Азбука веры Православная библиотека Библия с толкованиями Библейская критика Влияние открытия рукописей в Наг-Хаммади на исследование Нового Завета и раннего христианства Бартом Эрманом
А.В. Башкатов

Влияние открытия рукописей в Наг-Хаммади на исследование Нового Завета и раннего христианства Бартом Эрманом

Содержание

Аннотация Введение 1. Открытие Наг-Хаммади и рукописей Мертвого моря 2. Издание кодексов Наг-Хаммади 3. Значение кодексов Наг-Хаммади для изучения Нового Завета и раннего христианства Бартом Эрманом 4. Утверждения о каноне и происхождении Евангелий Вывод Библиография  

 

Аннотация

В статье автор приводит историческую справку об открытии древних рукописей вблизи египетского города Наг-Хаммади, указывает влияние этой находки на исследования Нового Завета и раннего христианства Бартом Эрманом. Приводятся аргументы против утверждений Барта Эрмана о каноне и авторстве Евангелий.

Введение

Библеистика как наука с момента своего появления всегда испытывала на себе влияние философии и прикладной филологии1. Если обратиться к истории формирования современной западной библеистики, то можно увидеть, что ведущие исследователи Священного Писания каждой эпохи применяли свои философские воззрения к изучению Библии. Так, например, Фердинад Христиан Баур, используя философию Гегеля, видел в формировании канона Нового Завета борьбу между последователями апостола Павла и апостола Петра2. В наши дни в западной библеистике получила распространение теория раннего христианства немецкого ученого Вальтера Бауэра3. Среди многочисленных последователей Бауэра выделяется своей популярностью американский библеист Барт Эрман. Он зарекомендовал себя как помощник выдающегося ученого библеиста – Брюса Мецгера (1914­–2007).

Совсем недавно в переводе на русский язык стали выходить книги Эрмана. В своих произведениях он «обвиняет Библию в подлоге, лжи и фальсификации. Его ключевой аргумент заключается в том, что значительная часть новозаветных текстов не была написана теми людьми, которым приписывает их авторство традиция, а значит, неведомые фальсификаторы сознательно вводили верующих в заблуждение, приписывая собственные построения непосредственно ученикам Иисуса»4.

Имя данного автора еще не столь известно и поэтому следует сделать небольшой обзор его биографии. Барт Дэнтон Эрман – американский историк, исследователь Нового Завета, профессор религиоведения университета Северной Каролины, родился в 1955 году. В юности был христианином-англиканином5. Его желание понять Библию привело к изучению древних языков и текстологии, что в свою очередь заставило его пересмотреть свою веру в непогрешимость Библии. В течение 15 лет он оставался либеральным христианином, однако впоследствии стал агностиком. Эрман считается одним из первых, кто начал проводить связи между историей раннего христианства и различиями в библейских рукописях. Также он известен как создатель термина протоортодоксальное христианство6. Его основные научные работы посвящены историческому Иисусу7 и влиянию религиозной борьбы в раннем христианстве на формирование рукописной традиции Нового Завета8. Барт написал учебное пособие по Новому Завету и ряд научно-популярных книг9, в которых стремится донести до широкой публики научные результаты библеистики10.

Самые известные книги Барта Эрмана – «А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда11» (2013), «Пётр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях12» (2009), «Великий обман. Научный взгляд на авторство священных текстов13» (2013), «Искаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил Библию14» (рус. перевод – 2009) [«Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why15», (2005)], «Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство16» (рус. перевод – 2010) [«Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible17» (2009)], «Утерянное Евангелие от Иуды. Новый взгляд на предателя и преданного18» (2006) [«The lost Gospel of Judas Iscariot: a new look at betrayer and betrayed19» (2006)].

1. Открытие Наг-Хаммади и рукописей Мертвого моря

Более девятнадцати веков назад были написаны книги Нового Завета. Тем не менее, до сих пор продолжается изучение этих произведений. Можно даже заметить, что с течением времени у исследователей все больше и больше появляются вопросы, связанные с библейским текстом. Так, например, в середине XX века две крупные рукописные находки стали богатым материалом для новозаветных исследований20.

В 1945 году несколько крестьян в Египте, вблизи города Наг-Хаммади, делая раскопки в поисках удобрения, обнаружили кодексы древних рукописей. Двумя годами позднее пастух-бедуин в Палестине, разыскивая свою овцу, нашел пещеру, в которой находились тексты рукописей Мертвого моря. Хотя новости о последних открытиях вышли на первые полосы газет и вызвали бурный интерес публики, первое открытие, которое было в Египте, осталось до времени не замеченным. Несмотря на это, некоторые ученые верили, что открытие в Наг-Хаммади даст много дополнительного материала для изучения Нового Завета и истории раннего христианства21.

2. Издание кодексов Наг-Хаммади

Хотя рукописи Наг-Хаммади были найдены в 1945 году, их публикация была задержана по ряду причин22. Большую роль в издании текстов сыграл Джеймс Робинсон. В 1984 году при его участии были опубликованы факсимильные рукописи с новооткрытыми текстами. Все издание включало в себя одиннадцать томов. Первый том содержал введение Робинсона ко всему изданию. Остальные десять томов имели фотокопии рукописей из тринадцати кодексов23. Вся коллекция Наг-Хаммади содержит 13 кодексов, 11 из них в кожаных переплетах или чехлах. Кодексы состоят из 1200 папирусных страниц, которые включают в себя более чем 50 источников или трактатов (несколько дубликатов), 40 из которых ранее не были известны. Тексты, написанные на двух главных коптских диалектах, являются трудом нескольких писцов и представляют собой переводы произведений IV века, которые были написаны первоначально на греческом языке24.

3. Значение кодексов Наг-Хаммади для изучения Нового Завета и раннего христианства Бартом Эрманом

Находка в Наг-Хаммади способствовала, по мнению некоторых ученых25, пониманию раннего христианства. Они считают, что эти тексты подтверждают теорию Вальтера Бауэра, изложенную в книге «Ортодоксия и ересь в раннем христианстве» [«Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity26»]. Подобного мнения о связи Наг-Хаммади и теории Бауэра придерживается американский библеист Барт Дентон Эрман27. Когда он говорит о рукописях, найденных в Египте, то заявляет следующее: «Христианство изображено в них совсем не таким, каким мы привыкли его видеть, ни о чем подобном мы не слыхивали. Причина этому очевидна: гностики проиграли в борьбе за право решать, какое христианство станет «правильным» и официальным для всех последующих поколений28».

Несмотря на то, что Эрман является специалистом в области текстологии Нового Завета, он смог включить теорию Бауэра в свои научные труды. При изучении вопроса богословского влияния на текст Нового Завета Барт стал использовать теорию Вальтера Бауэра о том, что изначально Церковь была догматически разнообразна29. Еще до Эрмана в текстологии появилось мнение о намеренном изменении текста Священного Писания по идеологическим причинам. Впервые об этом стал говорить Элдон Эпп. Он издал в 1966 году свою исправленную диссертацию, защищенную в 1961 году в Гарварде, «Богословские тенденции Кодекса Bezae Cantabrigiensis в Книге Деяний30». Целью Эппа было исследовать разночтения в тексте данного кодекса на предмет наличия анти-иудейской склонности изменения текста Книги Деяний31. Барт Эрман продолжил начинания своих предшественников и в 1993 году издал книгу «Ортодоксальное искажение Писания32». В этой работе он приводит источники для подтверждения преднамеренного изменения текста Нового Завета по догматическим причинам33.

Будучи учеником таких известных исследователей, как Брюс Мецгер и Иохан Кристиан Бекер, он сумел продолжить их начинания и внес вклад в изучение древних рукописей Нового Завета. Предложенная им методика изучения истории раннего христианства с помощью древних священных текстов может иметь интересное продолжение. Однако, имя Барта стало популярно в светских кругах не по причине научного успеха в области изучении текста Священного Писания, а в связи с провокационными названиями его работ (например, «Искаженные слова Иисуса» или «Утерянное Евангелие от Иуды»). В своих книгах Эрман сумел изложить основы текстологии Нового Завета доступным языком для простого читателя, но при этом он подрывает авторитет Священного Писания, ставя под сомнение его богодухновенность34.

4. Утверждения о каноне и происхождении Евангелий

В некоторых своих произведениях Барт Эрман подвергает сомнению авторство, которое принято Церковным Преданием, для большей части книг Нового Завета. В данном исследовании будут рассмотрены утверждения в трудах35 Эрмана, в которых он говорит о каноне и происхождении Евангелий. Его основные тезисы по данной теме следующие:

1. Новозаветные Евангелия были написаны анонимно. Спустя десятилетия они были приписаны апостолам Христовым и их ученикам36.

2. Ученики Иисуса были неграмотными рыбаками, поэтому они не могли написать Евангелия37.

3. Ученики Иисуса говорили на арамейском языке, а Евангелия написаны на греческом языке, «причем на довольно хорошем греческом»38.

4. Ни одно из Евангелий не сообщает нам имя своего автора, однако позднее христиане приписали их Матфею, Марку, Луке и Иоанну39.

5. Христиане прото-ортодоксы, переписав историю полемики с ересями, включили четыре Евангелия в Новый Завет, а другие Евангелия рассматривали в качестве еретической подделки40.

Все вышеуказанные утверждения можно распределить на особые категории: канон Евангелий (см. п. 5), происхождение Евангелий (см. пп. 1–4). Вопрос о включении в канон четырех Евангелий и их происхождение в книгах Эрмана связывается с историей раннего христианства. Поскольку в своих исследованиях в данной сфере Барт Эрман опирается на теорию Вальтера Бауэра, он заявляет, что четыре Евангелия, которые вошли в Новый Завет, были анонимны, написаны от третьего лица об Иисусе и его спутниках. Их называют по именам Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Причиной послужило то, что во втором веке прото-ортодоксальное41 христианство становится общепризнанным. Нуждаясь в апостольском авторитете, оно приписывает авторство этих книг апостолам (Матфей и Иоанн) и близким спутникам апостолов (Марк и Лука)42. Таким образом, данные положения затрагивают вопрос включения в канон Евангелий и их авторство.

При рассмотрении тезисов Эрмана, имеющих отношение к канону Евангелий (соотношение канонических Евангелий и апокрифов), можно заметить следующее.

Во-первых, гностики, которым принадлежат евангелия, указанные Эрманом в качестве альтернативы, были еретиками с самого начала, так как они отвергали Ветхий Завет. Во-вторых, никогда не было серьезных споров об отсутствии апокрифических евангелий в каноне Нового Завета. В-третьих, канонические Евангелия были написаны через несколько десятков лет после событий, в то время как апокрифические евангелия датируются вторым веком и позднее. В-четвертых, авторами Евангелий, согласно традиции, являются очевидцы событий (Матфей и Иоанн) или ученики очевидцев (Марк и Лука). Апокрифические евангелия не имеют прямого доступа к очевидцам событий. Писатели апокрифов использовали канонические Евангелия. В Евангелиях же нет никакой зависимости от евангелий-апокрифов. В-пятых, историческая точность канонических Евангелий является достоверной, в отличие от апокрифических евангелий, где встречаются нереальные истории и мировоззрение далекое от Нового Завета. И наконец, авторы Евангелий и апокрифических книг не могли быть беспристрастными. Однако заинтересованность и избирательность в выборе материала нельзя приравнивать к нечестности и неточности, как это делает Эрман43.

Утверждения Барта Эрмана, относящиеся к происхождению Евангелий, являются

необоснованными по следующим причинам.

1. Термин «ἀγράμματος», о котором говорит Эрман при обсуждении вопроса о неграмотности апостолов44, не указывает, что Петр и Иоанн были неграмотными, но означает, что они были «необучены в еврейском законе».

2. Матфей, которому традиция приписывает первое Евангелие, был сборщиком пошлин, не мог не уметь писать, так как сборщики налогов Ι века имели деревянные таблички, покрытые толстым слоем воска, на которых они вели записи.

3. Из других мест Нового Завета известно, что Лука был врачом (см.: Кол. 4:14). А врач в древности должен был уметь читать записи о медицине, писать отчеты для правоохранительных органов о травмах и возможных причинах смерти пострадавших, составлять записи для рабовладельцев, которые удостоверяли здоровье рабов. По этой причине маловероятно, что Лука не умел писать.

4. Если даже допустить, что апостолы Марк и Иоанн не умели писать, вполне вероятно их обращение к помощи профессиональных писцов, которые, согласно данным первого века, могли без труда переводить с одного языка на другой, в том числе с арамейского на изысканный греческий.

5. Согласно Преданию Церкви, апостол Матфей написал свое Евангелие на еврейском языке, что подтверждают некоторые работы современных ученых.

6. Анонимность Евангелий нельзя считать обоснованной по следующим причинам:

– в Древнем мире названия книг подписывались по единому образцу, где имя автора ставилось на первое место, следовательно, нет ничего необычного в том, что в названии канонических Евангелий есть имена их авторов.

– с самого начала Евангелия воспринимались в качестве книг, которые имеют автора. Само содержание текста Евангелий от Луки, от Иоанна и от Матфея ясно показывает, что данные произведения не задумывались как анонимные.

– при рассмотрении древних рукописей Евангелий, имеющих в названии имя автора, видно, что дошедшие до нас рукописи имеют названия разного содержания. Тем не менее, в каждом случае указан один и тот же автор Евангелия. Скорее всего, каждой общине передавали либо уже подписанную рукопись Евангелия, где указывался автор, либо вместе с рукописью общине передавали устное предание, которое поясняло, кто автор45.

Вывод

В данной статье обсуждалось археологическое открытие вблизи города Наг-Хаммади, которое оказало влияние на распространение среди ученых, изучающих Новый Завет, теории Вальтера Бауэра. В число сторонников гипотезы Бауэра входит американский библеист Барт Эрман, применяющий данную теорию для изучения раннего христианства. В своих книгах Эрман выдвигает ряд тезисов относительно канона (см. п. 5 на с. 7) и происхождения (см. пп. 1–4 на с. 7) Евангелий.

Критический анализ тезисов Барта Эрмана относительно канона Евангелий и их происхождения показывает их неверность.

Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

2. Башкатов А. В. Критика утверждений Барта Эрмана о соотношении апокрифических и канонических Евангелий [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/file/uploaded/4000/report/request_155008/53520/uid140330_report.pdf?1495961030 (дата обращения: 28.05.2017).

3. Башкатов А.В. Критический анализ книг Барта Эрмана: происхождение Евангелий // Сборник трудов кафедры Библеистики Московской духовной академии. М.– Сергиев Посад, 2016. №3. С. 117–141.

4. Гуртаев А. Новый Завет глазами Барта Эрмана: борьба, редакция, искажение [Электронный ресурс]. URL: http://www.propovedi.ru/resource/text-of-the-nt- 4th-ed-metzger-ehrman/ (дата обращения: 24.01.2017).

5. Десницкий А. С. Православная библеистика как перспектива [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4322805.html (дата обращения: 12.05.2016).

6. Осипов Д. Б. Барт Эрман – вызов христианской традиции или вызов «библицизму»?// СКРИЖАЛИ. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 12. Сост. и гл. ред.– архим. Сергий (Акимов). – Минск: Издательство Минской духовной академии, 2016. – 148 с.

7. Тимофеев А., прот, Ковшов М. В. Основные результаты выполнения проекта «Апостол Павел и его послания в свете данных современной библеистики» // Сборник трудов кафедры Библеистики Московской духовной академии. М.– Сергиев Посад, 2013. №1. С. 259­282.

8. Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. – М.: Эксмо, 2012. – 480 с. – (Религия. Война за Бога).

9. Эрман Б. Великий обман: Научный взгляд на авторство священных текстов / Барт Эрман; пер. с англ. С. Г. Пучкова. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с. – (Религия. Война за Бога).

10. Эрман Б. Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство. – М.: Эксмо, 2010. – 350 с. – (Религия. Настоящее христианство).

11. Эрман Б. Искаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил Библию / Барт Эрман; пер. с англ. У. В. Сапциной. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. – (Религия. Настоящее христианство).

12. Эрман Б. Пётр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях. – М.: Изд- во «Весь Мир», 2009. – 376 с.

13. Эрман Б. Д. Утерянное Евангелие от Иуды. Новый взгляд на предателя и преданного / Барт Д. Эрман; пер. с англ. Ю. Д. Тулайковой. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 255, [1] с.

Литература на иностранном языке:

14. Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epu b.html (дата обращения: 30.03.2017).

15. Bauer W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Philadelphia: Fortress, 1971.

16. Ehrman B. D. Did Jesus Exist?: The Historical Argument for Jesus of Nazareth. New York: HarperCollins, 2012.

17. Ehrman B. D. Forged – Writing in the Name of God-Why the Bible’s Authors Are Not Who We Think They Are. New York: HarperOne, 2011.

18. Ehrman B. D. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford: Oxford University Press, 1999.

19. Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). New York: HarperCollins, 2009.

20. Ehrman B. D. Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. New York: Oxford University Press, 2003.

21. Ehrman B. D. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why. New York: HarperSanFrancisco, 2005.

22. Ehrman B. D. Peter, Paul, and Mary Magdalene. Oxford: Oxford University Press, 2006.

23. Ehrman B. D. The lost Gospel of Judas Iscariot: a new look at betrayer and betrayed. Oxford: Oxford University Press, 2006.

24. Ehrman B. D. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press, 1993.

25. Epp E. J. The Theological Tendency of Codex Bezae Cantabrigiensis in Acts. Society for New Testament Studies Monograph Series, 3. Cambridge: Cambridge University Press, 1966.

26. iHaveBook: книжный портал [Электронный ресурс]. URL: http:// ihavebook.net/authors/79390/erman-bart-

d. html (дата обращения: 8.12.2016).

27. King K. L. What is Gnosticism? Cambridge: Harvard University Press, 2005.

28. Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development. Philadelphia: Trinity Press International, 1990.

29. Koester H., Robinson J. M. Trajectories through Early Christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1971.

30. Köstenberger A.J., Kruger M.J. The Heresy of Orthodoxy: How Contemporary Culture’s Fascination with Diversity Has Reshaped Our Understanding of Early Christianity. Wheaton, Illinois: Crossway, 2010.

31. Metzger B. M., Ehrman B. D. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration. Oxford: Oxford University Press, 2005.

* * *

1

См.: Тимофеев А., прот., Ковшов М. В. Основные результаты выполнения проекта «Апостол Павел и его послания в свете данных современной библеистики» // Сборник трудов кафедры Библеистики Московской духовной академии. М.–Сергиев Посад, 2013. №1. С. 259–282. С. 265.

2

См.: там же.

3

См.: Köstenberger A.J., Kruger M.J. The Heresy of Orthodoxy: How Contemporary Culture’s Fascination with Diversity Has Reshaped Our Understanding of Early Christianity. Wheaton, Illinois: Crossway, 2010. Р. 23. Более подробно о теории Вальтера Бауэра см. Башкатов А. В. Критический анализ книг Барта Эрмана: происхождение Евангелий // Сборник трудов кафедры Библеистики Московской духовной академии. М.– Сергиев Посад, 2016. №3. С. 117–141. С. 120–129.

4

Десницкий А. С. Православная библеистика как перспектива [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4322805.html (дата обращения: 12.05.2016).

5

Ehrman B. D. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why. New York: HarperSanFrancisco, 2005. Р. 1.

6

См.: iHaveBook: книжный портал [Электронный ресурс]. URL: http:// ihavebook.net/authors/79390/erman-bart-d.html (дата обращения: 8.12.2016).

7

Ehrman B. D. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford: Oxford University Press, 1999.

8

Ehrman B. D. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press, 1993; MetzgerB. M., Ehrman B. D. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration. Oxford: Oxford University Press, 2005; Ehrman B. D. Misquoting Jesus...

9

EhrmanB. D. Forged – Writing in the Name of God-Why the Bible’s Authors Are Not Who We Think They Are. New York: HarperOne, 2011; Ehrman B. D. Did Jesus Exist? The Historical Argument for Jesus of Nazareth. New York: HarperCollins, 2012.

10

См.: Осипов Д. Б. Барт Эрман – вызов христианской традиции или вызов «библицизму»? // СКРИЖАЛИ. Серия «Новозаветные исследования». 2016. № 12. С. 89–98. С. 89–90.

11

Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М.: Эксмо, 2012. 480 с. (Религия. Война за Бога).

12

Эрман Б. Д. Пётр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях. М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. 376 с.

13

Эрман Б. Д. Великий обман: Научный взгляд на авторство священных текстов / Барт Эрман; пер. с англ. С. Г. Пучкова. М.: Эксмо, 2013. 448 с. (Религия. Война за Бога).

14

Эрман Б. Д. Искаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил Библию / Барт Эрман; пер. с англ. У. В. Сапциной. М.: Эксмо, 2009. 320 с. (Религия. Настоящее христианство).

15

Ehrman B. D. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why. New York: HarperSanFrancisco, 2005.

16

Эрман Б. Д. Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство. М.: Эксмо, 2010. 350 с. (Религия. Настоящее христианство).

17

Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). New York: Harper Collins, 2009.

18

Эрман Б. Д. Утерянное Евангелие от Иуды. Новый взгляд на предателя и преданного / Барт Д. Эрман; пер. с англ. Ю. Д. Тулайковой. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 255, [1] с.

19

Ehrman B. D. The lost Gospel of Judas Iscariot: a new look at betrayer and betrayed. Oxford: Oxford University Press, 2006.

20

См.: Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epub.html (дата обращения: 30.03.2017).

21

См.: Ibid.

22

Более подробно об этом см. Ibid.

23

См.: Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epub.html (дата обращения: 30.03.2017).

24

См.: Ibid.

25

См.: King K. L. What is Gnosticism? Cambridge: Harvard University Press, 2005. Р. 110–115; Koester H., Robinson J. M. Trajectories through Early Christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1971. Р. 114–119; Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development. Philadelphia: Trinity Press International, 1990. Р. xxix- xxxii.

26

Bauer W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Philadelphia: Fortress, 1971.

27

См.: Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). New York: HarperCollins, 2009. Р. 197, 215­–216.

28

См.: Ibid. P. 197.

29

См.: Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epub.html (дата обращения: 30.03.2017).

30

Epp E. J. The Theological Tendency of Codex Bezae Cantabrigiensis in Acts. Society for New Testament Studies Monograph Series, 3. Cambridge: Cambridge University Press, 1966.

31

См.: Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epub.html (дата обращения: 30.03.2017).

32

Ehrman B. D. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press, 1993.

33

См.: Baird W. J. History of New Testament Research. Volume 3: From C. H. Dodd to Hans Dieter Betz. Minneapolis: Fortress Press, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://longfiles.com/8ofz8bb4n99r/0800699181_book.epub.html (дата обращения: 30.03.2017).

34

См.: ГуртаевА. Новый Завет глазами Барта Эрмана: борьба, редакция, искажение [Электронный ресурс]. URL: http://www.propovedi.ru/resource/text-of-the-nt-4th-ed- metzger-ehrman/ (дата обращения: 24.01.2017).

35

Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда М.: Эксмо, 2012. Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). New York: HarperCollins, 2009; Idem. Ehrman B. D. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford: Oxford University Press, 1999; Idem. Peter, Paul, and Mary Magdalene. Oxford: Oxford University Press, 2006; Idem. Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. New York: Oxford University Press. 2003; Idem. Forged.

36

См.: Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М.: Эксмо, 2012. С. 75; Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). New York: HarperCollins, 2009. Р. 101­102; Idem. Ehrman B. D. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 42 ; Idem. Peter, Paul, and Mary Magdalene. Р. 8 ; Idem. Lost Christianities. P. 3, 10.

37

См.: Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М.: Эксмо, 2012. С. 75.

38

Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М.: Эксмо, 2012. С. 76.

39

См.: Ehrman B. D. Forged... P. 29.

40

См.: Ehrman B. D. Lost Christianities. P. 13.

41

Термин, введенный Эрманом.

42

См.: EhrmanB. D. Lost Christianities. Р. 335.

43

Более подробный разбор данных утверждений см. Башкатов А.В. Критика утверждений Барта Эрмана о соотношении апокрифических и канонических Евангелий [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/file/uploaded/4000/report/request_155008/53520/uid140330_report.pdf?149596 1030 (дата обращения: 28.05.2017).

44

См.: EhrmanB. D. Lost Christianities... Р. 45.

45

Более подробный разбор данных утверждений см. Башкатов А.В. Критический анализ книг Барта Эрмана: происхождение Евангелий // Сборник трудов кафедры Библеистики Московской духовной академии. М.– Сергиев Посад, 2016. №3. С. 117–141. С. 129–135.

Комментарии для сайта Cackle