протоиерей Димитрий Владыков

Почитание святых

Учение православной Церкви

«Храним слова Господни, апостольские и пророческие, через которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу и святые ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей и всех святых мужей, и просить их предстательства, потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу... Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и благодатью досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.).

Величие святых

Святые окружают престол Божий (Откр.7:9–10), граждане небесного Иерусалима (Евр.12:22–23), весь мир их не достоин (Евр.11:38), друзья Божии (Ин.15:14; ср. Ис.41:8; Иак.2:23) во святых Бог прославляется (2Сол.1:10), святые участники божественной славы (Ин.12:26), память о них будет вечная (Пс.111:6), «благословенна» (Притч.10:7), «Церковь о них будет возвещать хвалу» (Сирах. 44:14).

Члены Церкви земной должны:

а) помнить о святых и подражать их богоугодной жизни: «поминайте (μνημоνεύετε – вспоминайте) наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак.5:10). «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16, 11:1; Флп.3:17). Апостол Павел, упомянув о святых и их подвигах (Евр.11 гл.), наставляет: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и запинающий (ευπερίατατоν – незаметно овладевающий, запутывающий в свои сети) нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).

б) ...почитать святых: Господь Иисус Христос, подтвердив ветхозаветную заповедь: «Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи» (Втор.6:13; Мф.4:10), – заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей (Ин.15:14): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:40–41; ср. Лк.10:16; Ин.13:20). «Во имя пророка», – «во имя праведника», – «во имя ученика» (Мф.10:42), т.е. если кто приимет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него – к Богу Отцу.

в) …поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» (3Цар.1:23), Орна – Давиду (1Пар.21:21), Авигея – Давиду (1Цар.25:23), Авдий – Илие пророку (3Цар.18:3–7), сыны пророков – Елисею (4Цар.2:15), Сонамитянка – Елисею (4Цар.4:37), темничный страж «припал (πρоσέπεσε от πρоσπίπτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» (Деян.16:29). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они(иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр.3:9). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу (1Цар.28:14).

Бог наказывает за непочитание святых

«Дети... насмехались над ним(пророком Елисеем). Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:23–24). «Сошел огонь с неба и попалил двух пятидесятников... с воинами» за то, что хотели взять пророка Илию, не оказав ему должного почтения (4Цар.1:14).

В апостольское время святых почитали

«Вот мы ублажаем (μακαριζομεν от μακαρίζω ублажаю, прославляю) тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» (Иак.5:11). «Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Народ прославлял их» (Деян.5:13). «Вы... приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса(услуживая мне, желали, услужить Самому Христу). Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:14–15).

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) «Единому премудрому Богу честь и слава» (1Тим.1:17), а не святым.

Тот же апостол в Рим.2:10 говорит: «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе: во-первых, иудею(так как иудей, исполняя закон, нес больше труда), потом и эллину». Ясно, что должные честь и слава святым не запрещаются Священным Писанием, так как не устраняют и не заменяют чести и славы, подобающих Единому Богу. Чествуя святых, мы выражаем свою любовь не только к ним как своим совершенным братьям, но и к Богу, прославившему их (Ин.12:26) и заповедавшему почитать их (Мф.10:40–42).

2) «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф.4:10).

Православные не воздают святым божеского поклонения, не обоготворяют их, а чествуют их (почитательным поклонением), как друзей Божиих, чтут их за, то, что они святостью приблизились к Нему (Евр.12:14), удостоились быть избранными сосудами благодати Божией (ср. 1Кор.15:10).

3) «Не дам славы Моей иному» (Ис.42:8).

Дальнейшие слова «и хвалы Моей истуканам» объясняют, что Бог запрещает воздавать славу и поклонение истуканам – ложным богам, а о святых апостолах Иисус Христос сказал: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин.17:22; ср. Пс.149:5, 145:8).

4) Апостол Петр отверг поклонение Корнилия (Деян.10:26).

Выражение апостола «встань, я тоже человек» показывает, что Корнилий, как язычник, хотел воздать апостолу Петру божеское поклонение (ср. Деян.14:10–15, 28:6), чего апостол и не допустил. Апостолы Павел и Сила не отвергли поклонения стража (Деян.16:29).


Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Комментарии для сайта Cackle