это очень трудное чтение. Он прослеживает всю эту историю с момента появления человека – и как один град, который создаётся тёмными силами, и второй – Церковь, противостоят один другому. И как люди выпадают из одного града и <попадают> туда, и напротив, из Церкви выпадают и оказываются в земном граде.

Но фраза пошёл Каин от лица Господня и построил город (см. Быт. 4:16–17) – фраза, конечно, страшная и ёмкая по своему содержанию. Цивилизация создаётся обезбоженным умом. Фовел, или Тувалкаин, был первый кузнец, и что этот Тувалкаин сделал? Меч. Орудие войны. Можно сделать и сковородку, можно сделать и ещё что-нибудь, но в первую очередь надо меч. Вот орудие войны он и изобрёл. И началась война, и стали употреблять это оружие. И оно совершенствуется, и продолжает совершенствоваться в такой степени, что и сказать-то невозможно, и всё это направлено против человека.

Хорошо. Дальше Он говорит. И всё это иносказание, всё это <имеет> духовный смысл, всё это не лежит на поверхности, и поэтому надо к этим словам Христа, к этим притчам находить ключик. А ключик от этой шкатулки драгоценной брошен в море. Вот и трясём эту шкатулку: что там? что-то есть. И начинаем гадать: ну что же там? слиток золота, или простой кусок гранита, или ещё что-нибудь. Прежде чем гадать, взять бы да и открыть бы. Да ключик-то брошен в море. Вот нужно этот ключ разгадки и найти. И он есть. И его, ключ разумения, кто-то держит. Ключ разумения.

Есть прибавление к Библии, где собраны вступительные сведения: карты, словари, археологические выкладки всевозможные, ещё что-то тематическое – вот ключ к пониманию Библии. Вот этот ключ разумения, давайте, приобретайте. Ну, а самое верное дело, когда человек читает, и по вере ему открывается. Надо читать с верой, потому что без веры невозможно угодить и Богу. Человек не только не приобретёт, но и потеряет то, что имеет. Не только не приобретет, но за небрежное отношение может потерять и то, что имеет.

Так вот: «Опять сказал им Иисус [21-й стих]: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем [за своё неверие]. Куда Я иду [опять иносказание], туда вы не можете прийти» (Ин. 8:21).

Куда Я иду – это сначала Голгофа, которая и прославит Его, ну а потом восхождение к Отцу Своему, где Он и не разлучался с Ним по Божественности Своей, и не разлучался престола Отчего. Так вот «туда вы не можете прийти». И когда один из учеников, желая иметь такую же славу – если он будет в числе последователей – он говорит безумные слова: Господи, куда бы Ты ни пошел, и я пойду с Тобой (см. Лк. 9:57)! – Да нельзя так говорить, нельзя! Потому что мы не можем повторить Христов подвиг. Он превышает и наши возможности, и наши силы, поэтому Спаситель ему и сказал: птицы имеют гнезда и лисицы язвины (норы), а Сын Человеческий не имеет где и главу приклонить (см. Лк. 9:58).

Поэтому повторить подвиг и сказать такие слова слишком было самонадеянно с его стороны: Куда бы Ты ни пошел, и я пойду за Тобой. Вот Он и повторяет: Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Ну кто может взять на себя грех міра? Только тот, в ком нет греха. Как они могут взять на себя и повторить этот путь, если мы все тонем в греховной скверне?

Они не понимают этого иносказания: неужели Он убьет Сам Себя? – Это Он говорит <как они подумали,> об исходе, о самоубийстве: «Вы не можете идти туда, куда Я иду».

А вот есть секты, они назначают день, когда должно быть групповое самоубийство – в этих сектах. И вот главари, действительно, настолько зомбируют своих адептов, своих людей, что они на особых ремнях вешаются у них на глазах в комнате – ритуальное убийство, это не просто <убийство>.

А вот знаете, пример этого Иуды Искариота, который мы рассматриваем вот так, они берут за образец покаяния: так покаялся! Что Иуда-то сказал? – я согрешил, предав кровь неповинную (см. Мф. 27:4). – Так покаялся, что удавился. И вот этот пример берётся. Это надо же внушить человеку, обработать так его сознание, что воистину демонические учители-то сами! А те, как, знаете, перед питоном кролик – теряют самообладание и лезут в эту петлю, думая, что соединятся. Кто это делает? Кто их туда посылает и затягивает? Но вот это мистические и страшные секты, их нужно бы изничтожать просто вплоть до расстрела, до физического уничтожения, эти мистические секты, и они плодятся. Это же надо подчинить себе так волю человека, что он, безвольный, соглашается.

Так вот, куда Я иду, вы не можете придти: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от міра сего, Я не от сего міра. [Вот также не любите міра, ни того, что в міре. Ибо все, что в міре: похоть плоти, гордость житейская, похоть очей (см. 1Ин. 2:15–16), и весь мір во зле лежит (см. 1Ин. 5:19). Вот что хочет сказать этими словами Иоанн Богослов? Не любить міра, как творение Божие, мы не можем. И даже если мір лежит во зле, то то, что лежит во зле, само-то злом не является. Мы также с вами в бездне греховной. Но хоть мы и в бездне, мы злом-то сами не являемся, мы по-прежнему творение Божие. Вот и здесь, не жить по стандартам <міра>, призывает Апостол, по его стихиям! Вот и здесь, Спаситель им и говорит: вы от сего міра, Я не от сего; вы от нижних, Я от вышних]. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших [Вот какое значение Господь отводит вере в Него. Вере. И Он требовал этой веры, когда у Него просили <что-то> совершить, просили о чуде]. Тогда сказали Ему: кто же Ты? [И посмотрите, Он произносит то, что услышал Моисей в Купине Неопалимой:] <...> от начала Сущий [Моисей спрашивает: ну, а если меня спросят в Египте, кто послал тебя? Твой Бог, как ему Имя? – Скажи, Сущий послал меня к вам. Яхве (см. Исх. 3:13–14). Сущий. Вот в нимбе Христа и есть это слово: ᾣόν и есть Сущий. Вот Он и подтверждает, что в кусте, в Неопалимой Купине, с Моисеем говорил Он. И прав художник, хоть это и для детей альбом был, а он изобразил этот куст, а в кусте-то Христос. Христос говорил с Моисеем. Вот, Он от века Сущий: Я есть Тот, Кто Я есть. От начала Сущий], как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю міру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак, Иисус сказал им [а вот это Он говорит как пророк]: когда вознесете Сына Человеческого [значит, Он указывает на крестную смерть: вознесете. А прообразом этого был медный змей], тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него».

Вот эти слова: «Я всегда делаю то, что Ему угодно». Вот это и есть высшая и вера, и богословие в своём идеальном проявлении. Такое может быть только у Бога. Мы к идеалу примешиваем, все без исключения, свою слабость, своё несовершенство. Вот Лермонтов в 14 лет написал такие стансы. Указывает на ангела света: в одном – всё светло. Указывает на демона: в другом – всё зло. Посредине:

Лишь в человеке встретиться

Могло священное с порочным

<Стихотворение «1831-го июня 11 дня»>.

Вот священное с порочным у нас и проявляется в разной степени в разном соотношении, но во всяком случае, так и уживается. И вот это дипсихия, от неё мы страдаем, в первую очередь сами – <живём> с двоящимися мыслями. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (см. Иак. 1:8). И вот этого нет. «Я всегда делаю то, что Ему угодно». Это было сказано так, очевидно, с такой акцептацией, с такой силой, что, видите, когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

На этом мы закончим. А продолжим, если удастся, в следующий раз. Я благодарю вас за внимание.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle