прот. Николай Куломзин

Источник

Глава V. Пленение апостола Павла в Кесарии и в Риме – Так называемые «Послания из уз»: Флп; Кол; Флм; Еф.

Историческая часть

а. Деян. 20:17–21:26. Прибытие ап. Павла в Иерусалим после третьего путешествия.

Данный период жизни апостола известен нам исключительно по Книге Деяний ― в этой главе мы к ней обратимся.

Апостол Павел завершил свое третье путешествие, во время которого он написал 1 и 2 Кор., Рим., Гал. Он простился с призванными им из Ефеса в Милит пресвитерами (Деян. 20:17–38). Корабль, на котором плыл апостол, обогнул Родос и причалил в порту Патары в Ликии.

Оттуда апостол Павел со спутниками, среди которых был Лука (повествование Книги Деяний излагается в этих главах от 1л. мн. ч., «мы»), на другом корабле приплыли в Тир, а оттуда ― в Птолемаиду (21:3–7) и, наконец, в Кесарию (21:8). В Кесарии они остановились у Филиппа, одного из семи (21:8). Там некий пророк по имени Агав предсказал апостолу Павлу, что в Иерусалиме он будет схвачен (21:10–14).

Все-таки они пришли в Иерусалим, где их принял Иаков, брат Господень, который после отъезда Петра возглавил иудеохристианскую Церковь Иерусалима (Деян.12:17), и церковные пресвитеры (21:15–19). Ни Иаков, ни пресвитеры не осуждали Павлова благовестия язычникам, однако решили его предостеречь: «А о тебе наслышались они (христиане Иерусалима), что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (21:21). Они посоветовали апостолу присоединиться к четырем мужчинам, уже связанным обетом. «Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда» (21:24–25).

Этот фрагмент Книги Деяний еще раз доказывает, что сам Павел был привязан к Закону и, что с другой стороны, Иаков и руководители иудеохристанской Церкви не осуждали Павлова благовестия язычникам.

б. Деян.21:27–33. Арест апостола Павла

Когда апостол Павел появился в Храме, поднялось волнение: «Мужи Израильские! Помогите: этот человек повсюду учит против народа и закона и места сего (т.е. Храма)» (21:28). Его ошибочно обвиняли в том, что он осквернил Храм, введя туда Трофима Ефесеянина (21:29). Обвинителями, вероятно, были иудеи диаспоры, исполненные верности по вере; апостол Павел казался им предателем.

Произошло большое возмущение, собрался народ – апостола Павла схватили, били и хотели предать смерти, но вмешался римский трибун с солдатами; он отвел Павла на ступени крепости Антония, которая возвышалась над Храмом (21:36–37). Трибун, в какой-то момент, подумал, что перед ним ― египтянин, о котором мы знаем от Иосифа Флавия, собравший толпу против римлян.17

С разрешения трибуна Павел стал говорить перед толпой на еврейском языке (Έβραΐδι διαλϵ̒κϮω̨), а скорее всего ― на арамейском.

Он рассказал о своем иудейском происхождении, о том, как был гонителем христиан, описал свое видение на пути в Дамаск, крещение от рук Анании (21:1–13). Это ― второй из трех рассказов об обращении Павла в Книге Деяний: Деян. 9:1–19; 22:6–16 и 26:12–18, которые отличаются друг от друга только подробностями. Здесь мы узнаем, что после крещения в Дамаске Павлу явился Христос в Иерусалимском Храме и тогда-то велел ему идти проповедовать язычникам (22:17–21).

Последние слова апостола вызвали настоящую бурю, которую Лука описал не без юмора: «… они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух» (22:23). Требовали смерти Павла (22:22). Трибун хотел его бичевать, но испугался, когда узнал, что Павел был римским гражданином (22:22–29). На следующий день, поставленный трибуном перед Синедрионом, апостол, зная, что в его состав входят фарисеи и саддукеи, прибег к хитрости: назвавшись фарисеем, он воскликнул: «За чаяние воскресения мертвых меня судят». За этим последовала распря между двумя партиями, а Павла отвели обратно в крепость. В повествовании Луки чувствуется ирония, смешанная с презрением к высокому Иерусалимскому Собранию.

Следующей ночью к апостолу явился Господь: «Как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (23:11).

Между тем, около сорока фанатизированных иудеев собрались убить Павла, но один из его племянников предупредил трибуна, и тот решился перевезти пленника в Кесарию (23:12–23).

с. 23:23 – 26:32. Двухлетнее заключение апостола Павла в Кесарии.

Римляне имели основание опасаться воинственных настроений иудеев. Поэтому они отправили апостола Павла в Кесарию ночью; двести солдат, семьдесят всадников и двести стрелков ― таков был многочисленный эскорт апостола (23:23–24). От трибуна Лисия (нам известно его имя) на имя прокуратора Феликса было передано письмо (23:25–30). (Все прокураторы Иудеи жили на берегу моря, в Кесарии, а в Иерусалим являлись только в случае необходимости, в частности на иудейские праздники).

Феликс был прокуратором Иудеи с 52 по 60г. Жалкий исторический деятель, о котором писал Тацит и Светоний,18он был известен своей алчностью и распущенными нравами. Он умудрялся брать в жены весьма высокопоставленных особ; его первой женой была внучка Марка Антония и Клеопатры; второй ― Друзилла, дочь Агриппы I, недолго бывшего царем Иудеи (ум.44г.).

Пять дней спустя после приезда апостола Павла в Кесарию первосвященник Анания, несколько старейшин и некий ритор Тертулл, «жаловались правителю на Павла» (24:1). Тертулл выступил перед Феликсом с грубым и лживым обвинением против Павла, говоря, что он подстрекал народ к волнениям и осквернил Храм (24:1–9). Апостол ответил в общих словах, говоря, в основном, о своей вере в воскресение мертвых (24:10–21). Прокуратор отложил решение (24:22–23).

Феликс, который, как пишет Лука, был хорошо информирован о христианстве, приходил иногда вместе со своей женой Друзиллой послушать апостола, пользовавшегося, несмотря на заключение, некоторой свободой: прокуратор надеялся получить, таким образом, денег (24:22–26). Заключение апостола Павла в Кесарии продлилось два года (24:27).

В 60 году Феликса сменил новый прокуратор – Фест, бывший уважаемым и честным человеком. Первосвященники и старейшины Иерусалима попросили его судить Павла в Иерусалиме. Фест сообщил об этом Павлу, но тот категорически отказался и заявил, что, будучи римским гражданином, требует, чтобы его судил Кесарь. «Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (25:1–12).

Тогда же Фест представил Павла царю Агриппе II и его сестре Веренике (25:13–22). Агриппа II был сыном Агриппы I, о котором мы упоминали. Ничем не выдающийся деятель, он был царем без власти. Он никогда не расставался со своей сестрой Вереникой, которая позже стала любовницей Тита.

Фест рассказал о Павле Агриппе, и тот согласился его выслушать (25:13–26:1). Апостол рассказал царю (26:2–23) о своей жизни, о том, как он преследовал Церковь, о своем обращении (это третий и последний рассказ о явлении Иисуса на дороге в Дамаск: Деян.9:1–9; 22:6–16 и здесь).

Апостол Павел отдавал себе отчет в том, что говорит с иудеем; он свидетельствует перед ним, что «не воспротивился небесному видению» (26:19), и вкратце излагает содержание своей проповеди: он взывает к пророкам и Моисею, предсказавшим, что Христос должен пострадать и что, первым воскреснув из мертвых, Он возвестит свет народу и язычникам (26:22–23).

Реакция слушателей, Феста и Агриппы, весьма характерна. Фест, как добрый римский язычник воскликнул: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (26:24). Агриппа, видя, что Павел упорствует, прибегнул к ироническому ответу: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином» (26:28).

д. 27:1 – 28:31. Переезд в Рим

Дальнейший рассказ ведется от 1л. мн. ч. («мы») ― это значит, что Лука воочию видел описываемые события.

Апостол Павел вместе со своими спутниками под благожелательным надзором центуриона Юлия садится на корабль, который отвез их на Сидон, а оттуда, вдоль берегов Кипра, ― до Мир Ликийских. В Мирах, пересев на другой корабль, они добрались до места, называемого Хорошие Пристани, расположенного рядом с городом Ласеей, на южном побережье Крита (27:1–8).

Дальнейшее плавание представляло опасности: «пост уже прошел», следовательно, был конец сентября. Возможность продолжить путешествие была под вопросом. Тем не менее, несмотря на предостережения апостола Павла, решили продолжить путь (27:9–12).

Когда корабль шел вдоль побережья Крита, поднялась сильная буря, и судно стало носиться по волнам (27:13–20).

В разгар бури апостол всех подбадривал: ему явился ангел Божий, который обещал, что все путешествующие с Павлом останутся целы (27:23–27).

Возле острова Мальта корабль разбился (28:1). Там спутники провели три месяца. Павел совершил на острове чудеса (28:3–9).

Путешествие продолжилось на другом корабле; проплыв через Сиракузы, затем через Ригию, путешественники добрались до Путеола, маленького порта рядом с Неаполем (28:11–13).

Оттуда апостола препроводили в Рим, где он встретился с братьями и где ему позволили «жить особо с воином, стерегущим его» (26:16).

В Риме апостол Павел находился в общении с христианами, которые вышли ему навстречу (28:15); он виделся также с иудеями, благовествуя им Евангелие, но они приняли его без энтузиазма; Павел решил отныне обращаться только к язычникам (28:17–29).

«И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (28:30–31). Согласно Преданию, во время этого периода относительной свободы, Апостол написал так называемые «Послания из уз»: Флп., Кол., Флм., Еф., к которым мы переходим.

Когда в следующей главе (глава VI) мы будем рассматривать Пастырские Послания (1Тим., Тит и 2 Тим.), то увидим, что, по всей вероятности, римские узы, о которых мы только что говорили и, упоминанием о которых завершается Книга Деяний, не были последними в жизни апостола. Есть основания полагать, что он был освобожден, написал 1Тим. и Тит. на свободе, затем снова был арестован, написал 2Тим. во время вторых и (и последних) римских уз, когда уже предчувствовал свою скорую смерть.

Послания из уз

Четыре Павловых послания: к Филиппийцам, к Колосянам, к Филимону и к Ефесянам ―обычно называются «Посланиями из уз»; написавший их автор действительно находился в заключении (Флп. 1:7; 1:12; 1:17; Кол.4:3; 4:10; Флм. 1:10; 1:13; 1:23; Еф. 3:1; 4:1; 6:20). Уже в древней Церкви считалось, что все эти послания принадлежат апостолу Павлу и были отправлены из Рима, хотя место отправления не упомянуто ни в одном из них.

В результате современных исследований становится все более и более очевидным, что Послание к Филиппийцам было написано раньше и, следовательно, должно рассматриваться отдельно от остальных Посланий из уз.

Что касается Кол., Флм. И Еф., они с отчетливостью являют единое целое как в плане обстоятельств их создания, так и в плане новых или по- новому сформулированных богословских тем, которые в них трактуются.

С этим связано наше решение вначале рассмотреть Флп., а затем перейти к анализу трех остальных ― Кол., Флм. И Еф.

Послание к Филиппийцам

Введение

а. Авторство апостола Павла не оспаривается.

б. Обстоятельства создания.

Апостол находится в узах (1:7; 1:12; 1:17), но в тексте не уточняется, что он в Риме. Узник получил от филиппийцев пожертвование, которое передал ему Епафродит (4:18). Находясь у апостола Павла Епафродит заболел, и слухи об этом дошли до филиппийцев (2:26). И вот апостол отправляет его, уже здорового, в Филиппы, поручая ему передать Послание (2:25; 2:28). Такая переписка предполагает, что между Филиппами и местом заключения апостола Павла уже неоднократно курировали посыльные.

Находился ли в это время апостол в Риме, как считается согласно церковному Преданию?

В новозаветной критике высказывались предположения относительно других мест заключения апостола, который и сам свидетельствовал, что был в узах не один раз (2Кор. 6:5; 11:23). Среди таких предположений фигурировала Кесария, где апостол Павел провел в узах два года, однако этот вариант приходится отбросить, потому что в Флп. автор выражает твердую уверенность в том, что будет скоро освобожден: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (2:24 и 1:26). Однако в Кесарии апостол не мог на это надеяться.

В то время как православный экзегет еп. Кассиан19и католический ― о. Медбьель20склоняются в пользу традиционной версии, а именно – римского происхождения Флп., в последнее время все чаще и чаще выдвигается другая гипотеза: о том, что Флп. было написано в Ефесе. Она не вполне отвергается в BJ и определенно предпочитается в ТОВ., где в ее поддержку приводятся убедительные аргументы. Правда, что в Книге Деяний очень мало говорится о двухлетнем пребывании апостола Павла в Ефесе и нет никаких упоминаний о том, что он был там в заключении. Вместе с тем нам известно, что апостол подвергался в Ефесе большой опасности (1Кор. 15:32; 2Кор. 1:8).

Кроме того, в Флп. мы узнаем, что апостол Павел намеревался послать в Филиппы Тимофея, а затем отправиться туда самому (Флп. 2:19–24). Но ведь как раз, так и обстояли дела, когда апостол находился в Ефесе во время своего третьего путешествия: направляясь в Коринф, он рассчитывал пройти через Македонию, возможно, через Филиппы (1Кор. 4:10–19; 16:5) и отправил туда Тимофея, который должен был его предварить (1Кор.4:8; Деян.19:22).

В ТОВ. есть еще один аргумент в пользу более раннего происхождения Флп.: сам апостол Павел, обращаясь в Послании к Римлянам в конце своего третьего путешествия, писал им, что, проповедовав Евангелие «от Иерусалима до Иллирика» (15:19), больше не имеет в этих местах дел (15:23) и может отправиться в Испанию через Рим (15:24, 28). Но тогда зачем, добравшись до Рима, он вознамерился бы возвращаться в Филиппы?

Традиционное представление о римском происхождении Флп. долгое время опиралось на тот факт, что в этом Послании упоминаются «претория» (1:3) и люди «из кесарева дома» (4:22). Однако «претория» не всегда обозначает преторианскую когорту Рима, ― с этим согласны все историки, ― под этим термином может подразумеваться резиденция правителя или прокуратора, которая существовала в Иерусалиме (Ин.18:33), в Кесарии (Деян. 23:25), может быть еще и в Ефесе. Что касается выражения «люди из кесарева дома», то оно не обязательно относится к близким римского императора ―этим выражением в широком смысле могли называться все, кто находился на императорской службе (военные, чиновники, рабы или свободные) ― такие люди были в каждом городе, где располагалась резиденция римского правителя (ТОВ., sub loco).

Мнение об ефесском происхождении Флп. все больше утверждается в библейской критике: когда мы перейдем к комментированию Послания, то сможем убедиться, что его стиль и идейная структура близки к Посланиям, написанным во время третьего миссионерского путешествия (Рим., 1Кор. и 2Кор., Гал).

с. Целостность Флп.

Послание в целом – очень личное, оно обращено к дорогой для апостола Церкви и буквально излучает нежность и духовную радость. Удивительно, что в начале 3 главы тон резко меняется. Отрывок 3:1–4:1 носит полемический характер: апостол ополчается, как и в Рим., Гал. на иудействующих, отстаивавших необходимость обрезания. По мнению некоторых, эта часть Послания (3:1–4:1) представляет собой письмо апостола Павла, первоначально самостоятельное, а позже включенное в состав Флп.

Подобным образом отрывок 2:6–11 был, возможно, литургическим гимном, более ранним, чем Флп.

Экзегеза

Обращение. 1:1–2

Тимофей упоминается апостолом как соавтор Флп. Мы помним, что Тимофей помогал апостолу Павлу во время второго путешествия (Деян.16:11–40) создавать Филиппийскую церковь.

Послание адресовано филиппийцам «с епископами и дьяконами» (1:2). Термин «епископ», перевод греческого ϵ̉πίσκοποι, в данном случае обозначает еще не высшую степень священства, которая со II веком связана с возглавлением поместных Церквей (см., например, «Послания Игнатия Антиохийского» нач. II века). Здесь, в Флп. 1:1, как и в Деян. 20:28; 1Тим. 3:1; Тит. 1:7, термином ϵ̉πίσκοποϛ, который может быть переведен и просто как «сторож», «надзиратель», описываются функции пресвитера.21К проблеме церковной иерархии мы еще вернемся, когда будем рассматривать Пастырские послания.

Молитва. 1:3–11

Апостол в радости молится Богу (1:3), вспоминая тот день, когда он проповедовал Евангелие в Филиппах, пребывая в уверенности, что начавший среди филиппийцев «доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (1:6). Апостол Павел носит филиппийцев «в своем сердце»: он их нежно любит (1:8). Эти нюансы напоминают 1Фес. (в частности, 1:7,9); общины в Филиппах и Фессалониках были первыми среди основанных апостолом Павлом Церквей в Европе.

Отметим, что Послание к Филиппийцам, в отличие от прочих Павловых посланий, не имеет четкого плана, а представляет, скорее, последовательность различных фрагментов, которые мы будем рассматривать по отдельности.

а 1:12–26. Успех Евангелия

Узы апостола известны всей претории; все знают, что он страдает за Христа, и «большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие (1:14), одни, правда, из духа соперничества, другие ― движимые добрыми чувствами «(1:15–17). «Как бы ни проповедовали Христа,… я и тому радуюсь» (1:18)

Сам же апостол не знает, что его ждет: свобода или смерть; он словно находится на распутье: «Влечет меня и то, и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я, верно, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (1:23–25).

б. 1:27–30. Борьба за веру

Апостол призывает филиппийцев «стоять в одном духе, подвизаясь великодушно за веру евангельскую и не страшиться ни в чем противников» (1:27–28); «потому что, вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (1:29).

с . 2:1–11. Христологический гимн

Филиппийцы призваны «иметь т же любовь, быть единодушными и единомысленными» (2:2). Каждый из смирения должен почитать других выше себя (2:3). Во всех должны быть те же чувства, которые есть во Христе Иисусе, ибо

«Он, будучи образом Божиим,

не почитал хищением

быть равным Богу» (2:6) –

в первой строфе христологического гимна явственно утверждается Божество Христа; выражение «будучи образом Божиим» ― это перевод с греческого ϵ̓ν μορφη̹͆ θϵου͆ (буквально «в виде Бога»), где μορφη̹͆ означает то из самого существа Бога, что явлено и видимо во Христе.

В первой строфе есть также аллюзия на Адама и Еву, которые, похитив запретный плод, должны были, по обещанию Сатаны, «сделаться как боги» (Быт. 3:5), в то время как Христу совершенно не нужно было «похищать» Свое равенство Богу.

«Но уничижил Себя Самого,

приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам» (2:7).

Во второй строфе Христос предстает как тот, кто «принял образ слуги», (μορφἡν δούλου λαβών), и «сделался подобным человекам». ( Мы предпочитаем переводить δου͆λοϛ как «слуга», а не «раб»). Параллелизм между μορφη̹͆ θϵου͆ первой строфы и μορφἡ δούλου второй, ― несомненно, намеренный. Перед нами ― одно из наиболее очевидных новозаветных обоснований догмата о двух природах в Сыне.

Выражение «уничижил Себя Самого» нуждается в комментарии.

По-гречески читаем ϵ͑αυϮ òν ϵ͑κϵ́νωσϵν, буквально «опустошился». Перевод BJ ― «уничижил Себя Самого» ― явно искажает смысл оригинала: Христос Себя не уничтожал. Перевод ТОВ. ― «лишил Себя всего» ― непонятен.

В настоящее время стало обычным говорить о кенозисе Сына, который является следствием его смирения в послушании Отцу:

«По виду став как человек,

смирил Себя, быв послушным даже до смерти,

и смерти крестной» (2:8).

Однако кенозис обернулся для Христа славой:

«Посему и Бог превознес Его

и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса

преклонялось всякое колено

небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедовал,

что Господь Иисус Христос

в славу Бога Отца» (2:9–11).

«Превознесением» и прославлением Иисуса является Его исповедание Господом (κὺριος).

d. 2:12–18. Труд для спасения

Филиппийцы должны в послушании трудиться для своего спасения, чтобы исполнить, таким образом, замыслы Божии (2:12–19), без ропота, протеста, как чадо Господа, являя слово Божие посреди развращенного рода ― тогда ап. Павел станет гордиться ими в день Христов.

е. 2:19–30.

В этом параграфе идет речь о миссии Тимофея и Епафрадита (мы уже этого касались)

f. 3:1–4:1. Против иудействующих

Тон апостола меняется; возможно, этот параграф, как мы уже указывали, является самостоятельным письмом, вставленным в Послание.

Павел вновь ополчается на иудействующих, которые проповедуют возврат к обрезанию; он их называет псами, злыми делателями… (3:2). В этой связи апостол подчеркивает, то он сам обрезанный, еврей, сын евреев, бывший фарисеем, ревностным гонителем Церкви (3:5–6). Ныне же он согласен все потерять, чтобы обрести Христа (3:8); он держится теперь не за свою праведность, которая исходит от Закона, а за ту, «которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (3:9), дабы познать Христа «и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его…» (3:10). Апостол говорит о себе, что «стремится к цели», и предлагает читателям подражать ему (3:17).

Весь этот отрывок вполне мог быть частью Рим. или Гал.

g. 4:2–9. Последние увещания

Апостол желает, чтобы между его друзьями филиппийцами: Еводией, Синтихией, Сизигией, Климентом – царил мир (4:2–3). Он призывает к радости, умеренности, молитве и миру Божию (4:4–7), просит их помышлять о том, «что только истинно, что справедливо,… что достославно» (4:8), и подражать ему (4:9).

h. 4:10–23. Конец

Слова благодарности за помощь, которую филиппийцы предали через Епафродита, и заключительные приветствия.

Послания к Колосянам, к Филимону и к Ефесянам

Невозможно обсуждать спорные вопросы относительно авторства Посланий, места их создания, которым, согласно Преданию, был Рим, и др., выдвигаемые современной критикой, до того, как мы осознаем новизну богословских тем, фигурирующих в этих Посланиях.

Ниже мы приводим те новые (или по-новому сформулированные) темы, которые составляют оригинальность Кол., Флм., Еф.

а. Небесный Христос, господствующий над ангельским миром.

Существует мессианский текст, часто цитируемый в Новом Завете: «Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.110:1. цит. в Мф. 22:44; Деян. 2:35; Ев.1:13; 10:13…). Апостол Павел в 1Кор. понял этот текст в смысле победы Христа над «всяким начальством, всякой властью и силой» (1Кор. 15:24–25). Позже апостол Петр понял его в смысле подчинения Христу «Ангелов, властей и сил» (1Петр. 3:22).

В Кол. и Еф. на этой теме сделан особый акцент: пригвожденный ко кресту, читаем мы в Кол., Христос, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). В Еф. читаем о том же: Бог посадил Своего Сына «одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его…(Еф. 1:20–22).

Первая тема ― воцарение Христа на небесах, победившего ангельский мир, ― не является ни для Нового Завета в целом, ни, в частности, для Павловых посланий. Однако, в Кол. и Еф. она получает новое освещение.

б. Церковь ― тело Христово

Образ Церкви ― Тела Христова, присущ посланиям апостола Павла. Он встречается в больших Посланиях, а именно в 12 главе 1Кор. и в Рим. 12:4 и сл. В этих двух Посланиях более ранних, чем Кол. и Еф., образ Церкви как Тела Христова обозначает конкретную поместную общину. Апостол ясно говорит: «Вы (в данном случае ― коринфяне) ― Тело Христово» (1Кор. 12:27; ср. Рим. 12:4–5). Апостол поясняет: поместная община может называться Телом Христовым, потому ее члены причащаются Единого Евхаристического Тела Христова (1Кор.10:16–17). Члены такой общины, объединенные благодатью Святого Духа (1Кор. 12:1–11), составляют единый организм (1Кор. 12:12–26). Очевидно, что по мысли апостола Павла периода создания этого Послания, любая другая поместная Церковь есть Тело Христово.

Однако, в Кол, и Еф. Церковь как Тело Христово означает поместную общину лишь в исключительных случаях (напр. Кол. 4:15–16). Термин Церковь обозначает здесь чаще всего Церковь во вселенском смысле, понимаемую не как совокупность всех поместных Церквей, а как богословский феномен, Церковь как таковую, которая может быть отождествлена с любой поместной Церковью (Кол. 1:18; Еф.1:22 и др.).

В Кол, и Еф. появляется один немаловажный нюанс. В обоих посланиях Христос предстает как « Глава Тела Церкви» (Кол. 1:18), «Глава Тела, которое есть Церковь Его» (Еф. 1:22), термин Глава является здесь переводом греческого κϵφαλή.

Некоторые современные экзегеты истолковали образ Церкви в Кол. и Еф. в карикатурном смысле: взяв на вооружение тот факт, что в этих посланиях сделан особый акцент на теме небесного воцарения Христа, они решили, что земная Церковь предстает таким образом отделенной от своей небесной Главы; они даже употребляли по отношению к Церкви термин «туловища» («ein Rumpf», Holzmann). Подобное понимание, однако, противоречит текстам: в Кол. мы читаем, что от Главы «все тело составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19; то же в Еф. 4:15–16). Жизненные связи между Христом и Его Церковью не нарушены.

Нужно заметить, что тот же термин κϵφαλή употребляется в Кол. по отношению к Христу для обозначения Его не только как главы Церкви, но и как главы ангельского мира: Христос «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10).22

В Послании к Ефесянам, ― а там идеи, высказанные в Кол., часто рассматриваются глубже, ― мы читаем следующий известный текст:

«(Он) открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10). «Все небесное и земное соединить под главою Христом» ― это довольно несовершенный перевод греческого глагола ἀνακϵφαλαιώσασθαι, произведенного от κϵφαλή.

В свете вышесказанного, мы понимаем, что в конце времен все будет подчинено Христу: люди ―Христу как главе Церкви, ангелы ― Христу как Победителю.

с. Эсхатология в Кол. и Еф.

В более ранних Посланиях апостола Павла эсхатологическое исполнение рассматривается как событие будущего, при этом не уточняется, близкое это будущее или далекое (1Фес. 4:13–5:11; 2Фес. 2:1–12; 1Кор. 15:20–28 и др.). Воскресение Христово трактуется в них как несомненный залог нашего собственного воскресения в конце времен (1Фес. 4:14–18; 1Кор.15:12–28).

В Послании к Римлянам апостол Павел писал, что очищение и оправдание были нам дарованы благодаря Христу, однако окончательное спасение – дело будущего: «… ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем белее, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:9–10).

В Кол, и Еф. эта тем трактуется иначе: в Еф., в частности, содержится следующий удивительный текст: «(Бог) нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Спасение ― не дело будущего, но уже сейчас существует в Церкви.

У выдающихся современных экзегетов, таких как Дод, Бултман, а вслед за ними ― и у других, в данной связи (то есть для трактовки этих Павловых текстов, а также Евангелия от Иоанна) был принят термин «наступившая» эсхатология. Вместе с тем, очевидно, что в других новозаветных текстах засвидетельствованы эсхатологические чаяния, обращенные к будущим временам (мы имеем в виду эсхатологические отрывки синоптических Евангелий (Мк.13:1–37; Мф. 24–25; Лк. 21:5–38 ; первые Послание ап. Павла; 1Петр. и др.). Протестантский экзегет Иеремиас предложил выражение «sich realisierende Eschatologie» («эсхатология, находящаяся в процессе осуществления»). Православный богослов Флоровский говорил о «наступившей» эсхатологии, имея в виду, что «уже исполнившееся во Христе» является залогом будущего исполнения.

д. Вопрос подлинности и место написания Кол., Флм. и Еф.

Существующие точки зрения на проблему подлинности этих Посланий во многом зависят от того значения, которое придают новизне затронутых в них тем.

По мнению представителей наиболее либеральной критики, новизна богословских тем, рассматриваемых в Кол. и Еф., является основным аргументом, ставящим под сомнение подлинность Кол., Флм. и Еф. Эти Послания якобы написаны авторами, которые принадлежали к послеапостольскому поколению и развивали идеи ап. Павла.

В наше время все больше исследователей, чья позиция отличается достаточной взвешенностью, начали признавать подлинность Кол., а, следовательно, и Флм., которое представляет собой сопроводительное к Кол. письмо из-за очень личного характера обоих Посланий. Вместе с тем в отношении подлинности Еф. сказались сомнения, поскольку автор этого Послания как будто позаимствовал многие идеи Кол., несколько их изменив.

Наконец, существуют и такие ученые, которые, допуская возможность эволюции Павлова богословия, признают подлинность всех трех посланий.

Перейдем к вопросу о месте написания Кол., Еф.,Флм.

Если мы согласимся с тем, что Послания принадлежат апостолу Павлу, то сама новизна затронутых в них вопросов заставляет предполагать, что между этими и более ранними Посланиями ― периода третьего миссионерского путешествия ― должен был пройти определенный промежуток времени. В кесарийских и римских узах мысль апостола Павла могла стать более зрелой. Таким образом, нам кажется более вероятным, что создание Кол., Еф. и Флм. следует отнести ко времени первых римских уз апостола.

Послание к Колосянам

Как мы уже сказали подлинность Кол., длительное время оспариваемая, в наши дни признается все большим количеством ученых.

Обстоятельства создания

Апостол Павел адресует свое Послание Церкви г. Колоссы, расположенного во Фригии, недалеко от Асийской провинции. Нам неизвестно, проповедовал ли там ранее апостол.

Епафрас, уроженец Колосс (4:12), принес от колосян добрые вести. Апостол пишет ответ, поручая доставить его Тихику (4:7), который должен отнести письмо и ефесянам (Еф.6:21).

Апостол Павел беспокоится об угрожающих колосянам опасностях: «Это я говорю для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» (2:4) и «не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (2:8). «Никто да не осуждает вас за пищу, или за питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (2:16). «Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: ʺне прикасайся,ʺ ʺне вкушайʺ,ʺне дотрагивайсяʺ, ― что все истлевает от употребления?» (2:20–22). Апостол Павел предостерегает против самообольщения в «служении ангелов» (2:18).

Что это могло быть за учение, похожее на ложную философию или ложную аскезу; кем были сторонники этого учения, которые, следуя стихиям мира, увлекались служением ангелов и иудействующими практиками? Предполагают, что здесь могла идти речь о гнозисе, окрашенном пантеизмом и иудаизмом, однако утверждать наверняка это невозможно, так как о гнозисе мы знаем только из более поздних источников.

Необходимостью бороться с этими доктринами, и объясняется отчасти богословская новизна Кол, и Еф. ― например, сделанный в них акцент на воцарении Христа, победителе ангелов и других сил, пребывающих в космосе, сотворенных Богом.

Разделы Послания

Обращение 1:1–2

Молитва 1:3–14

1-я богословская часть 1:15–29

2-я часть 2:1–3:4. Предостережение против заблуждений

3-я часть 3:5–4:18. Наставления верующим и заключительные приветствия

Экзегеза

Обращение 1:1–2. Тимофей упоминается ап. Павлом в качестве соавтора, как и в других Посланиях (1и2Фес., 2Кор, Флп.).

Молитва 1:3–14. Павел благодарит Бога за хорошие вести, которые принес Епафрас. Опасности, подстерегающие колосян, похоже, не затронули их глубоко.

Отметим, что в своей молитве апостол Павел, с одной стороны, пишет об «уготованном вам на небесах» (1:5), т.е. о будущем, а, с другой стороны, говорит, что колосяне введены в Царство (1:13) – перед нами характерная для Кол. и Еф. антиномия между эсхатологией, имеющей совершиться, и эсхатологией, уже начавшейся.

1–я часть. 1:15–29

а. 1:15–20. Христологический гимн

В этом гимне можно выделить две строфы.

В первой (1:15–17) прославляется главенство Христа как Бога. Христос ― «образ Бога невидимого» (ϵίκὼν Ϯου͆ θϵου͆ Ϯου͆ ἀοράϮου) (1:15). Та же идея содержится в Евангелии от Иоанна: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Только Сын является подлинным образом Отца; человек же создан по образу Бога (καϮ΄ ϵίκόνα θϵου͆) (Быт.1:26) и «предопределен быть подобным образу Сына, дабы Он был первородным (πρωϮόϮοκοϛ) между многими братьями» (Рим.8:29).

Кроме того, Христос ― «рожденный прежде всякой твари» (πρωϮόϮοκοϛ πάσηϛ κϮίσϵωϛ, 1:15), это значит, что Он рожден до всего, что Им было сотворено: «Ибо Им создано все» (1:16), в том числе и невидимые «престолы, господства…» (1:16). «Все Им и для Него создано» (1:17). Согласно первой строфе, Христос ― Бог ― творец всего.

Вторая строфа христологического гимна (1:18–20) начинается с прославления Христа в Церкви: «Он есть глава Тела Церкви» (1:18). «Он ― начаток» (α̉ρχή, 1:18). Он ― искупитель: «первенец из мертвых» (πρωϮόϮοκοϛ ϵ̉κ Ϯω͆ν νϵκρω͆ν, 1:18). Это означает, что Своей смертью Христос обрел первенство в новом мироустройстве, то есть, в Церкви.

Заканчивается гимн следующим образом: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (1:19–20). Фигурирующий здесь термин полнота (πλήρωμα) проблематичен. Для текстов ап. Павла характерно употребление этого слова с дополнением: полнота времени (Гал.4:4), времен (Еф. 1:10), язычников (Рим.11:25). Здесь же мы впервые встречаем термин πλήρωμα в своем абсолютном значении, без дополнения ― «всякая полнота». На этот счет высказывались различные мнения. По мнению одних, в этом контексте апостол имел в виду полноту Божества, однако Божество Христа не может быть результатом благоизволения Бога Отца. Другие предполагают, что здесь, как и в Еф. 1:23, идет речь о полноте Церкви; однако подобная интерпретация плохо вписывается во вселенский контекст 20 стиха. Наконец, высказывалось мнение, что под «полнотой» подразумевается вся вселенная, полная, как говорит нам Ветхий Завет, присутствия Божия («Вся земля полна славы Его» ― Ис.6:3; «Не наполняю ли Я небо и землю?» ― Иер.23:24; см. также Пс.24:33 и др.) По-видимому, стихи 19–20 можно интерпретировать следующим образом: Христос «Кровию креста», Воскресением, Вознесением на небо вернул во вселенную мир, будучи κϵφαλή церковного Тела и κϵφαλή невидимого мира.

Однако. Почему ап. Павел остановил свой выбор именно на термине «полнота»? Возможно, потому что Кол. ― Послание полемическое, направленное против нарождавшегося гностицизма, а в гностицизме ( во всяком случае ― в более позднее время) термин «полнота» был весьма употребительным, и вероятно, апостол Павел хотел придать ему правильный смысл.

В приведенных строфах христологического гимна (1:15–20) два раза повторяется термин προϮόϮοκοϛ, первый раз для выражения первенства Христа как Божественного творца вселенной, а второй раз для выражения Его первенства в деле искупления, плодом которого стало примирение и всеобщий мир в конце времен.

Христологический гимн, бесспорно, является главным фрагментом Кол.

б. 1:21–23. Участие колосян в спасении

Насколько труден был местами предыдущий отрывок, настолько прозрачным, типичным для апостола Павла является следующий за ним параграф: бывшие некогда чужими, враждебными и грешными, ныне колосяне примирились с Богом в смерти Христовой и должны твердо стоять в вере, не отступая от надежды, обещанной Евангелием.

с. 1:24–29. Труды апостола Павла, его служение у язычников

Апостол свидетельствует о том, что, страдая за колосян, испытывает радость; «… и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (1:24). Разумеется, апостол Павел никоим образом не имеет в виду, что он как-то «дополняет» искупительное дело креста (BJ, sub loco). Тем не менее, все христиане призваны приобщиться к страданиям Христа для блага Церкви.

Сам апостол Павел стал слугой (διάκονοϛ) Церкви, чтобы открыть «тайну, сокрытую от веков и родов» (1:25), эта тайна ― вхождение язычников в общее с иудеями наследие, единую Церковь.

2-я часть 2:1–3:4

Предостережение против заблуждений

Мы уже говорили о том, что колосянам угрожали соблазном некоторые учения, спекулировавшие понятием полноты (πλήρωμα).

Апостол дает на это свой ответ: «вся полнота Божества телесно» обитает во Христе (2:9); Божественная природа Сына обитает в Его Теле, и колосяне «имеют полноту в Нем» (2:9), «Который есть глава (κϵφαλή)» Тела церковного и вместе с тем глава (κϵφαλή) «всякого начальства и власти» (2:9–10). Наше единство с Телом Христовым запечатано Крещением: «… быв погребены с Ним в крещении (ср. Рим. 6:3), в Нем вы и совоскресли (характерная для Кол, и Еф. мысль) верою» (2:12). Своей смертью Христос освободил нас от наших долгов (2:14) и в то же время отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (2:15).

Тот, кто следует ложным учениям, «не держится главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2:19); такой человек держится «заповедей и учения человеческого» (2:22). Но если мы «воскресли со Христом» (3:1), мы должны «помышлять о горнем» (3:2). Отныне «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (3:3). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (3:4). (Отметим, что эсхатология как событие будущего, не исключается в Кол, и Еф.).

3– часть 3:5–4:18

Наставления верующим и заключительные приветствия

а. 3:5–17. Общие предписания о том, как должен жить христианин

Нужно умертвить свои члены, чтобы остерегаться блуда, нечистоты, страстей, гнева и раздражения.

Мы облеклись в нового человека по образ нашего Создателя (3:5–11).

Нет больше ни язычника, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всем и во всех ― Христос (3:11).

Мы избраны, освящены, возлюблены Богом; мы должны снисходить друг к другу, прощать друг друга и, превыше всего, ― облечься в любовь (3:12–13).

Мы должны возделывать Слово Христово, друг друга просвещать, петь Богу и все, что мы делаем, делать во имя Господа (3:16–17).

б. 3:18–4:1. Некоторые предписания, касающиеся жизни в семье

Жены должны быть покорны мужьям, а мужья должны любить своих жен (3:18–19).

Дети должны слушаться родителей, родители не должны раздражать своих детей (3:20–21).

Рабы должны слушаться хозяев, добросовестно выполнять свою работу, а хозяева должны быть справедливыми по отношению к рабам (3:22–4:1).

с. 4:2–6. Другие рекомендации

Апостол просит колосян молиться, просит молитв о себе, так как находится в узах; советует вести себя мудро с «внешними» и всегда быть благожелательными.

д. 4:7–18. Новости и приветствия

Тихик, которому поручено доставить это Послание, как затем и Послание к Ефесянам, передаст колосянам новости об апостоле. Тихика сопровождает Онисим, о котором будет говориться в Флм.

Апостол Павел передает ряд приветствий, в частности, от Марка и Луки, которого называет «возлюбленным врачом».

Апостол просит, чтобы это Послание было прочитано в Лаодикии, а письмо, направленное в Лаодикию, прочитали в Колоссах.

Заключительное приветствие написано рукой апостола Павла.

Послание к Филимону

Вопрос подлинности. Подлинность Послания не подвергалась серьезной критике.

Место написания. Как мы уже говорили в предисловии, мы полагаем, что Послание к Филимону, подобно Кол. и Еф., было отправлено из Рима (а не из Кесарии); по-видимому, Флм. представляет собой отдельное письмо, которое должно было прилагаться к Кол., где упоминается Онисим, о котором идет речь в Флм.

Содержание Послания: Онисим, раб Филимона (1:16), убежал от своего хозяина и укрылся в Риме, где встретил Павла, который обратил его в христианство (1:10). Теперь апостол отсылает Онисима к его прежнему хозяину, но остерегается приказывать Филимону: «По любви лучше прошу» (1:9; см. 1:14). Он хотел бы оставить Онисима при себе, «дабы тот послужил» ему (1:13), но уважает свободу Филимона (1:14). Он просит его, как брат во Христе, простить Онисима и принять его «не как раба, но брата возлюбленного» (1:16).

Интерес Послания. Апостолы, и в частности Павел, проповедовали спасение во Христе. Апостольская проповедь была обращена ко всякому человеку, независимо от его рода, социального положения, пола. Именно это и имел в виду ап. Павел, когда писал галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:28; ср. Кол. 3:11). Проповедуя спасение во Христе, апостолы остерегались провозглашать, какие бы то ни было, социальные реформы: освобождение рабов, эмансипацию женщин… Рабам они советуют: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23); хозяевам ― «оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1). Женам апостол Павел говорил, что они должны быть покорны мужьям, а мужьям – что они должны любить своих жен, «как Христос возлюбил Церковь» и «предал Себя за нее» (5:21–24). Апостол Павел не вводил никакого обязательного социального закона, ― он хотел «реформировать» сердца.

В Флм. автор ничего не приказывает своему другу, не ссылается ни на какой провозглашенный апостолом закон: «по любви лучше прошу» (1:9); «успокой мое сердце в Господе» (1:20).

Послание к Ефесянам

Подлинность Послания к Ефесянам вызывает сомнения даже у сравнительно умеренных критиков.

Аргументы против подлинности Еф. покоятся на сравнении этого послания с Кол., из которого заимствованы многие фрагменты Еф., но в Еф. они изложены довольно неумело и, зачастую, ― с искажением смысла, чего бы не сделал апостол Павел, если бы он был автором Ефесян.

Однако, эта точка зрения, основанная на литературном анализе текста, преувеличена. Скорее можно сказать, что автор Еф., заимствуя многие фрагменты из Кол., расширил их и в отдельных случаях изменил смысл, но не исказил, как уверяют некоторые.

Так, например, отрывок из Кол. 2:13 был расширен и расширен в Еф. 2:1–5; подобным образом текст Кол.2:19 был расширен в Еф. 4:15–16. Однако, эти или другие случаи (они довольно многочисленны) доказывают только, что апостол Павел, заимствуя из Кол., проявлял творческий подход. Кроме того, не нужно забывать, что он часто для составления своих Посланий прибегал к помощи секретарей.

Действительно, некоторые понятия, например, «полнота» (πλήρωμα), получили новое освещение: так, мы видели, что в Кол. полнота понималась как весь мир, который, наконец, должен соединиться со Христом как Главой космоса и обитать в нем (Кол. 1:19), в то время как в Еф. «полнота» становится Церковью, наполняющей Христа. В этой связи нужно еще раз отметить, что апостол Павел, употребляя термин полнота, стремился придать ему не то значение, в котором его употребляли гностики. Вообще этот излюбленный гностический термин не характерен для апостола Павла, и именно поэтому он употребляет его в Кол. и Еф. несколько неуверенно.

Немаловажным нам кажется еще и то, что в Еф. апостол Павел возвращается к темам, которые его беспокоили раньше, но теперь говорит о них уже с легким сердцем: отныне язычники и евреи образуют единое целое (2:11–22; 4:6–11…). Его уже не преследует необходимость постоянно бороться с иудействующими, и он находит новые, прекрасные оттенки для своей всегда живой и творческой мысли.

Послание к Ефесянам нужно рассматривать не как произведение бездарного эпигона апостола Павла, а как подлинный шедевр самого апостола.

Является ли Ефесянам циркулярным Посланием?

Слова «находящимся в Ефесе» (1:1), стоящие в начале Послания, отсутствуют в некоторых древних списках; в других стоит ― «находящимся…», а само указание места отсутствует. Из этого был сделан вывод, что первоначально Послание фигурировало с пропуском после слов «находящимися», так, чтобы туда можно было вписать любой нужный город, в зависимости от того, куда направлялось послание.

Так как у Еф. много общего с Кол., можно предположить, что оно было отправлено в то же время, что Кол, и Флм.: у них общий «курьер» ― Тихик (Кол.4:7–8; Еф.6:21–22); а Тихика сопровождал Онисим (Кол.4:9), о котором речь идет в Флм.

Разделы Послания

Обращение 1:1–2

Начальная молитва 1:3–14

1-я часть (богословская). 1:15–3:21

2-я часть. Наставления верующим и заключительные приветствия 4:1–6:24

Экзегеза

Обращение 1:1–2. Об этом мы уже писали.

Молитва. 1:3–14. Начальная молитва в этом Послании довольно обширна. Как обычно, апостол начинает с того, что благословляет Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

В первой строфе прославляется предвечный Божественный замысел о нас: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (1:4); «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (1:5). Таково «благоволение воли» Отца (1:5).

Здесь речь идет о Божественном предопределении: на самом деле греческое προορίζω было бы правильнее перевести как «предназначить», а не «предопределить». Следует уточнить, что в новозаветных текстах всегда говорится только о предназначении человека ко спасению, и никогда ― к гибели: Бог сотворил нас для того, что мы были «святы и непорочны» и стали «чадами Божьими». Эту мысль апостол Павел развивал уже в Рим. 8:28–30.

Если мы предназначены, по словам апостола, сделаться во Иисусе Христе детьми Бога по усыновлению, то из этого можно заключить, что само Воплощение сына было предусмотрено предвечным замыслом Божьим, и что человек был создан по образу Божию в виду воплощения.

Во второй строфе (1:7–10) вначале речь идет о нашем искуплении Сыном; человек, созданный для блаженства, согрешил, и, поэтому, Воплощение Сына привело Его на крест ради нашего спасения: во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (1:7–8).

В той же строфе (1:9–10) апостол приоткрывает нам тайну эсхатологического исполнения спасительного дела воплотившегося Сына, которое тоже заключалось в предвечном Божественном замысле (1:9): Бог предопределил, читаем мы, « в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (α͗νακϵφαλαιώσασθαι Ϯὰ πάνϮα ϵ͗ν Ϯω͆ ΧρισϮω͆) (1:10); Христос ― глава (κϵφαλή) Церковного Тела и Победитель ангельского мира.

В третьей строфе (1:11–14) апостол возвращается к истории нашего Спасения. Вначале, он от 1л. мн. ч. («мы») говорит (1:11–12) о еврейском народе, к которому сам принадлежал: во Христе мы были отделены, мы были предназначены, по предвечному Божественному плану, заранее ожидать пришествие Спасителя (1:11).

В двух следующих стихах (1:13–14) ап. Павел, употребляя уже 2 л. мн. ч. («вы»), обращается к христианам из язычников: вы слышали Слово Благовестия, вы уверовали, вы были «запечатлены обетованным Святым Духом» (1:13), как и евреи.

Дух Святой, делает вывод апостол, «есть залог наследия нашего» (1:14) ― наследия, общего для христиан иудейского происхождения и языческого.

1-я часть (богословская). 1:15–3:21

а. Молитва. 1:15–23.

Богословская часть Послания начинается с молитвы, которую можно рассматривать и как продолжение предыдущей молитвы. Апостол благодарит за всех, кому он пишет (1:15–16); он просит Бога даровать им дух премудрости и откровения, «просветить очи сердца их», чтобы он поняли, какую надежду открывает перед ними их призвание (1:18), а также чтό исполнил Бог в Иисусе Христе, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1:2–23).

Сформулированная в этом отрывке христология – в духе богословия Посланий из уз: воскресший Христос, сидящий превыше ангельских сил, является в то же время Главой Церковного Тела

Конец приведенного отрывка содержит некоторую сложность: «…Ϯὸ σω͆μα αυϮου͆, Ϯὸ πλήρωμα Ϯου͆ Ϯὰ πάνϮα ϵ͗ν πα͆σιν πληρουμϵ́νου (1:23), Πληρουμϵ́νου может быть причастием в пассивной форме или в медиальном залоге с активным значением: наполненный или наполняющий. Сочетание Ϯὰ πάνϮα ϵ͗ν πα͆σιν можно интерпретировать как наречное выражение, означающее «все во всем», «полностью». Таким образом, конец процитированного отрывка может быть понят или так, как в приведенном переводе, или же ― «полнота Того, Кто наполнен». Мы полагаем, что второй перевод предпочтителен: не Христос все Собой наполняет, ― в Нем обитает полнота.

б. От смерти к спасению.2:1–10

Мы были мертвы из-за наших грехов (2:1–3). Но Бог, богатый милостью, нас «оживотворил со Христом» (2:4–5). В Послании к Римлянам ап. Павел говорил, что мы оправданы Христом для спасения (Рим.5:1–11). Теперь же он дерзает утверждать, что мы уже спасены, уже воскрешены и сидим одесную Богу на небесах (2:5–6).

Все это, пишет апостол, плод «преизобильного богатства благодати» Божьей (2:7). Ибо спасение ― безвозмездный дар Божий, а не результат наших добрых дел (2:8–10).

с. Примирение евреев и язычников друг с другом и Богом 2:11–22

Некогда язычники «были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (2:12); теперь они «стали близки Кровию Христовой» (2:13).

Ныне из двух народов Христос сделал единый, «разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (2:14). Из двух создался «один новый человек», «в одном теле» оба примирились друг с другом и с Богом (2:15–16).

В стихах 19–22 апостол Павел приводит многие образы Церкви, характерные для Нового Завета. Христиане «уже не чужие и не пришельцы», они «свои Богу», то есть чада по усыновлению в доме Отца (2:19). Церковь ― это также здание, краеугольным камнем которого является Христос, основанием ― апостолы и пророки (2:20; ср. 1Кор. 3:10–15), а все христиане, по слову апостола Петра, ― «живые камни» этого здания (1Петр.2:4).

Во Христе, добавляет апостол Павел, «все здание… возрастает в святый Храм… жилище Божие Духом» (2:21–22; ср. 1Кор.3:16–17).

д. Павел ― служитель явленной ему тайны. 3:1–13

Через откровение апостолу Павлу была явлена тайна (3:1–4). Она «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:5–6). Благовествовать эту тайну, сокрытую в течении веков, было доверено Павлу, наименьшему из всех святых, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10).

е. Молитва. 3:14–21

Первая ― богословская ― часть Послания начинается молитвой; молитвой же она завершается.

Заключительная молитва имеет тринитарную структуру: ап. Павел преклоняет колени пред Отцом, прося Его, чтобы Он Своим Духом вооружил и укрепил верных, и чтобы Христос обитал в их сердцах, дабы они «могли постигнуть, что широта, и долгота, и глубина, и высота» (3:14–18), а также, чтобы верные могли «исполниться» (πληρωθήϮϵ) всей полнотой Божией (3:19).

Вторая часть. 4:1–6–24

Наставления верующим

а. Призыв к единству. 4:1–16

Апостол просит христиан поступать «со смиренномудрием и кротостью и долготерпением (4:2); превыше всего он просит «сохранять единство духа» (4:3); потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4:5–6).

Церковь живет благодаря полученным дарам. Каждый член Церкви получил «благодать по мере дара Христова» (3:7). Как сказано: «Восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» (Пс. 67:19) (Мы полагаем, что стихи 9 и 10 добавлены комментатором).

Дары Христовы перечислены: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (4:11), для того, чтобы устроять, возводить Тело Христово (4:12),чтобы все были едины в вере и знании Сына Божия, чтобы стать «мужем совершенным (Церковью), в меру полного возраста Христова» (4:13).

Вот почему мы не должны увлекаться «всяким ветром учения, по лукавству обольщения, по хитрому искусству обольщения» (4:14).

Мы должны все возрастать «в Того, который есть глава Христос» (4:15). Церковь есть полнота Христова (4:13), и христиане должны возрастать до этой полноты (4:15). Начались последние времена, однако, они еще не достигли своего завершения. Само церковное Тело, по ап. Павлу, еще «получает приращение для созидания самого себя в любви» (4:16).

б. Различные предписания. 4:17–5:20

Не следует жить, как раньше (4:17–22); нужно «обновляться духом ума» (4:23), «облечься в нового человека» (4:24).

«Говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу» (4:25).

«Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» (4:26).

Нельзя воровать (4:28).

Нельзя сквернословить (4:29).

Нельзя оскорблять Духа Святого (4:30); нужно подражать Христу, который предал Себя за людей (5:1).

Нельзя предаваться блуду и нечистоте… (5:3–5).

Ибо мы есть сыны света (5:8), как сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (5:14; Ис.26:19).

Не следует упиваться вином (5:18)

Исполняясь Духом, нужно «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями» (5:19).

Воспевать Бога (5:19).

Благодарить Бога Отца (5:20).

с. Домашняя мораль. 5:21–6:9

5:21–33. Об обязанностях мужа и жены

Этот отрывок начинается с общего предписания: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божьем» (5:21); мы часто забываем об этом предписании, в свете которого следует рассматривать дальнейшее.

Жены должны быть покорны своим мужьям, как Церковь ― Господу (5:21–24).

Мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (5:25–27).

В этом отрывке ап. Павел говорит об обязанностях мужа и жены, но постепенно переходит к отношениям Христа и Церкви: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (5:32). «Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа (φοβη͆Ϯαι Ϯου͆ ἄνδρα»)(5:33). В некоторых переводах глагол φοβη͆Ϯαι смягчают и передают как «почитает» или «уважает» (ТОВ.).

Родители и дети

Дети должны почитать отца и мать, родители не должны раздражать своих детей.

6:5–9. Рабы и хозяева

Рабы должны служить своим хозяевам со страхом и послушанием, зная, «что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6:8). Хозяева же не должны угрожать рабам, сознавая, что у рабов и у них самих ― единый Хозяин на небесах (6:9).

д. Духовная борьба. 6:10–20

Апостол советует верным «укрепляться» и сравнивает их с воинами: они должны облечься «во всеоружие Божие», чтобы сражаться «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (6:12). Как настоящие воины, «облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир»; у них всегда должен быть в руках «щит веры» (6:14–16). «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (6:17).

Последний совет

Постоянно молиться в Духе. Предстательствовать о святых, за самого ап. Павла, находящегося в узах (6:18–20).

е. Личные новости. Заключительные приветствия. 6:21–24

Тихик, которому поручено это письмо и Послание к Колосянам, передаст известия об апостоле Павле.

Апостол желает мира и благодати Божией.

* * *

17

Флавий Иосиф. Иудейские древности. XX, VIII; Иудейская война. II, XIII, 5.

18

Тацит. История. V, IX; Светоний. Клавдий. XXVIII.

19

Безобразов Кассиан, епископ. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. С.230–232.

20

Sainte Bible / Sous la dir. de L. Perot et A. Clamer. Т. 12. 1951. Р.78.

21

По этой причине во французских переводах новозаветных текстов употребляют не устоявшийся термин «évêque», а греческий – «episcope».

22

Во французских текстах Нового Завета (в частности, речь идет о ТОВ) в этих контекстах для перевода греч. κϵφαλή употребляется слово chef, а не tête.


Источник: Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету / прот. Николай Куломзин; [перевод с фр. К. А. Алексан­дровой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 - 128 с. ISBN 978-5-742 9-0398-7

Комментарии для сайта Cackle